Развитие познавательного интереса учащихся

Как повысить интерес к биологии? Через развитие познавательного интереса. Применяю различные методы и приемы, но больше всего на развитие интереса оказывает исследовательская и проектная деятельность.Исследовательскую деятельность начинаю формировать на уроках по различным темам. Только в том случае, когда ученик сам найдет ответ на вопрос, изучит проблему, научиться работать с источниками информации - он добьется результата.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей

В связи с этим, в условиях массовой школы возникла необходимость такой организации обучения, которая учитывала бы индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности.

Современная концепция образования предполагает, что готовность к будущей деятельности является внутренней, индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне.

Для того, чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью - с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.

Познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к предметной области и деятельности, связанной с ее изучением.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами.

Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения( Ю.К.Бабанский, И.Д. Синельникова и др.) как мотив деятельности (Г.И.Щукина, Л.И.Ботович, Н.Г.Морозова и др.) как устойчивое качество личности (Г.И.Щукина и др.)

Для проведения целенаправленной работы по формированию познавательного интереса мною проведены исследования

Познавательная активность.

Вопросы, заданные учащимся

Класс

Ответы

Интересно ли вам на уроках биологии

мне очень интересно

5

6

6

10

7

6

8

5

9

8

не очень интересно

5

3

6

3

7

-

8

11

9

4

совсем не интересно

5

-

6

-

7

-

8

-

9

-

Мотивация учения

Классы

Просто хочу хорошую оценку по биологии

знания понадобятся в жизни

не хочу изучать предмет, но надо

5

2

2

-

6

3

7

3

7

-

6

-

8

6

7

3

9

4

8

-

Для меня сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Народная мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

В преподавании биологии использую элементы современных образовательных технологий: технология здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ технология, исследовательский подход в обучении.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся.

Под творческой деятельностью обучающихся можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации.

Начиная с 6-го класса предлагаю небольшие исследования по определенным темам. Например: при изучении темы «Лишайники» определить вид лишайника по натуральным объектам. При выполнении виртуальной лабораторной работы по Земноводным (Разработка урока на сайте школы) учащиеся проводят исследования и устанавливают связь между строением и образом жизни лягушки. При изучении семян двудольных и однодольных исследуют строение семян фасоли и кукурузы.

Очень эффективно влияют на развитие познавательной активности проблемные вопросы, которые предполагают применять знания в новой ситуации. «Откуда у растения появляются корни, стебли и листья?», «Влияет ли качество семян на проростки?», «Почему земноводные так называются», «Что будет с лягушкой, если у нее высохнет кожа?», «Если в две банки поместить лягушек и в одну положить живых насекомых, а в другую неживых, что произойдет?»

В течение нескольких лет я провожу работу со старшеклассниками по организации исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса к биологии.

Школьниками проведена следующая исследовательская работа: «Осанка школьника» -2007г., «Изучение санитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных растений» -2008г., «Инфекционные заболевания, их особенность влияния на организм на примере лептоспироза» -2009г., «Влияние мобильного телефона на организм человека»-2008г., «Причины употребления алкоголя школьниками» - 2010 г., «Правда о молоке», «Что нас защищает от холода», «Пищевые добавки» - 2011 г. В 2013 году - «Пиво: вред или польза», в 2014 году: «Влияние сотового телефона», «Влияние монитора компьютера на зрение человнеп», «Близнецы: похожи или нет», «В чем польза бересты», «Зачем животным хвосты»

Результат этой работы: участие в школьных и районных учебно - исследовательских конференциях «Юность Поморья». В 2010 году Варавина Даша ученица 9 класса и в 2011 году Чернакова Виктория - ученица 9 класса заняли призовое третье место.

В 2015 году ученица 8 класса Гауф Нина заняла первое место с работой «В чем польза бересты».

Варавина Даша и Ковалева Кира приняли участие в районном конкурсе компьютерных презентаций «Человек и природа» в 2009 году. Силантьева Виктория приняла участие в конкурсе мини - рефератов «Планета Земля: вчера, сегодня и завтра» в 2010 году в рамках проекта «Достойным землякам - достойную память».

В 2015 году мои учащиеся приняли участие в школьном конкурсе проектов.Темы: «Ордена и медали наших ветеранов»,»Воины - интернационалисты - выпускники нашей школы», «Полезные и вредные комнатные растения», «Фарфоровые куклы».

Ульяновская Лиза - ученица 5 класса заняла третье место.

Жизнь современного человека уже трудно представить без компьютера. Преимущества информационных компьютерных технологий многообразны: это и возможность более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективная проверка знаний и многообразие организационных форм в работе с учащимися, методических приемов в работе учителя.

Учащимся очень нравятся задания по подготовке презентаций по различным темам. Это также способствует развитию познавательного интереса.

Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать задачу развития познавательного интереса к биологии.

Учитель биологии МБОУ «Левковская СОШ №7» Вельский район

Чернакова Нина Евгеньевна



© 2010-2022