Развитие познавательной и творческой активности на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обоснованность выбора темы, её актуальность и результативность.

Развитие познавательной и творческой активности

на уроках биологии




Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Методическая тема, над которой я работаю уже не один год, взята мной не случайно. Она перекликается с темой нашей школы № 163 «Развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях», а также с проблемой школы «Компетентностно-деятельностный подход как средство развития школы и саморазвития личности», с целями и задачами педагогической системы нашего образовательного учреждения.

Предмет «биология» занимает зачастую не совсем первую строку в расписании, но есть тенденция оттеснения биологии на одно из последних мест в духовных интересах школьников. В проведённой мной анкете среди старшеклассников биология замыкает перечень любимых предметов.

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русской биологии, выработать у них умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те биологические, экологические и нравственные проблемы, которые возникают в жизни, ценить и чувствовать красоту окружающего мира, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству.

Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

  • гуманизация образования;

  • личностный подход в обучении;

  • педагогика сотрудничества;

  • развитие познавательных и творческих способностей;

  • учёт возрастных особенностей


Условия возникновения и становления опыта

Учащиеся нашей школы являются типично городскими школьниками, но даже они испытывают определённые трудности при подготовке к урокам, поиске нужной информации в книгах, научной литературе, среди разнообразных интернет-ресурсов. Каким же должен быть современный учитель и каким должен быть урок биологии сегодня? Эти вопросы меня волнуют постоянно.

Урок биологии - это партнёрство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, исследования разнообразных нравственных, экологических и природоохранных проблем, помогаю учащимся увидеть бездонность и глубину нашей Вселенной, отдельного человека в частности и любого биологического объекта, начиная от одноклеточного и заканчивая венцом творения - человеком разумным, открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение предмета биологии в школе, сотрудничество учителя и ученика. Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

  • внедрение новых педагогических технологий в работу;

  • создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;

  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.



Актуальность и перспективность.

Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной ее реализации. Школа должна быть обращена к социальным проблемам, связана с жизнью. Усложняется труд человека, меняется характер его профессиональной подготовке. Новые условия жизнедеятельности людей открывают широкий простор приложению творческих сил человека. Эти активные, творческие силы надо формировать уже с детства, в школе, в познании, в труде, в овладении общеобразовательными знаниями, умениями в приобщении к профессии к разносторонним ценностям общества.

Большинство современных профессий, порожденных научно-техническим прогрессом, новыми условиями жизни, требует слияния умственных и физических усилий в особых, нестандартных операциях. Здесь нужно не простое исполнительство, а творческое решение, быстрота ориентировки в сложных непредвиденных обстоятельствах. Широкое и глубокое знание своей профессии на базе общеобразовательной подготовки все больше становится фактором эффективности современного производства, как и ориентировка во взаимосвязях между различными видами деятельности. И не только это, но и мировоззренческая, жизненная позиция, организованность, сознательная дисциплина решают многое. Все это формируется в школьные годы и школой, и семьей широким разветвлением учреждений дополнительного образования.

Реализация реформы школы через постоянную активизации учебно-познавательной деятельности раскрывает нашу причастность к большому, общенародному делу.

Реформа школы поставила вопрос о необходимости через обучение осуществлять всестороннюю подготовку подрастающих поколений и в области познания, мировоззрения, и в области психической и практической подготовки и труду и в области эстетического освоения действительности, и главное - в овладении нравственными нормами общества и реализации их в жизнедеятельности каждого человека.

Активизация учебно-познавательной деятельности обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы учащихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений.

Теоретическая база опыта.

Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать на своих занятиях. Я обратила внимание на нестандартные технологии, связанные с постановкой и разрешением ТРИЗ-задач, групповые формы обучения и чередованием видов познавательной активности, а также использование ИКТ на уроках в виде разнообразных презентаций, опорных конспектов уроков, уроков-викторин, и апробировала их в течение нескольких лет. Они обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной. Активизируется жизненная позиция обучающихся, повышается интерес к предмету, способность аргументировано высказывать свою точку зрения, находить причинно-следственные связи разнообразных биологических процессов, происходящих не только в определенном организме, но и в природе в целом. Разнообразное влияние экологических факторов, а особенно антропогенного, способы и меры по улучшению экологической обстановки своего города и региона, возможность поучаствовать в жизни не только своей школы, но и района, города в целом.

Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленных помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, А.Л. Лурия, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др., а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения.

В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания, идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Для меня лично важнейшим приёмом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии и химии является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-викторины, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-семинары, уроки-диспуты.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.

«Всё прекрасно на этом свете» или «глухая тоска небытия»? - такой вопрос встаёт передо мной как перед учителем. В данной ситуации надо найти ответы на те вопросы, которые волнуют современных детей сейчас. В то же время посмотреть на разнообразные волнующие учеников нравственно-этические, экологические, биологические и общечеловеческие проблемы со стороны отдельно взятого человека, члена общества. Реализация этого принципа происходит через ситуацию диалога.

Несомненно, каждому приходится делать выбор, поэтому предложение - обсудить конкретную экологическую проблему нашего города, района, региона - встречено с интересом. Тут на помощь приходит метод проектов и исследовательская деятельность учащихся. Поездки в ЛЭТИ им.Ульянова (Ленина) на кафедру инженерной защиты окружающей среды и проведение там с помощью метода биотестирования на равноресничных инфузориях настоящих научных исследований с последующими выводами о состоянии экологии питьевой воды и снежного покрова нашего Центрального района заинтересовало большое число ребят, с каждым годом их количество растет. С нового учебного года мы решили использовать метод биотестирования не только на инфузориях, но и на проростках кресс-салата, а также на листьях лиственных пород деревьев нашего города. Другая группа учеников школы начала проводить тестирование влияния излучения сотовых телефонов на состояние здоровья обучающихся, а также на скорость мозговых процессов, психологический фон и уровень комфортности тестируемых учеников нашей школы.

В ходе самостоятельного исследования приходим к выводу, что мы сейчас уже отказались от традиционного урока как такового, а с помощью различных инновационных технологий приходим к позиции искателя, а не равнодушного свидетеля. Такое построение урока в виде диалога с учеником постоянно побуждает обращать взор на себя: «Какой выбор должен сделать я?» Человек должен быть ответственным не только перед собой, а и перед своими близкими, семьей, окружением. Нетрадиционное построение урока особенно ценно тем, что мнение и видение проблемы не навязывается ученику извне, он избавлен от необходимости выслушивания догматических истин, верных, но таких скучных, вызывающих отчуждение своей необходимостью. Диалог учителя и ученика приводит к осознанию многих научно-исследовательских проблем современной биологии, а также формирует активную жизненную позицию и становится внутренним убеждением ученика, то, к чему я и стремлюсь.

Особенность такого урока заключается в том, что он содержит ещё один значимый этап - применение полученных знаний и умений, учащимся представляется серия вопросов, предлагающих подумать над альтернативным разворачиванием различных экологических, биологических и медицинских проблем.. Особенность вопросов заключается в том, чтобы аргументировать свою позицию с точки зрения реальности. Это способствует развитию умения строить диалог. Такая форма этапа применения полученных знаний и умений обеспечивает большую эффективность. Обусловлено это тем, что вопросы, предлагаемые учащимся, имеют проблемный характер и мотивируют учеников к активной деятельности.

  1. Достаточно ли соотношения белков, жиров и углеводов для полноценного питания?

  2. Почему крупные обезьяны-вегетарианцы не страдают от недостатка незаменимых аминокислот?

  3. Связано ли понятие экологии образа мыслей от понятия экологии питания?

  4. Что включает в себя понятие здоровый образ жизни?

  5. Каким образом возможно активизировать пропаганду здорового образа жизни в классе, школе, семье, городе и стране в целом?

Учащимся даю возможность высказать идеи по поводу тем, предложенных для обсуждения, в домашней творческой работе. Выделяются наиболее оригинальные вопросы, которые добавляются в уже имеющийся список. Предлагается оформить ответ на проблемный вопрос в виде рецензии, интервью с известным человеком или животным, в виде компьютерной презентации или игры. Многие вопросы затрагивают межпредметные связи, поэтому приветствуется знания других школьных дисциплин, особенно таких, как география, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание.

Чтобы урок биологии был интересным, разнообразным, ёмким и содержательным, стараюсь использовать разнообразные формы деятельности учащихся: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую. Первым и главным приёмом активизации учащихся является сопряжение отдельной частной судьбы, проживающего свою жизнь в единстве настоящего, прошлого и будущего с экологическим состоянием города, наследственностью, психо-эмоциональным состоянием и т.д. Сопряжение коллективного и личностного опыта учащихся на уроке биологии происходит на основе тщательного анализа проблемных вопросов.поставленных. Успешно применяются на уроках следующие формы работы: комментарии историко-культурного, языкового плана; дописывание учащимися эпизодов, реплик, диалогов, которые могли бы существовать в тексте, составление писем, дневников от лица героев, рецензирование. Используются на уроках и ролевые игры, требующие проблемно-поисковую деятельность учащихся: урок - исследование по теме «Зачем и почему происходит сезонная смена окраски у животных?», «Кто красивее искусственно выведенные породы домашних животных или их дикие предки?»; лабораторная работа «Влияние топономики различных ландшафтов города на психо-эмоциональное состояние». Фотографирование, использование творческих заданий развивает пространственное, логическое и творческое мышление учащихся.

В целом, интрига урока биологии развивается таким образом, что ученик оказывается включенным в диалог медико-биологического, экологического, химико-физического направления и причастным свершениям и биологическим, экологическим и нравственно-этическим проблемам разных времён, возможна реализация своего личностного опыт а в общую биолого-экологическую копилку человечества.

В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского - беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Сценарии нетрадиционных уроков составляются и совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту параграфа, заданного на дом, возникает потребность в работе с литературой биологической направленности. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь. Очень важно то, что, готовясь к семинару, учащиеся используют и краеведческий материал родного края, и дополнительную литературу по предмету, и средства наглядности. Естественно, что такие уроки являются более эффективными, чем традиционно используемый урок-лекция. Учащиеся выступают не пассивными слушателями, а активными участниками, которые делятся со своими товарищами не только самостоятельно добытыми знаниями по теме, но и показывают глубину самостоятельного осознания новой темы. С большим интересом проходит в 10 классе урок-семинар по теме «Роль пищевых добавок в пищевом рационе современного человека».

Целью данного семинара является знакомство с журналами за последние три года, проверка умения индивидуальной и групповой работы с источником, через обзор журнала дать картину сегодняшнего состояния экологии собственно организма. Таким образом, я надеюсь привлечь внимание учащихся к многочисленным журналам, сноскам, интернет-ресурсам, а также для возрождения семейного чтения.

На подготовку было дано два месяца. Процесс подготовки не контролировался, это была полностью самостоятельная работа учащихся по группам, проводилось только консультирование по отдельным вопросам. Для успешного выступления на уроке, необходимо было составить план сообщения, отобрать из прочитанного существенное, яркое, значимое, сделать выписки цитатного материала. Рассказ должен быть интересным, живым, проблемным. Два учащихся представляли журнал, меняясь ролями, цитировали, иллюстрировали, проза сменялась поэзией, критика - драматургией. В своём сообщении учащиеся использовали наглядность - реклама своего журнала, представленная на страницах веб-сайта. Члены редакции разместили в классе афиши своих журналов, представленные на плакате. Они получились яркие, необычные и в каждой - своя изюминка. Сколько информации представлено: история журнала, варианты оформления, награды, авторы, редакционная коллегия, иллюстрированный материал. Выступления были настолько интересными и отличались друг от друга чем-то своим неповторимым, учащиеся перевоплощались в сотрудников редакции, читали наизусть стихи авторов, размещённых на страницах их журнала. Ни один учащийся не остался в стороне и безучастным к вопросам семинара. Ребята получили высокой поурочный балл, показав своё умение работать самостоятельно, творчески, вести исследование по конкретным вопросам.

А вот урок-викторина для учащихся 7 класса «Знаешь ли ты животных7» вылился в блиц-турнир, на котором учащиеся сами задавали друг другу различные вопросы по теме, и показали хороший уровень подготовленности.

Таким образом, поиски новых путей в преподавании биологии дают свои положительные результаты. Творческий подход отражается и на качестве знаний учащихся.

Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

На своих уроках я часто использую игру, особенно в 5-7 классах. Это соревнование двух кораблей, «Поле чудес», «Угадай животное», Игра-переводчик, игра «Эрудит», «Работа в биологической газете» , «Бумеранг» и др.

Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Продумывая новый урок, я стараюсь продумать и роль ученика на уроке. Ученик, выступающий в роли путешественника на обобщающем уроке - путешествии «Теория Чарльза Дарвина», в роли содокладчика или оппонента на заседании учёного совета по теме «Диеты - «за» и «против» восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению творческих заданий строго индивидуально, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы».

Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся - всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.



© 2010-2022