Конспект по биологии Лишайники (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Технологическая карта

урока по биологии в 6 классе


по теме « Лишайники»


УМК В.В. Пасечник




составила

Дорофеева О.В.

учитель биологии и химии

МОУ « Дудоровская СОШ»







Урок биологии в 6классе

Лишайники


Тип урока

Урок открытия нового знания ( технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия: использование новой группы организмов -лишайников.

Образовательная цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников, значение новой группы организмов в природе и жизни человека; знакомство с различными видами лишайников; продолжение формирования понятия симбиоз.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

-регулятивные УУД- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника ; уметь работать по алгоритму , оценивать правильность выполняемых действий, оценивать свою работу и работу товарищей на уроке, планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей.

-коммуникативные УУД- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

-познавательные УУД- уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать знания; находить ответы на вопросы , используя текст учебника, свой жизненный опыт и дополнительную информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

- уметь описывать особенности строения и жизнедеятельности лишайников, делить их на группы

- уметь сравнивать группу лишайников с изученными группами водорослей и грибов,

- знать значение лишайников в природе и жизни человека.

Основные понятия

Лишайники, симбиоз, кустистые, листоватые, накипные лишайники, нахождение лишайников в природе.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Учебник Биология 6класс, В.В.Пасечник, рабочая тетрадь»Биология : Бактерии. Грибы.

Растения»- 6кл, учебные таблицы: «Водоросли», « Грибы»

Проектор, экран, компьютер, учебный диск, карточки задания для самостоятельной работы, тестовое задание, раздаточный материал( различные виды лишайников), лупы, природный раздаточный материал, листы оценивания.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа, работа с раздаточным материалом, рабочей тетрадью



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности:

Цели:

-актуализировать требования со сто-роны учебной деятельности

- создать условия для возникновения у учащихся внут-ренней потребности включения в учеб-ную деятельность,

- уточнить тип урока

- наметить алгоритм учебной деятель-ности на уроке.

Работают с раздаточным природным материалом.

Отвечают на вопросы учителя

Проговаривают тип урока и называют алгоритм учебной деятельности

Организует работу учащихся с природным раздаточным материалом.

Организует беседу с учащимися и уточнение типа урока .

На столах учащихся лежит раздаточный природный материал лишайников.

Рассмотрите выданные вам природные образцы организма.

- Как вы думаете , что это за организм? Как он называется ? К какой группе организмов его можно отнести?

Значит :Чему будет посвящен наш урок? ( открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги, при открытии нового знания?

( Что я не знаю Сам найду способ.)

Оформлять свои мысли в устной форме

( коммуникативные УУД)

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:

Цели:

- организовать актуализацию умений

-организовать вы-полнение учащи-мися пробного учебного действия

-организовать фик-сирование учащи-мися индивидуаль-ного затруднения.

-уточнить следующий шаг учебной деятельности

Решают ребус

Определяют название организма.

Определяют тему и цели урока

Проговаривают ответы и высказывают предположения.

Организует работу учащихся по разгадыванию ребуса.


Организует формулирование темы и целей урока

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Использует учебные таблицы

ИКонспект по биологии Лишайники (6 класс)Конспект по биологии Лишайники (6 класс)Конспект по биологии Лишайники (6 класс)так выясним ,что это за

организм?

Лишь

,



،

Так какая же тема нашего урока?

А какие цели мы можем поставить на уроке?

-Сравните, раннее изученные организмы, грибы и водоросли с новым организмом- лишайником.

-Какое строение имеют водоросли?

-Какое строение имеют грибы?

- Как питаются грибы и водоросли?

-Как размножаются грибы и водоросли?

-А что можно сказать про лишайники?

- Какой следующий шаг учебной деятельности? ( «Я не знаю»)

Оформить свои мысли в устной форме

( коммуникативные УУД)

III.Выявление места и причины затруднения:

Цели:

-выявить место затруднения.

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-В каком месте возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

Ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя

( познавательные УУД)

IV.Построение проекта выхода из затруднения

( способ, план, средство)

Цели:

Организовать составление плана совместных учебных действий

-определить средства

- уточнить следующий шаг учебного действия.

Проговаривают следующий шаг учебного действия.

Составляют план совместного действия.


Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебного действия

Организует сос-тавление алгорит-ма действий.


Организует определение средств.

-Какой следующий шаг учебной деятельности?

(«Я сам найду способ»)

Наметим наш план действий

( алгоритм):

  1. Сами найдем способ.

  2. Сопоставим свои предположения с текстом учебника.

  3. Устраним затруднения.

  4. Поупражняемся в новом действии.

-Что нам поможет?( свой опыт, учитель, учебник, дополнительный материал)

Уметь определять план и последовательность действий на уроке.

( регулятивные УУД).

V.Реализация построенного проекта

Цели :

-реализовать построенный проект в соответствии с планом .

-организовать усвоение учениками нового способа действия.

-создать по возможности для каждого учащегося ситуацию успеха ,мотивирующую его к включенности в дальнейшую познавательную деятельность.








Физкультминутка

Под руководством учителя реализуют алгоритм.



Выступают по вопросам задания,

Фиксируют выступления учащихся на листах оценивания

Проговаривают вывод



Просматривают дополнительный материал и работают с раздаточным природным материалом.


Закрепляют материал в виде схемы.

Просматривают диск и беседуют с учителем.


Организует реа-лизацию работы по алгоритму

и организует работу в группах



Организует сопо-ставление выска-зываний учащихся и содержание текста учебника

Организует устранение затруднения


Организует усвоение учащимися нового способа действий.


Организует работу с раздаточным природным материалом и рабочей тетрадью




Организует просмотр диска и беседу.

1. Сами найдем способ.

А). Работа в группах по карточкам заданиям :

-прочти в тексте п.13 материал « строение и питание лишайников», «размножение лишайников».

-ответь на вопросы:

-Как устроены лишайники?

-Как они питаются?

-Что общего у гриба и лишайника?

-Что общего у водоросли и лишайника?

-Как размножаются лишайники?

-Что такое симбиоз?

Б). Выступают по одному человеку от каждой группы.

2.Сравним свои предположения с текстом учебника

3. Устраним затруднения.

Да действительно лишайники имеют сходство в строении , размножении, питании с грибами и водорослями.

-Какой можно сделать вывод?

Лишайник -симбиотический организм гриба и водоросли.

4. Упражнение в новом действии:

А).Беседа:

-Где встречаются лишайники?

-Кто такой «пионер»?

Б). Просмотр учебного диска.

-Где обитают лишайники?

-Почему их называют пионерами растительного сообщества?

-Какие виды лишайников существуют в природе?

В). Познакомимся с видами лишайников на природном раздаточном материале: работа в группах по заданию:

- Используя материал диска, природный раздаточный материал, рисунки учебника , разложите лишайники на листоватые, кустистые и накипные.

-выполните задание в рабочей тетради № 44 стр.24.

-оцените свою работу и работу товарищей в листах оценивания.

Г). Значение лишайников:

-просмотр учебного диска.

-беседа по вопросам

-Какое значение имеют лишайники в природе?

-Где использует лишайники человек?

Добывать новые знания : находить ответы на вопросы , используя текст учебника, свой опыт и информацию , полученную на уроке.

( познавательные УУД).

Учиться работать в группе , формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

( коммуникационные УУД)




Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

( коммуникативные УУД)





Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

( коммуникативные УУД)

VI.Закрепление материала с проговариванием во внешней речи и письменной форме.

Цели:

-выявить границы применимости нового знания.

Выполняют задания самостоятельно.







Выполняют самопроверку по эталону и выявляют ошибки.

Проводят само-оценку в листе

оценивания.

Организует тестовую работу.







Организует самопроверку по эталону , выявление ошибок и оценивание в лист .

Выполнение теста:

1.Лишайники являются пионерами растительного покрова потому, что:

а)первыми поселяются на камнях, скалах.

б). первыми исчезают с почвы.

в). первыми появились в воде.

2.Лишайники бывают:

а). развесистые, лохматые, кустистые.

б).кустистые, накипные, листоватые.

в). кустистые, лохматые, плоские.

3. тело лишайника называется :

а).слоевище.

б). микориза.

в). ризоид

4.Лишайник симбиотический организм так, как состоит из :

а). гриба и бактерии

б). водоросли и бактерии

в). гриба и водоросли.

5. Лишайники размножаются :

а). спорами.

б). кусочками тела.

в). цистами.

Проверка теста по эталону:

1-а, 2-б, 3-а, 4-в, 5-б.

Выявление ошибок.

Оцените свою работу в листе оценивания.

Уметь структурировать свои знания







Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

( регулятивные УУД).

VII.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Цели:

-организовать фиксацию нового содержания изучен-ного на уроке.

- организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности .

-организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Отвечают на вопросы учителя



Записывают домашнее задание в дневник

Организует фиксацию нового содержания.


Организует комментирование домашнего задания

- Какова была тема нашего урока?

- С каким организмом мы познакомились на данном уроке?

-Что нового мы узнали на уроке?.

-Какие затруднения испытывали на уроке?

- Как решали эти затруднения?

- Остались ли не решенные вопросы?

-Достигли ли мы свои цели?

-Запишем домашнее задание :

П.13, вопросы после параграфа, даем творческое задание -после параграфа стр.65, рабочая тетрадь № 43

Оценивать правильность выполнения действия, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

( регулятивные УУД)

Умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятель-ности.( познавательные УУД)

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке( итог).

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности .

По схеме рассказывают ,что узнали, знают, смогли.

Организует рефлексию


Организует оценку деятельности учащихся на уроке.

Оцени свою работу на уроке в листе оценивания и сдай учителю.

Используя схему опиши свою работу на уроке:

смог………….

Я знаю………….

запомнил…….

Выставление оценок за работу на уроке в дневник.

Оценивать правильность выполнения действия.

( регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

( личностные УУД),

Лист оценивания

Что я не знаю

Что я узнаю ( цели )






Оценка работы


Я сам

Мои товарищи

Решение ребуса




Определение темы и целей урока




Составление плана совместных действий



Работа с текстом параграфа




Умения сделать вывод




Работа с диском




Работа с раздаточным материалом




Выполнение теста


Не оценивается

Оценка всей работы на уроке





© 2010-2022