Инновационные технологии обучения биологии в условиях реализации требований ФГОС

Каждый учебный предмет является отражением научного знания в соответствующей области окружающей действительности. Поэтому в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной,  эстетической, технико-технолог...    Основная проблема состоит  и в том, что учащиеся вступают в подростковый период- начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигаются формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познав...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Управление дополнительного профессионального образования



ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку



по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»



Тема:

Инновационные технологии обучения биологии в условиях реализации требований ФГОС



Выполнила: Кочурова Наталья Ивановна,

учитель биологии и химии

Бахиловского филиала

ГБОУ СОШ с. Александровка,

м.р.Ставропольский



Тольятти, 2013 г.

с17.02.2014 по 07.03.2014

Содержание

  1. Введение стр.3

  2. Тема стр.3

  3. Актуальность стр.4

  4. Цель стр.5

  5. Задачи стр.5

  6. Новизна стр.5

  7. Технологическая карта урока стр.6

  8. Значение для практики стр.9

  9. Литература стр.10








1.Введение

Каждый учебный предмет является отражением научного знания в соответствующей области окружающей действительности. Поэтому в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

Основная проблема состоит и в том, что учащиеся вступают в подростковый период- начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигаются формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы.


Тема:

Инновационные технологии обучения биологии в условиях реализации требований ФГОС


  1. Актуальность

Внедрение новых педагогических технологий (в том числе, компьютерных), так как главная задача - воспитать адаптированного к современным условиям жизни человека, способного ориентироваться в огромном потоке информации.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Системно-деятельностный подход обусловливает определение цели обучения как умения учиться; включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач; целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности учащихся; решающую роль учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Целью образования, в соответствии с системно-деятельностным подходом, является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира с помощью организации системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий с соответствующей им номенклатурой: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.


  1. Цель:

  1. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы и ее многообразии.

  2. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира, выделить характерные признаки грибов. Роль в природе и жизни человека.

  1. Задачи, в связи с внедрением ФГОС

В связи с реализацией ФГОС у учителя изменится в первую очередь подход к обучению.

Сегодня необходимо:

  • обновить свои профессиональные знания, как теоретические, так и практические;

  • освоить новые образовательные технологии,

  • выбрать УМК, который соответствует требованиям ФГОС;

  • научиться разрабатывать и реализовывать рабочие программы по предмету;

  • программы по внеурочной образовательной деятельности;

проектировать урок в связи с требованиями ФГОС (работать с технологической картой урока).

  1. Новизна

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

Технологическая карта урока

5 КЛАСС ФГОС

Основная часть

Тема: «Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы»

Предмет

Биология

Класса

5

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Обобщить и систематизировать знания учащихся о грибах, отличать грибы от других организмов

Метапредметные

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные

Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение к природе необходимости ее охране и бережном отношении.

Решаемые учебные проблемы

Подвести учащихся к выводу о разных классов грибов.

Осуществить взаимосвязь предмета с ранее изученным материалом, формировать навыки работы с элементами параграфа учебника, умение самостоятельно добывать знания в ходе исследований, находить связь между живыми организмами в природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Грибница, гифы, мицелий, споры, микориза, плодовое тело

Вид используемых на уроке ИКТ

Диск. Царства живых огранизмов

Образовательные интернет-ресурсы

Фрагмент видеоурока на сайте «интернетурок.ру.»

Организационная структура урока

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация изучения нового предмета на основе материала курса «Окружающий мир».

  • Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов

  • Формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:

  1. О чем мы говорили на прошлых уроках?

  2. Имея знания, полученные в ходе изучения темы «грибы», какие вопросы у вас возникли?

  3. Как бы вы определили тему урока?

Деятельность учащихся:

  • Перечисляют изученные классы грибов.

  • Чем отличаются грибы от растений и животных?

  • Тема: « Обобщение Царства Грибы?»

2 этап. Создание проблемной ситуации

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

  • Какие шляпочные грибы вы собирали?

  • Чем отличаются шляпочные грибы от плесневых грибов?

  • Как грибы получают питательные вещества?

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Формировать представление об основных царствах живой природы.

  • Учитель должен: формировать рефлексивные умения , обобщает имеющиеся у учащихся знания

  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Учитель:

создает готовность предстоящей деятельности

Учащиеся: проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности, изучение живой природы

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи учителя:

  • Определение содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи.

  • Фронтальная работа на кластерах, тестовое задание ( фронтальный опрос)

  • Работа у доски ( индивидуальная форма)

  • Работа в группах ( закрепление умений работать с микроскопом, мукор)

  • Сообщение учащихся ( умение самостоятельно проделать заданный эксперимент( выращивание плесени), работа с дополнительными источниками, использование интернет ресурсов)

  • Работа у доски с рисунками и схемами

  • Умение работать с учебником

  • Воспитание культуры диалога

Учителя: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию, обобщению и систематизации знаний

Учащиеся:

Участие в диалоге

Умение работать индивидуально и в группах

5 этап: Обобщение, мобилизация и систематизация знаний.

Развитие способности к общению

  • Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи

  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению одноклассников

Учитель:

  • Восприятие деятельности для решения проблемной ситуации

  • Побуждает к теоретическому объяснению фактов

  • Стимуляция к познанию, углубления знаний о грибах

Учащиеся:

  • Мотивируются на изучение биологии - как науки.

6 этап:

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения, обобщение и систематизация знаний

Учитель:

  • Создает ситуации успеха

  • Побуждает интерес дальнейшему изучению предмета

  • Постоянно поощряет учащихся

Учащиеся:

Вступают в диалог (пассивно или активно), умеют доказывать свою точку зрения

  • Выполняют элементы исследовательской деятельности

  • Формируют умение делать вывод

  • Использование форм работы: индивидуальную, групповую с обобщающей беседой

  • Предлагать ученикам рассказывать о ходе исследования, делая при этом акцент на выводы

( формирование речи и логического мышления)

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать способности объективно оценивать цели урока

  • Смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?


Учитель:

  • Предлагает вспомнить тему и задачи урока

  • Оценивает меру личного продвижения к цели учащихся:

Ученики:

  • Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их

  • Называют тему урока

  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.

8 этап: домашнее задание.

Найти интересные факты о жизнедеятельности грибов.




Значение для практики.

При подробном анализе традиционного и урока современного типа становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. К.Д. Ушинский - «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»



Литература

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание изд. «Просвещение» М.2010

  2. Пасечник В.В. Рабочая программа по биологии. Изд. «Дрофа» М.2012

  3. Ресурсы интернета

  4. Материалы преподавателей курсов по ФГОС

© 2010-2022