- Преподавателю
- Биология
- Программа курса Экология моего села
Программа курса Экология моего села
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондарева Г.В. |
Дата | 29.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭКОЛОГИЯ МОЕГО СЕЛА
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе авторского курса Барсуковой Т.В. «Экология моего села» утвержденного Ростовским областным ИПК и ПРО (сборник «Биология. Программы курсов по выбору». Изд-во Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006 г.).
Курс «Экология моего села» ориентирован на формирование основ здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде, своему здоровью, воспитание любви к родному краю. Задача курса довести до школьников то, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека: бережно относясь к природе, сохраним свое здоровье
Главная идея курса развитие социально-личностных, практических, биологических, коммуникативных, общекультурных компетенций. Важность курса - его интегрированный междисциплинарный характер.
Основные цели и задачи курса:
-
создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения;
-
воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
развитие творческих способностей школьников, самостоятельности их мышления, умения моделировать и анализировать различной сложности экологические ситуации;
-
развитие умений действовать в специфических ситуациях.
Ожидаемые результаты:
-
сформированность интереса к предметам естественно - научного цикла;
-
развитие экологической культуры;
-
выработка умения элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
-
ценностное отношение к здоровью своему и здоровью окружающих;
-
умение действовать в специфических ситуациях.
Значительное место занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, что должно способствовать формированию научного мировоззрения.
Ряд практических работ проводится во время изучения тем, на них целесообразно проводить групповую работу учащихся с подготовкой результатов работы и выводов для всего класса, а также для выступления на родительском собрании. Помимо этого проводятся экскурсии, целью которых является выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде.
К программе курса Барсуковой Т.В., рассчитанной на 14 часов, добавлено 3 часа:
-
Изменчивость - важнейший фактор здоровья
-
Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.
-
Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.
Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
Формы контроля, творческие задания
1
Мой край родной.
1
Экскурсия 1
2
Жизнь в природе. Человек-часть природы.
2
Круглый стол
3
Факторы, формирующие здоровье человека.
2
Экскурсия 2
4
Наследственность - важный фактор здоровья.
2
Практическая работа 1
5
Изменчивость - важнейший фактор здоровья.
1
Практическая работа 2
6
Окружающая среда, в которой ты находишься.
2
Практическая работа 3
7
Влияние окружающей среды на здоровье человека.
2
Практическая работа 4
8
Влияние образа жизни на здоровье
Человека.
2
Творческий проект
9
Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.
2
Творческий проект
10
Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.
1
Подготовка стенгазет и рефератов
Итого
17
Содержание программы
Темы 1. Мой край родной
1.1. Природа нашего села
Экскурсия 1. Многообразие животного и растительного мира окрестностей нашего села.
Цель: обучение правилам наблюдений, выработка умения оценивать состояние окружающей среды своей местности, воспитание любви к родному краю
Тема 2. Жизнь в природе
2.1. Человек - часть природы.
Влияние природы на человека. Солнце, воздух и вода в жизни человека. Закаливание.
2.2. Круглый стол. Бывает ли в природе что-то не полезным?
Цель: развитие коммуникативных умений; формирование умений анализировать нравственные ситуации; уметь определять причины изменений в природе.
2.3. Здоровье человека - личное и общественное достояние. Методы его сохранения.
Тема 3. Факторы, формирующие здоровье человека
3.1. Природно-биологические (климат, флора, фауна и т.д.) факторы нашего региона. Социально-экономические или условия труда и жизни (промышленность, сельское хозяйство, жилище, питание) - факторы, формирующие здоровье человека. Здравоохранение (медицинская наука, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, лечебно - профилактическая помощь).
3.2. Лечебно-профилактическая помощь в нашем селе.
Экскурсия 2. Посещение местной амбулатории.
Цель: профориентация, знакомство со специальностями лечебного заведения; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения.
Тема 4. Наследственность - важный фактор здоровья.
4.1. Продолжительность жизни. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Наследственные болезни и возможность их предупреждения. Генеалогическое дерево.
4.2. Долгожители моего села.
Практическая работа 1.
Цель: знакомство с историей своего села; выявление самого пожилого жителя. Подготовка материала к фотоальбому по теме.
Тема 5. Изменчивость - важнейший фактор здоровья.
5.1. Изменчивость - приобретение новых признаков и свойств организма.
Практическая работа 2.
Тема 6. Окружающая среда, в которой ты живешь
6.1. Месторасположение школы в микрорайоне (расположение относительно коммунальных предприятий, жилых домов, автострад).
Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения: соотнесение площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам, расстановка мебели, окраска стен, мебели, школьной доски; температура, вентиляционный режим, освещенность, шумовая нагрузка на школьные помещения (внешняя и внутренняя). Школьное расписание. Чередование умственного и физического труда.
6.2. Экологический и гигиенический режим в школе.
Практическая работа 3. Экологический паспорт школы.
Цель: формирование интереса к предметам естественно-научного цикла, выработка умений элементарно оценивать состояние окружающей среды, в которой находишься, и воспитание бережного отношения к ней.
Тема 7. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
7.1. Природа - часть окружающей среды. Климат, погода и самочувствие. Биологические ритмы. Космические факторы здоровья. Адаптации.
7.2. Последствия ухудшения качества окружающей среды, влияющие на здоровье человека,
Практическая работа 4. Места наибольшего загрязнения окрестностей нашего села. Нанесение их на карту.
Составление и обсуждение проектов по улучшению качества сельской среды обитания.
Цель: выявление самых загрязненных мест нашего села; определение источников загрязнения. Развитие творческих способностей школьников, самостоятельности их мышления, умения анализировать и моделировать различной сложности ситуации, искать пути их решения.
Тема 8. Влияние образа жизни на здоровье человека.
Творческий проект.
Тема 9. Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.
Тема 10 . Влияние образа жизни на здоровье человека
10.1. Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.
Литература
Литература для учителя
Барсукова Т. В. Биология. Программы курсов по выбору. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006.
Антропова М.В. и др. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения. М., 2004.
Антропова М.В. и др. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. М., 2004.
Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма. М., 1989.
Морозов Е.И.
Генетика в вопросах и ответах. Минск, 1989.
Природа Донского края. Ростов н/Д., 1978.
Природоохраняющие традиции Донского края. Новочеркасск, 2001.
Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. М., 1988.
Литература для учащихся
Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье. М., 1977.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1989.
Тагдиси Д. Т. и др.
Экология и здоровье человека. М., 1985.
Экологические очерки о природе и человеке. М., 1998.
Экологический вестник Дона. Ростов н/Д., 2004.