Программа курса Экология моего села

Курс «Экология моего села» ориентирован на формирование основ здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде, своему здоровью, воспитание любви к родному краю. Задача курса дове­сти до школьников то, что от состояния окружающей среды зависит здо­ровье человека: бережно относясь к природе, сохраним свое здоровье
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЯ МОЕГО СЕЛА

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторского курса Барсуковой Т.В. «Экология моего села» утвержденного Ростовским областным ИПК и ПРО (сборник «Биология. Программы курсов по выбору». Изд-во Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006 г.).

Курс «Экология моего села» ориентирован на формирование основ здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде, своему здоровью, воспитание любви к родному краю. Задача курса довести до школьников то, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека: бережно относясь к природе, сохраним свое здоровье

Главная идея курса развитие социально-личностных, практических, биологических, коммуникативных, общекультурных компетенций. Важность курса - его интегрированный междисциплинарный характер.

Основные цели и задачи курса:

  • создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения;

  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • развитие творческих способностей школьников, самостоятельности их мышления, умения моделировать и анализировать различной сложности экологические ситуации;

  • развитие умений действовать в специфических ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность интереса к предметам естественно - научного цикла;

  • развитие экологической культуры;

  • выработка умения элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;

  • ценностное отношение к здоровью своему и здоровью окружающих;

  • умение действовать в специфических ситуациях.

Значительное место занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, что должно способствовать формированию научного мировоззрения.

Ряд практических работ проводится во время изучения тем, на них целесообразно проводить групповую работу учащихся с подготовкой результатов работы и выводов для всего класса, а также для выступления на родительском собрании. Помимо этого проводятся экскурсии, целью которых является выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде.

К программе курса Барсуковой Т.В., рассчитанной на 14 часов, добавлено 3 часа:

  1. Изменчивость - важнейший фактор здоровья

  2. Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.

  3. Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.


Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Формы контроля, творческие задания

1

Мой край родной.

1

Экскурсия 1

2

Жизнь в природе. Человек-часть природы.

2

Круглый стол

3

Факторы, формирующие здоровье человека.

2

Экскурсия 2

4

Наследственность - важный фактор здоровья.

2

Практическая работа 1

5

Изменчивость - важнейший фактор здоровья.

1

Практическая работа 2

6

Окружающая среда, в которой ты находишься.

2

Практическая работа 3

7

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2

Практическая работа 4

8

Влияние образа жизни на здоровье

Человека.

2

Творческий проект

9

Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.

2

Творческий проект

10

Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.

1

Подготовка стенгазет и рефератов

Итого

17









Содержание программы

Темы 1. Мой край родной

1.1. Природа нашего села

Экскурсия 1. Многообразие животного и растительного мира окрестностей нашего села.

Цель: обучение правилам наблюдений, выработка умения оценивать состояние окружающей среды своей местности, воспитание любви к родному краю

Тема 2. Жизнь в природе

2.1. Человек - часть природы.

Влияние природы на человека. Солнце, воздух и вода в жизни человека. Закаливание.

2.2. Круглый стол. Бывает ли в природе что-то не полезным?

Цель: развитие коммуникативных умений; формирование умений анализировать нравственные ситуации; уметь определять причины изменений в природе.

2.3. Здоровье человека - личное и общественное достояние. Методы его сохранения.

Тема 3. Факторы, формирующие здоровье человека

3.1. Природно-биологические (климат, флора, фауна и т.д.) факторы нашего региона. Социально-экономические или условия труда и жизни (промышленность, сельское хозяйство, жилище, питание) - факторы, формирующие здоровье человека. Здравоохранение (медицинская наука, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, лечебно - профилактическая помощь).

3.2. Лечебно-профилактическая помощь в нашем селе.
Экскурсия 2. Посещение местной амбулатории.

Цель: профориентация, знакомство со специальностями лечебного заведения; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно - научного профиля обучения.

Тема 4. Наследственность - важный фактор здоровья.

4.1. Продолжительность жизни. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Наследственные болезни и возможность их предупреждения. Генеалогическое дерево.

4.2. Долгожители моего села.
Практическая работа 1.

Цель: знакомство с историей своего села; выявление самого пожилого жителя. Подготовка материала к фотоальбому по теме.

Тема 5. Изменчивость - важнейший фактор здоровья.

5.1. Изменчивость - приобретение новых признаков и свойств организма.

Практическая работа 2.

Тема 6. Окружающая среда, в которой ты живешь

6.1. Месторасположение школы в микрорайоне (расположение относительно коммунальных предприятий, жилых домов, автострад).

Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения: соотнесение площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам, расстановка мебели, окраска стен, мебели, школьной доски; температура, вентиляционный режим, освещенность, шумовая нагрузка на школьные помещения (внешняя и внутренняя). Школьное расписание. Чередование умственного и физического труда.

6.2. Экологический и гигиенический режим в школе.
Практическая работа 3. Экологический паспорт школы.

Цель: формирование интереса к предметам естественно-научного цикла, выработка умений элементарно оценивать состояние окружающей среды, в которой находишься, и воспитание бережного отношения к ней.

Тема 7. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

7.1. Природа - часть окружающей среды. Климат, погода и самочувствие. Биологические ритмы. Космические факторы здоровья. Адаптации.

7.2. Последствия ухудшения качества окружающей среды, влияющие на здоровье человека,

Практическая работа 4. Места наибольшего загрязнения окрестностей нашего села. Нанесение их на карту.

Составление и обсуждение проектов по улучшению качества сельской среды обитания.

Цель: выявление самых загрязненных мест нашего села; определение источников загрязнения. Развитие творческих способностей школьников, самостоятельности их мышления, умения анализировать и моделировать различной сложности ситуации, искать пути их решения.

Тема 8. Влияние образа жизни на здоровье человека.

Творческий проект.

Тема 9. Ухудшение качества природы в поселке Рассвет, влияющее на здоровье человека.

Тема 10 . Влияние образа жизни на здоровье человека

10.1. Влияние психоактивных веществ на здоровье школьника.



Литература

Литература для учителя

Барсукова Т. В. Биология. Программы курсов по выбору. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2006.

Антропова М.В. и др. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения. М., 2004.

Антропова М.В. и др. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. М., 2004.

Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма. М., 1989.

Морозов Е.И.

Генетика в вопросах и ответах. Минск, 1989.

Природа Донского края. Ростов н/Д., 1978.

Природоохраняющие традиции Донского края. Новочеркасск, 2001.

Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. М., 1988.

Литература для учащихся

Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье. М., 1977.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1989.

Тагдиси Д. Т. и др.

Экология и здоровье человека. М., 1985.

Экологические очерки о природе и человеке. М., 1998.

Экологический вестник Дона. Ростов н/Д., 2004.


© 2010-2022