Внешнее и внутреннее строение надкласса рыб

Урок подготовлен  для учащихся 7 класса, малокомплектной школы.Учащиеся работают в двух группах, на столе маршрутные листы , где даны задания для повторения и закрепления. На рабочих листах дана информация и план для работы групп.Учитель направляет деятельность учащихся, корректирует ответы.На уроке учитель предоставляет возможность ученикам  представить и обобщить изученный материал  в свободной форме: виде схем ,таблиц, рисунков.Работу в группах и выполнение заданий оценивают сами учащиеся на ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Особенности внешнего и внутреннего строения надкласса рыб. Цель: знать особенности строения надкласса рыб, в связи с их образом жизни; Задачи: выявить особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанных с водной средой обитания; уметь самостоятельно работать с информацией и учебником, выбирать нужную информацию из предложенного материала; уметь работать в группе ; воспитывать бережное отношение к рыбам при работе с натуральными объектами. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: частично-поисковые, самостоятельные, проблемное изложение. Оборудование: компьютер,маршрутный лист (на каждую парту) ,рабочие листы для работы в группах; презентация урока, натуральные объекты (окуни на каждую парту)

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Сегодня солнечный и ясный день. И я хочу ,чтобы он был для вас позитивным .Внимание на экран (просмотр позитивного ролика). Теперь давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

2.Проверка знаний. Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

1.Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к
типу …
2.Над хордой расположен трубчатый тяж - это …
3.Под хордой расположена … система в виде трубки.
4.Отсутствие черепа и головного мозга характерно для подтипа…
5.В типе хордовых выделяют три подтипа: …
6.Ученый, изучивший размножение и развитие ланцетника-это…

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл(лист оценки).

3. Переход к изучению новой темы.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря. Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: в знойных пустынях, в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Отгадайте загадку(слайд)

У маленькой скотинки

Сто монеток на спинке.( Рыба.)

- Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
Верно, а звуки моря подтверждают вашу догадку. Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин - рыбами.

Итак, начинаем погружение… (видеоролик)

4.Изучение новой темы.

Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных, свыше 22000 видов. Рыбы относятся к подтипу Позвоночные. Почему их назвали Позвоночные?
- А по другому подтип называют Черепными, почему? Подтип Позвоночные (Черепные) объединяет животных, имеющих позвоночник и череп. Надкласс Рыбы включает два класса: Хрящевые и Костные рыбы . Основной критерий такого разделения - вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов.

Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис и карликовая пандака) и более 20 м (китовая и гигантская акулы), масса варьирует от 1,5 г до 14 тонн.

Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны - от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба - абиссобротула обнаружена на глубине 8370 м.

Таким образом, рыбы - наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных . Мозговая атака? А какими особенностями характеризуется водная среда обитания?

1. большая плотность;

2. малая прозрачность;

3. способность растворять вещества;

4. малое содержание кислорода;

5. текучесть, подвижность ;

6. высокое давление на больших глубинах;

7. уменьшение освещённости с глубиной.

А какие приспособления возникли у рыб в связи с жизнью в воде? (Организуется работа по заполнению схемы.) Критерии -правильный ответ -1 балл.

Получается схема:

Приспособления

Работа в паре. Задание: Соотнесите (разрезные карточки). Критерии -правильный ответ -1 балл.(сверяем на доске)

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

Е. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

А. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

Г. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Д.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Б. Придает форму и защищает.

6.Окраска

В.Обеспечивает маскировку

Организуется беседа : А теперь подумайте, почему форма тела должна быть обтекаемой , без резких переходов (в связи с плотностью водной среды)

Слайд (Тело состоит из 3 отделов: голова, туловище, хвост)

Работа с натуральным объектом (окунь). (на каждой парте) Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых рифов, т.е. окраска покровительственная).

Обратите внимание на окраску тела окуня сверху и снизу, одинакова ли она?

( у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).

У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Рассмотрите их .Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

Роль плавательного пузыря. Эксперимент с шариком.

- Что произойдет с пластилиновым шариком, если его опустить в воду? (опускает один из учащихся )
- А что сделать, чтобы он не утонул?
- Какое отношение этот опыт имеет к рыбам?
А ведь рыбы поднимаются на поверхность и опускаются на дно. За счет чего они это делают?

- Почему рыба плавает в воде и не тонет, ведь их вес больше плотности воды?

(Беседа с учащимися).
-Рыба плавает и не тонет, потому что есть плавательный пузырь.

Плавательный пузырь - орган, состоящий из одной или двух камер. Заполнен смесью газов, близким по составу к воздуху. Газ попадает в плавательный пузырь из кровеносных сосудов.

Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

Рыбы стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры - «поплавки». У костных рыб роль поплавков выполняет плавательный пузырь и запасы жира в печени (у акулы).

5.Деление на группы (сладкое деление)

А какую роль выполняют различные плавники у рыб (это выяснит 1 группа).А как рыбы ориентируются в пространстве? Какие для этого у них есть органы чувств? (это выяснит 2 группа)

6.Работа в группах.

Прочтите информацию о плавниках рыб, рассмотрите предоставленную вам рыбу и ответьте на вопрос « С помощью каких плавников, рыбы передвигаются в воде и охарактеризуйте их функции?»

Заполните таблицу .Нарисуйте рыбу со всеми плавниками, обозначьте их.

Плавники у рыб бывают парные и непарные
На туловище рыбы находятся парные грудные, брюшные и отдельный спинной плавник. В хвостовой части-непарные -анальный и хвостовой плавники: а) парные: грудные и брюшные (как «весла») -обеспечивают сохранение равновесия , горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный,(устойчивость тела при движении вперед и поворотах), хвостовой плавник - движение вперед, выполняет роль руля



плавники

Название плавников

Функции

Парные

Непарные


Внешнее и внутреннее строение надкласса рыб.

Прочитайте и запомните информацию. Заполните таблицу..

На голове рыбы найдите два отверстия - ноздри. Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.. Рассмотрите глаза(орган зрения) (без век), расположенные по бокам головы (они видят на близком расстоянии и различают цвета). Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Орган слуха представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе: ушной раковины и слухового прохода нет. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.

У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

Орган чувств

Чем представлен

Где расположен

Функция






7.Выступление спикеров. Остальные заполняют таблицу по ходу выступления

8.Физминутка (Елочки-пенечки)

Оценивание по критериям. (от10 до 50)

Решение познавательных задач (правильный ответ- ). Некоторые рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку, почему этого не происходит с ними?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

9.Закрепление. Тестирование

1.Тело рыбы имеет …. форму тела.

2.Тело рыбы подразделяется на отделы: …

3. Плавники, которые участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны, называются …

4.Непарные плавники - это …

5.Снаружи тело рыбы покрыто …

6.Основным моторным органом, рулем служит …

7.Орган чувств, состоящий из каналов, лежащих в коже под чешуей, называется …

8. Органов слуха на поверхности головы не видно, внутри черепа находится …

9.Орган чувств, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, называется … 10. Возраст рыбы можно определить по

№ вопроса

1 вариант

1.

Обтекаемая;

2.

Голова, туловище, хвост;

3.

Грудные, брюшные;

4.

Спинной, хвостовой, анальный;

5.

Чешуя;

6.

Хвостовой плавник;

7.

Боковая линия;

8.

Внутреннее ухо;

9.

Орган равновесия;

10.

Годичным кольцам на чешуе.

Критерии -правильный ответ -1 балл.(сверяем на доске) 10.Итоги урока .Суммативное оценивание

11.Рефлексия «Яблоня и яблоки»

12. Домашнее задание:

Творческое задание. Приготовить сообщение:

-об акулах и скатах;

-о своих аквариумных питомцах;

-об интересных особенностях жизни рыб;

Поисковое задание: узнать, какие виды рыб занесены в Красную книгу Республики Казахстан

Маршрутный лист ученика(цы)7 класса: _______________________________

Тема : Особенности внешнего и внутреннего строения рыб

1.Этап.Проверка знаний .

1.Задание: Прочитайте предложения и вставьте пропущенные слова


1.Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к
типу …
2.Над хордой расположен трубчатый тяж - это …
3.Под хордой расположена … система в виде трубки.
4.Отсутствие черепа и головного мозга характерно для подтипа…
5.В типе хордовых выделяют три подтипа: …
6.Ученый, изучивший размножение и развитие ланцетника-это…

Правильный ответ -1 балл Количество баллов:

2.Задание: Составьте схему

Приспособления

Правильный ответ -1 балл Количество баллов:

3.Заполните таблицу о ходу выступления спикеров

плавники

Название плавников

Расположение

Функции

Парные

Непарные





Орган чувств

Чем представлен

Где расположен

Функция






4. задание: Прочитайте предложения и вставьте пропущенные слова

1.Тело рыбы имеет …. форму тела.

2.Тело рыбы подразделяется на отделы: …

3. Плавники, которые участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны, называются …

4.Непарные плавники - это …

5.Снаружи тело рыбы покрыто …

6.Основным моторным органом, рулем служит …

7.Орган чувств, состоящий из каналов, лежащих в коже под чешуей, называется …

8. Органов слуха на поверхности головы не видно, внутри черепа находится …

9.Орган чувств, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, называется …

10. Возраст рыбы можно определить по…..

Правильный ответ -1 балл Количество баллов:

Всего баллов: Оценка:

Критерии оценки: 22-20 баллов - «5»; 13-19баллов-«4»; 7-12 баллов-«3»; 0-6 баллов-«2»









Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

Е. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

А. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

Г. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Д.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Б. Придает форму и защищает.

6.Окраска

В.Обеспечивает маскировку








Работа в группах.

Прочтите информацию о плавниках рыб, рассмотрите предоставленную вам рыбу и ответьте на вопрос « С помощью каких плавников, рыбы передвигаются в воде и охарактеризуйте их функции?»

Заполните таблицу .Нарисуйте рыбу со всеми плавниками, обозначьте их.

Плавники у рыб бывают парные и непарные
На туловище рыбы находятся парные грудные, брюшные и отдельный спинной плавник. В хвостовой части-непарные -анальный и хвостовой плавники: а) парные: грудные и брюшные (как «весла») -обеспечивают сохранение равновесия , горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный,(устойчивость тела при движении вперед и поворотах), хвостовой плавник - движение вперед, выполняет роль руля



плавники

Название плавников

Расположение

Функции

Парные




Непарные




Внешнее и внутреннее строение надкласса рыб.



Рабочий лист

Рассмотрите рыбу. Заполните таблицу. Оформите кластер на листах.

На голове рыбы найдите два отверстия - ноздри. Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.. Рассмотрите глаза(орган зрения) (без век), расположенные по бокам головы (они видят на близком расстоянии и различают цвета). Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Орган слуха представлен только внутренним ухом, расположенным в черепе: ушной раковины и слухового прохода нет. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.

У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

Орган чувств

Чем представлен

Где расположен

Функция




















© 2010-2022