- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: Лишайники – не гриб и не водоросль
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: Лишайники – не гриб и не водоросль
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колдыркаева Г.И. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
г. Ноябрьск
Колдыркаева Галина Ивановна
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:
Лишайники - не гриб и не водоросль.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
Создать условия для открытия новых знаний об организмах, достигших высоко уровня сосуществования - лишайниках, их многообразия и значения в природе и жизни человека.
Задачи:
Предметные результаты:
1. Формировать умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах
2. Формировать умение объяснять роль лишайников в природе и жизни человека
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Формировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
4. Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
1.Формировать умение владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
2. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
3. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема).
4. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
1. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, группе.
2. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого.
Основные методы: проблемный, работа в парах и группах, самостоятельная работа с задания контроля, самоконтроля.
Объекты и средства материально-технического обеспечения урока
1.Технические средства обучения (средства ИКТ): АРМ-комплекс учителя, нетбуки для учащихся
2.Раздаточный материал: гербарии лишайников
MULTIMEDIA- поддержка:
1. Образовательный комплекс 1С «Биология, 6 класс» к учебнику: Пономарева Н.И. и др. Биология. Бактерии, растения, грибы, лишайники. 6 класс. Пономарева Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. Н.И. Пономаревой -2-е изд. перераб.- М.: Вентана-Графф, 2005.
2. Интернет-ресурсы: biolgra.ucoz.ru/index/paporotniki_lishajniki/0-279
Технологическая карта урока по теме: Лишайники - не гриб и не водоросль.
Этапы урока
Деятельность
Задания, упражнения
Результат
Учителя
Ученика
1.Самоцелеполагание
(2-3 минуты)
Мотивация
Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.
Ценностно-ориентированная деятельность
Версии школьников.
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
1. «Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору».
2. «Удивительное дело - как дружны зелёный с белым? Друг за друга
отвечают и друг друга выручают».
3. «В чрезвычайно суровых условиях мы произрастаем: и на скалах, и в лесах, даже в льдинах Антарктиды»
4. «Там, где грязно, много дыма - наша жизнь не выносима»
- О каких организмах идёт речь?
- Что можно узнать о лишайниках?
- Какой вопрос (проблему)
будем обсуждать на уроке?
-Чем лишайники отличаются от изученных нами живых организмов?
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Самостоятельная формулировка цели урок и ее фиксация в тетради.
2.Самопланирование
(5 минут)
Перечень задач
Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».
- Что такое симбиоз?
- Что такое экосистема?
- Какие примеры симбиоза ты уже изучал?
Преобразовательная деятельность -создание плана деятельности
-Расскажите, что вы уже знаете о лишайниках?
-Что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения?
- Сформулируйте план работы.
Регулятивные УУД
3. Формирование умений самостоятельно составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
Составление плана изучения темы.
3. Самодеятельность
(20-25 минут)
Управление деятельностью ученика и коррекция
Познавательная деятельность - познание изучаемого объекта
Предложите гипотезу о строении лишайника, используя четверостишие:
«Удивительное дело - как дружны, зелёный с белым? Друг за друга
отвечают и друг друга выручают».
-Из каких организмов состоит лишайник?
-Что у лишайника в строении - от гриба, а что - от водоросли?
0 уровень - нет умений действия
Регулятивные УУД
2. Сформировать умение в диалоге с учителем разрешать проблемную ситуацию
Работая в парах, используя материал образовательного комплекса «Биология, 6 класс» (&55 пункт «Общая характеристика»)
1. Предложите гипотезу о питании, размножении и среде обитания лишайников.
-Как питается лишайник? Чем?
- Как растут лишайники?
- Где можно встретить лишайники?
- Могут ли они расти в затенённых местах? Почему?
- Как размножаются лишайники?
1 уровень - знаком с характером действия
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
2. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Работая в парах, рассмотрите экземпляры лишайников на гербариях.
- Чем они похожи, а чем различаются?
- Какие бывают лишайники?
Сравните ваши предположения с материалом образовательного комплекса «Биология, 6 класс» (&55 пункт «Многообразие лишайников»)
2 уровень - умение выполнять самостоятельно, подражая действиям сверстников.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
2.Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Воспользовавшись ссылкой biolgra.ucoz.ru/index/paporotniki_lishajniki/0-279 (Биология для школьников, 6 класс), посмотрите видеофрагмент «Лишайники», работая в группе, составьте кластер «Значение лишайников»
3 уровень - умение свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг
Познавательные УУД
1.Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема).
2.Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
2. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого.
4.Самокоррекция
(5 минут)
Оптимизация деятельности
Общение-взаимодействие в паре и трансляция своего «Я», принятие ответной трансляции другого
Выполните тест и проведите взаимоконтроль по критериям оценивания:
1. Тело лишайника называется:
А) мицелием
Б) слоевищем
В) гифом
2. Гриб, входящий в состав лишайника по способу питания:
А) гетеротрофный организм
Б) автотрофный организм
В) сапрофитный организм
3.Гриб, отделенный от тела водоросли:
А) может существовать самостоятельно
Б) не может существовать самостоятельно
В) таких грибов в природе не существует
4.Ягель относится к лишайникам:
А) кустистым
Б) листоватым
В) накипным
5.Размножаются лишайники:
А) семенами
Б) спорами
В)кусочками слоевища
Ответы:
1-б,2-а,3-в,4-а,5б, в
Критерии оценок:
«5»-без ошибок
«4» -1 ошибка
«3»-2,3 ошибки
«2» более 3 ошибок
Регулятивные УУД
2. Сформировать умение в диалоге со сверстником совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
5. Самооценка и саморефлексия
(5 минут)
Обобщение
Обмен мнениями по заданиям.
Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока посредством синквейна).
Домашнее задание: параграф 54, вопросы 1-3 стр.207
Художественная деятельность - преобразование себя и мира в своем сознании
Выберите понравившуюся вам ситуацию и объясните ее.
-Почему лишайники называют «изумительной выдумкой природы» или «растениями-сфинксами»?
- Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, особенно к соединениям серы. В районе нашего города обитают все виды лишайников. Почему?
Составьте синквейн по изученной теме
Регулятивные УУД
2. Сформировать умение в диалоге с учителем:
-совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-сделать вывод по уроку (сформулировать главную мысль урока посредством синквейна).
Ключевые понятия: симбиоз, гиф гриба, зеленые водоросли, цианобактерии, слоевище, накипные лишайники, кустистые лишайники, листоватые лишайники, индикаторы.
Приложение 1.
Технологическая карта урока и анализ урока разработаны на основе системно-деятельностного подхода, освоенных на курсах ФГОС СОО
(апрель 2013г, руководитель курсов
доктор педагогических наук Соловьева О.Ю. г. Ярославль)
Анализ урока биологии в 6 классе по теме:
Лишайники - не гриб и не водоросль.
№п.п.
Критерии
Баллы
Ориентация на обеспечение целостности учебной деятельности (наличие 4 компонентов)
10
Ориентация на зону ближайшего развития учащихся (основные и ключевые понятия)
10
Значимость развития теоретического мышления: грамотность текста и письма, преобразование одного вида информации в другую)
8
Проблематизация учебной задачи и организация поиска способа решения
8
Значимость учебного действия «моделирование учебного действия»
5
Ориентация на развитие самостоятельности, передача ответственности за осуществление учебной деятельности ученику
6
Значимость роли педагога как источника психологической поддержки обучаемого
5
Организация «диалога», «полилога»
8
Организация различных форм обучения
6
Организация коллективно распределительной деятельности детей
6
Фиксация индивидуального прогресса обучающихся
6
Ориентация на позитивную обратную связь
6
Использования ошибки для углубления знаний
6
Итого
90
Вывод: урок состоялся с позиций критериев оценки урока на основе системно-деятельностного подхода.