- Преподавателю
- Биология
- Программа по биологии для СПО
Программа по биологии для СПО
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бисингалиева Р.С. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Перелюбский аграрный техникум»
ГАПОУ СО «ПАТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
для специальности
110401 «Агрономия»
с.Перелюб 2014
ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК « »
Протокол № ___от «__» _______ 20__ г.
Бисингалиева Р. С.
Председатель
Рабочая программа учебной дисциплины
разработана в соответствии с требованиями
ФГОС по специальности СПО
110401 Агрономия,
и на основе Примерной программы учебной дисциплины (заключение экспертного совета № __ от « » __ 20__ г.)
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР Зам. директора по УПР
/Пинчук А. А./ /Карпович А. А./
«______» ___________2014г «_____»______________2014г
Составитель
Бисингалиева Р. С., преподаватель,
первая категория.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности: 110401 «Агрономия».
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику.
В результате изучения дисциплины студент должен сформировать следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Выбирать агротехнологий для различных сельскохозяйственных культур.
ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.
ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.
ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.
ПК 2.1. Повышать плодородие почв.
ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.
ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем.
ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
ПК 3.3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
ПК 3.4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
ПК 3.5. Реализовывать продукцию растениеводства.
1.4. Количество часов на освоении рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом (РУП):
максимальной учебной нагрузки студента 276 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 186 часов;
самостоятельной работы студента 90 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
276
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
186
в том числе:
лабораторные работы
42
практические занятия
48
контрольные работы
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
90
в том числе: реферат, презентация, задача, доклад
Итоговая аттестация в форме экзамена во втором семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Введение в предмет.
Содержание учебного материала
6
2
-
Общая характеристика биологии как науки.
-
Признаки живых организмов.
-
Многообразие живых организмов.
-
Уровневая организация живой природы и эволюция.
-
Методы познания живой природы.
-
Общие закономерности биологии.
Тема 2. Учение о клетке
Содержание учебного материала
62
2
-
Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.
-
Функции белков.
-
Функции углеводов.
-
Функции липидов в клетке.
4
2
11-12. Лабораторная работа №1. Определение полисахаридов и липидов и их свойств
13-14. Лабораторная работа № 2. Изучение свойств ферментов
4
-
Нуклеиновые кислоты.
-
Роль нуклеиновых кислот в клетке.
2
2
17-18. Практическая работа № 1 Строение молекул ДНК и РНК.
19-20. Практическая работа № 2 Репликация ДНК
21-22. Практическая работа № 3 Решение задач и упражнений по молекулярной биологии.
6
-
Строение и функции клетки.
-
Цитоплазма и клеточная мембрана.
2
2
25-26. Лабораторная работа №3.Движение цитоплазмы, явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений.
2
-
Органоиды клетки.
-
Органоиды клетки.
-
Особенности строения растительной клетки.
-
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
4
2
31-32. Лабораторная работа №4.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание
2
33-34. Лабораторная работа №5.Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
35-36. Лабораторная работа№6.Строение клеток прокариот и эукариот.
4
37-38. Практическая работа № 4. Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий.
2
-
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен.
-
Энергетический обмен.
-
Автотрофные и гетеротрофные организмы.
-
Фотосинтез. Хемосинтез.
4
2
-
Контрольная работа №1 «Строение и функции клетки»
1
3
-
Жизненный цикл клетки. Митотический цикл.
-
Деление клетки.
-
Клеточная теория строения организмов.
-
Бесполое размножение.
-
Половое размножение.
-
Мейоз.
-
Образование половых клеток.
-
Оплодотворение.
-
Индивидуальное развитие организма.
-
Эмбриональный этап онтогенеза.
-
Постэмбриональное развитие.
11
2
55-56. Лабораторная работа№7.Строение половых клеток.
2
57-58. Практическая работа №5: Сравнение процессов митоза и мейоза.
59-60. Практическая работа№6. Сравнение процессов бесполого и полового размножения
61-62. Практическая работа №7: Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
63-64. Практическая работа №8 Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных»
65-66. Практическая работа №9.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
10
67. Обобщение изученного материала.
1
2
68. Контрольная работа №2 Учение о клетке
1
3
Самостоятельная работа:
-
Подготовить реферат на тему «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения».
-
Подготовить реферат на тему «Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении».
-
Подготовить реферат на тему «Практические доказательства образования органических веществ в растении фотосинтеза».
-
Подготовить реферат на тему «Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах».
-
Подготовить реферат на тему «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших».
-
Подготовить реферат на тему «Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных»
-
Подготовить реферат на тему «Прокариотические организмы и их роль в биоценозах».
-
Подготовить реферат на тему «Практическое значение прокариотических организмов ( на примере конкретных видов )».
-
Подготовить реферат на тему «Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип её организации».
-
Подготовить реферат на тему «Митохондрии энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий».
-
Подготовить реферат на тему «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка».
-
Подготовить реферат на тему «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях».
-
Подготовить реферат на тему «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».
-
Подготовить реферат на тему «Биологическое значение митоза и мейоза».
-
Подготовить реферат на тему «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».
-
Подготовить реферат на тему «Половое размножение и его биологическое значение».
32
Тема 3. Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала 2 полугодие
60
2
-
Законы Менделя. Моногибридное скрещивание.
-
Дигибридное скрещивание
2
2
3-4. Лабораторная работа №8 Составление простейших схем моногибридного скрещивания и дигибридного скрещивания.
2
5-6. Практическая работа №10 Решение задач на моногибридное скрещивание.
7-8. Практическая работа №11 Решение задач на дигибридное скрещивание
4
-
Хромосомная теория Т. Моргана и сцепленное наследование.
-
Генетика пола.
-
Сцепленное наследование.
-
Взаимодействие генов
4
2
13-14. Лабораторная работа №9 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
2
15-16. Практическая работа №12: Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
17-18. Практическая работа №13: «Решение генетических задач на наследование,
сцепленное с полом»
19-20. Практическая работа №14: «Решение генетических задач на взаимодействие генов»
6
-
Наследственная изменчивость.
-
Модификационная изменчивость.
-
Генетика человека.
-
Генетика и медицина.
-
Материальные основы наследственности и изменчивости.
-
Генетика и эволюционная теория.
6
2
27-28. Лабораторная работа №10: «Выявление изменчивости у особей одного вида»
2
29. Генетика популяций.
30. Обобщение изученного материала
2
2
-
Контрольная работа №3 «Закономерности наследственности и изменчивости»
1
3
-
Одомашнивание - начальный этап селекции.
-
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
-
Методы современной селекции.
-
Селекция растений.
-
Достижения селекции растений.
-
Селекция животных.
-
Селекция микроорганизмов и биотехнология.
7
2
39-40. Практическая работа №15.Решение генетических задач.
41-42. Практическая работа №16.Анализ фенотипической изменчивости.
4
43-44. Лабораторная работа №11 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
45-46. Лабораторная работа №12 Выявление причины нарушений в развитии организмов.Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья.
4
47-48. Практическая работа №17.Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
2
49-50. Лабораторная работа №13. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
2
51-52. Практическая работа №18. Решение генетических задач.
2
53-54. Практическая работа №19: Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценкавозможностей последствия их влияния на организм»
55-56. Практическая работа №20: Сравнительная характеристика пород (сортов)»
57-58. Практическая работа №21: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
4
59. Обобщение изученного материала
1
2
-
Контрольная работа №4 Основы генетики и селекции
1
3
Самостоятельная работа
-
Подготовить реферат на тему «Драматические страницы в истории развития генетики.
-
Подготовить реферат на тему «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
-
Решение генетических задач.
-
Подготовить реферат на тему «Значение изучения предковых форм для современной селекции».
-
Решение генетических задач.
-
Подготовить реферат на тему «История происхождения отдельных сортов культурных растений
-
Решение генетических задач.
-
Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики».
-
Подготовить реферат на тему «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».
18
Тема 4. Эволюционное учение
Содержание учебного материала
20
2
-
Эволюционные идеи в античном мире
-
Составление естественно - научных знаний в Среднем веке и эпоху Возрождения.
-
Предшественники дарвинизма.
-
Эволюционное учение Ч. Дарвина.
-
Концепция вида.
-
Механизмы эволюции. Учение о естественном отборе.
-
Естественный отбор в природных популяциях.
-
Возникновение приспособлений.
-
Видообразование.
-
Доказательства эволюции.
-
Основные направления эволюционного процесса.
-
Развитие органического мира.
12
2
73-74. Лабораторная работа14: Изучение изменчивости, критериев вида на сортах растений
75-76. Лабораторная работа15: Распознавание органов у растений».
77-78. Лабораторная работа16: Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни
6
-
Обобщение изученного материала
1
2
-
Контрольная работа №5 «Эволюционное учение»
1
3
Самостоятельная работа:
-
Подготовить реферат на тему «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина».
-
Подготовить реферат на тему «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».
-
Подготовить реферат на тему «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей»
-
Подготовить реферат на тему «Адаптивная радиация организмов ( на конкретных примерах ) как результат действия естественного отбора».
-
Подготовить реферат на тему «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».
-
Подготовка презентаций «Эволюционное учение».
12
Тема 5. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Содержание учебного материала
12
2
-
Многообразие живого мира.
-
Возникновение жизни на Земле.
-
Доказательства родства человека си животных.
-
Основные этапы эволюции человека.
4
2
85-86. Лабораторная работа17 Описание особей одного вида по морфологическому критерию
87-88. Лабораторная работа18 Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)
89-90. Лабораторная работа19 Анализ и оценка различных гипотез происхождение жизни и человека
6
-
Расы человека.
1
2
-
Контрольная работа №6 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
1
3
Самостоятельная работа.
-
Подготовить презентацию на тему: «Многообразие живого мира».
-
Подготовить реферат на тему: «Современные представления о зарождении жизни».
-
Подготовить реферат на тему: «Ранние этапы развития жизни на Земле».
-
Подготовить презентацию на тему: «Ранние этапы развития жизни на Земле».
-
Подготовить реферат на тему: « Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма».
10
Тема 6. Основы экологии
Содержание учебного материала
16
-
Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой.
-
Факторы среды.
-
Экологические системы.
-
Изменения в биогеоценозах.
-
Гомеостаз экосистем.
-
Взаимодействия в экосистеме.
6
2
99-100. Лабораторная работа 20 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
101-102. Лабораторная работа 21 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
4
103-104. Практическая работа №22. Изучение и описание экосистемы своей местности
105-106. Практическая работа №23 Решение экологических задач.
4
-
Симбиоз и его формы.
1
2
-
Контрольная работа №7. Основы экологии
1
3
Самостоятельная работа:
-
Подготовить реферат на тему «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей».
-
Подготовить реферат на тему «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность - в глобальной экосистеме - биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости».
-
Подготовить реферат на тему «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени».
-
Подготовить реферат на тему «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые дыры, кислотные дожди, смоги их предотвращение».
-
Подготовить реферат на тему «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества».
-
Решение экологических задач.
12
Тема 7. Биосфера и человек.
Содержание учебного материала.
-
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
-
Ноосфера.
-
Взаимосвязь природы и общества.
-
Антропогенные взаимодействия на природные биогеоценозы.
4
2
Самостоятельная работа.
-
Подготовить реферат на тему: «Организация и современное состояние биосферы»
-
Подготовить реферат на тему: «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов».
-
Доклад на тему: «Биосфера и научно-технический прогресс»
6
Тема 1.8. Бионика
Содержание учебного материала
6
113-114.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
2
2
-
Практическая работа №24. Естественные и искусственные экосистемы своего района
2
117. Обобщение изученного материала.
1
2
118. Контрольная работа №8 «Биосфера и человек. Бионика».
1
3
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины обеспечена учебным кабинетом «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
натуральные объекты (живые растения - коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
-
приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;
-
муляжи, модели;
-пособия на печатной основе (таблицы, учебники, дидактический материал и т.д.);
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Список основной литературы
-
Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.
-
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. обеобразоват. учреждений / ( Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.) под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. - М. Просвещение, 2012. - 304 с.
-
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. для обеобразоват. учреждений : базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.). под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение. 2010. -304 с..
-
Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2004 - 624 с.
Список дополнительной литературы
-
Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. - М.: Федеративная Книготорговая Компания 1999 - 160 с.
-
Биология. 10 - 11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно - измерительные материалы / сост. Л. А. Тепаева. - Волгоград: Учитель, 2010. -223 с.
-
Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10 -11 классы. М.: ВАКО, 2009 - 224 с.
http: // altai. fio. ru/proi ects/Group4/potok 13/site/index, html
http: //nrc. edu. ru/est/
http: // livt. net/
http: //bio. 1 September. ru/
http: //evolution, po wemet. ru/
http: //dronisimo. chat, ru/homepage 1 /ob. htm
http: // sci. aha, ru/biodiv/index. htm
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Наименование тем
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбрионалыюе развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
фронтальный опрос письменная самостоятельная работа,
письменная практическая работа в форме отчёта, лабораторная работа
Введение.
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Эволюционное учение
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
фронтальный опрос письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля
Основы генетики и селекции
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
письменная самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа
Основы экологии
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
письменная самостоятельная работа, практическая работа, тестирование
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Эволюционное учение
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
комбинированный метод
Эволюционное учение
Основы экологии
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
комбинированный метод
Основы экологии
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
письменная самостоятельная работа
Введение.
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Биосфера и человек
Бионика.
Эволюционное учение
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
устный фронтальный опрос
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Биосфера и человек
Бионика.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
устный индивидуальный опрос
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Эволюционное учение
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
устный зачёт, программированный контроль
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Учение о клетке
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
устный индивидуальный опрос
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Эволюционное учение
биологическую терминологию и символику;
Письменный зачёт, программированный контроль
Учение о клетке
Основы генетики и селекции
Основы экологии
Эволюционное учение