Ролевая игра Живая природа

Сюжетно – ролевая игра «Живая природа»     8 -10 классы Задачи: 1.В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни; 2.Расширить представления учащихся о многообразии живого мира; 3.Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий; 4.Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать и слышать друг друга и работать в группе Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и живот...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетно - ролевая игра «Живая природа»

(внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию) 8 -10 классы

Задачи:

1.В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их

составных частях, пирамидах жизни;

2.Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3.Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению

заданий;

4.Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать и слышать друг друга и работать в группе

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с

изображениями различных растений и животных с булавками для крепления,

налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1),

тарелка с 12 печеньями, листы А-4, цветные карандаши.

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие,

Необходимо поставить столы или парты для работы 4 групп и предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений.

Ход игры:

1.Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Сообщение темы и задач игры.

2.Упражнение «Я - животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша -медведь, Андрей - альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.

3.Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал: «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.

4.Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав процентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.

5.Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

6.Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на корточки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивости получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

7.Закрепление знаний- работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):

1задание.

Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.

Свирепый волк с Волчицей кормящею волчат - гроза невинных стад; Орел, стремясь из-под небес стрелою Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца должна, Кормясь губить ростки и семена. Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает сонный … (Пищевые цепи: трава - овца - волк; ростки и семена - голубь - орел; светляк - соловей - сова).

2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы:

«Продуценты», «Консументы 2 порядка», и «Редуценты». Схема синквейна:

1.Название синквейна

2.2 прилагательных

3.3 глагола

4.Предложение из 4 слов

5.Существительное (синоним, ассоциация)

3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и

животных Казахстана.

8.Подведение итогов игры.



© 2010-2022