- Преподавателю
- Биология
- Ролевая игра Живая природа
Ролевая игра Живая природа
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шлейхер Т.И. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сюжетно - ролевая игра «Живая природа»
(внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию) 8 -10 классы
Задачи:
1.В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их
составных частях, пирамидах жизни;
2.Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;
3.Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению
заданий;
4.Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать и слышать друг друга и работать в группе
Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с
изображениями различных растений и животных с булавками для крепления,
налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1),
тарелка с 12 печеньями, листы А-4, цветные карандаши.
Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие,
Необходимо поставить столы или парты для работы 4 групп и предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений.
Ход игры:
1.Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Сообщение темы и задач игры.
2.Упражнение «Я - животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша -медведь, Андрей - альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.
3.Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал: «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.
4.Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав процентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.
5.Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.
6.Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на корточки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивости получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.
7.Закрепление знаний- работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):
1задание.
Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.
Свирепый волк с Волчицей кормящею волчат - гроза невинных стад; Орел, стремясь из-под небес стрелою Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца должна, Кормясь губить ростки и семена. Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает сонный … (Пищевые цепи: трава - овца - волк; ростки и семена - голубь - орел; светляк - соловей - сова).
2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы:
«Продуценты», «Консументы 2 порядка», и «Редуценты». Схема синквейна:
1.Название синквейна
2.2 прилагательных
3.3 глагола
4.Предложение из 4 слов
5.Существительное (синоним, ассоциация)
3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и
животных Казахстана.
8.Подведение итогов игры.