- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии соответствует ФГОС 5 класс
Рабочая программа по биологии соответствует ФГОС 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ярмингина В.И. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5А класса составлена на основании авторской программы Пасечника В.В. с учетом примерной программы основного общего образования по предмету биология в 5классе.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного образования, среднего общего образования»
2.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Календарный график МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год.
Цели:
- осознание и целостности окружающего мира ;
- возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.
Задачи:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
- формированиеобщих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Уровень обучения - базовый.
Особенности организации учебного процесса: классно - урочная.
Используемые технологии (формы, методы).
Единицей учебного процесса является урок. На уроке используются следующие формы организации:
-индивидуальные;
-групповые;
-фронтальные;
-экскурсии.
Также на уроке используются формы контроля знаний, умений и навыков:
-наблюдение;
-беседа;
-фронтальный опрос;
-тестирование;
-работа с карточками.
Промежуточная аттестация.Проводится в конце первой и третьей четверти в виде контрольной работы.
2. Общая характеристика курса биологии в 5 классе
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, линии В.В. Пасечника. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 35 часов в год.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Предмет «Биология» включает в себя совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины - это ценность научного познания как часть культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности- осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма-одно из проявлений духовной зрелости человека,выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .
-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
-Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
-Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
-Планировать пути достижения целей.
-Планировать ресурсы для достижения цели.
-Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
-Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
-Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
-Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
-Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
-Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
-Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
-Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
-Давать определение понятиям.
-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
-Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д:
-Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
-Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
-Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
-организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, находить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
-использование биологических знаний в быту,
-объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
-объяснять мир с точки зрения биологии:
-перечислять отличительные свойства живого;
-различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
-определять основные органы растений (части клетки);
-находить черты усложнения растений,
-понимать смысл биологических терминов;
-характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
-проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
-иметь первоначальные представления о происхождении растений.
Предметные результаты:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки ,на живых объектах и таблицах органов цветкового растения ,растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
6.Содержание учебного курса Биология, 5 класс.
(35 час. 1-час в неделю)
Введение
Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов.
Глава 1 . Клеточное строение организмов
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Контрольная работа №1 «Среда обитания организмов». Работа над ошибками.
Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»
Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках «эладеи»
Глава 2. Многообразие организмов
Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий. Строение грибов. Царства растения. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Животные. Одноклеточные. Многоклеточные. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»
Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов»
Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи»
Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли»
Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».
Лабораторная работа №9 « Строение папоротника»
Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»
Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»
Практическая работа «Определение растений по отделам»»
Глава 3. Жизнедеятельность организмов
Обмен веществ. Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Питание грибов и бактерий. Дыхание растений и животных. Передвижение веществ у растений и животных. Выделение.
Глава 4. Размножение , рост и развитие организмов Размножение и его значение. Половое размножение. Контрольная работа №2 «Жизнедеятельность организмов». Работа над ошибками. Рост и развитие.
Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов Раздражимость. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция. Поведение. Движение. Организм - единое целое. Итоговая самостоятельная работа. Работа над ошибками.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
Тема, подтема
Кол-во часов
Планируемая дата
Фактическая дата
УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1
Вводный инструктаж. Введение.Биология - наука о живой природе.
1
09.09
Участвовать в проектно исследовательской деятельности. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.Давать определение понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста .Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Формулировать учебную проблему под руководством учителя. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планировать пути достижения целей. Планировать ресурсы для достижения цели. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценивать продукт своей деятельности.Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
2
Методы исследования в биологии
1
16.09
3
Разнообразие живой природы
1
23.09
4
Отличительные признаки живого.
1
30.09
5
Среды обитания живых организмов.
1
02.10
6
Увеличительные приборы Химический состав клетки
1
07.10
7
Контрольная работа №1 «Среда обитания. Клетка»
1
14.10
8
Работа над ошибками. Строение клетки
1
21.10
9
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
1
28.10
10
Жизнедеятельность клетки
1
11.11
11
Классификация организмов. Строение и многообразие бактерий
1
18.11
12
Строение и многообразие грибов. Грибы Башкирии.
1
25.11
13
Характеристика царства растений .Водоросли.Лекарственные растения Башкирии.
1
02.12
14
Лишайники
1
09.12
15
Мхи, папоротники, плауны, хвощи
1
16.12
16
Семенные растения .Красная книга Башкирии.
1
23.12
17
Царстваживотные
1
14.01
18
Подцарство Одноклеточные
1
20.01
19
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные
1
27.01
20
Позвоночные животные. Многообразие живой природы. Охрана природы. Заповедники Башкирии.
1
03.02
21
Обмен веществ. Почвенное питание растений
1
10.02
22
Удобрения .Фотосинтез.Растениеводство в Башкирии.
1
17.02
23
Питание бактерий и грибов.
1
24.02
24
Дыхание растений и животных. Передвижение веществ у растений и животных
1
02.03
25
Выделение. Размножение организмов Половое размножение
1
09.03
26
Контрольная работа №2 «Жизнедеятельность организмов»
1
16.03
27
Работа над ошибками
1
23.03
28
Рост и развитие
1
06.04
29
Раздражимость - свойство живых организмов
1
13.04
30
Гуморальная регуляция
1
20.04
31
Нейрогуморальная регуляция
1
27.04
32
Поведение
1
04.05
33
Движение организмов Организм - единое целое
1
11.05
34
Повторение материала за 5 класс
1
18.05
35
Обобщение материала за 5 класс
1
25.05
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:
Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте дрофа, выход в Интернет., Компакт-диск Уроки биологии , Электронные диски для школы, Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6-9 класс, Лабораторный практикум.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы).
-
Царства живых организмов
-
Среды обитания организмов
-
Устройство светового микроскопа
-
Строение растительной клетки кожицы лука
-
Виды тканей
-
Строение бактериальной клетки
-
Строение шляпочных грибов
-
Виды грибов
-
Съедобные и ядовитые грибы
-
Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи
-
Грибы - паразиты
-
Одноклеточные зеленые водоросли
-
Многоклеточные водоросли
-
Лишайники
-
Зеленый мох Кукушкин лен, сфагнум
-
Плауны, хвощи, папоротники
-
Сосна обыкновенная
-
Многообразие хвойных деревьев
-
Цветковые растения, ЖФР
-
Комплект таблиц « Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
-
Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований - гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.)
Коллекции: Голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.
Комплекты микропрепаратов - ткани, клетки , одноклеточные водоросли,
Наборы муляжей: Плоды, грибы.
Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) .
Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты
Литература .
-
Электронное приложение к учебнику на сайте drofa.ru
-
Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник. С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. ; под ред.В.В.Пасечника. - 4-е изд. - М.:Просвещение, 2015. - 160 с. : ил. - (Линия жизни)
-
Биология. 5-9 классы: Рабочие программы : учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2015.- 382 с.
-
Маклакова А.С. Биология: учебное пособие / А.С.Маклакова, С.Е.Жуйкова. - М.: Дрофа, 2008. - 190с.
-
Многообразие живой природы. Растения / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.- 316с.
-
Многообразие живой природы. Животные / сост. В.И.Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. -528с.
9