• Преподавателю
  • Биология
  • Интернет – урок, как средство формирования информационных и коммуникативных компетентностей школьников

Интернет – урок, как средство формирования информационных и коммуникативных компетентностей школьников

Интернет-урок – это не только использование телекоммуникаций и учебных ресурсов Интернет. Это особый менталитет учителя и учеников, которые мыслят и действуют по-особому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах и странах. Это фантастическое ощущение единства страны, мира, человечества. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с колл...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интернет - урок, как средство формирования информационных и коммуникативных компетентностей школьников»



Содержание

Введение 3

Формирование компетентностей учащихся на Интернет -уроках 5

1. Зачем нужны Интернет - уроки 5

2. Виды учебной деятельности на интернет-уроках и компетентности школьников 5

3.Методические рекомендации по организации и проведению Интернет-урока 12

Заключение 14

Список использованных источников 15



Введение

На сегодняшний день интернет-технологии развиваются так стремительно, что их влияние на все социальные коммуникации в обществе (включая образовательные) становится с каждым годом всё ощутимее.

Реалии современного общества таковы, что кассиры в магазинах должны уметь пользоваться терминалами для обработки банковских карт, продавцы должны уметь работать с базами данных для учёта товаров, таксисты и «дальнобойщики» все больше используют GPS-устройства для ориентации на дорогах. Врачи заполняют электронные истории болезни пациентов, а учителя - электронные журналы и личные дела учеников.

Никого уже не удивляет возможность проследить за прохождением почтовой корреспонденции (бандероли или заказного письма), за продвижением дела в арбитражном суде, за состоянием своих налогов на сайте налоговой службы, записаться на приём к врачу через Интернет, рассчитать стоимость коммунальных услуг и проверить начисление платежей. В настоящее время мы имеем реальную возможность доступа к информации через правительственные сайты. На сайтах правительственных Комитетов и Служб работают электронные приёмные для обращений граждан, описаны правила и процедура взаимодействия.

Вы можете посмотреть на карте, где находится нужная вам организация, где пробки на автодорогах, узнать, где и на каком основании проводятся работы на улицах города. Всё чаще мы заказываем билеты на концерт или на самолёт не выходя из дома, оплачиваем счета через Интернет-кошелёк, покупаем товары в Интернет-магазине. Даже заявление для поступления в ВУЗ можно отправить по электронной почте. Всё это прочно вошло в наш быт. Расширяется информационное пространство, появляются новые сервисы, на которые стоит обращать внимание учащихся. Умение быстро получать и обрабатывать информацию, ориентироваться в большом информационном потоке, осознано относиться к ситуации выбора, принятия решения и постановки целей - залог карьерного роста и успеха на рынке труда наших выпускников.

Интернет открывает широкие возможности для социализации учащихся и является огромной площадкой для развития творческих способностей Наличие познавательных ресурсов, которые помогут приобрести профессиональные знания, адаптироваться в современном обществе, получить ответы на многие жизненно важные вопросы.

Сегодня в стандарты общего образования внедряется метапредметный подход, направленный на формирование другого типа сознания и учащегося, и учителя, который не ограничивается рамками одного учебного предмета. В условиях модернизации системы образования появляются новые

проблемы и задачи, над решением которых приходится работать учителю в современной школе. Сегодня основной задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Учителя современной школы широко используют мультимедийные технологии на своих уроках. При подготовке к урокам и дополнительным занятиям все чаще педагоги обращаются к опыту коллег, который размещен на страницах различных объединений в сети Интернет. Требования современного общества таковы, что во главу угла ставятся информационно-коммуникационная компетентность учителя и учащихся. А, следовательно, современная школа должна создавать условия, при которых каждый учащихся может научится работать с предоставляемой учителем информацией и находить ее самостоятельно, обрабатывать полученную информацию, овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.

Интернет-урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами сети.



Формирование компетентностей учащихся

на интернет-уроках

  1. Зачем нужны Интернет-уроки?

Интернет-урок - это не только использование телекоммуникаций и учебных ресурсов Интернет. Это особый менталитет учителя и учеников, которые мыслят и действуют по-особому. Они осознают, что сфера их деятельности - открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах и странах. Это фантастическое ощущение единства страны, мира, человечества.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Интернет-уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной траектории в открытом интернет-пространстве.

2. Виды учебной деятельности на интернет-уроках

и компетентности школьников

Следуя определению компетентности, данному А.В.Хуторским «Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» выделим блоки компетентностей, необходимых для образовательной деятельности учащихся на интернет-уроках.

Учебная деятельность школьников на интернет-уроках может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:

познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися образовательного продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;

коммуникативная деятельность - содержательное взаимодействие субъектов интернет-урока;

методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами своих занятий в режиме интернет-обучения;

психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;

информационно-техническая деятельность - освоение необходимых умений и навыков работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет для полноценного участия в интернет-уроках.

Рассмотрим подробнее специфические компетентности, которые формируются у учащихся в указанных выше видах продуктивной учебной деятельности учащихся в дистанционном режиме. Умения и навыки, приобретаемые в результате получения опыта образовательной дистанционной деятельности, могут быть рекомендованы в качестве ориентиров для учащихся, осуществляющих свое обучение в дистантном режиме, а также для учителей, включающих интернет-формы обучения в традиционную в учебно-предметную деятельность.

Познавательно-продуктивная деятельность учащихся реализуется в системе творческих интернет-уроков, основной целью которых является приобретение и развитие учащимися умений создавать личный образовательный продукт с использованием средств телекоммуникаций. Перечислим компетентности, которые формируются у субъектов интернет-уроков в результате такого вида деятельности:

  • выделение учащимися познавательных целей и задач, на основе которых они будут осуществлять свою учебную дистанционную деятельность;

  • определение с помощью учителей-предметников базовых знаний, умений и навыков, которые учащиеся могут освоить в ходе интернет-уроков;

  • умение выработать собственный (авторский) взгляд на цели и задачи урока в интернет-режиме, на возможные направления поиска решения образовательных проблем;

  • умение учащегося генерировать новую, оригинальную идею, соотносить ее с имеющимися аналогами, представленными в сети интернет, воплотить ее в гипертексте и разнообразных мультимедийных формах;

  • выбор учащимся формы продукта своей учебной деятельности на интернет-уроке;

  • умение применять алгоритмические операции для организации продуктивной деятельности в дистантном режиме;

  • поиск специальной информации, ссылок на неё в сети Интернет для доказательств выдвинутых учащимися творческих идей;

  • умение использовать телекоммуникационные ресурсы для предоставления творческого продукта сетевому сообществу учащихся.

Коммуникативная деятельность на интернет-уроках отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней учащихся с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно-продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение на веб-форум урока, или в электронную рассылку, или в чат-дискуссии, что существенно увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей интернета, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных ими творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с участниками интернет-урока, обладающими разным набором компетенций по тему урока.

Основными формами организации телекоммуникационной деятельности школьников во время интернет-уроков сегодня являются: 1) асинхронные - электронный список рассылки, который приходит к каждому участнику урока на его электронный адрес; веб-форум, на котором собственно и может проходить урок в разный период времени как за традиционные 40-45 минут, так и в течение одного-двух дней; блог интернет-преподавателя; веб-доска объявлений; гостевая книга и аналогичные веб-формы для организации дистантной учебной деятельности; 2) синхронные: разнообразные он-лайн формы такие, как чат, видео, скайп, ICQ , которые позволяют проводить интернет-урок для учащихся из разных городов и школ в реальном времени. Для эффективного решения учебных коммуникативных задач учащемуся необходимо овладеть следующими основными компетентностями:

  • умение содержательно и целенаправленно выступать с суждениями, уметь грамотно задавать вопросы и получать на них ответы;

  • выстраивание содержательной системы взаимоотношений с различными субъектами интернет-урока - дистанционным и очным педагогами, локальным координатором, например, учителем информатики, который организует процесс, дистантными учащимися, специалистами Центра дистанционного обучения, учеными-экспертами;

  • участие в интернет-уроках в разных ролях: в качестве участника, ведущего, руководителя группы, эксперта по заявленной проблематике;

  • умение поддерживать оперативную обратную связь с учащимися из разных городов, как асинхронно (в отложенном режиме взаимодействия), так и в режиме он-лайн;

  • владение инициативой в организации коммуникаций на интернет-уроке;

  • умение адаптироваться к предъявляемым новым для него требованиям и нормам работы в телекоммуникационном пространстве;

  • владение телекоммуникационным этикетом, например, употребление специфических для сети Интернет символов общения - «смайликов» (знаки эмоций), шрифтов, цветов для передачи «живой» речи на экране компьютера.

Особую роль в организации учебной деятельности на интернет-уроках приобретает методолого-содержательная деятельность учащихся , которая практически не востребована в традиционной системе образования. В силу специфических особенностей дистанционного обучения - удаленности субъектов учебного процесса друг от друга, предполагается существенное увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательно-продуктивной деятельностью, поэтому так необходимо развитие у учащихся компетентностей организационно-деятельностного характера. К таким компетентностям мы относим:

  • осуществление учащимися личного целеполагания в соотношении с целями других субъектов интернет-урока;

  • конструирование индивидуальной системы знаний, умений и навыков при интеграции очного и дистанционного обучения;

  • умение выстраивать организационную структуру учебной деятельности, сочетая очные и дистанционные элементы учебного процесса, определение их соотношения в учебной деятельности учащегося, а также уровня их взаимодействия;

  • управление процессом организации своей учебной деятельности при наличии у учащегося двух педагогов - очного и дистантного;

  • перенос эффективных технологий очного обучения на интернет-уроки;

  • применение навыков самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности в дистантном режиме;

  • критический анализ и экспертная оценка работ учащихся из разных городов и стран;

  • рефлексия учащимися достигнутых учебных результатов, выделение проблем организации учебной деятельности и способов их решения.

Психолого-воспитательная деятельность. При формировании у участников интернет-урока универсальных умений по созданию творческого продукта необходимо отвечать не только на вопрос - чему учить, но и что воспитывать. Создание учащимися специфических форм веб-текстов (например, в формате html) помогает им развивать критическое мышление, чувство владения новыми технологиями. Формируемое на интернет-уроке аналитическое отношение к представляемым другими учащимися образовательным продуктам помогает учащимся развивать в себе личные качества, способствующие установлению дружеских связей, проявлению авторской позиции, способности сопереживать, сочувствовать и т.д. Перечислим те личностные качества и умения, которые необходимо воспитывать у дистанционного учащегося для успешной личностной реализации:

  • целеустремленность, самодисциплина, упорство и настойчивость;

  • позитивное отношение к учебе в дистантном режиме;

  • умение преодолевать технические и телекоммуникационные проблемы, сопровождающие дистанционные формы обучения;

  • умение отделять качественную информацию в сети Интернет от низкопробной;

  • добросовестное отношение к своему образовательному продукту, работе своих однокурсников и дистанционного преподавателя;

  • уважение, надежность, ответственность, желание работать спокойно и вежливо в затрудненных обстоятельствах, стремление достичь первоклассных результатов, конструктивный отклик на критику;

  • бережное отношение к оборудованию и техническим системам, а также уважение к специалистам, занимающихся их поддержкой (постмастеры, системные администраторы).

  • умение быть самообразовывающейся личностью, способной реагировать на стремительные изменения в социальной и технической областях жизни.

Информационно-техническая деятельность необходима для эффективной реализации учащимся своей образовательной траектории в открытом интернет-пространстве. Дистанционный учащийся должен приобретать и развивать специфические компетентности по использованию средств телекоммуникаций, информационных массивов, компьютерных программ и оборудования, которые влияют на качество исполнения и представления на интернет-уроке его образовательного продукта. Овладение специальными техническими умениями позволяет учащимся с разной степенью владения компьютерными навыками переходить от одного исполнительского и творческого уровня к следующему в различных формах дистанционного обучения. В данный блок компетентностей входят такие умения:

  • умение реализовывать идеи творческой работы простыми и сложными техническими средствами (графические пакеты, выполнение работы в html формате, использование Plug-in, видео, др.);

  • умение осуществлять выбор компьютерных технологий и средств для эффективного решения поставленных целей и задач своей учебной деятельности;

  • соблюдение технических требований к оформлению творческого продукта, его пересылке по электронной почте и размещению в сети Интернет;

  • применение различных компьютерных программ, кодировщики текста, электронная почта, IE или NC браузеры для выхода в сеть Интернет.

В заключении отметим, что в дистанционной учебной деятельности, в частности на интернет-уроках, происходит расширение числа субъектов обучения, изменение и перераспределение их функций, отличающихся от аналогичных функций в очном обучении, соответствующим образом изменяются и виды учебной деятельности, компетенции и компетентности учащихся для успешной самореализации. В связи с новыми особенностями учебной деятельности в дистантном режиме важно проводить комплексные научные исследования по разработке и реализации на практике образовательных технологий, методов и способов осуществления такой учебной деятельности, способов овладения специфических для интернет-обучения компетентностей, которые во многом отличаются от очных благодаря интеграции информационных и педагогических технологий.

3.Методические рекомендации по организации

и проведению Интернет-урока

Общих требований к организации и проведению такого рода уроков на сегодняшний день нет, поэтому, разрабатывая Интернет-урок, учителю предоставляется огромное поле деятельность для творчества и креативности. Но не стоит слишком увлекаться и забывать, что Интернет-урок - это одна из форм проведения современного урока. А поэтому, он должен быть нацелен на усвоение учащимися конкретной темы учебного материала.



1). Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2). Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3). Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4). Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. В дальнейшем может быть составлена «Памятка полезных ссылок в помощь при изучении темы…».

5). Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет). Учителем оговаривается сложность задания, сроки выполнения, этапы и особенности выполнения задания и критерии его оценивания.

6). Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу (здесь используется «психологическая хитрость» - материал учащимися лучше воспринимается и усваивается, если этот материал они готовят для одноклассников и его объясняют одноклассники).

7). По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8). Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное - продуктивная деятельность учащихся).

Опыт показывает, что Интернет-урок должен состоять из теоретической части (изучение материала урока), практической части (выполнение задания учителя по ходу урока и, основываясь на материалах урока), творческой части (желательная часть урока, можно отнести к домашнему заданию), контроля полученных знаний (выполнение тестового задания или проверочной работы по теме урока) и рефлексии (обмен мнениями между учителем и учащимися о продуктивности урока, о его возможных «плюсах» и «минусах» и т.д.).

Проведение Интернет-урока требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации учащихся, и повышение интереса учащихся к предмету. Проведение уроков такого типа создает условие для развития творческого потенциала учащихся и позволяет осуществлять личностный подход в процессе обучения. Так же, способствует формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся, что так актуально в современном мире.

Для успешного проведения Интернет-урока учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не доверять никаким рекомендациям и Интернет-адресам, пока сам все не перепроверишь.

  • Сайт, в котором будет вестись работа, учитель должен знать досконально.

Заключение

Многие отечественные школы, учащиеся и педагоги, имеющие доступ в интернет, смогут в полной мере воспользоваться богатыми информационными и телекоммуникационными возможностями открытого образовательного пространства, если освоят педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности, приобретут специфические умения, навыки, способности, опыт деятельности в дистантном режиме. Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий и форм типа интернет-уроки может привести к получению качественно нового образования человека, позволяющего выйти за традиционные рамки обучения в стенах школы и выйти на новый уровень. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как непременного условия эффективной жизни человека в современном открытом мире.





Интернет источники:

Андрианова Г.А. Формирование компетентностей учащихся на интернет-уроках

Проект interneturok.ru

Интернет уроки: описание и способы проведения

Интернет урок






















Интернет-уроки. Интернет на уроке и после него

Коллекция методических приемов использования Интернет в школе



16

© 2010-2022