Конспект урока по биологии Борьба за существование

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Содержание

Организационный момент

Приветствие

Приветствие



Проверка домашнего задания

Опрос учащихся по понятиям

Ответы учащихся по понятиям

Понятия на доске: вид, популяция,

сообщество (биоценоз), экосистема, биогеоценоз.

Вид - совокупность популяций особей организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих генофондом и занимающих определенный ареал.

Популяция - совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию длительное время.

Сообщество (биоценоз) - совокупность популяций разных видов живых организмов, совместно населяющих определенный участок и взаимодействующих посредством различных взаимоотношений. К. Мебиус, 1877 год.

Биогеоценоз - однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, объединенных обменов веществ и энергии в единый природный комплекс. В.Н. Сукачев, 1940 год.

Экосистема - любая совокупность организмов и неорганических компонентов среды, в которой может осуществлять круговорот веществ. А. Тенсли, 1935 год.

Активизация познавательной деятельности

Обращает внимание на высказывание К. Линнея


Мультимедиа

Посмотрите на высказывание Карла Линнея (слайд 1).

Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

Карл Линней

Задаёт вопрос


Высказывают свои предположения


Как вы понимаете данное высказывание?

Приводит примеры

Слушают учителя

Мультимедиа

В учебнике зоологии приводятся данные о размножении комнатной мухи. (слайд 2). Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7 - 8 поколений: 1 самка - 200 яиц - 200 мух - от весны до осени 7 поколений - 2 х 1012 мух.

Задаёт вопрос

Отвечают на вопрос


- Хватит ли к осени места на всей суше земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см2 их может уместиться не более одной пары), если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течение года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Почему?

- для всего потомства от одной пары мух к осени места на всей суше земного шара не хватит (уже в 11-м поколении на 1 см2 будет приходиться 6 мух). Потенциал мух велик, но численность взрослых особей вида постоянна. Это можно объяснить тем, что большая часть особей погибает, не дожив до возраста половой зрелости.

Приводит примеры

Слушают учителя

Мультимедиа

(слайд 3). По подсчетам В.И. Вернадского, для захвата поверхности Земли различным организмам понадобился бы срок:

Бактериям - 1, 5 дня

Инфузориям - 31 - 67 дней

Диким свиньям - 5 - 6 лет

Индийскому слону - 1000 лет.

Тем не менее, этого не происходит. Как вы думаете, почему?

- (слайд 4, 5).

Несмотря на то, что особи стремятся к размножению в геометрической прогрессии, количество взрослых особей каждого вида остается приблизительно постоянным. Иными словами, большая часть потомков гибнет в борьбе за существование, не достигнув половой зрелости.

Изучение новой темы

Задаёт вопрос

Отвечают на вопрос


Какова тема нашего урока?

- Борьба за существование и её формы.

Какова цель нашего урока?

- Изучить формы борьбы за существование и сравнивать их друг с другом.

Мы попробуем сегодня выяснить причины возникновения борьбы за существования, кто является победителем в борьбе, и какой «приз» получит победитель.

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Записывают число и тему урока в тетрадь

Мультимедиа

(слайд 6). Борьба за существование и её формы.

Объясняет задание

Выполняют задание


Попробуем выяснить, какие формы борьбы за существование выделяют. Для этого у каждой группы на столах лежат поговорки. Прочтём их и скажем, между кем осуществляется борьба в данных поговорках.

И раки не живут без драки (внутривидовая борьба).

Живут как кошка с собакой (межвидовая борьба).

Зимой съел бы грибок да снег глубок (борьба с неблагоприятными условиями внешней среды).

Объясняет материал

Слушают учителя


Чарлз Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: (слайд 7).

а) внутривидовую;

б) межвидовую;

в) борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

Объясняет задание

Выполняют задание

Компьютеры с презентацией

Пользуясь материалом на компьютерах и параграфом 7.4. учебника на страницах 202 - 203 определите, какой тип борьбы за существования у вас представлен и охарактеризуйте его. Время на выполнение 3 минуты.

Слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Выступление первой группы

Мультимедиа

- Внутривидовая борьба.

(слайд 8).

(слайд 9).

Ярким примером внутривидовой борьбы является состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы, растворенные в воде минеральные вещества в ущерб более слабым соседям.

(слайд 10 затем 11 - ответ).

Внутривидовая борьба особенно обостряется при повышении плотности популяции - например при обилии птенцов у некоторых видов птиц: боле сильные выталкивают из гнезд слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.


Добавление информации

Слушают учителя

Мультимедиа

(слайд 12).

Существуют приспособления позволяющие избежать прямого столкновения особей. Например, бурый медведь обозначает границы своего участка царапинами на дереве. Птицы извещают о занятии участка песней. Волк метит территорию.

(слайд 13).

В популяциях у животных одного вида можно встретить взаимопомощь

и сотрудничество. Это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей.


Слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Выступление второй группы

Мультимедиа

(слайд 14).

- Межвидовая борьба.

Наблюдается между популяциями разных видов. Она может проявляться в форме соревнований за одни и те же виды природных ресурсов или в форме одностороннего использования одного вида другим. Пример соревнования за сходные виды ресурсов дают взаимоотношения серой и черной крыс, борющихся за место в поселениях человека. Серая крыса более сильная и агрессивная, со временем вытеснила чёрную, которая в настоящее время встречается лишь в лесных районах или в пустынях.

В Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытеснила маленькую туземную, не имеющую жала.

(слайд 15).

Пример борьбы другого рода - взаимоотношения между хищником и жертвой.

(слайд 16).

Также к межвидовой конкуренции можно отнести - паразитизм.

(слайд 17).

Два зайца удирают от волка. Один из них говорит другому:

- «На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка».

- «А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуются не с ним, а с другим

волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем. Именно на внутривидовом уровне реализуется и межвидовая борьба. (слайд 18).


Слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Выступление третьей группы

Мультимедиа

(слайд 19).

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблагоприятными физическими условиями. Абиотические факторы оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе: их влияние может усиливать или ослаблять внутри - и межвидовые взаимоотношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба может обостряться или, наоборот, ослабевать при избытке необходимых для жизни ресурсов. В теплые годы при обильном развитии зоопланктона окунь активно поедает рачков, парящих в толще воды; в холодные, малопродуктивные годы нехватка пищи заставляет рыб переходить на питание собственной молодью.


Добавление информации

Слушают учителя

Мультимедиа

(слайд 19).



Слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Выступление четвертой группы

Мультимедиа

(слайд 21).

Так же у нас работала четвертая группа, которая по мере выступления групп должна была заполнить таблицу. Посмотрим, что у них получилось.

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры
















Закрепление пройденного материала


Домашнее задание

Прочитать параграф 7.4. Заполнить таблицу.


Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры

Внутривидовая

Борьба между особями одного вида

Избыточная численность

Сохранение популяции за счёт гибели слабых

Одновозрастные ели в лесу

Межвидовая

Борьба между особями разных видов

Ограниченность природных ресурсов

Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории

Борьба за пищу между серой и черной крысами

Борьба с неблагоприятными условиями

Борьба между организмами и средой

Неблагоприятные условия среды

Выживание в крайних или изменившихся условиях наиболее приспособленных организмов

Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку.

И раки не живут без драки

Живут как кошка с собакой

Зимой съел бы грибок да снег глубок



Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры













Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Примеры





© 2010-2022