Из опыта работырейтинговая система оценивания на уроках биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

  • Воловник Инна Львовна, учитель биологии

Разделы: Преподавание биологии, Общепедагогические технологии

Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику школы. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что на первый план выходят такие профессиональные и личностные качества , которые позволяют выпускнику успешно адаптироваться , жить и работать в условиях нового века.

Качественное образование, на наш взгляд, сочетает в себе не только совокупность большого количества общих и специальных знаний, но и личностные свойства, которые необходимо развивать. Проблема состоит в эффективном контроле и оценке качества, которое должно соответствовать требованиям государства , общества и самой личности обучаемого.

Новые требования входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки школьников. Проблема оценки качества образования давно в фокусе внимания российской общественности. Но трудно ожидать , что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Существующая система учета успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики для обеспечения обратной связи, а направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Формализм заключается в отрыве оценок от реального процесса усвоения знаний (С.Ф.Сухорский).

Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом , технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя.

Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса.

Объектом исследования выступает процесс обучения биологии в лицее в 8-11 классах , апредметом исследования является система контроля при обучении биологии.

В качестве гипотезы выдвигается предположение, что объективность оценивания учащихся можно существенно повысить путем введения комплексной оценки, дифференцированной по значимым компонентам готовности и основанной на использовании активных методов контроля и компьютерной техники. Все это позволит повысить качество и эффективность обучения биологии в лицее.

Для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1. Разработать методику комплексной рейтингово-балльной оценки биологической подготовленности учащихся.
2. Экспериментально проверить эффективность использования рейтинга в процессе обучения биологии.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА на уроках биологии в 8-11 классах.

Общие положения

Рейтинговая система контроля качества образовательного процесса на уроках, разработана на основе новых педагогических технологий. В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы: от абсолютно- образовательного идеала (всесторонне развитой личности) к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Для реализации поставленной задачи используются все виды инновационного обучения, одним из которых является рейтинговая система контроля качества образовательного процесса.

Рейтинг как организационно-педагогическая технология контроля качестваобразовательного процесса и, соответственно, метод ранжирования учащихся в соответствии с индивидуально набранными балами обладает существенными преимуществами перед традиционной 5-балльной шкалой оценивания.

Преимущества рейтинговой системы контроля:

  • осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроль;

  • текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

  • развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

  • контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей).

  • развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

  • развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.

Рейтинговая система является:

  • организующей образовательный процесс и активно влияющей на его эффективность;

  • стимулирующей познавательную активность;

  • формирующей ответственное отношение к своевременному, выполнению основных видов работ;

  • снижение числа пропусков без уважительных причин;

  • формирующей ответственное отношение к выполнению основных видов работ.

Цель введения рейтинговой системы:

  • объективность в оценке знаний и умений учащихся;

  • стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе, выходящей за пределы обязательного минимума;

  • повысить ответственность за учебный труд;

  • осуществить большую демократизацию и гуманизацию учебного процесса;

  • снижение роли случайностей;

  • повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;

  • исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных учащихся;

  • уменьшить число пропусков и опозданий без уважительных причин;

  • индивидуализация обучения;

Признаки рейтинговой системы:

  • наличие числового, индивидуального показателя оценки овладения учащимся системой знаний по предмету;

  • дробление процесса обучения, по принципу блочно-модульной системы с четким фиксированием результатов;

  • зависимость текущей и итоговой оценки обучаемого от качества прохождения модулей предмета;

  • использование индивидуального рейтинга как средства мотивации деятельности отдельных учащихся и класса в целом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЙТИНГА

Для рейтинговой системы управления качеством образования по курсу рекомендуется система контроля, включающая:

  • начальный рейтинг учащегося (в начале курса);

  • текущий контроль (еженедельно);

  • промежуточный или рубежный контроль (по окончании предметных модулей);

  • итоговый контроль (по окончании курса).

Для реализации рейтинговой системы необходимо:

  • создание и структурирование рабочих программ по принципу блочно-модульной системы;

  • наличие вопросов, заданий для самостоятельной и индивидуальной работы;

  • использование набора контрольных (тестовых) заданий по блоку или модулю;

  • наличие четкой и ясной шкалы оценки качественных показателей учащихся.

Баллы, оценки, рейтинг учащегося

Рейтинг учащегося зависит от количества набранных баллов, как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и от баллов набранных при итоговом контроле (по завершению изучения блоков).

Рейтинговая шкала оценки качества нормирована на 100 баллов за четверть (это максимальное количество баллов которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий).

Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется итоговая оценка:

  • "Отлично" - выше 80 баллов.

  • "Хорошо" - от 60 до 79 балла.

  • "Удовлетворительно" - от 50 до 60 баллов.

  • "Неудовлетворительно" - менее 50 баллов.

Помимо выполнения обязательных заданий по курсу учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:

  • ведение тетради - до 10 баллов (в конце полугодия).

  • изготовление наглядных пособий -от 30 до 40 баллов;

  • выполнение творческих проектов по предмету - от 30 до 40 баллов;

Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течении всего полугодия вводятся не только поощрения, но и штрафы :

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины - минус 5 баллов;

  • опоздание на урок - минус 1 балл;

  • не выполненное домашнее задание - минус кол-во баллов за домашнее задание.

Требования к преподавателям:

Преподаватель должен в начале учебного года ознакомить учащихся с требованиями системы рейтинговых оценок; календарно-тематическим планированием; програмно-методическим обеспечением прохождения курса; заполнять ведомость учета рейтинга учащихся; анализировать результаты промежуточных и итоговых рейтингов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Уровень усвоения

Виды контроля

Критерии оценки

Баллы

Знаниевая составляющая

Личностная составляющая

Первый уровень
(Репродуктивный)

Единичный устный ответ на уроке

1. Точность воспроизведения
2. Владение терминами и понятиями

1. Уеренность в себе
2. Инициативность

5 баллов (мах)

Активная работа на уроке ученика

10 баллов (мах)

Сообщение

10 баллов (мах)

Сенквейн

10 баллов (мах)
(5 баллов за оформление 5 - за содержание)

Выполнение заданий в рабочих тетрадях к учебникам

Каждое задание верное задание 2 баллов (максимум - 10 баллов)

Второй уровень
(Применение знаний по образцу)

Лабораторная работа

1. Точность выполнения
2. Оформление
3. Умение пользоваться лабораторным оборудованием

1. Самостоятельность
2. Стремление к качественной работе

Максимум 10 баллов (5 баллов за знаниевую составляющую и 5 баллов за личностную составляющую)

Решение задач по генетике

1. Точность выполнения
2. Оформление

1. Самостоятельность

Каждая правильная задача 2 балла

Проверочный тест по домашнему заданию (10 вопросов)

1. Точность выполнения

1. Самостоятельность

Каждый верный ответ - 2 балла (мах - 20 баллов)

Третий уровень
(Уровень промежуточного контроля)

Контрольная работа (5 вопросов)

1. Уровень использования мыслительных операций
2. Оформление

1. Способность к системному мышлению
2. Самостоятельность и эффективность в решении проблем

Каждый верный ответ на один вопрос - 6 баллов (мах - 30 баллов)

Рубежный тест (15 вопросов)

Каждый правильный ответ - 2 балла

Устный зачет (3 вопроса)

Каждый правильный ответ - 10 баллов (мах)
Всего за зачет - 30 баллов максимум

Четвертый уровень
(Творческий уровень)

Творческое задание
Научно-исследовательский проект
Конференция
Конкурс

1. Умение планировать
2. Использование дополнительной литературы
3. Оригинальность выполнения
4. Практическое применение

1. Умение работать в группе
2. Направленность на конкретные достижения и успех в работе
3. Готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний

Макмимум - 40 баллов
(20 баллов за работу над проектом;
20 баллов за защиту проекта)

Список литературы:

1. Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг-контроля умений и знаний студентов. Учебное пособие, М., 1991.
2. Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации под редакцией Барсукова И.И. и др. М., 1992.
3. Селезнева Н.А. др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий. Проблемы оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. сб. тр. М., 1995.
4. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения, методическое пособие, М., Народное образование, 1996.
5. Швецов Н.В. «Положение об организации рейтингового контроля качества образовательного процесса», Аксай, 2001.
6. Гудзенко Е.А. «Частично-рейтинговая система контроля качества образовательного процесса», Аксай, 2002.
7. Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учителя», Москва, 2000.

На родительском собрании необходимо ознакомить родителей с методикой работы данной системы с целью повышения их заинтересованности. Целесообразно делать выписки о результатах рейтинга по итогам рубежного контроля, усиливая тем самым мотивацию учащихся к самоконтролю. Можно по договоренности с родителями доводить результаты рубежного рейтинга до их сведения.

В рейтинговой системе необходимо четко обосновать и заранее ознакомить учащихся с баллами за соблюдение определенных условий выполнения заданий, которые позволят им поднять свой рейтинг. Например, за своевременность выполнения работы - 1 балл, досрочное выполнение - 2 балла, интересную идею и оригинальность работы - 5 баллов, компьютерный вариант работы - 5 баллов, аккуратное систематическое ведение рабочей тетради - 10 баллов. Повысить рейтинг можно и другими способами. Работа консультантом на базовом и профильном курсах, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки, дают большее количество баллов - до 50. Интересно, что учащиеся положительно относятся к идее «штрафных» баллов. Они сами предлагают варианты штрафов: опоздание отнимает 2 балла, пропуск занятия без уважительной причины - 10 баллов, неаккуратное ведение тетради - 5 баллов, несвоевременно выполненная работа - 2 балла.

При данной системе оценивания знаний становится более эффективным контроль за пропусками. Пропущенная по уважительной причине работа должна быть сдана в недельный срок без снятия штрафных баллов. Если же работа была пропущена по неуважительной причине, она тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов: в течение первой недели ученик получает 75% от максимально возможного количества баллов, в течение второй недели - 50%, в течение третьей недели - 25%. Как показывает опыт, все ученики стремятся вовремя отработать свой пропуск.

При этом задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе ученика. Необходимое условие применения рейтинговой системы - проектирование всей темы (модуля), а не отдельного урока, на двух уровнях преподавания биологии - базовом и профильном.

Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе

Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки. [1]

Недостатки традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую работу «массового» студента, провоцирует многих надеяться на «авось», на «счастливый билетик». Напротив, добросовестных студентов на экзамене может подстеречь неудача. Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу студента. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый «субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному измерению» качества знаний студентов привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинг (от английского rating - уровень, разряд) - это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала. [3]

Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.

Как показывает анализ многих исследований, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:

· стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;

· формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;

· возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;

· возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;

· снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;

· появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;

· сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;

· устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. [6]

Преимущества рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. Так, нами был проведён опрос среди студентов 4 и 5 курса с целью выявить их отношение к данной системе (объём выборки составил 100 человека). Абсолютное большинство студентов (88%) положительно относятся к рейтинговой системе оценки знаний, 7% выразили отрицательное отношение, 5% затруднились с ответом.

Применение рейтинговой системы, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (67%), позволяет более объективно оценивать знания (23%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (10%). Но, безусловно, при рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена (100%).

Одно из обязательных условий рейтинговой системы - это её открытость. Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.

Рейтинговая система наиболее успешно реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений. [3]

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Оценка по каждой дисциплине (философия, социология, политология) определяется по 100-бальной шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре. При этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается посещение лекционных занятий, работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом. [2]

В величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана. Рейтинговая система позволяет студенту компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в научно-исследовательской работе, выступление на конференции, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д. Эта система оставляет место и для преподавательского поощрения. Так, например, за преподавателем используется право дать студенту «надбавку» за отношение к учёбе (отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеаудиторных мероприятиях) в пределах 5% максимального семестрового балла. Однако необходим коэффициент соответствия обязательных и дополнительных баллов.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих (Rтек):

· посещение лекционных занятий - до 10 баллов (10%);

· работа на практических занятиях (максимальная оценка за ответ - 10 баллов);

· выполнение контрольных работ, рефератов (по учебному плану) - до 10 баллов. [6]

В совокупности текущий рейтинг составляет 70% от итогового рейтинга. В качестве базовой оценки знаний используется оценка работы студента на практических занятиях. Рейтинг текущей контрольной работы равен рейтингу работы на практическом занятии. Наряду с текущим применяется рубежный рейтинг (Rруб) оценки знаний студентов, который служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля дисциплины. Рубежный контроль проводится в тестовой форме. В случае низкого результата проводится повторное тестирование. Проведения рубежного контроля необходимо для систематизации знаний и формирования целостного представления об изучаемом материале.

Итоговый рейтинг включает текущий рейтинг и рубежный рейтинг:

Rитог = Rтек + Rруб = 100 (3.1)

Индивидуальный максимальный рейтинг студента складывается следующим образом:

Rmax = Rтек + Rруб + Rдоп (3.2)

Рейтинговая система оценки знаний позволяет расширить диапазон качественных характеристик знаний даже внутри оценки за счёт их интервальных ограничений, что позволяет, в конечном счёте, определять в соответствии с индивидуальным рейтингом студента объём, уровень и метод педагогического воздействия.

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за систематическую работу в семестре обеспечением возможности получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или зачётов. Пятибалльная шкала оценок для экзаменов представлена в таблице. В то же время итоговый рейтинговый балл, полученный студентом в семестре, - это не приговор. В случае несогласия студента с итоговой оценкой, он имеет право сдавать экзамен в обычном порядке.

Таблица - Пятибалльная шкала оценок для экзаменов (зачётов)

Классификационная оценка

Интервалы семестровых рейтинговых баллов для экзаменов (зачётов) автоматически

отлично

91-100

хорошо

76-90

удовлетворительно

60-75

зачтено

60-100


[6]

При невыполнении на день промежуточной аттестации (экзамен или зачёт) контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом, студент не допускается к зачёту или экзамену по соответствующей дисциплине. При любом количестве баллов, полученных в процессе текущей аттестации, в экзаменационную ведомость ему проставляется «не допущен» и образуется задолженность. Баллы за невыполненные и сданные после последнего дня занятий задания, определяющие допуск к экзамену, не начисляются.

Применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

Ведение рейтинговой системы связано выполнением большого объёма вычислений, что является, пожалуй, её основным недостатком. Применение рейтинговой системы в рамках только одной (или нескольких) дисциплины не позволяет использовать её потенциал в полном объёме. Однако перевод всех учебных дисциплин на «рейтинг» потребует пересмотра некоторых, считающихся незыблемыми, традиций организации учебного процесса в вузе. [6]

Возможности рейтинговой системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий. К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы. Эта методика позволила резко уменьшить число студентов, не выполнивших учебный план на конец семестра. Постоянно возрастает число студентов, получающих экзаменационные льготы. Главное, что рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Приведу только некоторые оценки самих студентов данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность работы в семестре»; «даёт чёткое представление о результатах работы в семестре»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. И даже аргументы «противников» применения рейтинговой системы на всех дисциплинах звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути, все высказывания можно свести к одному: «мы против, так как придётся много работать в семестре». [1]

Мы рассматриваем рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

Значительную роль в достижении требований к результатам обучения студентов, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений.

Главная функция проверки - это контролирующая функция, заключающаяся в контроле знаний и умений студентов, определение достижения учащимися базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания дисциплины. [3]

Кроме контролирующей функции, в соответствии с целями образования на проверку возлагаются обучающая, развивающая и воспитательная функции, а также задачи управления учебным процессом. Различают текущую, тематическую и итоговую проверки знаний студентов. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов.

На ряду с рейтинговой системой оценки знаний наиболее часто применяемой является тестовая проверка знаний обучаемых.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их. Термин "тест" определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно, измерить уровень подготовленности учащихся. [8]

Основные требования к заданиям тестов:

· принадлежать к одной теме или дисциплине;

· быть взаимосвязанными между собой (должна соблюдаться последовательность в терминологии);

· являться взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике;

· форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной;

· термины, понятия, используемые в тестах должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам;

· последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному;

· задания должны быть краткими. Прочитав задание, студент должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда студент сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

По количеству заданий различают следующие виды тестов:

1 - короткие (до 20 заданий);

2 - средние (20-500 заданий);

3 - длинные (более 500 заданий). [8]

По уровню усвоения знаний, умений и навыков тесты классифицируют на 3 уровня.

Тесты первого уровня усвоения подразделяют на:

В тесте опознания студенту задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т. п. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся.

Тесты различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько.

Тесты соотнесения предлагают найти общности или различия в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании. Оформленные таким образом тесты называют выборочными.

Тесты-задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Студент должен решить задачу и показать, какой ответ из представленных он получил. [8]

Применение тестов первого уровня целесообразно для промежуточного контроля знаний студентов в рамках чтения одного определенного курса.

Проверку усвоения на втором уровне можно проводить с помощью следующих тестов:

· воспроизведения информации,

· решения типовых задач. [1]

По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на:

Тесты-подстановки могут иметь в задании разнообразные виды информации - словесный текст или формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие (существенная часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем). Получив задание, студент должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.

Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу (уравнение), выполнить чертеж или график. [8]

Таким образом тесты второго уровня целесообразно использовать при промежуточном контроле знаний студентов по основным разделам курсов, без знания которых общее понимание дисциплины либо затруднено или вообще невозможно. Так, например подобный контроль необходим после изучения темы «Инструментальные материалы» в курсе «Проектирование инструментов».

Тесты (итоговые), при ответе на вопрос требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Тесты третьего уровня можно принять в качестве заданий на практических занятиях или при итоговом контроле за весь пройденный курс, хотя создать такой текст весьма сложно. [3]

Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может быть использован в учебном процессе, в том числе и для итоговой оценки знаний.

Главным достоинством проверки знаний по тестам является скорость обработки полученных результатов. При отработанной технологии можно довести дело до полностью автоматизированной проверки, обеспечив тем самым максимально возможную ее объективность. Но, выигрывая в скорости проверки, мы в чем-то должны проигрывать -- выигрывать по всем параметрам невозможно, некий аналог закона сохранения. При переходе к тестам мы проигрываем в культуре речи (письменной или устной) -- ее с помощью тестов не проверишь. Мы проигрываем в основательности. Ясно, что традиционная проверка позволяет гораздо глубже «копнуть» студента.

Также главным достоинством проверки заданий по тестам является объективности полученной оценки, ее независимости от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знания студента, содержит систематическую ошибку. Дело в том, что есть достаточно много категорий студентов, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся нередкие у нас в стране "тугодумы", а также так называемые "тестофобы", испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования. [8]

Одним из недостатков использования тестов для проверки усвоения учебного материала является сужение содержания учебного предмета: есть предметы, содержание которых плохо охватывается системой тестов. Да и внутри самого предмета одни разделы легко проверяются с помощью тестирования, а другие - с трудом. Но почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить.

Также недостатком имеющим значение является снижение квалификации преподавателя: использование готовых тестов существенно облегчает работу. В принципе это хорошо. Преподаватель освобождается от части рутинной работы, появляется свободное время и т.д. Но при этом возникают другие проблемы, в частности проблема поддержания уровня профессиональной (предметной) квалификации. Проверка тестовых заданий и контрольных работ происходит в автоматическом режиме и не дает никакой профессиональной нагрузки. Само учебное пространство, охватываемое тестами, как уже было сказано, составляет лишь часть учебного предмета. И если преподаватель не будет использовать специальных и дополнительных средств для своего профессионального развития, он почти неизбежно начнет деградировать.

Вывод из всего вышесказанного следующий. Применение тестового контроля знаний по специальным дисциплинам на экономических специальностях высшего профессионального образования в особенности по специальным дисциплинам, возможно только в виде промежуточного контроля. Контроль по всему курсу, а тем более, итоговый контроль по специальности целесообразнее всего проводить в письменной форме.

Итоговый контроль по второстепенным дисциплинам, к которым можно отнести гуманитарные, социально-экономические, некоторые общепрофессиональные и ряд других, возможно проводить в тестовой форме, но только после того как эти тесты пройдут через серьезный анализ и коллективное обсуждение в рамках профильной кафедры и будут ею допущены к использованию в учебном процессе.

Таким образом, применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы и в условиях рейтинговой системы наблюдается весьма существенное снижение количество немотивированных пропусков занятий. Рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

На ряду с рейтинговой системой оценки знаний наиболее часто применяемой является тестовая проверка знаний обучаемых. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Применение тестового контроля знаний и рейтинговой системы контроля знаний по специальным дисциплинам на экономических специальностях высшего профессионального образования являются наиболее эффективными современными методами контроля.

Заключение

Требование обеспечения высокого качества образования объективно диктует необходимость своевременной и объективной оценки степени его достижения. Данное обстоятельство актуализирует проблему исследования организационно-методических и психолого-педагогических аспектов контроля процесса и результатов образовательной деятельности.

Оценка представляет собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Критериями оценки служат: объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

В 2003 году в Беларуси была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик: 9-10 (или 5, 5+) «отлично», 6-8 (или 4-, 4, 4+) «хорошо», 4-5 (или 3-, 3, 3+) «удовлетворительно» или «зачтено», 1-3 (или отказ от ответа, 2) «неудовлетворительно» или «не зачтено».

Но контроль за усвоением знаний обучающимися может быть не только со стороны преподавателя, но также и со стороны самого обучаемого, то есть самоконтроль.

Контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению успехов в учении, пробелов в знаниях для корректировки в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

В настоящее время применяются следующие методы контроля знаний, умений и навыков: устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный опросы; проверка письменных, графических и практических работ; программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль; систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

Одними из методов при изучении экономических дисциплин контроля являются рейтинговая и тестовая системы оценки знаний обучающихся.

Применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеаудиторной работы и в условиях рейтинговой системы наблюдается весьма существенное снижение количество немотивированных пропусков занятий. Рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

На ряду с рейтинговой системой оценки знаний наиболее часто применяемой является тестовая проверка знаний обучаемых. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Применение тестового контроля знаний и рейтинговой системы контроля знаний по специальным дисциплинам на экономических специальностях высшего профессионального образования являются наиболее эффективными современными методами контроля.

Список использованных источников

1. Бойцова, Е.Д. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е.Д. Бойцова // Высшее образование в России. - 2005. - №4. -С 5-9.

2. Кузнецова, Л.М. Рейтинговая система контроля знаний/Л.М. Кузнецова // Специалист. - 2006. - №4. -С. 12-15.

3. Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. -С. 9-10.

4. Поташник, М.А. Горе от «ума» / М.А. Поташник// Народное образование. - 2005. -№1. -С. 203-215.

5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич//Современное слово. - 2005. -№7. -С. 121-126.

6. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. - Минск, 2009. - Режим доступа: profobrazovanie.org. -Дата доступа: 25.10.2011.

7. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000г. - 562с.

8. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. - Минск, 2009. - Режим доступа: profobrazovanie.org. -Дата доступа: 09.11.2011.

Размещено на Allbest.ru



© 2010-2022