Урок обобщение по разделу генетика

Урок контроль, систематизация и обобщение знаний по теме «Генетика» повышение уровня мотивации к обучению; поощрение группы учащихся, успешно освоивших данную темуЗадачи: · обобщить ранее изученный материал, определить степень его усвоения;· развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать закономерности;· развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативны...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме "Основы генетики"(Урок обобщение)


Цель урока: контроль, систематизация и обобщение знаний по теме «Генетика» повышение уровня мотивации к обучению; поощрение группы учащихся, успешно освоивших данную тему

Задачи:

  • обобщить ранее изученный материал, определить степень его усвоения;

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать закономерности;

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ни для кого не секрет: главная ценность человека - это его здоровье.

В новое тысячелетие мы вступили с современными компьютерными технологиями и старыми болезнями, среди которых тысячи являются наследственными. Какая наука изучает наследственность и изменчивость организмов? (Генетика). И сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Генетика»

2. Основная часть . Генетическая эстафета.

Урок пройдёт в форме генетической эстафеты. Для этого нам необходимы 2 команды участников и строгое жюри, в которое мы приглашаем….

1 этап теоретический «Разминка для ума» поможет выявить уровень усвоения генетических понятий. Участвует вся команда. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 бал, а ученик, давший правильный ответ получает поощрительный жетон.

Вопросы для 1 команды:

1. Что такое гомозигота? (Особь, содержащая одинаковые аллели гена, не дающая расщепления)

2. Способность организма приобретать новые признаки. (Изменчивость)

3. Совокупность внешних и внутренних признаков организма. (Фенотип)

4. Дигибридное скрещивание - это… (скрещивание родительских форм, отличающихся по 2 парам альтернативных признаков)

5. Как обозначается доминантная аллель? (Заглавной буквой латинского алфавита)

6. Назовите в буквенном обозначении доминантную дигетерозиготу (АаВв).

7. Кто является автором теории сцепленного наследования? (Т.Морган)

8. Какой пол называют гетерогаметным? (Образующий 2 типа гамет)

9.Чешский монах, основоположник генетики. (Г.Мендель)

10.Животное для опытов Т.Моргана. (Дрозофила).

11.Сколько аутосом у человека? (44)

12.Гомогаметный пол. (Пол, образующий 1 тип гамет)

Вопросы для 2 команды:

1. Способность организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (Наследственность)

2. Что такое генотип? ( Совокупность генов организма)

3. Доминантный признак - это…(признак, проявляющийся в F1).

4. Метод, разработанный Грегором Менделем - …(гибридологический).

5.Что называют моногибридным скрещиванием? (Скрещивание родительских форм, отличающихся по 1 паре альтернативных признаков)

6. Что называют гетерозиготой? (Особь, содержащую разные аллели гена)

7 . Назовите половые хромосомы курицы (ХУ).

8. Что называют промежуточным наследованием? (Неполное доминирование)

9Как называют обмен гомологичными участками гомологичных хромосом? (Кроссинговер)

10.Какой пол является носителем гена гемофилии? (Женский)

11Как называется 3 - закон Менделя? (Закон независимого наследования)

12.Что называют анализирующим скрещиванием? (Скрещивание с гомозиготой по рецессиву)

2 этап «Законы генетики ». Участвуют 2 человека от команды.

В контрольный лист необходимо вписать пропущенные слова и формулировки генетических законов

3этап «Ошибки природы». У любых законов есть исключения. На поиски изменений наследственного материала отправляются по 2 участника каждой команды. Задание на доске. Определить тип изменчивости. Объяснить значение. (2 б.)

1задание: Участок гена имеет следующее строение: ЦГГЦГЦТЦААААТЦГ…

Укажите строение соответствующего участка того белка, информация о котором содержится в данном гене. Как отразится на строении белка выпадение из гена: для 1 команды - 4 нуклеотида;

для 2 команды - 5 нуклеотида; для 3 команды - 6 нуклеотида.

2 задание: Определите вид хромосомных мутаций:

1 команда

АВСДЕ > АВССДЕ

АВСДЕ > ВСДЕ

2 команда

АВСДЕ > АВДЕ

АВСДЕ > АВСД

3 команда

АВСДЕ > АСВДЕ

АВСДЕ > ВСД

4 этап «Решение генетических задач»

На этом этапе каждый участник команды должен решить 1 генетическую задачу. На цветных бланках вы найдёте задачи 5 видов: на моно - и дигибридное скрещивание; на сцепленное с полом наследование и кодоминирование и комбинированные задачи. Задачи имеют разную стоимость (максим. сумма - 15 б.)

Задача 1.

У человека полидактия доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго - нормальное строение кисти, родился ребёнок с нормальной кистью. Определите вероятность рождения ребёнка без аномалии. (1 б)

Задача 2.

Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз). (2 б)

Задача 3.

У женщины и её ребёнка 4 группа крови. Она обращается в суд для взыскания алиментов с мистера Х, имеющего 1 группу крови. Каким будет решение судьи? (3 б)

Задача 4.

Дипоплазмия эмали (тонкая зернистая эмаль зуба сернистого цвета) наследуется с Х хромосомой и является доминантным признаком ХА; в семье, где оба родителя страдают этой аномалией родился, сын с нормальными зубами. Определите генотип родителей и вероятность рождения здорового сына (ХА - Дипоплазмия, Ха - нормальные зубы) (4 б)

Задача 5 .

Гипертрихоз (вырастание волос по краю ушной раковины) передается через У хромосомы, а полидактилия (шестипалость) является доминантным аутосомным геном. В семье, где мужчина болеет гипертрихозом, а женщина - полидактилией, родилась нормальная по обеим признакам дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет без обеих аномалий (Уг - гипертрихоз, А - шестипалость, а - норм.) (5 б)

Подобные задачи могут решать и все желающие гости урока.

Члены жюри подводят итоги и награждают шуточными призами - мешочками с менделеевским горохом для будущих генетических экспериментов.

5 этап «Конкурс презентаций» Каждая команда готовила презентацию о заболеваниях, вызванных различными формами мутационной изменчивости. Максимальная оценка 10 баллов.

3. Завершающий этап. Подведение итогов генетической эстафеты.

Заключительное слово учителя: пройдены все этапы генетической эстафеты, пора предоставить слово членам жюри, чтобы узнать победителя. (Жюри объявляет итоговую сумму баллов)


© 2010-2022