- Преподавателю
- Биология
- Урок обобщение по разделу генетика
Урок обобщение по разделу генетика
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайретдинова З.Х. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по теме "Основы генетики"(Урок обобщение)
Цель урока: контроль, систематизация и обобщение знаний по теме «Генетика» повышение уровня мотивации к обучению; поощрение группы учащихся, успешно освоивших данную тему
Задачи:
-
обобщить ранее изученный материал, определить степень его усвоения;
-
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать закономерности;
-
развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ни для кого не секрет: главная ценность человека - это его здоровье.
В новое тысячелетие мы вступили с современными компьютерными технологиями и старыми болезнями, среди которых тысячи являются наследственными. Какая наука изучает наследственность и изменчивость организмов? (Генетика). И сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Генетика»
2. Основная часть . Генетическая эстафета.
Урок пройдёт в форме генетической эстафеты. Для этого нам необходимы 2 команды участников и строгое жюри, в которое мы приглашаем….
1 этап теоретический «Разминка для ума» поможет выявить уровень усвоения генетических понятий. Участвует вся команда. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 бал, а ученик, давший правильный ответ получает поощрительный жетон.
Вопросы для 1 команды:
1. Что такое гомозигота? (Особь, содержащая одинаковые аллели гена, не дающая расщепления)
2. Способность организма приобретать новые признаки. (Изменчивость)
3. Совокупность внешних и внутренних признаков организма. (Фенотип)
4. Дигибридное скрещивание - это… (скрещивание родительских форм, отличающихся по 2 парам альтернативных признаков)
5. Как обозначается доминантная аллель? (Заглавной буквой латинского алфавита)
6. Назовите в буквенном обозначении доминантную дигетерозиготу (АаВв).
7. Кто является автором теории сцепленного наследования? (Т.Морган)
8. Какой пол называют гетерогаметным? (Образующий 2 типа гамет)
9.Чешский монах, основоположник генетики. (Г.Мендель)
10.Животное для опытов Т.Моргана. (Дрозофила).
11.Сколько аутосом у человека? (44)
12.Гомогаметный пол. (Пол, образующий 1 тип гамет)
Вопросы для 2 команды:
1. Способность организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям? (Наследственность)
2. Что такое генотип? ( Совокупность генов организма)
3. Доминантный признак - это…(признак, проявляющийся в F1).
4. Метод, разработанный Грегором Менделем - …(гибридологический).
5.Что называют моногибридным скрещиванием? (Скрещивание родительских форм, отличающихся по 1 паре альтернативных признаков)
6. Что называют гетерозиготой? (Особь, содержащую разные аллели гена)
7 . Назовите половые хромосомы курицы (ХУ).
8. Что называют промежуточным наследованием? (Неполное доминирование)
9Как называют обмен гомологичными участками гомологичных хромосом? (Кроссинговер)
10.Какой пол является носителем гена гемофилии? (Женский)
11Как называется 3 - закон Менделя? (Закон независимого наследования)
12.Что называют анализирующим скрещиванием? (Скрещивание с гомозиготой по рецессиву)
2 этап «Законы генетики ». Участвуют 2 человека от команды.
В контрольный лист необходимо вписать пропущенные слова и формулировки генетических законов
3этап «Ошибки природы». У любых законов есть исключения. На поиски изменений наследственного материала отправляются по 2 участника каждой команды. Задание на доске. Определить тип изменчивости. Объяснить значение. (2 б.)
1задание: Участок гена имеет следующее строение: ЦГГЦГЦТЦААААТЦГ…
Укажите строение соответствующего участка того белка, информация о котором содержится в данном гене. Как отразится на строении белка выпадение из гена: для 1 команды - 4 нуклеотида;
для 2 команды - 5 нуклеотида; для 3 команды - 6 нуклеотида.
2 задание: Определите вид хромосомных мутаций:
1 команда
АВСДЕ > АВССДЕ
АВСДЕ > ВСДЕ
2 команда
АВСДЕ > АВДЕ
АВСДЕ > АВСД
3 команда
АВСДЕ > АСВДЕ
АВСДЕ > ВСД
4 этап «Решение генетических задач»
На этом этапе каждый участник команды должен решить 1 генетическую задачу. На цветных бланках вы найдёте задачи 5 видов: на моно - и дигибридное скрещивание; на сцепленное с полом наследование и кодоминирование и комбинированные задачи. Задачи имеют разную стоимость (максим. сумма - 15 б.)
Задача 1.
У человека полидактия доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго - нормальное строение кисти, родился ребёнок с нормальной кистью. Определите вероятность рождения ребёнка без аномалии. (1 б)
Задача 2.
Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз). (2 б)
Задача 3.
У женщины и её ребёнка 4 группа крови. Она обращается в суд для взыскания алиментов с мистера Х, имеющего 1 группу крови. Каким будет решение судьи? (3 б)
Задача 4.
Дипоплазмия эмали (тонкая зернистая эмаль зуба сернистого цвета) наследуется с Х хромосомой и является доминантным признаком ХА; в семье, где оба родителя страдают этой аномалией родился, сын с нормальными зубами. Определите генотип родителей и вероятность рождения здорового сына (ХА - Дипоплазмия, Ха - нормальные зубы) (4 б)
Задача 5 .
Гипертрихоз (вырастание волос по краю ушной раковины) передается через У хромосомы, а полидактилия (шестипалость) является доминантным аутосомным геном. В семье, где мужчина болеет гипертрихозом, а женщина - полидактилией, родилась нормальная по обеим признакам дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет без обеих аномалий (Уг - гипертрихоз, А - шестипалость, а - норм.) (5 б)
Подобные задачи могут решать и все желающие гости урока.
Члены жюри подводят итоги и награждают шуточными призами - мешочками с менделеевским горохом для будущих генетических экспериментов.
5 этап «Конкурс презентаций» Каждая команда готовила презентацию о заболеваниях, вызванных различными формами мутационной изменчивости. Максимальная оценка 10 баллов.
3. Завершающий этап. Подведение итогов генетической эстафеты.
Заключительное слово учителя: пройдены все этапы генетической эстафеты, пора предоставить слово членам жюри, чтобы узнать победителя. (Жюри объявляет итоговую сумму баллов)