- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме Мейоз
Конспект урока по теме Мейоз
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова Л.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагог:Максимова Лидия Витальевна.
Место работы: МОУ Коляновская СОШ Ивановского муниципального района.
Предмет: биология.
Класс: 10.
Тема урока: Мейоз.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска, CD-диск с программой «1С: Образование» Общая биология», мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Point, таблицы по биологии,
Основные понятия и термины урока: мейоз, редукционное деление, конъюгация, процесс Кроссинговера, эквационное деление, бивалент, тетрада.
Источники информации:
-
Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией Беляева Д.К., Дымшица Г.М. М.: Просвещение, 2011.
-
.Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.- 192с. (Серия «Поурочное планирование»)
-
Мухамеджанов И.Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007.- 224 с.- (Мастерская учителя).
-
ПепеляеваО. А., Сунцова. И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006.- 464 с. - (В помощь школьному учителю).
Конспект урока
Этапы работы
Содержание этапа
-
Организационный момент.
Цели для учащихся:
-
включиться в деловой ритм урока;
-
сформулировать цель урока.
Цель для учителя: создать деловую атмосферу и эмоциональный настрой урока.
Задачи для учителя:
-
подготовить учеников к осознанному восприятию материала;
-
создать настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока;
-
включить учеников в деловой ритм урока, настроить работать в заданном темпе;
-
посредством деятельности детей сформулировать цель и задачи урока.
Методы организации работы: мозговой штурм, демонстрация видеофрагмента с диска.
Форма организации работы: фронтальная.
Мотивация
1) Учитель подводит учащихся к теме и цели урока через вопросы и демонстрацию видеофрагмента:
Демонстрация видеофрагмента «Свойства живых организмов (рост, развитие, размножение)»
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000044b-1000-4ddd-283d-120046bc4311/003.swf
или с CD-диска (биология 9 класс к учебнику С.Г.Мамонтова), мозговой штурм.
Вопрос: На чём основаны рост и размножение организмов? (запись ответов на доске)
Какие виды деления клеток мы изучили?
2) Организация совместного целеполагания.
Цель урока: изучить процессы, происходящие при делении клетки - мейозе. (слайд 2)
Основополагающие вопросы (задачи) урока: (слайд 3)
1. Какие основные фазы включает в себя мейоз?
2.В чём сходство и отличия митоза и мейоза?
Слайд 4: Хромосомные болезни
-
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели для учащихся:
-
вспомнить изученный материал и воспроизвести знания о типах деления клетки и процессах, происходящих во время митоза;
-
произвести самооценку своих знаний.
Цель для учителя: организовать актуализацию и контроль знаний учащихся.
Задачи для учителя:
-
проверить уровень знаний учащихся по теме «Деление клетки. Митоз»;
-
оценить уровень подготовленности учеников, скорректировать их знания, проверить готовность к восприятию новой информации;
-
продолжить формирование у учащихся коммуникативных навыков и умения работать в коллективе путем совместного обсуждения, анализа выполненных заданий.
Методы организации работы: работа на интерактивной доске, беседа; контроль и самопроверка знаний.
Формы организации работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:
-
правильные ответы учеников;
-
умение обосновывать свой ответ, анализировать ответы других учеников;
-
понимание связи вопросов с темой урока.
При возникновении затруднений учитель предоставляет возможность обсудить ответ другим ученикам, настраивает на правильный ответ, вносит коррективы.
Методы стимулирования учебной активности учащихся:
-
наличие игрового и соревновательного элементов при выполнении заданий и при ответах на вопросы;
-
наглядность выполняемых заданий;
-
в целях профилактики утомления учащихся смена форм и приемов организации работы;
-
возможность выражения учениками своего мнения;
-
поощрение хороших ответов учеников;
-
при оценивании ответов учащихся учитель учитывает их индивидуальные особенности и потенциал каждого ученика.
Критерии самоанализа:
5 - на все вопросы ответил правильно;
4 - допустил не более двух ошибок;
3 - допустил не более четырех ошибок;
2 - допустил более четырех ошибок.
Учитель предлагает учащимся проверить уровень знаний по теме «Деление клетки. Митоз» (слайд 5):
1)Терминологическая разминка (раздаточный материал):
-
Набор хромосом, характерный для вида.
-
Набор хромосом половой клетки.
-
Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом, идентичным исходной материнской клетке.
-
Набор хромосом соматической клетки.
-
Прямое деление ядра без образования веретена деления, когда хромосомы неравномерно распределяются между дочерними клетками.
-
Период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя её делениями.
-
Процесс деления ядра.
-
Процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.
-
*Процесс удвоения хромосом без их последующего распределения между дочерними клетками (образование полиплоидов).
-
Подсчитайте количество хромосом и ДНК (Слайд 6).
(выполняют все учащиеся)
2)Работа на интерактивной доске: какие фазы и процессы характерны для митоза?
Учащиеся воспроизводят на доске фазы митоза, отвечают на вопросы учителя, вспоминают особенности клеточного цикла.
Учащиеся проводят самооценку своих знаний в соответствии с критериями, предложенными учителем.
-
Объяснение нового учебного материала.
Цели для учащихся:
-
Изучить фазы мейоза и процессы, происходящие в них;
-
Выяснить биологическое значение мейоза.
Цель для учителя: сформировать у учащихся знания об одном из способов деления клетки - мейозе.
Задачи для учителя
образовательные:
-
Объяснить причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при мейозе;
развивающие:
-
развивать у учеников умения сравнивать, анализировать, находить главное, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные:
-
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, игровых и соревновательных элементов;
-
способствовать воспитанию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
-
продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при её делении.
Основные положения нового материала:
-
Интерфаза.
-
Первое деление мейоза: профазаI, метафазаI, анафазаI, телофазаI.
-
Второе деление мейоза: профазаII, метафазаII, анафазаII, телофазаII.
-
Биологический смысл мейоза.
Методы организации работы: мозговой штурм, поисковая беседа с использованием проблемных вопросов, работа с учебником, тетрадью, работа с CD-диском, демонстрационным материалом на слайдах, биологическими понятиями.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:
-
ученики способны описывать жизненный цикл клетки;
-
характеризовать процессы на разных стадиях мейоза;
-
объяснять биологический смысл и значение мейоза;
-
*аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:
-
сосредоточенность при изучении нового материала;
-
активная работа на уроке, желание высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы, задавать вопросы по теме.
Методы стимулирования учебной активности учащихся:
-
наглядность изучаемого материала;
-
поощрение хороших ответов учеников;
-
использование разных форм и методов работы на уроке;
-
наличие игрового и соревновательного элементов при выполнении заданий и при ответах на вопросы.
1. Мейоз.
Постановка проблемы: (слайд 7)
На доске схематически изображена одна соматическая клетка комнатной мухи самки и рядом - одна клетка мухи - самца, в них написана цифра 12 (число хромосом), под этими клетками изображены по одной гамете, ещё ниже зиготу, внутри гамет и зиготы стоят вопросительные знаки. Вопрос: Сколько хромосом содержится в каждой гамете и зиготе (оплодотворённой яйцеклетке мухи)?
Выслушав мнения учащихся, учитель пишет внутри зиготы-12 и предлагает классу объяснить, почему в зиготе число хромосом не удваивается, хотя она образуется из двух половых клеток.
Знания о диплоидных и гаплоидных клетках наводят учащихся на мысль, что в процессе образования гамет как-то должно произойти уменьшение числа хромосом в половых железах при особом способе деления (слайд 8).
Определение мейоза (слайд 9).
Жизненный цикл клетки.
-
Процессы, происходящие в интерфазе
Учащиеся рисуют клетку в тетрадях и на доске (работа на флип-чарте).
-
Первое деление мейоза: профазаI
Пытаются ответить на поставленные вопросы, осознают недостаточность знаний для того, чтобы ответить правильно.
Решение проблемы:
1) Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и анимацию «Конъюгация и Кроссинговер» (СД - биология 9 класс к учебнику С.Г.Мамонтова) и найти там правильные и полные ответы на вопросы.
Учащиеся смотрят видеофрагмент и анимацию, анализируют информацию, структурируют свои знания.
-
метафазаI, анафазаI, телофазаI
-
Второе деление мейоза: профазаII, метафазаII, анафазаII, телофазаII.
Учащиеся рисуют клетку в тетрадях и на доске.
2. Биологический смысл мейоза.
Выводы ( слайды 10,11):
1).Мейоз - это особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза.
2).Во время мейоза происходит два последующих друг за другом клеточных деления - редукционное и эквационное. Каждое из этих делений состоит из следующих фаз: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
3).Из одной диплоидной клетки в результате мейоза образуются 4 гаплоидных.
4).Благодаря мейозу поддерживается постоянство диплоидного набора хромосом в соматических клетках.
5).Благодаря кроссинговеру и независимому расхождению хромосом в ходе мейоза в гаметах оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами в сравнении с хромосомами родительских гамет.
-
Закрепление учебного материала:
-
первичное закрепление знаний;
-
подведение итогов работы и рефлексия.
Цели для учащихся:
-
закрепить свои знания о фазах мейоза и митоза, о процессах, происходящих в них;
-
произвести самооценку своих знаний по новому учебному материалу.
Цель для учителя: организовать закрепление новых знаний и умений учащихся: сравнить два типа деления клетки - митоз и мейоз.
Задачи для учителя:
-
осуществить первичную проверку усвоения и понимания нового материала;
-
установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами.
Методы организации работы: работа с разными источниками информации, самоконтроль и самопроверка знаний.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала:
-
правильные ответы учеников;
-
умение обосновывать свой ответ, анализировать ответы других учеников.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда часть учащихся не усвоила новый материал: учитель предлагает этим ребятам тщательно проработать новый учебный материал дома (возможно использование портала интернетурока interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass
), проводится коррекция знаний на следующем уроке.
1) Сравнение митоза и мейоза: учащиеся работают с интерактивной моделью (СД - общая биология 10 класс к учебнику В.И.Сивоглазова). Учащиеся зарисовывают таблицу в тетради.
2) Учитель подводит итоги выполнения сравнения митоза и мейоза.
3)Учитель проводит компьютерное тестирование (слайды 12-14).
4) Учитель предлагает вернуться к цели и задачам урока, демонстрируя их на слайдах 2, 3.
Учитель предлагает учащимся вопросы для рефлексивного анализа своей деятельности на уроке:
-
Достигнута ли цель урока?
-
Что удалось на уроке и не удалось?
-
Что будем изучать дальше?
Выясняет причины успеха или неуспеха.
Воспитательный момент: слайд 15- причины хромосомных болезней (влияние мутагенов).
4) Учащиеся оценивают свою работу на уроке, приходя к адекватной оценке, выставляют отметку в оценочный лист.
5) Учитель выставляет отметки за урок, комментируя и аргументируя их.
-
Задание на дом.
Цели для учащихся:
-
используя текст §23 и записи в тетради выучить материал о процессах, происходящих на разных этапах клеточного цикла;
-
уметь ответить устно на вопросы после §23;
-
подготовить кластер, буклет, листовку о любом виде деления клетки (по желанию).
Цель для учителя: определить и разъяснить учащимся критерии успешного выполнения домашнего задания, мотивировать выполнение учащимися дополнительных заданий.
Задачи для учителя:
-
объяснить особенности выполнения домашнего задания;
-
стимулировать качественное выполнение учениками домашнего задания хорошими оценками на следующем уроке.
Учитель предлагает учащимся открыть дневники и записать домашнее задание (слайд16,17):
1. Изучите §23 учебника и записи в тетради, ответьте устно на вопросы после §23.
2. По желанию: подготовить кластер, буклет, листовку о любом виде деления клетки.
3. По желанию: найти материал и подготовить сообщение о различных типах оплодотворения: внутреннем, наружном, двойном.
4. Задание для ребят, изучающих биологию углублённо (слайд 17).