Внеклассное мероприятие по биологии Они должны жить

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-7 классов о растениях и животных Красной Книги Казахстана под названием - "Они должны жить". Учащиеся  6 и 7 классов делятся на 2 группы, для участия в конкурсах. Заранее они готовят по 3 сообщения с группы - о растениях и животных Красной Книги и составляют кроссворд. С учащимися проводятся конкурсы: конкурс загадок, кто лишний, детектив в поисках спрятанных слов. Также учащиеся вспоминают, что такое Красная Книга, ее историю, категории по котр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по биологии Они должны жить

Внеклассное мероприятие по экологии

6-7 класс







Внеклассное мероприятие по биологии Они должны жить





2013г Лагунова Н.В учитель биологии

Внеклассное мероприятие: «Они должны жить».

Цель и задачи: дать представление об истории Красной книги МСОП и Казахстана; об уменьшении численности многих видов растений и животных, в результате деятельности человека; познакомить школьников с редкими растениями и животными, активизировать познавательный интерес у учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Любой храм, любое строение, любую машину человек может при желании и необходимости восстановить. Но восстановить живой организм, и тем более биологический вид, он пока не в силах. Здесь однажды утраченное утрачено навсегда, и трудно сказать будет ли когда-нибудь иначе.

Бернгард Гржимек.

Ход мероприятия:

Учитель: Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет - сигнал опасности.

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все - список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Немного об истории Красной Книги. Различают: международный, национальный (республиканский) и локальный (областной) варианты Красных Книг. Сбор информации для красных книг начат Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1949 г. Первое издание Красной Книги МСОП вышло в свет в 1963 г (2 тома). Второе издание в 1966-1971 гг. Третье издание в 1972г, и четвертое в 1978-1980 гг. Красная Книга МСОП включила в себя 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб.

В Казахстане Красная Книга впервые была утверждена Правительством РК 16 января 1978г. В первую часть вошли позвоночные - 1978 г, 2 ч - растения, в 1981г, 3ч - беспозвоночные животные - 2006г. 1 часть посвященная позвоночным переиздавалась 4 раза: 1978, 1991, 1996, 2010.

В последнее издание Красной Книги занесено 128 в и подвидов позвоночных: 1-круглоротые, 17-рыб, 3-земноводных, 10-пресмыкающихся, 57-птиц, 40 подвидов млекопитающих.

В Красной Книге используется нумерическая классификация категорий угроз. Виды распределены по 5 категориям:

1 категория - виды, находящиеся под угрозой исчезновения;

2 категория - виды, численность которых быстро сокращается;

3 категория - редкие виды, встречающиеся в небольшом количестве;

4 категория - неопределенные виды - малоизвестные, недостаточно изученные;

5 категория - виды, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека.

Учащиеся 6 и 7 классов делятся на 2 группы, для участия в конкурсах. Заранее они подготовили по 3 сообщения с группы - о растениях и животных Красной Книги и составили кроссворд.

Учитель:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Конкурс 1.«Конкурс загадок».

Отгадайте загадки о цветах, которые занесены в Красную книгу. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.


  1. У занесенных снегом кочек,
    Под белой шапкой снеговой,
    Нашли мы маленький цветочек,
    Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)


  1. Появились бубенчики -
    Белые горошки.
    Распустились колокольчики,
    На зелёной ножке.

(Ландыш)


  1. Колосится в поле рожь,
    Там во ржи цветок найдёшь.
    Ярко синий и пушистый,
    Только жаль, что не душистый.

(Василёк)


  1. Колокол колышется,
    А звона не слышится.

(Колокольчик)


  1. Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.
    Плывёт Белоснежка на зелёной лодочке.

(Кувшинка)


  1. Я травянистое растение

С цветком солнечного цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфетку!

(Ирис)

Учитель: Прослушаем подготовленные вами сообщения о редких растениях.

1 Ученик:

Лилия кудреватая (Саранка).

Является редким растением флоры Северо-Казахстанской Области, занесено в Красную Книгу. Это многолетнее травянистое растение Семейства Лилейные.

Растёт на склонах гор, в смешанных и лиственных лесах, на опушках, полянах и лугах. Лимитирующие факторы: строительство, расширение карьера, вырубка леса, рекреация, сбор растений в букеты и для пересадки.

2 Ученик:

Венерин башмачок крупноцветковый (Cypripediummacranthos).

Венерин башмачок - это многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. Статус: II категория. Уязвимый вид. Внесен в Красную книгу. Растет в светлых лиственных и смешанных лесах, лесных полянах и в зарослях кустарников.

Лимитирующие факторы. Рубка лесов, осушение болот, выпас скота, рекреационное воздействие, сбор на букеты.

Конкурс 2. «Кто лишний?»

Вам необходимо найти лишнее животное. За правильный ответ 1 балл.

Учитель:прослушаем по сообщению с каждой группы, о животных Красной Книги МСОП.

3 Ученик:

Розовый пеликан (Pelecanusonocrotalus).

Статус:1-я категория. Вид с изолированными локальными местообитаниями, находящийся под угрозой исчезновения. Занесен в Красную книгу МСОП.

Лимитирующие факторы: рыболовство, ведущее сокращению запасов рыбы в местах обитания пеликанов; выкашивание и выжигание тростника; браконьерство; фактор беспокойства, во время гнездования на колониях; загрязнение окружающей среды.

4 Ученик:

Красный волк (Cuonalpinus).

Статус:1 категория. Вид, практически исчезнувший на территории Казахстана. Внесен в Красную книгу МСОП.

Места обитания. Скалистые, платообразные и лесные участки в альпийском, субальпийском и лесном поясах гор, где в массе держатся копытные животные.

Лимитирующие факторы: Не известны. В горных районах Казахстана есть еще глухие отдаленные урочища в достаточной мере населенные копытными животными, где мог бы существовать и красный волк.

Конкурс 3: «Детектив в поисках спрятанных слов». Правильный ответ - 1 балл.

Учитель:Необходимо переставить буквы в словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную Книгу Казахстана.

ЛАКЕПИН - пеликан

ФОДРА - дрофа

РУЛЬВАЖ - журавль

КАЙЧА - чайка

КЕБРУТ - беркут

ЛОРАН - орлан

ЗАКАРАК - казарка

МИФГОНЛА - фламинго

Выступления учеников с сообщениями о животных Красной Книги Казахстана.

5 Ученик:

Снежный барс (Unciauncia).

Статус:3 категория. Редкий вид, ареал и численность сокращаются. Внесен в Красную книгу МСОП и Казахстана.

Места обитания:Скалистые, изрезанные и заросшие кустарниками участки, преимущественно в субальпийском и альпийском поясах гор.

Лимитирующие факторы:Уменьшение численности горных козлов, архаров, косуль, кабанов; браконьерство.

6 Ученик:

Фламинго (Phoenicopterusroseus).

Статус: 2 категория. Редкий, сокращающий численность вид.

Места обитания:Обширные мелководные соленые водоемы с топкими берегами и труднодоступными пологими островками. Места гнездовых колоний непостоянны, зависят от колебания уровня воды и изменения ее солености

Лимитирующие факторы: Сокращение гнездопригодных мест, в связи со строительством глухих плотин без водосбросов. Фактор беспокойства в период размножения; браконьерство; затопление кладок при сильных нагонных ветрах; гибель птиц на зимовках при похолоданиях и от хищников.

Учитель:

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит -

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты тоже часть ее чудес

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Учитель: Жюри подсчитывает результаты, вручаются грамоты победителям.

© 2010-2022