- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рылина Г.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений по биологии. V- X1 классы. Автор В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 2010г и рассчитана на 68учебных часов включая практическую часть: лабораторные работы-
14часов,экскурсии-4часа, (приложение№1).Для оценки освоения учащимися планируемого содержания имеются средства контроля(приложение №2).
В программе произведено перераспределения учебных часов резервного времени:
а)3 часа на повторение пройденного в 6 классе;
б)1час на входную контрольную работу;
в)1 час на итоговую контрольную работу
Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе, представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. При выполнении лабораторной работы изучаются живые объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (68ч.).
Введение (1часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Многообразие животных, простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов)
Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
.Многоклеточные организмы. Хордовые. (15 часов)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды .Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Эволюция строения и функций органов и их систем (13 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Развитие и закономерности размещения животных на земле (6 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Услаждение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Биоценозы(4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу
.Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часа)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы .Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Кол.час
Понятия
Планируемые результаты
Дом.
зад.
предметные
Метапредметные:
Познавательные(П)
Личностные(Л)
Регулятивные(Р)
Коммуникативные(К)
Личностные
Повторение
1
Повторение материала за 6 класс.
1
Опорн.конспет
2
Повторение материала за 6 класс.
1
Опорн.конспет
3
Повторение материала за 6 класс.
1
Опорн.конспет
4
Входная контрольная работа.
1
Опорн.конспет
1
Введение
5
История развития зоологии. Современная зоология.
1
Лестница существ, зоология ,этология, энтомология ихтиология,
орнитология, эволюция животных
Знать предмет изучения зоологии.
Уметь описывать методы изучения.
П. УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К. УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Осознать историческое развитие науки зоологии.
Стр.4-9
2
Многообразие животных
6
Простейшие.
1
Корненожки
радиолярии
солнечники
споровики
,циста
Раковина.
Знать признаки типа простейшие.
Уметь называть представителей.
П. УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К.УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.
Представить строение простейших.
Стр.12-16
7
Простейшие.
1
Инфузории
Колонии
Жгутиконосцы.
Знать органоиды простейших.
Уметь объяснять общность происхождения животных.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Понять общность происхождения животных.
Стр.16-22
33
Многоклеточные животные. животных
8
Тип губки.
1
Классы губок
Специализация клеток
Слои клеток.
Знать класс губок.
Уметь называть способы защиты от врагов
П. УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Л. УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение работать в составе
Понять способы защиты губок от врагов.
Стр.22-25
9
Тип кишечнополостные.
1
Полость кишечная
Симметрия лучевая.
Щупальца.
Эктодерма.
Энтодерма.
Полип.
Регенерация.
Знать строение кишечнополостных.
Уметь объяснять значение термина.
П. УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Л. УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Понять строение типа кишечнополостные.
Стр.25-31
10
Тип Плоские черви.
1
Гермафродит
Кожно-мышечный мешок.
Промежуточный хозяин.
Знать особенности строения.
Уметь давать определение основным понятиям.
П.УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Осознать усложнение строения плоских червей.
Стр.31-35
11
Тип Круглые черви.
1
Кутикула.
Нервное кольцо.
Системы органов.
Знать особенности строения и описывать ж-х типа круглые черви.
Уметь объяснять особенности строения и меры профилактики.
П.УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.. УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Представить строение круглых червей.
Стр.35-37
12
Тип Кольчатые Л/р 1 Многообразие червей, или Кольчецы.
1
Параподии
Полихеты..
Щетинки.
Окологлоточное кольцо.
Брюшная нервная цепочка.
Знать органы различных систем.
Уметь сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Принять усложнение кольчатых червей.
Стр.37-41
13
Классы кольчецов.
1
Олигохеты.
Диапауза.
Защитная .капсула.
Гируди.н
Анабиоз.
Знать классы кольчецов.
Уметь называть представителей.
Понять разнообразие классов кольчецов.
Стр.41-45
14
Тип Моллюски. Л р №2/: "Особенности строения и жизни моллюсков."
1
Раковина.
Мантия.
Тёрка.
Железы.
Знать строение моллюсков.
Уметь распознавать и описывать ж-х типа моллюски.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Л. УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Пользоваться приборами.
Р. УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Представить значение моллюсков для природы
Стр.45-48
15
Классы моллюсков.
1
Брюхоногие.
Головоногие.
Реактивное движение.
Перламутр.
Чернильный мешок.
Знать приспособленность моллюсков к среде обитания.
Уметь сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.
Понять отличительные особенности строения классов .
Стр.48-52
16
Тип Иглокожие.
1
Водно-сосудистая система.
Известковый скелет.
Знать приспособления к среде обитания.
Уметь описывать значение в природе.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Л. УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Р. УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Осознать значение ж-х типа иглокожие для природы.
Стр.52-56
17
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные паукообразные.. Л/р №3:" Знакомство с многообразием ракообразных. Л/р №4: Знакомство с многообразием паукообразных."
1
Хитин.
Мозаичное зрение.
Партеногенез.
Знать внешнее строение членистоногих.
Уметь объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности ,умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Пользоваться элементарными приборами.
Представить усложнение в строении ж-х и роль для природы.
Стр.56-63
18
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Л/р №5:" Изучение представителей классов насекомых."
1
Ротовой аппарат.
Общественный образ жизни.
Знать приспособления насекомых к среде обитания.
Уметь называть представителей.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе .Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К.УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение относиться к учителю и одноклассникам уважительно, умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Представить многообразие ж-х типа.
Стр.63-66
19
Отряды насекомых Л/р №6:" Изучение представителей отрядов насекомых."
1
Таракановые.
Прямокрылые.
Уховертки.
Подёнки.
Знать характеристику отрядов.
Уметь объяснять понятие «прямокрылые».
Понять строение отрядов.
Стр.66-70
20
Отряды насекомых.
1
Стрекозы.
Жуки.
Клопы.
Развитие с превращением.
Знать признаки отрядов.
Уметь объяснять название «жёсткокрылые».
Представить многообразие насекомых.
Стр.70-77
21
Отряды насекомых.
1
Бабочки.
Гусеница.
Равнокрылые.
Двукрылые.
Блохи.
Знать признаки отрядов.
Уметь предлагать меры борьбы с насекомыми.
Представить многообразие насекомых.
Стр.77-85
22
Отряды насекомых.
1
Наездники.
Состав пчелиной семьи.
Прополис.
Воск.
Соты.
Знать и определять принадлежность к отряду, классу, типу.
Уметь объяснять, почему пчел и муравьёв называют общественными .
Представить многообразие насекомых.
Стр.85-92
23
Тип хордовые. Л/р №7:Класс ланцетник.
1
Хорда.
Череп.
Позвоночник.
Бесчерепные.
Знать и выделять особенности строения ланцетника.
Уметь называть усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Л. УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Р. УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Понять строение типа хордовых.
Стр.92-97
24
РК Класс Рыбы. Л/р №8: "Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб."
1
Чешуя.
Плавательный пузырь.
Боковая линия.
Знать органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.
Уметь распознавать и описывать внешнее строение рыб и особенности передвижения.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
.Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Понять строение класса рыб.
Стр.97-103
25
Класс Хрящевые рыбы.
1
Акулы.
Скаты.
Хемерообразные
Знать отличительные особенности хрящевых рыб.
Уметь доказывать родство хрящевых рыб с ланцетником.
Представить многообразие рыб.
Стр.103-107
26
Костные рыбы.
1
Отряды рыб:
Осетрообразные
Сельдеобразные
Лососеобразные.
Знать признаки отрядов рыб.
Уметь объяснять значение кистепёрых рыб для эволюции ж-х.
Представить многообразие рыб
Стр.107-115
27
Класс земноводные.
1
Безногие.
Хвостатые.
Бесхвостые.
Головастик.
Знать и описывать внешнее строение.
Уметь сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Понять строение касса земноводных.
Стр.115-122
28
РК Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
1
Динозавры.
Стегоцифалы
Птерозавры.
Ихтиозавры.
Знать и определять принадлежность к типу классу.
Уметь доказывать происхождение от земноводных.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Л. УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе
Пользоваться элементарными приборами.
Р. УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа
К.Д: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Понять строение рептилий.
Стр.122-129
29
РК Отряды пресмыкающихся.. Л/р №10.
1
Черепаха.
Костные чешуйки.
Крокодил.
Знать и описывать особенности строения отрядов.
Уметь определять принадлежность к отряду.
Представить многообразие пресмыкающихся.
Стр.129-134
30
РК Класс Птиц Л/р №11.
1
Гнездовые птицы.
Выводковые птицы.
Инкубация.
Знать и описывать внешнее строение птиц.
Уметь выделять приспособления внешнего строения птиц к полету.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Пользоваться простейшими приборами.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Представить многообразие птиц.
Стр.134-140
31
Лабораторная работа №12: "Изучение внешнего строения птиц".
1
Опахало.
Ствол.
Очин.
Знать строение пера.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе .Пользоваться простейшими приборами.
Р.УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Понять внешнее строение птиц.
Инд.зад.
32
Отряды птиц.
1
Инкубация.
Страусообразные.
Нандуобразные
Казуарообразные.
Гусеобразные.
Знать роль отрядов в природе и в жизни человека.
Уметь определять принадлежность к определённым отрядам.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представить многообразие птиц.
Стр.140-145
33
Отряды птиц.
1
Дневные хишники.
Совы.
Знать роль отрядов в природе и в жизни человека.
Уметь определять принадлежность к определённым отрядам
Представить многообразие птиц.
Стр.145-151
34
Отряды птиц.
1
Воробьинообразные.
Голенастые.
Знать роль отрядов в природе и в жизни человека.
Уметь определять принадлежность к определённым отрядам
Представить многообразие птиц.
Стр.151-157
35
Экскурсия1. Изучение многообразия птиц.
1
Знать роль отрядов в природе и в жизни человека.
Уметь определять принадлежность к определённым отрядам
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представить многообразие птиц.
Инд.зад.
36
РК Класс Млекопитающие, или Звери.
1
Первозвери.
Яйцекладущие.
Настоящие звери
Знать принадлежность к отряду.
Уметь объяснять роль в природе и жизни человека.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Осознать усложнение в строении ж-х класса млекопитающие.
Стр.157-164
37
Отряды млекопитающих.
1
Грызуны.
Зайцеобразные.
Знать принадлежность к отряду.
Уметь объяснять роль в природе и жизни человека
П. УУД:
освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Представить многообразие животных.
Стр.164-170
38
Отряды млекопитающих.
1
Китообразные.
Ластоногие.
Хоботные.
Хищные.
Знать принадлежность к отряду.
Уметь объяснять роль в природе и жизни человека.
Представить многообразие животных.
Стр.170-178
39
Отряды млекопитающих.
1
Парнокопытные.
Непарнокопытные.
Копыто .
Рога.
Сложный желудок.
Жвачка.
Знать принадлежность к отряду.
Уметь объяснять роль в природе и жизни человека.
Представить многообразие животных.
Стр.178-184
40
Отряды млекопитающих.
1
Приматы
Человекообразные обезьяны
Знать принадлежность к отряду.
Уметь объяснять роль в природе и жизни человека
Представить многообразие животных.
Стр.184-190
13
Эволюция животных
41
Покровы тела. Л/р №13: "Изучение особенностей различных покровов тела.
1
Плоский эпителий.
Эпидермис.
Собственная кожа.
Знать функции покровов тела.
Уметь выявлять приспособления покровов тела к среде обитания.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Л. УУД : способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Р. У УД :умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К. УУД :умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознать эволюцию покровов тела.
Стр.190-193
42
Опорно-двигательная система и способы передвижения.
1
Наружный скелет.
Внутренний скелет.
Осевой скелет.
Сустав.
Знать и описывать на
рисунках органы опорно- двигательной системы. Уметь называть функции.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Осознать эволюцию опорно-двигательной системы.
Стр.193-199
43
Способы передвижения животных. Полости тела.
1
Движения:
Амёбоидное.
,жгутиковое.
,ресничное,
Мышечное.
Полости тела.
Знать и описывать способы передвижения
Уметь
выявлять приспособления организмов
Понять способы передвижения ж-х.
Стр.199-204
44
Органы дыхания.
1
Диффузия.
Жабры.
Трахеи.
Бронхи.
Альвеолы.
Диафрагма.
Знать и описывать на
рисунках органы дыхания.
Уметь сравнивать строение органов дыхания.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Р. УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение
Принять эволюцию органов дыхания.
Стр.204-209
45
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
1
Обмен веществ.
Превращение энергии.
Ферменты.
Знать и называть функции органов пищеварения Уметь сравнивать строение органов пищеварения и процессы.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный навыков самооценки и самоанализа. материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К.УУД :умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение
Понять эволюцию органов пищеварения.
Стр.209-215
46
Кровеносная система. Кровь.
1
Сердце .Капилляры.
Артерии.
Вены.
Аорта.
Состав крови.
Гемоглобин.
Виды крови.
Знать и сравнивать строение органов кровеносной системы Уметь называть функции кровеносной системы.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Р. УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К. УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение
Осознать значение крови в усложнении функций организмов.
Стр.215-220
47
Органы выделения.
1
Канальцы.
Почка.
Мочеточник.
Мочевой пузырь.
Моча.
Знать и называть функции выделения Уметь выявлять приспособления строение органов к среде обитания.
П. УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работ.
К.УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Осознать эволюцию органов выделения.
Стр.220-224
48
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
1
Раздражимость.
Нервная ткань.
Отделы головного мозга.
Знать и называть функции нервной системы Уметь объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Принять усложнение н.с.в эволюции ж-х.
Стр.224-230
49
Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
1
Глаз.
Простой глаз.
Фасеточный глазок.
Монокулярное зрение.
Бинокулярное зрение.
Знать строение органов чувств.
Уметь выявлять приспособления организмов к среде.
Понять эволюцию органов чувств.
Стр.230236
50
Продление рода. Органы размножения.
1
Размножение: бесполое,
Половое.
Гермафродитизм
Раздельнополость
Знать и приводить примеры животных. Уметь
называть функции органов размножения .
П.УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Понять значение продления рода.
Стр.236-239
51
РК Способы размножения животных. Оплодотворение.
1
Деление: надвое, множественное
Оплодотворение
:внешнее,
Внутреннее.
Знать примеры животных с различными видами полового и бесполого размножения
Понять эволюцию органов размножения и значение для природы.
Стр.239-242
52
Развитие животных с превращением и без превращения. Л/р №14: "Определение возраста животных."
1
Метаморфоз.
Развитие без превращения, с превращением.
Уметь сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.
Осознать развитие ж-х.
Стр.242-247
53
Периодизация продолжительность жизни животных.
1
Половое созревание.
Периодизация онтогенеза.
Знать и называть периоды в жизни животных. Уметь характеризовать возрастные периоды жизни.
П.УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Понять значение периодизации в развитии ж-х.
Стр.247-250
6
Закономерности размещения животных на земле
54
Доказательства эволюции животных.
1
Эволюция.
Филогенез.
Гомологичные органы.
Рудименты.
Атавизмы.
Знать определение термину эволюция. Уметь называть доказательства эволюции.
П. УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Л. УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Р. УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
К.УУД:. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение
Осознать эволюцию ж-х.
Стр.250-256
55
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
1
Наследственность.
Изменчивость.
Борьба за существование.
Естественный отбор.
Знать факторы эволюции. Уметь приводить примеры.
Осознать эволюцию ж-х.
Стр.256-259
56
Усложнение строения животных.
1
Дивергенция.
Видообразование.
Знать определения терминам.
Уметь приводить примеры усложнения в строении ж-х.
Осознать эволюцию ж-х.
Стр.259-262
57
Многообразие видов как результат эволюции.
1
Вид.
Разновидность.
Знать основные этапы развития животного мира на Земле.
Уметь объяснять роль изменений.
Представить многообразие ж-х.
Стр.259-262
58
Ареал. Миграции.
Экскусия2Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
1
Ареал.
Виды: эндемик, космополит, реликт.
Миграция:
возрастные,
периодические
Знать понятия терминов.
Уметь приводить примеры
мигрирующих животных.
П.УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный навыков самооценки и самоанализа. материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
.Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представить многообразие ж-х.
Стр.262-268
59
Экскурсия3. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
1
Фазы.
Знать фазы развития.
Уметь проводить наблюдения.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Понять значение фаз развития ж-х.
Инд.зад.
4
Биоценозы
60
Естественные и искусственные биоценозы (водоемы, луг).
1
Биоценоз.
Ярусность.
Продуценты.
Консументы.
Редуценты.
Знать определение термину. Уметь приводить примеры биоценозов.
П. УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Осознать значение биоценозов.
Стр.268-272
61
Факторы среды и их влияние на биоценоз.
1
Факторы
:абиотические
Биотические,
Антропогенные.
Знать основные среды жизни.
Уметь описывать условия среды жизни.
Понять влияние факторов среды на биоценозы.
Стр.272-275
62
Цепи питания, поток энергии.
1
Цепь питания.
Пишевая .пирамида.
Пирамида биомассы.
Энергетическая пирамида.
Знать определение термину Уметь составлять цепи питания.
Понять цепи питания ж-х.
Стр.275-278
63
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
1
Экологическая группа.
Пищевые или трофические связи.
Знать и приводить примеры
взаимосвязей компонентов Уметь
давать определение понятию пищевые связи.
Осознать взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Стр.278-284
4
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
64
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных.
1
Промысел.
Промысловые животные.
Знать определение терминов. Уметь приводить примеры воздействия человека на природу.
П УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Л. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Р. УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Осознать воздействие человека и его деятельности на животных.
Стр.284-286
65
Итоговая контрольная работа
1
66
Законы об охране животного мира.
1
Закон. Ответственность
Мониторинг.
Знать законы об охране живой природы.
П. УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный навыков самооценки и самоанализа. материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу
Л.УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р.УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К. УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Принять Законы об охране животного мира.
Стр.290-292
67
Охрана и рациональное использование животного мира.
1
Заповедники.
Заказники.
Памятники природы.
Акклиматизация
Красная книга
Уметь бережно относится к окружающей среде.
Понять храну и рациональное использование животного мира.
Стр.292296
68
Экскурсия 4заочное посещение выставок с/х животных.
1
Многообразие животных.
Уметь называть редких животных, занесённых в красную книгу.
Признать многообразие ж-х.
Инд.зад.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование;
1.Учебника Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс - М .: Дрофа, 2012
2.Методические пособия для учителя: Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные 7 класс.
3.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Животные. 7 класс -М .Дрофа, 2012
Интернет ресурсы
bio.1september.ru/index.php
festival.1september.ru/
proshkolu.ru/
sbio.info/index.php
29