Конспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водоросли

Урок проводился в теме «Низшие растения - зеленые водоросли» после изучения темы «Классы и семейства цветковых растений» и является логическим продолжение программного материала. Активизация познавательной деятельности осуществлялась через широкую наглядность (компьютерная презентация, натуральные объекты, таблицы) и смену видов деятельности – беседа, составление опорного конспекта, заполнение таблиц, работа с текстом учебника, просмотр видеофрагмента. Приемы активизации мыслительной деятельност...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиКонспект урока по биологии на тему Одноклеточные зеленые водорослиБеляева Ольга Николаевна учитель биологии и химии,

ГБОУ гимназия 1274 г. Москва

Тема урока: «Низшие растения - зеленые водоросли».

Урок биологии в 6 классе по УМК В.П.Викторова и А.И.Никишова является первым уроком в теме «Основные отделы царства растений». Проводится после контрольной работы по теме «Классы и семейства цветковых растений».

Дидактическая цель:

Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях.

Создание условий психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Задачи:

Личностные:

  1. создать условия для развития коммуникативных универсальных умений учащихся, в том числе умения слушать и вступать в диалог, интеллектуальных умений (объяснять, доказывать, защищать свои идеи), участвовать в коллективном обсуждении проблем, проводить рефлексию собственной деятельности;

  2. возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, направленный на изучение живой природы.

Метапредметные:

  1. обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать исследовательские умения школьников, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать материал, умения делать схемы;

  2. развивать умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  3. развивать умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  1. создать условия для усвоения понятий «низшие растения», «хроматофор», «таллом», «зооспора» «фототаксис» на примере водорослей;

  2. продолжить развивать понятия: фотосинтез, гетеротрофное и автотрофное типы питания, половое и бесполое размножение;

  3. расширить и углубить знания учащихся о приспособленности водорослей к различной среде обитания.

Форма урока: урок-исследование по теме: «Низшие растения - зеленые водоросли»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичных их закреплений

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, с элементами исследовательской деятельности, частично-поисковый, эвристический; самопознания и развития: взаимооценка, взаимопроверка.

Вид учебной деятельности учащихся: просмотр видеофильма, работа в рабочих листах, исследовательская работа в малых группах, составление опорного конспекта, составление схемы-кластера, работа с учебником, заполнение таблицы, работа с текстом, рассматривание и сравнивание объектов исследования с рисунками учебника и рабочего листа, обсуждение и ответы на вопросы.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная беседа.

Решаемые учебные проблемы: Показать важность изучения данной темы в курсе изучения предмета биологии; доказать значимость темы лично для каждого обучающегося; показать связь материалов данной темы с другими предметными областями (географией, экологией).

Средства обучения, оборудование:

- Компьютер, мультимедийный проектор, слайд - презентация урока - подготовленная учителем

- Аквариум с водными растениями, вода из аквариума.

- Книги: Жизнь растений. Т.3. Водоросли. - М.: Просвещение, 1997.

Биология. Под общей редакцией - Никишова М.: Высшая школа, 2011.

- Рабочие листы для урока.

- Таблица «Одноклеточные зелёные водоросли», «Царства живой природы»

- Коробка с предметами: мармелад, йодированная соль, салат из морской капусты, хлеб, бумага, удобрения.

- Цветные фотографии «Арбузный снег», «Розовый фламинго».

Педагогические технологии: технология проблемного обучения и воспитания, технология развивающего обучения, информационные технологии.

Планируемые результаты

Урок позволяет создать ситуацию успеха, психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! (Слайд 1) «Нет ничего более изобретательного, чем природа. И она наделила человека стремлением к обнаружению истины» Марк Тулий Цицерон.

На протяжении всего своего существования человек пытается разгадать загадки природы. Делали ли вы в своей жизни какие-то открытия? Чтобы сделать открытие, нужно провести исследование. С чего начинается исследование? Какие этапы можно выделить в научном исследовании?

Ученики высказывают свои предположения: нужны факты, знания, предмет исследования, опыты.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (4 мин)

Учитель: Посмотрите на мой стол. Что вы видите?

Ответы: мармелад, морская капуста, бумага, удобрения, йодированная соль, витамины.

Уч. Не правда ли, ребята странный набор предметов? На самом деле у них есть нечто общее. Как вы думаете что? От. Их связывает живая природа. Чтобы их сделать используют природные вещества. Уч. Да и это то, что имеет непосредственное отношение к теме нашего урока.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. Я предлагаю вам сегодня на уроке решить не одну, а несколько проблем ( слайд 2).

1) Определить, что плавает в аквариуме

2) Ответить на вопросы: Может ли пруд «цвести», а снег быть «красным»?

3) Какая связь между светом и глазком?

4) Есть ли отличие гамет от зооспор?

5) Что общего между предметами на моем столе?

Учитель: Давайте на 45 минут превратимся в исследователей. А чтобы урок был интересным, я предлагаю начать его около нашего аквариума. Обратите внимание на его обитателей. Прежде чем озвучить тему сегодняшнего урока, я хотела бы, чтобы вы обратили внимание и на экран.

( Слайд 4-5). Посмотрите на слайды, в морских глубинах, в пресных водоемах также встречается огромное разнообразие растений. Те, что вы видите, относятся к одному отделу. Как вы считаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? От: Водные растения. Может быть водоросли.

Уч. Тема нашего исследования: «Водоросли», но они бывают разные. Представьте себе, что мы стоим у глубокого озера. В воде никаких растений не видно. Но вода озера зеленоватая. Давайте зачерпнем воду стаканчиком, видите, она совсем прозрачная. Только глубокой воде придают зелёный цвет миллиарды растений-невидимок. Обратите внимание на зеленый налет на стенках аквариума и на камнях. Что это? От. Это наверное живые организмы, но они такие маленькие. Уч. Вернитесь на свои места и посмотрите на эти растения - невидимки в микроскоп. Что вы видите? От: Маленькие шарики. Уч. А какого они цвета? От. Зеленого. Уч. Значит тема нашего урока? От. Зелёные водоросли. Уч: Запишите в тетрадь тему урока: « Одноклеточные зелёные водоросли» ( Слайд 6). А что мы должны узнать об одноклеточных водорослях? Цели урока предлагают ученики, исходя из темы. От: Что это за растения, как они устроены, как живут, чем питаются, как размножаются, пользу приносят или вред.

Цели урока: изучить строение, жизнедеятельность, размножение, представителей одноклеточных зеленых водорослей, их приспособленность к разным средам и их роль в природе ( Слайд 7).

4.Актуализация знаний.(2мин)

Уч. Мы продолжаем с вами знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука - ботаника. Но прежде, чем приступить к изучению нового, проведем небольшую беседу, доказывающую, что все вы готовы к исследованию:

  1. Какие царства живой природы вы знаете? От: Растения и животные

  2. На какие группы по строению делится царство растений? От: По строению растения подразделяются на две группы: высшие и низшие

  3. А в чем отличие высших растений от низших? От: По-другому устроены. Разное строение. Уч. Посмотрите на таблицу: «Царства живой природы» От. Наличие органов. Наличие корней, листьев, стебля

  4. Что такое пластиды? Назовите их виды. От: Органоиды растительной клетки различные по цвету. Хлоропласты, хромопласты и лейкопласты

  5. Какой цвет имеет хлорофилл и где он находиться? От: Зеленый, в хлоропластах.

  6. Какие способы питания растений вам известны? От. Автотрофный, гетеротрофный, сапротрофный.

  7. Что такое фотосинтез? От: Образование органических веществ из неорганических - углекислого газа и воды.

4.Первичное усвоение новых знаний. 20 мин

  1. Сбор информации 4 мин.

Уч. Теперь попробуем определить, что плавает в аквариуме? От. Рыбки, растения, улитки, водоросли. Уч. А где это вы видите водоросли? Не все растения, живущие в воде можно назвать водорослями. Обратите внимание на строение этих растений? Что вы видите? О чем это свидетельствует? От. Все как у цветковых растений, которые мы изучили. Уч. Правильно. И что же плавает в аквариуме? От. Это просто водные, цветковые растения и это не водоросли! Уч. Они могут, относятся и к цветковым, и к папоротникам, и к мхам. Именно они украшают аквариум, тогда как низшие растения, то есть водоросли, внешний вид аквариума обычно лишь портят. Почему водоросли относят к низшим растениям? От. Отсутствуют корень, листья, стебель. Уч. Почему их и объединили в особую группу. От. Не имеют органов. Тело не разделено на органы. Уч. Правильно, а нерасчлененное на органы тело водорослей носит название слоевище или таллом ( Слайд 9). Запишите это в тетрадь. А также напишите в тетрадях, что вам известно о водорослях.

Сначала дети записывают индивидуально, затем учитель подводит итог - и записывает на доске эти сведения, коллективно обсуждая, кто и что записал в тетрадях.

2.Просмотр отрывка из кинофильма и анализ новой информации. 12 мин

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок ( до размножения) из кинофильма «Пресноводные водоросли» и проанализировать информацию увиденную из фильма и записанную в своих тетрадях и на доске.

Посмотрев фильм, вы узнали много нового об одноклеточных водорослях. В чем их особенность? Ответы: Состоят из одной клетки. Их организм состоит из одной клетки. Это клетка и организм все вместе. Уч. Почему всего лишь одну клетку водорослей называют организмом? От. Потому что она дышит, питается, растет, размножается, двигается. Она выполняет все функции живого организма. Уч. Правильно, одноклеточная водоросль - это своеобразная фабрика, которая добывает, перерабатывает, производит ( Слайд 11).

Уч. Скажите, а где могут жить водоросли? От. В воде, в реке, в луже, в пруду. Уч. Да, вся жизнь водорослей связана с водой. Вода поддерживает их слоевища, поэтому они не нуждаются в дополнительной опоре. А в каких водах могут жить водоросли? От. В пресных, в соленых. Уч. Водоросли могут жить в

стоячей и в проточной воде, свободно плавая или прикрепляясь к водным растениям. А могут они обитать вне воды? От. Могут, где сыро. Где есть влага.

Уч. Работая в парах, в тетрадях заполните схему «Местообитание водорослей» ( Слайд 12).

Обитание водорослей

В воде

Вне воды

Некоторые учащиеся комментируют заполненную схему. А теперь проверим правильность заполнения схемы: «Местообитание водорослей» (Слайд 13).

Уч. После проверки допишите недостающее звено в свою схему. Таким образом, на планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Посмотрите на слад. В некоторых высокогорных районах, например калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Как вы думаете, чем вызвано это чудо земной природы? От. Бактерии. Особые организмы. Это водоросли. Уч. А почему розовый цвет? От. Розовый пигмент. Уч. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге особых водорослей - хламидомонада снежная, содержащих красный пигмент астаксантин ( Слайд 14). Данные водоросли служат также пищей для некоторых организмов, среди которых ледяные черви. Таким образом, что вы еще добавите в нашу схему? От. Что водоросли могут обитать в снегу.

Уч. А почему водоросли зеленого цвета? От. Содержат в клетках хлорофилл. Уч. А для чего он нужен водорослям? От. Для фотосинтеза. Благодаря ему, они способны образовывать на свету органические вещества из углекислого газа и воды. Работая в парах, заполните в тетрадях схему «Типы и способы питания водорослей», только левую часть ( Слайд 15).

Типы и способы питания:


Условия - мало света

Условия - свет


Тип

Тип


Питание

Способ

Уч. Водоросли по способу питания являются автотрофами, но это на свету. А могут водоросли существовать в условиях крайне низкой, не свойственной им освещенности, или в полной темноте? Каков тип питания при этом и чем они питаются? Теперь заполните правую часть схемы, и проверим правильность заполнения ( Слайд 16).

Уч. Таким образом водоросли способны питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Многообразие способов питания водорослей позволяют им иметь широкие ареалы и занимать разнообразные экологические ниши.

Уч. А зачем водорослям нужен свет? От. Для фотосинтеза. Для образования органических веществ и кислорода. Уч. А как хламидомонада находит свет? От. У нее есть глазок. Уч. И какая связь между светом и глазком хламидомонады? Ответы: Она реагирует на свет при помощи глазка. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону, где больше света. «Глазок» воспринимает свет - и хламидомонада движется в сторону освещенного места. Уч. Запишите - это явление стремления живых организмов к свету называется фототаксисом ( Слайд 20)


  1. Самостоятельная работа с текстом учебника (4 мин)

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду, хлореллу и хлорококк. Для того чтобы лучше узнать особенности строения этих водорослей, работая с учебником, выполните задание. На выданных рисунках подпишите органоиды клетки хламидомонады, хлореллы и хлорококка и ответьте на вопросы используя рисунки. Вы можете объединиться малыми группами и работать вместе.

5.Первичная проверка понимания 10 мин


  1. Индивидуальная работа с таблицей 3 мин

Используя данные текста параграфа, сведения, которые вы дали в начале урока о водорослях и посмотрели из кинофильма, заполните таблицу, в которой перечислены функции органоидов и соотнесите функции и название органоидов. После заполнения разделов таблицы осуществите взаимопроверку.

Функции органоидов клетки хламидомонады.

Органоиды клетки хламидомонады

Функции

1.защита содержимого клетки, обмен веществами с другими клетками и окружающей средой

2.поддержание формы клетки, защита

3.движение

4.хранение наследственной информации, и передача ее дочерним клеткам

5.восприятие света

6.образование органических веществ из неорганических и кислорода в процессе фотосинтеза

7.регуляция обмена воды и солей

Ребята сравнивают данные текста параграфа и соответственно таблиц учащихся и ту информацию, которая была до проверки (сведения, которые учащиеся дали в начале урока о водорослях и посмотрели из кинофильма). Учащиеся добавляют или убирают лишние сведения, находят информацию, которая не подтвердилась, и после этого проверяют правильность заполнения таблицы.

Размножение хламидомонады

Уч. Хламидомонаду можно найти поздним летом или ранней осенью в лужах или канавах с водой. Если зачерпнуть воду стеклянной банкой, а потом поставить в тёплое ярко освещённое место, то через некоторое время на стенках банки будет хорошо заметен зелёный налёт. Что произошло в банке? Ответ: Ее стало больше. Уч. В результате чего? От. Размножения. Уч. Таким образом, как объяснить позеленение или «цветение воды». От. Наличие водорослей в воде. Они растут и их становиться больше. Хламидомонада активно размножается.

Уч. Какие способы размножения вам известны? От. Половой и бесполый. Уч. Чем они отличаются друг от друга? От. В половом участвуют две родительские особи, в бесполом - одна родительская особь.

2.Посмотрите отрывок из фильма (2 мин) «Пресноводные водоросли» о размножении хламидомонады. И после внимательного просмотра, составьте схему полового и бесполого размножения хламидомонады в рабочих листах.

3.Самостоятельная работа парами (3 мин): заполните схему размножения хламидомонады, подписав все процессы соответствующие цифрам. После завершения работы учащиеся меняются схемами и осуществляют взаимопроверку. Затем все вместе проверяем правильность заполнения схем размножения.

Уч. При каких условиях хламидомонада размножается половым и бесполым путем? От. При благоприятных условиях - бесполым, при неблагоприятных - половым. Уч. Какие условия вы считаете благоприятные для размножения? От. Когда есть свет, вода и тепло. Уч. А какие неблагоприятные? От. Когда понижается температура, пересыхают водоемы.
Уч. Для чего нужны зооспоры? От. Служат для бесполого размножения и передвижения в воде. Уч. Тогда чем отличаются гаметы от зооспор? От. Они меньше размеров и нужны для полового размножения. Уч. Зачем зиготе хламидомонаде плотная оболочка? От. Чтобы лучше сохраняться в неблагоприятных условиях.

6.Первичное закрепление изученного материала. 3 мин

« Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые» Д. Хевелси.

Уч. Настало время закончить наше исследование и проверить ваши результаты. У вас на столах по два конверта разного уровня сложности. В красном конверте - задание 1 уровня, повышенной сложности, а в синем - задание 2 уровня, средней сложности. Выберите каждый для себя один конверт по уровню сложности.

Задание 1 уровня. Составить схему-кластер «Общие сведения об одноклеточных водорослях» Используя новые знания вставьте недостающие сведения в данную схему.




Водоросли


Задание 2 уровня: вставьте пропуски в данный текст:

1.Водоросли-древнейшие представители царства_______________.2.Обитают в___________и______________водоёмах.3.А также на влажных субстратах: на ___________, коре деревьев, на _____________.4.Наиболее важный признак водорослей_______________настоящих тканей и органов. 5.Поэтому их относят к _____________растениям.6.Тело водорослей называется ________________или ____________.7. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент__________ , поэтому по способу питания водоросли_______________. 8.Размножаются водоросли ______________ и _______________ путём. 9. Бесполое размножение хламидомонады осуществляется с помощью___________. 10. Полое размножение хламидомонады осуществляется с помощью_____________. 11. Водоросль___________ имеет жгутики, одноклеточная, обитает в воде. 12. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

7.Информации о домашнем задании 1 мин

Обязательное задание. § 44 «Отдел Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли», страница 172 (4) .

Творческое задание: нарисовать хлореллу, хлорококк и хламидомонаду.

Познавательное задание (дифференцированное): написать мини - рассуждение «Почему хлорелла вызывает к себе большой интерес у ученых?» или мини - рассказ в жанре сказки «Жизнь и удивительные приключения хлореллы»

8. Подведения итогов урока 2 мин

Оценка деятельности класса учителем. Выставление оценок в рабочих листах самими учащимися

Рефлексия 2мин.

Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Уч: - Что нового узнали на уроке? Что вас удивило? С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Что вызвало затруднения? Достигнута ли цель урока? Все ли мы проблемы решили?

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего участия к продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Ученик задает вопрос «Что связывает предметы на столе учителя?». Уч. Вначале урока вы сказали, что их связывает что-то из живой природы и это имеет непосредственное отношение к теме нашего урока. Подумайте, что это может быть? От. Если мы изучили водоросли, то может для получения всех этих предметов используют водоросли. Тогда какие, и каким образом? Уч. Да это водоросли, но для этого нам надо знать еще и многоклеточные водоросли, бурые и красные водоросли. А их мы изучим на следующем уроке.

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания - умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью исследования нашли свою истину.





Список литературы:


  1. Академический школьный учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. «Издательство «Дрофа»2011г. Авторы: В.П.Викторова и А.И.Никишова

  2. Биология. Под общей редакцией Соколовой Н.П. - М.: Высшая школа, 1987.

  3. Жизнь растений. Том 3. Водоросли. Лишайники. - М.: Просвещение, 1997.

  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Кузнецова В. И. Уроки биологии:6 - 7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: кн. для учителя. - 2 - е издание, перераб. - М. Просвещение, 1991г.

  6. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие ля учителей.- Ростов - на Дону: Издательство «Учитель», 2001.

  7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. school2100.ru/

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.

  9. Рабочие программы по биологии. 6 - 7 классы. - М.: Планета, 2011

  10. Сухова Т. С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. - М.: Вентана - Графф, 2001.

  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией Асмолова А.Г. - М.: Просвещение, 2011.

  12. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт. - сост. С. Н. Лебедев. - 2 - е изд., испр. - М. Глобус, 2009.

Приложения

  1. Рабочие листы с заданиями для учащихся.

  2. Презентация


© 2010-2022