• Преподавателю
  • Биология
  • Исследовательская работа по биологии по теме оценка гармоничности развития по антропометрическим данным

Исследовательская работа по биологии по теме оценка гармоничности развития по антропометрическим данным

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешне...  
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края




«Оценка гармоничности физического развития учащихся 11-х классов по антропометрическим данным».


Выполнили: Вдовенко Дарья

учащаяся 8 А класса

Суслова Анжелика

Учащаяся 8 А класса


руководитель: Гордиенко Людмила

Викторовна учитель биологии


Лермонтовка - 2012

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.Физическое развитие……………………………………………….... ..3

Глава 2 Методика и проведение антропометрических измерений…………………………………………………………………………4Заключение……………………………………………………………………….6

Литература………………………………………………………………………..7

Приложение………………………………………………………………………8






Введение

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

При анализе амбулаторных поликлинических карт истории развития ребенка обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом как функционального состояния, так и уже имеющегося заболевания. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения. Детский организм в отличие от организма взрослого реагирует на воздействие внешней среды - биологической и социальной - в особенно резкой степени.

Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существенным изменениям. [2]

- Цель и задачи работы.

Цель: Определить уровень физического развития мальчиков и девочек 11 классов.

Задачи: 1.Провести антропометрические измерения учащихся 11 классов.

2.Оценить полученные результаты и сравнить со среднестатистическими данными таблиц.

3. Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе, окружности грудной клетки,).

4. Сделать вывод о гармоничности физического развития учащихся 11 классов.

Глава 1 Физическое развитие

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. [2]

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.

В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле.

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. [3]

Глава 2 Методика и проведение антропометрических исследований

Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:

- определяя длину тела;

- массу тела;

- обхват грудной клетки.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие. [1]

1.Измерение роста Проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат зафиксируйте.

2. Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат зафиксируйте.

1). Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц.

2). Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

  1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого. При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента накладывается спереди по среднегрудинной точке).

  2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе измерения лента должна плотно прилегать к телу).

  3. Результат записать в таблицу.( приложение №1 таблица № 1)

  1. Оценка гармоничности физического развития

На основе полученных данных можно сделать вывод о гармоничности развития учащихся 11-х классов:

  • Развитие можно считать гармоничным, если категории всех трёх показателей совпадают;

  • Развитие умеренно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на две единицы;

  • Развитие выраженно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на три единицы и более; в таких случаях желательно проконсультироваться у врача, который порекомендует соответствующий способ коррекции. (приложение № 2 таблица № 2)

21,4% учащихся имеют гармоничное развитие, 14,3 % учащихся имеют выраженно негармоничное развитие. Большинство, а это составляет 64,3 % имеют умеренно негармоничное развитие.

Чтобы определить сложения используем следующие показатели: окружность грудной клетки рост. Применив формулу можно рассчитать индекс пропорциональности -

Окружность грудной клетки х 100 %

И.п. = рост

По величине индекса пропорциональности можно сделать вывод о типе телосложения:

  • 52-54 % ( для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - нормальный тип сложения (нормостенический);

  • менее 52-54 % ( для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - узкогрудый тип сложения (астенический);

  • более 52-54 % ( для мужчин) и 50-52 % (для женщин) - широкогрудый тип сложения (гиперстенический).

Полученные результаты заносим в таблицу «Определение типа сложения по индексу пропорциональности». ( приложение №3 таблица №3)

При анализировании данных мы получили следующие результаты: нормостенический тип сложения тела у 25% учащихся, астенический - у 67,8 %, гиперстенический - у 7,2 %.

Заключение

Физическое развитие - один из показателей здоровья человека. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поэтому я выработала следующие рекомендации для себя и своих одноклассников.

Для благополучия здоровья, правильного физического развития необходимы:

• ежедневные физические упражнения,

• длительные прогулки на свежем воздухе,

• соблюдение режима дня,

• рациональное питание,

• жизнь без вредных привычек

• физкультурные упражнения на уроках (на 2-3 минуты).

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. Проведём новые методики для оценки физического развития человека, организуем работу с учащимися в школе по пропаганде здорового образа жизни.

Литература

1. Биоэкологические исследования в школе.//.Биология в школе. - № 2, 2007 год, с. 63-66.

  1. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Под редакцией Татьянкина Б. К. - М.,: 5 за знания, 2007. - 272 с. - (« Электив»).

  2. Колесов Д. В., Маш Р. Д.. Основы гигиены и санитарии: учебное пособие для 9 - 10 классов средней школы: Факультативный курс. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.









Приложение № 1

Таблица №1 Оценка гармоничности физического развития

Ф И

Рост (см)

Вес

Окружность груди (см)

Категория по росту

Категория по окружности груди

Категория по массе тела

11 А класс

1

Афанасьев Иван

175

56

84

3

3

3

2

Белоглазов Даниил

167

60

84

2

3

3

3

Бобрик Елена

154

44

72

1

1

1

4

Коваль Михаил

165

55

88

2

3

2

5

Ковалёва Александра

163

49

80

3

3

2

6

Логинов Николай

184

65

91

4

3

3

7

Малинина Анастасия

169

58

76

3

1

3

8

Новосёлова Виктория

162

53

75

3

1

2

9

Петрова Наталья

163

49

76

3

1

3

10

Плис Даниил

175

61

91

3

3

3

11

Радионова Вероника

165

52

82

3

3

3

12

Сотников Виталий

182

79

96

4

5

5

13

Сухарев Артём

174

74

95

3

4

4

14

Шестакова

Анастасия

164

58

82

3

3

2

11Б класс

1

Аунина Анжела

172

61

81

4

2

3

2

Барахтина Анастасия

164

69

86

3

3

6

3

Воронина Юлия

160

49

66

3

1

1

4

Горбачёва Яна

167

48

74

2

1

1

5

Демьяненко Валерий

176

60

90

3

4

3

6

Дунденкова Ольга

167

60

83

2

3

3

7

Ефременко Татьяна

175

61

85

6

3

3

8

Катухова Екатерина

172

60

80

4

1

3

9

Колесникова Кристина

170

96

86

4

3

7

10

Маркова Алла

162

53

77

3

1

3

11

Микрянова Александра

167

60

83

2

3

3

12

Пинчук Кристина

169

69

80

3

1

3

13

Пирогова Ольга

164

58

8\5

3

3

3

14

Украинский Владимир

174

65

90

3

3

3

Приложение №2

Таблица № 2 Оценка гармоничности физического развития

Ф И

1

Афанасьев Иван

гармоничное

2

Белоглазов Даниил

умеренно негармоничное

3

Бобрик Елена

гармоничное

4

Коваль Михаил

умеренно негармоничное

5

Ковалёва Александра

умеренно негармоничное

6

Логинов Николай

умеренно негармоничное

7

Малинина Анастасия

умеренно негармоничное

8

Новосёлова Виктория

умеренно негармоничное

9

Петрова Наталья

умеренно негармоничное

10

Плис Даниил

Гармоничное

11

Радионова Вероника

Гармоничное

12

Сотников Виталий

умеренно негармоничное

13

Сухарев Артём

умеренно негармоничное

14

Шестакова Анастасия

умеренно негармоничное

1

Аунина Анжела

умеренно негармоничное

2

Барахтина Анастасия

выражено негармоничное

3

Воронина Юлия

умеренно негармоничное

4

Горбачёва Яна

умеренно негармоничное

5

Демьяненко Валерий

умеренно негармоничное

6

Дунденкова Ольга

умеренно негармоничное

7

Ефременко Татьяна

выражено негармоничное

8

Катухова Екатерина

выражено негармоничное

9

Колесникова Кристина

выражено негармоничное

10

Маркова Алла

умеренно негармоничное

11

Микрянова Александра

умеренно негармоничное

12

Пинчук Кристина

умеренно негармоничное

13

Пирогова Ольга

Гармоничное

14

Украинский Владимир

Гармоничное

Приложение № 3

Таблица № 2 Определение типа сложения по индексу пропорциональности

Ф И

Рост (см)

Окружность груди (см)

Индекс пропорци

ональности

Тип сложения

1

Афанасьев Иван

175

84

48

астенический

2

Белоглазов Даниил

167

84

50

астенический

3

Бобрик Елена

154

72

47

астенический

4

Коваль Михаил

165

88

53

нормостенический

5

Ковалёва Александра

163

80

49

астенический

6

Логинов Николай

184

91

50

астенический

7

Малинина Анастасия

169

76

45

астенический

8

Новосёлова

162

75

46

астенический

9

Петрова Наталья

163

76

47

астенический

10

Плис Даниил

175

91

52

нормостенический

11

Радионова Вероника

165

82

50

нормостенический

12

Сотников Виталий

182

96

53

нормостенический

13

Сухарев Артём

174

95

55

гирерстенический

14

Шестакова Анастасия

164

82

50

астенический

1

Аунина Анжела

172

81

47

астенический

2

Барахтина Анастасия

164

86

53

гиперстенический

3

Воронина Юлия

160

66

41

астенический

4

Горбачёва Яна

167

74

44

астенический

5

Демьяненко Валерий

176

90

51

астенический

6

Дунденкова Ольга

167

83

48

астенический

7

Ефременко Татьяна

175

85

49

астенический

8

Катухова Екатерина

172

80

46

астенический

9

Колесникова Кристина

170

86

51

нормостенический

10

Маркова Алла

162

77

47

астенический

11

Микрянова Александра

167

83

50

нормостенический

12

Пинчук Кристина

169

80

47

астенический

13

Пирогова Ольга

164

85

52

нормостенический

14

Украинский Владимир

174

90

51

астенический


В настоящее время государство уделяет большое внимание здоровью подрастающего поколения. В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие (дефицит или избыток массы тела, снижение показателей мышечной силы, жизненной ёмкости лёгких и др.), что создаёт проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия).

Показатели физического развития являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния различных факторов на рост и развитие организма. Физическое развитие детей и подростков является одним из самых важных показателей здоровья и благополучия. Систематическое наблюдение за физическим развитием одних и тех же детей необходимо для индивидуальной оценки их развития.

Большое значение в оценке физического состояния человека имеют антропометрические исследования.


© 2010-2022