- Преподавателю
- Биология
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-9 КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-9 КЛАСС
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Догина Т.И. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ Наумовская ОШ
____________Т.И.Догина
Рабочая программа
«Биология»
для 9 класса
один год обучения
Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа
в год 70 часа, из них резервных - 2
на инвариантную часть - 53 часа
на вариативную часть - 15 часов
Количество практических работ в год - Практических работ - 17, из них итоговых (оценочных) - 15
Рабочая программа второго вида составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по биологии» Авторы, М.Р.Сапин, Н.И.Сонин, издательство «Дрофа» . 2009 г. Адрес в интернете drofa.ru.
Изучаемая учебно-методическая литература:
Основной учебник:С.Г.Мамонтов,В.В.Захаров, Н.И.Сонин. М.: изд. «Просвещение»- 2006, рабочая тетрадь-Дрофа 2013.
Учебно-методические пособия: 1.С.Н.Лебедев Методическое пособие для учителя.
2Л.А.Попова Открытые уроки биологии.
-
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009 г., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Программа курса (70часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. Программа предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Для повышения образовательного уровня и получению навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии. С этой же целью предусмотрены демонстрации.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В программе приведён список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.
Задачи программы- реализация целей школьного биологического образования.
- Расширение ряда общеучебных задач, среди которых:
- Формирования представления о целостности окружающего мира, о сложности проблем взаимодействия системы «Человек и природа»
- Развитие системы биологического мышления
- Овладение жизненно необходимыми биологическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к проживанию в современных условиях.
- Дать представление о практической реализации курса биология для использования в повседневной жизни.
Функции программы:
- Нормативная
- Процессуальная
- Оценочная
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2007. - 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (8 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные». Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).
Тематическое планирование учебного материала
-
№
Разделы
Количество часов
В том числе
лабораторных и практических работ
контрольных работ
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа).
1.
Введение. Биология - наука о жизни.
2
2.
Развитие биологии в додарвинский период.
2
3.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
4
1
1
4.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
4
1
5.
Микроэволюция.
3
1
6.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
2
1
7.
Возникновение жизни на Земле.
2
8.
Развитие жизни на Земле.
5
1
Раздел II. Структура организации живых организмов (10 часов).
9.
Химическая организация клетки.
2
1
10.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
2
11.
Строение и функции клеток.
6
1
1
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
12.
Размножение организмов.
2
1
13.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
3
1
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (14 часов).
14.
Закономерности наследования признаков.
8
1
15.
Закономерности изменчивости.
3
16.
Селекция растений, животных и микроорганизмов.
3
1
1
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов).
17.
Биосфера, её структуры и функции.
8
2
Итог
68 (4 часа - резервное время)
8
8
Календарно - тематическое планирование
9 класс.
-
№
Дата.
План/
факт
Тема урока
Кол-во часов
Виды и формы контроля
Домашнее
задание
Примечание
Введение (1час)
1
Биологическая наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей
1
Текущий
Задания со своб. ответом
Стр.3-7
Р.1. Эволюция живого мира на Земле (19 час)
Т.1. Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2час)
2
Многообразие живого мира.
1
Текущий
Р.Т. №3-8-10
Гл.1, с.8-11
3
Уровни организации и основные свойства живых организмов.
1
Текущий
Р.Т. №1-7
Гл.2
Т.1.2.Развитие биологии в додарвинский период (1час)
4
Становление систематики. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
1
Текущий
Устные ответы
Устно отв. на вопр. 1-4, заполнить тетрадь
Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
(3час)
5
Научные и социально - экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
1
Текущий
Инд. опрос
с.18-20
Вопр. 1-3
6
Учение Ч.Дарвина о искуственном отборе
1
Текущий
Инд. опрос
вопр. 1-4
7
Формы естественного отбора
1
Текущий
Инд. опрос
ворп.1-7
Сообщ. о присп.
Т.1.4.Приспособленостьорганизмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2час)
8
Приспособительные особенности строения животных.
1
Текущий
Сообщения
Гл. 4. §1-5
9
Л.Р.1 « Изучение результатов искусственного отбора».
1
Текущий
П.Р.1
повт., вопр.1-5
Т.1.5. Микроэволюция (3час)
10
Вид, его критерии и структура
1
Текущий
Гл. 5, §10, записи в тетр.
11
Эволюционная роль мутаций
1
Текущий
Гл. 5, §11 работа в тетради
12
Видообразование
1
Текущий
Р.Т.№2,3
Гл. 5, §11 вопр.1-4
16. Макроэволюция (3час)
13
Биологические последствия адаптации
1
Текущий
Устн.опрос
Гл.6, с. 59,повт. тему
14
Главные направления эволюции. Общие закономерности.
1
Текущий
Гл. 6, §12, сообщ.
15
Л.Р. 2 « Изучение приспособления организмов к среде обитания»
1
Тематический
Тестирование
Повторить тему
Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2час)
16
Современные представления о происхождении жизни на Земле
1
Текущий
Фронт. опрос.
Гл.7, §14.
Вопр. 1-4
17
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни
1
Текущий
Беседа
Гл.7,§15,повт. §11,сообщ.
18.Развитие жизни на Земле (3часа)
18
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры
1
Текущий
Сообщения
Р.Т. № 1-12
Гл. 8, §16,17, вопр.1-4
Р.Т. додел.
19
Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры
1
Текущий
Сообщения
Р.Т.№ к§18
Гл.8, §18.19,
Р.Т. к §19
20
Происхождение человека.
П.Р.1 «Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений»
1
Текущий
Р.Т. №1,3,4,8,11
Гл.8, §20,Р.Т. додел.
Р.2.Структурная организация живых организмов (14часов)
21. Химическая организация клетки (4часа)
21
Химическая организация клетки. Неорганические вещества
1
Текущий
Фронт. и индив. опрос
Гл.9, §21.
Вопр.1-4.
Р.Т.№1-5
22
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
1
Текущий
Устн. опрос
Р.Т.№12-19
Гл.9, §22,
Вопр.1,5-9
23
Органические вещества клетки. Белки.
1
Текущий
Устн. опрос и
Письм.работа Р.Т.2-10
Гл.9, §22,с.107-109, вопр.1-4
24
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.
П.Р. 2«Каталитическая активность ферментов в живых клетках»
1
Текущий
Р.Т.№26-29
§22, с.111-112
22. Обмен веществ и энергии в клетке (3часа)
25
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
1
Текущий
Р.Т. №1,2
§23, стр.113, повт. фотосинтез
26
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
1
Текущий
Фронт. и инд. опрос
§23,записи в тетр.
Вопр.1-5
27
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
1
Текущий
Р.Т. №1-14
§24, вопр.1-4
23. Строение и функции клеток (7 час)
28
Прокариотические клетки
1
Текущий
П.Р.2
Устн. опрос
Гл.11, §25,
Вопр.1-5
29
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы.
1
Текущий
Устн. опрос
Гл.11, §26,вопр.1-4
30
Эукариотическая клетка. Ядро.
1
Текущий
Уст. и письм. опрос
§27, задания Р.Т.
31
П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
1
Текущий
П.Р.3
Повт. по уч.6 кл. о делении клеток
32
Деление клеток
1
Текущий
Р.Т.№1-5
§28, вопр.1-5
33
Клеточная теория строения организмов.
1
Текущий
Вопр.1-3 со своб. ответом
§29, подг. к зачету.
34
Зачет по теме «Клетка»
1
Тематический
Тестирование
Повт. о размножении
Р.3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5час)
31. Размножение организмов (2час)
35
Бесполое размножение организмов.
П.Р.4 «Митоз в клетках корешка лука»
1
Текущий
Р.Т. №1-5
§30, гл.12, с. 146
36
Половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
1
Текущий
Задания Р.Т.
§31
Р.Т. доделать
32. Индивидуальное развитие организмов (3час)
37
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
1
Текущий
Фронт. и инд. опрос
§32, гл.13, вопр. 1-6
38
Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
1
Текущий
Уст. опрос
Р.Т.№ 1,2,4,6,7
§33, гл.13
39
Общие закономерности развития.
1
Текущий
Р.Т.№3,4,6
Тесты
§34, гл.34
Р.4.Наследственность и изменчивость организмов (13час)
Т.41.Закономерности наследования признаков (8час)
40
Генетика как наука. Основные понятия генетики
1
Текущий
Биол. диктант
Р.Т.№1,4,6,7
Гл.14,§35
41
Гибридологический метод изучения наследственности
1
Текущий
Устн. опрос
§36
Р.Т. №1-7
42
Законы Менделя. Моногибридное скрещивание
1
Текущий
Устн.опрос
Генет. задачи
§37,с.176-180
Р.Т.№1-6
43
Дигибридное скрещивание
1
Текущий
Р.Т. №7-14
§37, с.180-185
44
Сцепленное наследование генов
1
Текущий
Устн. опрос
Генет. задачи
§38
Вопр. уст.
45
Генетика человека
1
Текущий
Р.Т. №1-7
Уст.опрос
§39, сост. родослов. семьи (по желанию)
46
Взаимодействие генов
1
Текущий
§40
47
К.Р.4 «Решение генетических задач»
1
Тематический
K.Р.4
Повт. тему
Т.42.Закономерности изменчивости. (2час)
48
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
Текущий
Р.Т. № 1-12
§41, Р.Т. доделать
49
Фенотипическая изменчивость. П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
1
Текущий
Р.Т. №1-5, П.Р.5
§42, вопр. уст.
Т.43.Селекция растений, животных, микроорганизмов (3час)
50
Методы селекции растений и животных
1
Текущий
Усн.опрос
Эврист.беседа
§43,§44
51
Селекция микроорганизмов
1
Текущий
§45,подг. к зачету
52
Зачет 3 по т. «Наследственность и изменчивость»
1
Тематический
Тестирование
Р.5.Взаимоотношения организмов и среды (11час)
Основы экологии (7час)
53
Структура биосферы. Р. К. «Основные экосистемы Архангельской области»
1
Текущий
Беседа
Гл.17,с.216, §46
54
Круговорот веществ в природе.
1
Текущий
Устн. опрос
Гл.17, §47, сост. схему кругов.серы (по жел.)
55
Биогеоценоз и биоценоз.
1
Текущий
Беседа
§49
56
П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.
1
Текущий
П.Р.6.
Повт. §49
57
Абиотические факторы среды.
1
Текущий
Задания Р.Т.
§50,51
58
Пищевые связи в экосистемах. П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
1
Текущий
П.Р.7
§52, вопр. (уст.), сообщ. о взаимоот.
59
Биотические факторы. «Взаимоотношения между организмами в экосистемах Европейского Севера». Р.К.
1
Текущий
Беседа
Сообщения
§52, §53, сообщ. о ресурсах земли
Биосфера и человек (4час)
60
Природные ресурсы и их использование. Р.К. «Природные ресурсы Архангельской области»
1
Текущий
Сообщения
§54, задания Р.Т.
61
Роль человека в биосфере. П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах Архангельской области» Р.К.
1
Текущий
Беседа
§55, сообщ.о
Пинежском запов., редких видах
62
Охрана природы в Архангельской области. Р. К.
1
Текущий
Сообщения
Записи в тетр., сообщ.
63
Экологические проблемы
1
Тематический
Сообщения.
Повт. гл.2-6
Обобщение (6час)
64
Становление современной теории эволюции
1
Тематический
Повт. гл.9-11
65
Клетка - структурная и функциональная единица живого
1
Тематический
Повт. гл.14-16
66
Закономерности наследственности и изменчивости
1
Тематический
Повт. гл. 17-18
67
Взаимодействие организма и среды обитания
1
Тематический
Подг. к итог. К.Р.
68-69
Итоговая контрольная работа
2
Итоговый
Тестирование
70
Резерв
1
-
Практическая часть
-
П.Р.1 «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
-
П.Р.2 «Изучение клеток бактерий».
-
П.Р.3 «Изучение клеток растений и животных».
-
П.Р.4 «Решение генетических задач»
-
П.Р.5. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
-
П.Р. 6 «Изучение и описание экосистемы своей местности» Р.К.
-
П.Р.7 «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
-
П.Р.8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Р.К.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие организмов;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (50 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (8 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
5. Контроль уровня обучения
1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.
3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса. Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
-
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология / Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
-
А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
-
А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.
-
Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.
6. Учебно-методические средства обучения
-
Федеральный Государственный стандарт.
-
Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
-
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2010.
-
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2007 - 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
-
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Дополнительная литература:
1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.
2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.
3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.
4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.
5. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
22