Программа внеурочной деятельности по предмету биология «Зеленая лаборатория»

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности по предмету биология

«Зеленая лаборатория»



Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» соответствует экологическому воспитанию обучающихся и обладает новизной. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классах. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Цель и задачи изучения данного факультативного курса.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

- Формирование знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия, в результате деятельности человека в том числе.

- Формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в природе.

- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним.

- Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений.

- Формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.

- Освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.

Количество часов:

На внеурочную деятельность отводится 35 часа.

Структура программы.


Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж.

Первый раздел «Из чего состоит растение» знакомит учащихся с понятием клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему они имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы.

Во втором разделе «Как живет растение» учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.

Третий раздел «Вырасти сам» предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.


Ожидаемые результаты:

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

· умение работать с разными источниками информации;

· овладение составляющими исследовательской деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• различение органов цветкового растения;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Календарно - тематическое планирование курса


Тема

Количество часов

Введение

1

    Из чего состоит растение (11 часов)

      Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня.

      1

        Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением.

        1

          Стебель. Строение стебля. Функции стебля

          1

            Цветок. Строение и значение цветка.

            1

              Плоды. Строение и значение. Способы распространения

              1

                Семя. Строение и состав семян

                1

                  Опыт «Испарение воды листьями»

                  1

                    Практическая работа «Определение возраста дерева по спилу»

                    1

                      Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю»

                      1

                        Лабораторная работа «Строение семени пшеницы»

                        1

                          Опыт «Выделение кислорода растением»

                          1

                            Как живет растение (11 часов)

                              Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков.

                              1

                                Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения.

                                1

                                  Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений.

                                  1

                                    Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.

                                    1

                                      Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.

                                      1

                                        Практическая работа «Влияние удобрений на рост растения»

                                        1

                                          Практическая работа «Прищипка главного корня»

                                          1

                                            Опыт «Дыхание листьев»

                                            1

                                              Опыт «Дыхание семян»

                                              1

                                                Практическая работа «Влияние различных условий на прорастание семян»

                                                1

                                                  Практическая работа «Определение всхожести семян»

                                                  1

                                                    Вырасти сам (12 часов)

                                                      Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»

                                                      4

                                                        Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»

                                                        3

                                                          Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»

                                                          3

                                                            Практическая работа «Дизайн цветочных клумб»

                                                            1

                                                              Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»

                                                              1




                                                              Требования к материально - техническому обеспечению


                                                              1. Спил ствола дерева- 2 шт.

                                                              2. Срезанные нарциссы - 2 шт.

                                                              3. Прозрачные стеклянные банки- 2 шт.

                                                              4. Чернила- 2 шт.

                                                              5. Ящики для рассады 24 шт.

                                                              6. СеменаЦветочных декоративных растений-30 пакетиков.

                                                              7. Почвогрунт для рассады - 15 мешков.

                                                              8. Цилиндрические сосуды- по количеству детей.

                                                              9. Сухие и набухшие семена фасоли -12 шт.

                                                              10. Сухие и набухшие семена пшеницы-12 шт.

                                                              11. Препаровальные иглы- 1 упаковка.

                                                              12. Пинцет- 6 шт.

                                                              13. Лупа- 6 шт.

                                                              14. Линейка- 12 шт.

                                                              15. Пробирки- 6 шт.

                                                              16. Жидкое удобрение- 1 шт.

                                                              Используемая литература.


                                                              1.Биологическое разнообразие. Водоросли и грибыАвтор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013

                                                              2.Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012

                                                              3.Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
                                                              Издание: Академия: 2012

                                                              4.Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013

                                                              5.Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007

                                                              6.Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006

                                                              7.Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011

                                                              8.Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012

                                                              9. Интернет- ресурсы.

                                                              © 2010-2022