- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочной деятельности по предмету биология «Зеленая лаборатория»
Программа внеурочной деятельности по предмету биология «Зеленая лаборатория»
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кривых Е.В. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности по предмету биология
«Зеленая лаборатория»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» соответствует экологическому воспитанию обучающихся и обладает новизной. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классах. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Цель и задачи изучения данного факультативного курса.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- Формирование знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия, в результате деятельности человека в том числе.
- Формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в природе.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним.
- Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений.
- Формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
- Освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.
Количество часов:
На внеурочную деятельность отводится 35 часа.
Структура программы.
Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж.
Первый раздел «Из чего состоит растение» знакомит учащихся с понятием клетки, ткани, органы. При изучении данного раздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему они имеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы.
Во втором разделе «Как живет растение» учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.
Третий раздел «Вырасти сам» предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Ожидаемые результаты:
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• различение органов цветкового растения;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Календарно - тематическое планирование курса
№
Тема
Количество часов
Введение
1
Из чего состоит растение (11 часов)
Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня.
1
Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением.
1
Стебель. Строение стебля. Функции стебля
1
Цветок. Строение и значение цветка.
1
Плоды. Строение и значение. Способы распространения
1
Семя. Строение и состав семян
1
Опыт «Испарение воды листьями»
1
Практическая работа «Определение возраста дерева по спилу»
1
Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю»
1
Лабораторная работа «Строение семени пшеницы»
1
Опыт «Выделение кислорода растением»
1
Как живет растение (11 часов)
Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков.
1
Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения.
1
Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений.
1
Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.
1
Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.
1
Практическая работа «Влияние удобрений на рост растения»
1
Практическая работа «Прищипка главного корня»
1
Опыт «Дыхание листьев»
1
Опыт «Дыхание семян»
1
Практическая работа «Влияние различных условий на прорастание семян»
1
Практическая работа «Определение всхожести семян»
1
Вырасти сам (12 часов)
Практическая работа «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт»
4
Практическая работа «Пикирование рассады цветочных культур»
3
Практическая работа «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»
3
Практическая работа «Дизайн цветочных клумб»
1
Практическая работа «Уход за цветочными клумбами»
1
Требования к материально - техническому обеспечению
-
Спил ствола дерева- 2 шт.
-
Срезанные нарциссы - 2 шт.
-
Прозрачные стеклянные банки- 2 шт.
-
Чернила- 2 шт.
-
Ящики для рассады 24 шт.
-
СеменаЦветочных декоративных растений-30 пакетиков.
-
Почвогрунт для рассады - 15 мешков.
-
Цилиндрические сосуды- по количеству детей.
-
Сухие и набухшие семена фасоли -12 шт.
-
Сухие и набухшие семена пшеницы-12 шт.
-
Препаровальные иглы- 1 упаковка.
-
Пинцет- 6 шт.
-
Лупа- 6 шт.
-
Линейка- 12 шт.
-
Пробирки- 6 шт.
-
Жидкое удобрение- 1 шт.
Используемая литература.
1.Биологическое разнообразие. Водоросли и грибыАвтор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013
2.Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
3.Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
Издание: Академия: 2012
4.Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013
5.Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2007
6.Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М., Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство: 2006
7.Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011
8.Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012
9. Интернет- ресурсы.