Контрольно-измерительные материалы по биологии

Контрольно-измерительные материалы по биологии. КИМы составлены в 2012 г. для специальностей СПО: 050146 - преподавание в начальных классах, 050144 - дошкольное образование, 050141 - физическая культура. Результаты освоения программного материала по биологии рассматриваются по следующему плану: 1.Знания, умения, навыки. 2.Формы контроля и оценивания учащихся. 3.Контрольно-измерительные материалы. Даны темы рефератов, вопросы к экзамену по разделам, тестовые задания для промежуточного контроля зн...
Раздел Биология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, культуры И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

БОУ СПО РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова»










Контрольно-измерительные материалы

учебной дисциплины «Биология»

для специальностей среднего профессионального образования


















2012г.

Контрольно-измерительные материалы учебной дисциплины «Биология» для специальностей СПО: 050146 «Преподавание в начальных классах», 050144 «Дошкольное образование», 050141 «Физическая культура» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Организация-разработчик: БОУ СПО РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова».

Разработчик:

Г.В.Колосова, зав. ПЦК естественнонаучных дисциплин, преподаватель биологии.










РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРОВЕРКЕ

1.ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» студенты должны

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически их оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

2.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Входящий контроль: входящее тестирование.

Текущий контроль: рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль: рубежный тестовый контроль, реферативная работа студентов по предлагаемой тематике, рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (в конце I полугодия).

Итоговый контроль: реферативная работа студентов по предлагаемой тематике, рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (по окончании II пол.).

3.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1.Темы рефератов

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Прокариоты, их роль в биоценозах.

Практическое значение прокариотов (на примерах конкретных видов).

Клетка эукариот. Мембранный принцип ее организации.

Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Биологическое значение митоза и мейоза.

Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

Половое размножение и его биологическое значение.

Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Закономерности фенотической и генетической изменчивости.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры многообразия и происхождения домашних животных.

Значение изучения предковых форм для современной селекции.

История происхождения отдельных сортов культурных растений.

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения.

Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

Ранние этапы развития жизни на Земле.

Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Сукцессии и их формы.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов.

Рациональное использование и охрана возобновимых природных ресурсов.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Устойчивое развитие природы и общества.

3.2.Вопросы к экзамену по разделам

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Основные свойства живого: метаболизм, наследственность, изменчивость, рост и развитие организмов, размножение, раздражимость. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Многообразие живого мира.

Учение о клетке.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли. Органические вещества клетки: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. Их структура, свойства, функции. Генетический код. Анаболизм. Катаболизм. Фотосинтез.

Прокариоты, эукариоты. Их строение, сходство и отличие. Хромосомы. Кариотип. Митоз: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория. Вирусы. СПИД.

Размножение и развитие организмов.

Бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, частями, вегетативное. Регенерация. Половое размножение. Гаметогенез. Мейоз: первое, второе деление. Гаметы: яйцеклетка, сперматозоид. Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональный период: дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональный период: прямой, непрямой. Сходство зародышей, дивергенция признаков. Биогенетический закон. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Основы генетики и селекции.

Генетика. Наследственность, изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод. Законы Менделя: единообразия, расщепления, независимого комбинирования. Моногибридное, дигибридное скрещивание. Доминантные, рецессивные признаки. Полное, неполное доминирование. Аллелизм. Решётка Пеннета. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола. Взаимодействие генов. Генотипическая, фенотипическая изменчивость. Классификации и свойства мутаций. Влияние вредных привычек на потомство.

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений, домашних животных. Закон гомологических рядов. Порода, сорт. Методы селекции. Отбор: индивидуальный, групповой. Гибридизация. Гетерозис. Искусственный мутагенез. Генная, клеточная инженерия. Достижения в современной селекции. Селекция в Калмыкии.

Эволюционное учение.

Эволюция. К.Линней, Ж.-Б.Ламарк, Ж.Кювье.. Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе. Значение теории для развития естествознания. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.

Вид. Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Микроэволюция. Движущие силы эволюции: движущий, стабилизирующий, половой отбор. Приспособленность организмов к внешней среде. Макроэволюция. Арогенез. Аллогенез. Катагенез. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Развитие органического мира.

Геохронологическая история Земли: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Расы.

Взаимоотношение организма и среды.

Биосфера, её структура и функции. Круговорот веществ в природе. Биогеоценозы. Абиотические факторы среды. Ограничивающие факторы. Биотические факторы. Цепи питания. Продуценты, консументы, редуценты. Симбиоз, хищничество, паразитизм.

Биосфера и человек. Ноосфера.

Палеолит, неолит. Природные ресурсы, их использование: неисчерпаемые, исчерпаемые. Влияние человека на среду. Охрана природы, рациональное природопользование. Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

3.3Промежуточный контроль

Тест №1. «Общая биология - наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы»

1.Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследовании:

А) моделирование
Б) описательный

В) исторический

Г) экспериментальный

2. Основоположником медицины принято считать:

А) Аристотеля

Б) Гиппократа

В) Теофраста

Г) Галена

3. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, называется:

А) экологией

Б) физиологией

В) генетикой

Г) морфологией

4. Свойство организмов избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия:

А) самовоспроизведение

Б) открытость

В) обмен веществ

Г) раздражимость

5.Наука о грибах называется:

А) эмбриологией
Б) геофизикой

В) микологией
Г) фенологией

б.Идею об эволюции живой природы впервые сформулировал:

А) А.В.Ломоносов

Б) Ж.Б.Ламарк

В) Ч.Дарвин

Г) К.Линней

7.К клеточному уровню жизни не относится:

А) кишечная палочка
Б) палеозойский псилофит

В) бактериофаг
Г) клубеньковые бактерии

8.Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне:

А) клеточном

Б) организменном

В) молекулярном

Г) популяционном

9.Круговороты веществ и потоки энергии происходят на уровне организации живой материи:

А) экосистемном
Б) популяционно-видовом

В) биосферном

Г) молекулярном

10.К клеточному уровню жизни относится:

А) туберкулезная палочка
Б) полипептид
В) рибонуклеиновая кислота
Г) водородная связь

Тест №2. «Химическая организация клетки»

1.Необходимейшим веществом в клетке, участвующим почти во всех химических реакциях, является:

А) полисахарид

Б) полипептид

В) полинуклеотид

Г) вода

2.Молекулы белков, связывающие и обезвреживающие чужеродные клетки и белки, выполняют функцию:

А) каталитическую

Б) защитную

В) транспортную

Г) энергетическую

3.Мономерами белков являются:

А) аминокислоты

Б) пептиды

В) моносахариды

Г) нуклеотиды

4.Ферменты…

А) транспортирует кислород

Б) являются основным источником энергии

В) участвуют в химических реакциях, превращаясь в другие вещества

Г) имеет белковую природу и ускоряют химические реакции

5.Какое вещество в клетке принято считать биологическим аккумулятором энергии?

А) белок

Б) АТФ

В) ДНК

Г) РНК

6.В животных клетках в качестве основного резервного энергетического вещества накапливается:

А) мальтаза

Б) миоглобин

В) глюкоза

Г) гликоген

7.Одна из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: АГТЦЦГАТ. Какую последовательность имеет вторая цепочка той же молекулы?

А) ТЦАГГЦТА

Б) ТТЦАТЦГТ

В) ТЦАГТААА

Г) ТЦГГГТТА

8.Какие вещества или химические соединения обеспечивает клеткам выполнение сигнальной функции?

А) моносахариды

Б) нуклеотиды

В) белки

Г) анионы

9.Какие связи, удерживая вместе две цепочки полинуклеотидов внутри молекул, формируют её целостность?

А) ковалентные связи между остатками фосфорной кислоты

Б) водородные связи между азотистыми основаниями

В) связи между дезоксирибозами нуклеотидов

Г) пептидные связи

10.Длинные трубчатые структуры клеток могут создавать вещества:

А) фосфолипиды

Б) белки-тубулины

В) моносахариды

Г) ДНК-полимераза

Тест №3. «Клетка структурная единица живого»

1.Хлоропласты имеются в клетках:

А) соединительной ткани

Б) животных

В) животных и растений

Г) зеленых клетках растении

2.Группа очень простых организмов, живущих и размножающихся только в клетках живых организмов и в клетках бактерий, относится к:

А) эукариотам

Б) синезелёным (цианеям)

В) вирусам

Г) прокариотам

3.Оргоноиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру микроскопических частиц:

А) лейкопласты

Б) рибосомы

В) хромосомы

Г) лизосомы

4.Через тонкие каналы этой важной части клетки осуществляется транспорт веществ в клетку и обратно, этот самообразный барьер образует:

А) цитоскелет

Б) полисома

В) эндоплазматическая сеть

Г) цитоплазматическая мембрана

5.К двумембранным компонентом клеток относятся:

А) вакуоли

Б) лейкопласты

В) рибосомы

Г) лизосомы

6.У каких организмах генетический аппарат клетки образован единственной кольцевой хромосомой?

А) хламидомонады

Б) лютика золотистого

В) туберкулезной палочки

Г) малярийного паразита

7.Какой органоид клетки при разрушении мембраны может быть её убийцей?

А) лизосома

Б) центриоль

В) митохондрия

Г) аппарат Гольджи

8.Сложные рибонуклеопротеиды состоящие из двух неравных субъединиц, -это:

А) центромеры

Б) гликокаликс

В) рибосомы

Г) центриоли

9.В строении растительной клетки отсутствуют:

А) рибосомы

Б) центриоль

В) хромопласт

Г) вакуоль

10.К немембранным компонентам эукариотических клеток относятся:

А) гладкая эндоплазматическая сеть

Б) структуры аппарата Гольджи

В) клеточный центр

Г) лейкопласты

Тест№4. «Обмен веществ и энергии в клетке»

1.Определение гомеостаз характеризует:

А) процесс разрушения клеток путем их растворения

Б) состояние динамического равновесия клетки, обеспеченная деятельностью регуляторных систем

В) процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода

Г) общее снижение жизнеспособности организма

2.Метоболизм заключается в протекании двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:

А) возбуждение и торможение

Б) жизни и смерти

В) синтеза и расщепления органических веществ

Г) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

3.Генетический код един для всех существ, обитающих не Земле, и представляет собой:

А) систему «записи» наследственной информации в молекулах ДНК

Б) способность воспроизводить себе подобных

В) процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических веществ

Г) доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клетки

4.Для какой фазы важнейшего процесса, осуществляемого зелеными клетками растений, характерно образование углеводов в результате последовательного превращения воды и углекислого газа?

А) фазы трансляции

Б) фазы кислородного этапа обмена

В) темновой

Г) световой

5.Процессы анаэробного окисления глюкозы протекают в:

А) ядре

Б) пластидах

В) цитоплазме

Г) митохондриях

6.При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии?

А) гликолиз

Б) клеточное дыхание

В) испарение

Г) фотолиз

7.Какой газ является побочным продуктом реакции фотолиза, происходящего в зеленых клетках растений?

А) водород

Б) азот

В) углекислый газ

Г) кислород

8.К какому процессу жизнедеятельности клетки относится распад рибосомы на субъединицы с высвобождением энергии, и-РНК, а также с синтезом пептидов?

А) третьему этапу энергетического обмена

Б) завершению синтеза белка

В) транскрипции

Г) реакция матричного синтеза

9.Между атомами каких элементов создается пептидная связь в процессе формирования первичной структуры белка при его синтезе?

А) углерод-углерод

Б) углерод-кислород-углерод

В) углерод-азот

Г) азот-азот

10.На мембранах этого органоида осуществляется синтез жиров и углеводов, благодаря его функционированию происходит обновление и рост плазматической мембраны, он называется:

А) гладкая эндоплазматическая сеть

Б) аппарат Гольджи

В) шероховатая эндоплазматическая сеть

Г) клеточный центр

Тест №5. «Размножение и индивидуальное развитие организма»
1.Преемственностъ между особями вида в ряду поколений обеспечивается:

А) обменом веществ

Б) ростом клеток

В) размножением особей

Г) кроссинговером

2.В основе роста многоклеточного организма лежит образование дочерних клеток с:

А) набором хромосом как в материнской клетке

Б) уменьшение вдвое набора

В) непостоянным набором хромосом

Г) увеличением вдвое хромосом

3.Дочерний организм получает новое сочетание генов в процессе размножения:

А) вегетативного

Б) почкованием

В) спорами

Г) половым

4.Какой процесс сопровождается обменом наследственной информации?

А) мейоз

Б) дробление

В) митоз

Г) спорообразование

5. Стадия двухслойного зародышевого развития:

А) бластула

Б) зигота

В) гаструла

Г) мезодерма

б.Слияние ядер 2-х гаплоидных клеток с образованием диплоидной клетки:

А) ароморфоз

Б) органогенез

В) дробление

Г) оплодотворение

7.3ародышевый листок, дающий начало покровам организма, нервной системе, анализаторам?

А) энтодерма

Б) эктодерма

В) мезодерма

Г) зигота

8.Постэмбриональное развитие, при котором потомство схоже со взрослой особью:

А) прямое

Б) непрямое

В) развитие с метаморфозом

Г) эмбриональное.

Тест № 6. «Основы генетики»

1.Роль генов и хромосом в формировании признаков у потомства изучает:

А) цитология

Б) палеонтология

В) генетика

Г) физиология

2.Для получения потомков второго поколения от гибридов Г.Мендель использовал:

А) искусственное опыление

Б) самоопыление

В) перекрестное опыление

Г) гетерозис

3. Белая окраска шерсти в 1-ом поколении гибридов у морских свинок не проявляется, значит этот признак -

А) промежуточный

Б) подавляющий

В) доминантный

Г) рецессивный

4. Эффективным методом выявления состава генов неизвестного генотипа является:

А) отдаленная гибридизация

Б) полигибридное скрещивание

В) анализирующее скрещивание

Г) гибридологический метод

5.При скрещивании двух гомозиготных организмов во 2-ом поколении у 1/4 потомков проявляется рецессивный признак, это проявление закона:

А) расщепление признаков

Б) промежуточного характера наследования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования

б.При дигибридном скрещивании во в 2-ом поколении независимое комбинирование признаков по внешнему проявлению составляет:

А) 1 :8:3: 1

Б) 1 :2:1

В) 9:3:3:1

Г) 1:3

7.Влияние действия одного гена на развитие многих признаков называется:

А) полиплоидией

Б) плейотропией

В) доминированием

Г) полимерией

8. Открытию закона Моргана способствовало то, что:

А) гены, отвечающие за цвет тела и длину крыльев, содержатся в одной хромосоме

Б) в профазе мейоза происходит перекрест хромосом

В) основным объектом генетических исследований была муха дрозофила

Г) среди гибридов 2-ого поколения
появляется небольшое число особей с перекомбинированием родительских признаков

9.Гетерогаметными самками являются представительницы видов:

А) человек

Б) ящерица

В) комнатная муха

Г) крокодил

10. Сколько типов гамет образует дигетерозиготный организм?

А) l6

Б) 8

В) 4

Г) 6

Тест №7. «Основы учения об эволюции»

1. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:

А) физиологическому

Б) морфологическому

В) генетическому

Г) экологическому

2.Поnуляция является основной структурной единицей:

А) рода

Б) вида

В) типа

Г) класса

3. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:

А) доказательствам эволюции
Б) направлениями эволюции

В) результатами эволюции

Г) движущими факторами эволюции

4. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:

А) в постоянных и изменяющихся

Б) в постоянно изменяющихся условиях внешней среды

В) только в постоянных условиях среды

Г) в экстремальной среде

5.Прерыеание потоков генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора - с другой, приводит к видообразованию:

А) симпатическому

Б) внезапному

В) экологическому

Г) аллопатическому

б.Прямыми доказательствами эволюции являются:

А) сравнительно-анатомические

Б) эмбриологические

В) палеонтологические

Г) биогеографические

7.Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называются:

А) биологическим прогрессом

Б) ароморфозом

В) идиоадаптацией

Г) дегенерацией

8.Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:

А) идиоадаптации

Б) коэволюции

В) дивергенции

Г) ароморфозу

9.Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции?

А) сумчатый и полярный волк

Б) крот и землеройка

В) бурый медведь и медведь гризли

Г) полярная и ушастая совы

10.Дивергенция проявляется в:

А) схождении признаков в процессе микроэволюции

Б) расхождении признаков в процессе эволюции

В) объединении нескольких популяций в более крупную

Г) образовании нескольких групп внутри одной популяции

Тест №8. «Селекция»

1.Наука о создании новых и улучшении существующих сортов, пород и штаммов:

А) цитология

Б) экология

В) селекция

Г) микробиология.

2.Искусственно созданная человеком популяция растительных организмов с определенными ценными хозяйственными признаками:

А) вид

Б) популяция

В) штамм

Г) сорт

3. Теоретическая основа методов селекции, направленная на изменение наследственных свойств сортов и пород:

А) биотехнология

Б) генетика

В) цитология

Г) эмбриология

4.Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, имеющих ценный материал для селекции:

А) чистая линия

Б) культура тканей

В) филогенетический ряд

Г) полиэмбриония

5. Гибридизация, помогающая перевести рецессивные гены в гомозиготное состояние:

А) аутинбридинг

Б) неродственная

В) близкородственная

Г) полиплоидия

6.Для получения высокопродуктивных штаммов микроорганизмов наиболее эффективным методом является:

А) отдаленная гибридизация

Б) искусственный мутагенез

В) межлинейное скрещивание

Г) индивидуальный отбор

7. Промышленное использование биологических процессов и систем на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами:

А) полиплоидия

Б) радиационный мутагенез

В) отдаленная гибридизация

Г) биотехнология

8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости организмов сформулировал:

А) Вернадский В.И.
Б) Астрауров Б.Л.
В) Вавилов Н.И.
Г) Мичурин И.В.

Тест№9. «Антропогенез»

1.Общими предками человека и человекообразных обезьян могли быть:

А) неандертальцы

Б) питекантропы

В) древесные обезьяны

Г) австралопитеки

2.Принципиальная различие ВНД человека и животных состоит в:

А) стадном (коллективном) образе жизни

Б) наличие второй сигнальной системы

В) изменении способов передвижения

Г) наличие первой сигнальной системы

3.К общим чертам строения человека и других млекопитающих относится:

А) вторая сигнальная

Б) развитая сознание

В) способность к умозаключению

Г) наличие грудобрюшной преграды

4.У человека иногда проявляются атавизмы:

А) сплошной шерстный покров

Б) отросток слепой кишки

В) остаток третьего века

Г) наличие клыков

5.К биологическим факторам происхождения человека относиться:

А) групповое сотрудничество

Б) изготовление орудий труда

В) борьба за существование

Г) мышление

6. Важнейшим социальным факторам антропогенеза является:

А) наследственная изменчивость

Б) трудовая деятельность

В) естественный отбор

Г) борьба за существование

7. К первым современным людям относиться:

А) питекантропы

Б) синантропы

В) кроманьонцы

Г) неандертальцы

8. Факторам, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

А) переход от древесного к наземному существованию

Б) формирование S-образного позвоночника

В) облегчение челюстного аппарата

Г) коллективное (стадное) существование

9. У каких предков человека впервые появляются зачатки членораздельной речи?

А) кроманьонцы

Б) гейдельбергские люди

В) синантропы

Г) неандертальцы

10. Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду - Человек разумный, является:

А) морфологическое сходство строения

Б) наличие одних и тех же групп крови

В) скрещиваемость и плодовитое потомство

Г) сходство в строении верхних и нижних конечностей

Тест №10. «Основы экологии»

1. Наука, о многообразии отношений популяций в сообществе и с окружающей средой:

А) морфология

Б) экология

В) генетика

Г) эргономика

2.Все компоненты среды обитания, влияющие на организм:

А) движущие факторы эволюции

Б) биотические факторы

В) абиотические факторы

Г) экологические факторы

3.Форма существования вида, которая обеспечивает его приспособленность к жизни в определенных условиях?

А) стадо

Б) особь

В) популяция

Г) колония

4.Показатель колебания численности популяции:

А) соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

Б) отношения между родителями и их потомками

В) естественный отбор

Г) наследственная

5.Биогеоценоз - это:

А) искусственное сообщество

Б) исторически сложившаяся совокупность живых организмов, населяющих определенную территорию

В) совокупность всех живых организмов Земли

Г) оболочка Земли, населенная живыми организмами

6. Организмы - потребители органических веществ экосистемы:

А) баобаб

Б) бабуин

В) береза

Г) бирючина

7.В пищевой цепи от звена к звену количество энергии уменьшается, т.к. она:

А) используется на расщепление органического вещества

Б) недоступна организмам

В) используется в фотосинтезе

Г) используется на процессы жизнедеятельности и рассеивается в виде тепла

8. Одна из главных причин экологической сукцессии:

А) колебание численности популяции

Б) ярусное расположение

В) изменение видового состава и абиотических факторов

Г) изменение биомассы

9. Устойчивость биогеоценоза зависит

А) от наследственной изменчивости
Б) борьбы за существование
В) естественного отбора

Г) разнообразия и приспособленности видов

10.Пищевые цепи не могут быть длинными из-за:

А) хозяйственной деятельности людей

Б) больших потерь энергии от звена к звену в цепи питания
В) уничтожение хищниками самых разных жертв
Г) колебание численности особей в популяции

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРОВЕРКЕ

1.ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ……………………………………………………….3

2.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…….4

3.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1.Темы рефератов…………………………………………………………………..4

3.2.Вопросы к экзамену по разделам………………………………………………..7

3.3Промежуточный контроль………………………………………………………..8


21


© 2010-2022