Некоторые приемы работы с учебником на уроках биологии

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию. При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению... Таким образом, нахожу возможным использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в чем мы видим системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности.
Раздел Биология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые приемы работы с учебником на уроках биологии.

В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Анализ трудов по методике преподавания биологии, осуществленный нами, показывает, что использование учебника в учебном процессе рассматривается односторонне, с какой-либо одной позиции. В большинстве случаев рекомендации предлагаются по отдельным темам, а не в целом по курсу биологии и направлены, в основном, на усовершенствование однотипных умений работы с учебником, которые способствуют усвоению знаний лишь в формальном виде; отсутствует системное и систематическое применение учебника на уроке.

Исследования показали, что большинство учителей биологии лишь изредка организуют работу учащихся с учебником на уроке и, как правило, только для закрепления знаний.

Следствием такого невнимания к учебнику со стороны учителя, является тот факт, что только незначительная часть учащихся младшего подросткового возраста владеет некоторыми умениями работы с учебником, и потому знания школьников, выявленные в процессе проверочных самостоятельных работ с учебником, оказались слабыми. Низкий уровень развития у учащихся 6-х классов умений работы с учебником не позволяет им достаточно полно усвоить объем учебной информации на уроках, а это приводит к определенным перегрузкам при выполнении домашних заданий. Кроме того, несформированность умений работы с учебником порождает нежелание работать с какой-либо другой литературой, то есть не происходит приобщения к самообразованию.

В процессе исследования обнаружено, что, используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.

При системном и систематическом использовании учебника на уроке учитель исходит из того, что понимает под системой совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающую учащихся сформированными знаниями, умениями и отношениями к природе в учебно-воспитательном процессе урока. Система использования учебника на уроках биологии считается открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 6 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности.

Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии.

Конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.

Исходя из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться работать с ее компонентами.

Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом.

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника выделяется три группы приемов:

1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником";

2 группа - приемы работы с текстом;

3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения мы обозначили как "организационные", так как они использовались нами для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

Приемы второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивных отношений к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуем как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно называем «практическими».

Обучение умениям пользоваться учебником начинается еще в начальной школе. На уроках ботаники необходимо продолжить формирование, мак как выработка этого умения позволяет сократить время на выполнение учащимися домашнего задания. Наиболее эффективно использование текстов учебника ботаники для закрепления объяснения учителя, а если материал позволяет то и при изучении нового материала. Здесь можно предложить работу с иллюстрациями. При закреплении знаний учащихся можно дать задание: Найти в тексте материал необходимый для ответа на определенный вопрос позволяющий раскрыть то или иное понятие.

Самостоятельная работа по теме «Правила полива растений» проводиться по учебнику после объяснения материала. Вопросы задания ориентируют учащихся не на конкретизацию правил, а на их объяснение. Задание: Прочитайте в учебнике статью «Поглощение корнем воды» и ответьте на вопросы: 1. Почему овощные и цветочные растения поливать лучше вечером? 2. Зачем необходимо поливать комнатные растения? 3. Почему не следует поливать растения холодной водой?

Учебник можно использовать для обобщения и проверки знаний, приведения их в систему.

Например, проверочная работа по теме «Цветы и плод» позволяет выяснить знания учащихся о строении и биологическом знании главных частей цветка, о процессах опыления и оплодотворения, образования плода и семян. Здесь можно дать задание по вариантам. Например, Задание:ΙΙΙ - варианта. 1. С какой целью в сельском хозяйстве используют пасынкование растений? 2. почему следует скашивать траву на сено в начале её цветения? 3. Решите задачу: во время цветения яблонь стояла дождливая погода. Почему это огорчала садоводов?

Большое значение для усвоения учащимися содержание курса ботаники имеют по составлению схем и таблиц на основе работы с текстом. Такая робота способствует приведению разрозненных фактов в систему, позволяет выделить главное. В том случае, когда не имею возможности показать опыт, провожу самостоятельную работу с рисунком учебника определяя её заданием. Задание. 1. Рассмотрите рисунок, показывающий, что рост растения зависит от запаса питательных веществ, находящихся в семядолях и объясните опыт. 2. Сделаете вывод, почему для посева необходимо брать крупные семена. Аналогичную работу можно провести при объяснении материала о листорасположении. Самостоятельная работа с рисунком может иметь место и при проверке знаний. Рисунки помогают проверить глубину усвоения понятий и имеют поисковый характер. Например, рассмотрите рисунок «Сравнительная длина корней культурных растений» и выясните, какие из указанных растений обладают наибольшей длиной корневой системы и какие наименьшей. Какие растения в связи с этим будут нуждаться в более плодородной почве? Какие из указанных растений будут способны переносить засуху и почему?

При обучении зоологии школьники должны овладеть умением ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, пользоваться предисловием, указателем основных терминов, составлять план изученного материала, устно излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки в качестве иллюстраций к тексту, находить в нем материал необходимый для ответа на вопрос. В учебнике зоологии часто встречается описательный текст это оказывает положительное влияние на развитие познавательной самостоятельности. Он более прост и доступен для учащихся. Поэтому на своих уроках часто использую самостоятельную работу со словами написанных курсивом по заданию.

  1. Выпишите или найдите слова написанные курсивом.

  2. Устно объясните их значение.

  3. Научитесь их правильно произносить и запомните как их правильно писать.

Нахождение ответов в тексте на вопросы, составление планов параграфа или его отдельных частей, заполнение таблиц и схем по тексту, поисковая работа по вопросам, работа по тексту с использованием рисунков. Например, На основании рисунка учебника расскажите о питании и передвижении амебы обыкновенной.

1. На основании рисунка учебника расскажите о питании и передвижении амебы обыкновенной.

2. Используя рисунок, расскажите об особенностях размножения зеленой эвглены. Сравнение, анализирование, обобщение и выводы, приемы выработки умений стали неотъемлемой частью урока зоологии.

На уроках анатомии эти работы не могут занимать значительного места. Сложный материал курса нуждается в хорошем разъяснении его учителем с использованием наглядности. Но для изучения отдельных несложных вопросов, закрепления знаний и упражнение школьников в умениях работать с книгой целесообразно организовывать самостоятельные работы с текстом, рисунками, схемами, вопросами учебника. Современная программа по этому предмет требует от учащихся умения составлять план параграфа, излагать его содержание, использовать рисунки и находить ответы на вопросы.

Для этого необходимо давать различного рода задания, которые направляют мысль ученика на выделение главного существенного в изучаемом материале. Например, при выяснении черт сходства и отличия в строении скелета человека и животных учащиеся могут выполнить такую работу. Задание.1. Рассмотрите рисунок в тексте учебника. Установите черты сходства и различия в строении человека, обезьяны и собаки.

2. Установите черты различия в строении стопы человека и животного.

3. Найдите отличия в строении черепа человека и животного.

Самостоятельные работы можно проводить по параграфам, где изложены санитарно-гигиенические правила по заданиям: 1. Составьте в тетради правила гигиены.

2. Использую материал учебника, дайте анатомо-физиологическое объяснение этим правилам. Работы с иллюстрациями и таблицами хотя и ограничены, но все-таки небольшие самостоятельные работы могут быть проведены либо на уроке, либо рои выполнении домашнего задания. При повторении изученных тем использую программированные диктанты, например по темам «Кровь», «Кровообращение» и «Пищеварение».

Самостоятельные работы учащихся с учебной книгой приобретают удельный вес при изучении общей биологии. Творческое использование учебника на всех уроках помогает учащимся глубже понять учебный материал, разобраться в том или ином вопросе. Но методика самостоятельной работы с учебником в старших классах имеет свои особенности. В старших классах целесообразно практиковать состояние конспекта статьи или параграфа, написание аннотаций, раскрытие определений, делать выводы, находить доказательства и т.д. В практике преподавания наиболее часто использую задания общего характера. Однако более эффективны задания, которые направляют познавательную деятельность учащихся на усвоение определенного круга вопросов, развивают мышление. Например, на уроке «Вид и его критерии» главная задача состоит в том, чтобы учащиеся усвоили современное определение вида, четко знали характеристику каждого критерия, необходимость их совместного использования при определении вида. Здесь хорошо поможет такое задание. Задание: 1. Прочтите текст параграфа, раскройте содержание определения вида.

2. Составьте краткую характеристику критериев вида, проиллюстрируйте ее примерами.

Известно, что однообразная работа утомляет учащихся, снижает интерес к учению, Поэтому надо разнообразить задания и формы работы с учебником. Большой эффект в усвоении материала имеют заполнение и составлении таблиц. Например, при изучении темы «Строение и функции клетки» учащимся предлагаю заполнить таблицу «Митохондрия», «Пластиды» пользуясь текстом учебника.

Задание: Прочитайте текст о митохондриях и пластидах, составьте таблицу в которой укажите взаимосвязь строения с функциями.

В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающей трудностью.

На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий учителя.

На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.

На III этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, а затем действовать по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;

направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;

обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;

приобщают учащихся к самообразованию.

В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.

При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н.М. Верзилиным и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса, обоснованного И.Н. Пономаревой:

1. Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий).

2. Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.

3. Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия.

4. Соотнесение с системой понятий.

В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач.

Вместе с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

Формирование знаний, умений и отношений считаем необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого.

В процессе обучения на уроках биологии следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. Считаем, что возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержанки биологического образования.

К признакам самообразовательной деятельности относятся:

а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;

б) добровольность в приобретении новых знаний;

в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

г) избирательный характер по сравнению с учебным познанием;

д) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

Реализацию этих признаков рекомендуем осуществлять через:

систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение;

включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;

использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы;

включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.

Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматриваем самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.

В целях воспитания убеждений и позитивных отношений учащихся к природе при обучении биологии в процессе использования учебника на уроке предусматривается развитие у учащихся:

а) знаний о нормах поведения в природе;

б) оценочных суждений о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;

в) общественной активности, участия в общественно полезных делах по охране природы.

Эти направления обучения осуществляются путем:

применения специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;

ознакомления школьников с фундаментальными основами биологии, отраженными в учебниках, с ее гуманистическим характером, с диалектическим и историческим подходами к изучению биологических явлений;

анализа текстов, представляющих воспитательную ценность, но не достаточно раскрытых в содержании учебников биологии;

оценки учебников биологии как учебной книги в целях привлечения учащихся с демократических позиций к доработке содержания учебника и привнесения ими ценностного материала из дополнительных источников знаний;

выработки у школьников ценностных отношений к живой природе, умений применять полученные знания в практической деятельности.

При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его "смысла" для личности.

Таким образом, нахожу возможным использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в чем мы видим системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности.


© 2010-2022