Разработка урока биологии Шляпочные грибы (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Шляпочные грибы» (5 класс).

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать понятие о многообразии живых организмов;

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы;

- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

- работать с текстом учебника;

- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

- продолжать формировать культуру общения;

- развивать коммуникативные качества;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Тип урока (по целям): комбинированный.
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами практической работы.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Методы опережающего обучения.
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, практическая работа. Работа с учебником, фронтальный опрос, самоконтроль, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- значение слов спора, мицелий, микориза, симбиоз;

- строение шляпочных грибов;

- названия наиболее распространённых съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;

Способы размножения шляпочных грибов;

- признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;

- объяснять явление симбиоза грибов и растений;

- соблюдать правила сбора грибов в природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу?

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  1. Какие признаки объединяют грибы с растениями?

  2. Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?

  3. Назовите характерные признаки грибов.

  4. Как питаются грибы?

  5. Как размножаются грибы?

  6. Какие грибы являются сапрофитами, а какие - паразитами?

  7. Какую роль играют грибы в природе?

III. Актуализация знаний.

Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро

На одной ноге стоит.

(Гриб)

- Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Что бы вам хотелось узнать о грибах?

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать шляпочные грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей Республики Адыгея.

IV. Изучение нового материала.

  1. Особенности строения шляпочных грибов.

а) Историческая справка.

Грибы - одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнегреческих ученых Диоскорида и Плиния Старино, живших в 1 веке до н. э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. И один из грибов получил название цесарского или царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.

В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах - микология (от греческого слова микос - гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.

(демонстрация разнообразных муляжей грибов, собранных в корзинку).

б) Строение шляпочного гриба.

Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве - грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей - гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.

Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Отсюда и название - шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах.

Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя - верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. У других - многочисленные пластинки. Это пластинчатые грибы.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте выполним

в) Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Порядок выполнения работы:

Рассмотреть шляпочный гриб (плодовое тело). Подпишите части шляпочного гриба.

Разработка урока биологии Шляпочные грибы (5 класс).


Грибы пластинчатые: ____________________________________________

Грибы трубчатые: _______________________________________________

  1. Симбиоз грибов и растений.

Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки и груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей, или мицелием не умирают несколько лет. Изучая грибницу разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений- гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.

Мы можем сделать вывод. Тесная связь растений и гриба - связь полезная как одному, так и другому называют симбиоз. А проникновение грибницы в корень дерева - грибокорень.

  1. Грибы съедобные и ядовитые.

Съедобные грибы: белые, маслята, лисички, опята, подосиновик, подберезовик, шампиньоны, грузди и т.д.

Не съедобные грибы: мухомор, желчный гриб, сатанинский, навозник, бледная поганка и т.д.

  1. Правила сбора грибов.

- Какие правила сбора грибов вы знаете?

Давайте обобщим их:

- Не знаешь гриб - не бери.

- Старые грибы не бери.

- Не бери грибы около магистралей, заводов, свалок.

- Собирай грибы в корзину.

- Срезай грибы ножом, а не выдёргивай.

  1. Признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.

Признаки отравления грибами.

  1. Резко возникает слабость и недомогание.

  2. Появляется бледность кожных покровов.

  3. Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.

  4. Возникают боли в животе.

  5. Появляется тошнота и рвота.

Первая помощь при отравлении.

  1. Вызвать скорую помощь.

  2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.

  3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.

  1. Выращивания грибов.

(Рассказ с элементами беседы и использованием слайдов презентации)

V. Закрепление материала

Решите кроссворд.

VI. Задание на дом:

параграф 14, принести выращенную плесень.

VI .Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился..

Больше всего мне понравилось...

Сегодня на уроке я почувствовал




© 2010-2022