• Преподавателю
  • Биология
  • Мои размышления на тему Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения

Мои размышления на тему Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Кому нужна экология?» (Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения)

Безрукавова Марина Николаевна,

учитель биологии,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Астрахани

Однажды в разговоре с коллегой затронула тему введения в школе обязательного экологического образования и получила в ответ озадачившую меня реплику: «Да кому нужна твоя экология?!» Подумалось: «А, действительно, кому?! Судя по результатам - экологической ситуации в регионе и стране в целом, далеко не всем!» И до тех пор, пока в обществе бытует такое мнение, эти «результаты» так и будут оставаться плачевными. Так кому нужна экология?

Странно, что в условиях непростой экологической обстановки в стране и регионе приходится размышлять на такую, казалось бы, очевидную тему. Экология нужна всем! Это давно осознали во всём мире. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения - приоритетное направление в образовательной системе любого цивилизованного государства. Оно ставит перед собой сверхважные цели и задачи: познание законов развития и существования природы; взаимосвязей окружающего мира, осознание каждым человеком личной ответственности за его сохранение и преобразование. Без этого невозможен будущий прогресс человечества, да и само его существование ставится под сомнение!

На самом первом, вводном, уроке всегда доступно разъясняю детям название «экологии» как «науки о доме», о «нашем общем доме - планете Земля». Рассказываю о том, что мы не единственные и не самые главные обитатели этого дома и должны жить по его законам, в мире и согласии со своими «соседями», беречь и благоустраивать его, сохраняя для своих потомков. Простые «азбучные» истины. Но с азбуки всё и начинается! А её надо учить! И начинать как можно раньше!

«Три кита» эффективного процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения - его обязательность, системность и преемственность. Система образования, в которой последовательно реализуются эти принципы, способна достичь высоких результатов в деле формирования экологически грамотной и культурной личности. Актуальность этих принципов особенно возрастает в наши дни. В условиях непростой экологической ситуации и усугубляющихся экологических проблем «экология» должна занять полноправное место среди учебных дисциплин на всех этапах образования. Экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным: от дошкольного уровня до системы повышения квалификации. Без этого невозможно создание благоприятных условий для полноценного развития детей, воспитания их свободными, самостоятельными и ответственными членами общества.

К сожалению, в настоящее время «экология» как учебный предмет не знакома большинству российских школьников, а вопрос объяснить предмет изучения данной науки ставит многих из них «в тупик». Приходится констатировать, что в нашем обществе и государстве существенно недооценивается роль экологического образования в процессе личностного развития и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Формирование экологической культуры и мировоззрения является основополагающим моментом в процессе личностного развития и патриотического воспитания юного гражданина, а непрерывное экологическое образование - неотъемлемая его часть. Именно по этой причине необходимо как можно быстрее ликвидировать существенный недостаток в системе российского образования - отсутствие в нём обязательной экологической составляющей.











© 2010-2022