• Преподавателю
  • Биология
  • Мастер-класс на тему: «Формирование функционально грамотной личности на уроках биологии через технологию проблемно-диалогического обучения»

Мастер-класс на тему: «Формирование функционально грамотной личности на уроках биологии через технологию проблемно-диалогического обучения»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Формирование функционально грамотной личности на уроках биологии через технологию проблемно-диалогического обучения»

I. Презентация педагогического опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Урок - часть жизни ученика, педагоги пришли к выводу, что обучение должно быть активным и главное на уроке - деятельность учащегося.

Специально проведенные наблюдения и беседы с учащимися подтвердили, что для них наиболее интересны те уроки, где они активно работают: решают проблемную ситуацию, обмениваются мнениями и суждениями, сотрудничают и т.д.

В связи с этим, я считаю, что наиболее актуальной, в сложившихся условиях, является технология проблемно-диалогического обучения.

1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся "открывают" их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили «готовеньким» и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

По этой технологии мною разработан ряд уроков по биологии с 5 по 8 класс.

1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера.

Достижения в опыте работе по ОС «Школа 2100» - участие в экспериментальной площадке, открытые уроки на городском, региональном и российском уровнях, публикации в Интернете на страницах СМИ


1.4. Доказательства результативности деятельности учащихся.

Наши выпускники отличаются личностными качествами - инициативны, умеют использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях, любознательны, обладают общеучебными умениями - умеют результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, могут оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию.


1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

Формирование осознанной мотивации к обучению, активизация учащихся на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний. Мне необходимо так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал эффективному формированию функционально грамотной личности, понимающего важность биологии в современном общественном прогрессе и умеющего применять полученные знания на практике.


II. Представление системы уроков.
2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

В данной папке содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение моей работы в школе. Надеюсь, мой опыт заинтересует преподавателей и будет им полезен.


2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения.

III. Имитационная игра.
3.1. Учитель-мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.


3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

1) Реализация приемов технологии проблемно - диалогического обучения на уроках биологии.

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе.

"Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук - биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!"

Алгоритм подготовки и проведения проблемно-диалогических уроков

Этап урока

Приёмы, используемые на уроке

1.Постановка проблемы

- побуждающий диалог

- подводящий диалог

- сообщение темы с мотивирующим приёмом

2. Поиск решения:

- если проблема есть

- если проблемы нет

- побуждающий диалог

- подводящий диалог

- подводящий без проблемы диалог

3. Продуктивные задания

- создание опорных схем, сигналов

- создание художественных образов

( стихи, сказки, загадки, метафоры)

- формулирование вопросов или темы урока

2) Примеры реализации элементов проблемно-диалогического обучения на уроках биологии.

I. Создание проблемной ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Например, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Реакция удивления школьников и означает возникновение проблемной ситуации.

- Послушайте внимательно факты (слайд):

- Общая масса пищи, съедаемой маленькой землеройкой за сутки превосходит массу зверька в 2 - 3 раза. Без корма землеройка погибает через 7 - 9 часов.

Добыча прыткой ящерицы - мухи, комары и другие мелкие насекомые, от 5 до 10 штук насекомых. Дневной рацион прыткой ящерицы невелик - всего один грамм еды.

- Какие вы видите факты?

(- Землеройке нужно много еды, а прыткой ящерице очень мало.)

Какой у вас возникает вопрос?

(- Почему землеройка съедает пищи в 2-3 раза больше своего веса?

- Почему прыткой ящерице пищи нужно гораздо меньше?)

- Что нам предстоит сегодня выяснить?

II. Формулирование проблемы

- Какую проблему мы будем решать на уроке?

(- Почему одним животным нужно много пищи, а другим меньше? )

III. Выдвижение гипотез

(1. Повысить обмен веществ.

2. Улучшить активность. 3. Быть теплокровными.)

IV. Актуализация знаний

Планирование деятельности

Не знаем

1. Каким образом достигают высокой температуры и активности?

2. Как регулируют температуру?

3. На какие процессы повлияет: а) недостаток тепла?

б) увеличение тепла?

V. Открытие нового знания (работа с группой слушателей)

- Откройте учебники, стр.224. Используя рубрику «Чем теплее, тем лучше» на стр. 224, определите, высокая температура для организма это лучше или хуже?

(- С ростом температуры возрастает скорость химических реакций, увеличивается скорость пищеварения, сердцебиения, мышечных сокращений. Значит, высокая температура - это лучше.)

Пока группа работает, учитель обсуждает и рассказывает: Множество иллюстраций, схем и афористичные названия параграфов и рубрик создают мотивацию к обучению.

Конспект.


VI. Рефлексия

Уважаемые коллеги, наступила весна, греет солнышко, появились красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?"

А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу".

Мудрец, подумав, ответил:

- как вы считаете, что ответил мудрец?

3)"Всё в твоих руках". Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное - успешным.





© 2010-2022