- Преподавателю
- Биология
- Методические рекомендации на тему Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА
Методические рекомендации на тему Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Сидоренко Т.К. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
В рамках реализации ПНП "Образование" множество школ РФ стали оснащаться современными техническими оборудованиями. Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел не только в нашу повседневную жизнь, но без него подавляющее большинство преподавателей просто не могут уже обойтись на работе.
Я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ.
О применении ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии более подробно. Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕГЭ является актуальной для всех учителей. Во вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕГЭ, полученные выпускниками. И поэтому, все учителя заинтересованы эффективно организовать подготовку выпускников к ЕГЭ. И такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ.
Составив программу " Использование ИКТ в подготовке к ЕГЭ и ГИА по биологии " (Приложение 1). Данная программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 9-10 классах или 2 часа в неделю в 11 классе). При определении содержания программы я ориентировалась по кодификатору элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2010,2011,2012 г.
В нем выделены 7 разделов:
-
Биология - наука о живой природе
-
Клетка как биологическая система
-
Организм как биологическая система
-
Многообразие организмов
-
Человек и его здоровье
-
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
-
Экосистемы и присущие им закономерности.
-
Практикум. Выполнение тестовых заданий.
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором. В нем для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.
Например: № и Тема занятия Применяемые цифровые обр. ресурсы Формы контроля
Раздел №1. Биология - наука о живой природе (3 часа)
№1. Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Фотоизображения, иллюстрирующие методы и достижения в области биологических наук (электронное учебное пособие "Общая биология"(схема) "Биологические науки".
Урок №1 "Введение", электронное пособие "Уроки биологии" Кирилл и Мефодий
№2. Признаки и свойства живого. Диаграмма "Признаки живого". Электронное пособие "Биология. 6-9 класс" Кирилл и Мефодий. Анимации "Питание амебы", "Бесполое размножение хлореллы». Схема обмена веществ, анимация "Эмбриональное развитие насекомых" и др.
Текущий индивидуальный контроль.
№3. Уровни организации живой природы. Презентация к уроку "Уровни организации жизни".
Урок №1 "Введение", электронное пособие "Уроки биологии". Кирилл и Мефодий.
Тематический фронтальный контроль.
Раздел №2. Клетка как биологическая система (12часов)
Урок№1. Клеточная теория. Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Презентация к уроку "Клеточная теория. Основные положения", видеофильмы "Движение цитоплазмы", "Эмбриональное развитие лягушки".
Урок №2 "Клеточная теория", электронное пособие "Уроки биологии" Кирилл и Мефодий.
Урок№3-5. Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Фотоизображения клеток различных организмов, презентация "Строение клетки", сравнительные таблицы "Сравнение клеток прокариот и эукариот", "Сравнение клеток эукариот".
Уроки № 9-12. Электронное пособие "Уроки биологии". Кирилл и Мефодий
Текущий индивидуальный контроль. И т. д.
Кроме этих пособий используются собственные презентации к различным урокам, презентации выполненные моими учащимися, презентации Пименова А.В., сборник видеофильмов, собранный и систематизированный мной из различных источников, различные рисунки и таблицы в цифровом формате и др.
К данной программе созданы теоретические материалы к каждому из семи разделов. Для удобства применения этих материалов основные текстовые материалы и рисунки включаются в презентации, подготовленные для занятия.
Подготовка выпускников к ЕГЭ проводится по следующей схеме:
1.Перед началом занятий выпускникам даются рекомендации по приобретению в библиотеке необходимых учебников (для 6-11 классов) и электронных учебных пособий. Некоторые материалы они получают в печатном формате, некоторые находят на сайтах, указанных мною. У каждого выпускника имеется кодификатор элементов содержания ЕГЭ в печатном формате, где они отмечают темы, которые нужно просмотреть к следующему занятию.
2. День для занятий я стараюсь выбрать такой, чтобы в этот день в расписании у детей были не самые сложные предметы. На занятиях записи в тетрадях сведены к минимуму. Так как основной теоретический материал у них имеется, нет смысла снова их записывать. Это экономит время, не приводит к переутомлению детей, позволяет за короткое время объяснять материал.
3. В начале занятия даю краткий обзор изучаемого материала. Затем идет просмотр презентаций с объяснениями учителя. После этого идет просмотр видеофильмов, анимации, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
4. После повторения теоретического материала на экран выводятся тестовые материалы по данной теме. Ученики в отдельной тетради записывают тему, номера вопросов и ответы к ним.
5. После тестирования на проектор выводятся ответы на тесты, или выдаётся ключ с ответами. Ученики отмечают правильные и неправильные ответы по ключу.
6. Затем снова выводятся тесты, при этом те, кто дал неверный ответ поднимают руку, называют свой ответ, и я даю обоснование верного ответа. Такая система проверки и самопроверки знаний позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, что позволяет предотвратить их повторение на ЕГЭ.
7. В конце учебного года, когда весь теоретический материал пройден, выпускники выполняют различные варианты КИМ (не менее 10). В один день они выполняют разные варианты. После того, как будут выполнены все варианты, я раздаю им проверенные их работы. Вывожу на проектор варианты КИМ. Дальше проверка идет по той же схеме, что и проверка по тематическим тестам.
8 . В конце года особое внимание уделяю заданиям части В и С, так как по этим заданиям выпускники могут получить больше баллов и, соответственно более высокую отметку. Эти задания оставляю на самые последние занятия, непосредственно перед проведением ЕГЭ.
Варианты заданий:
«Основы генетики»
Часть А
А1
Укажите гаметы особи с генотипом ааВВ
1) аВВ 2) ааВВ 3) ааВ 4)аВ
А2
Какой закон иллюстрирует проявление мутации гемофилии у человека и многих млекопитающих (кошек, мышей)?
1) доминирования
2) необратимости эволюционного развития
3) единообразия гибридов первого поколения
4) гомологических рядов в наследственной изменчивости
А3
При скрещивании белой морской свинки (аа) с чёрной морской свинкой (АА) в поколении F1 получится морских свинок
1) 100% белых 2) 100% чёрных
3) 75% чёрных, 25% белых 4) 25% чёрных, 75% белых
А4
Назовите закономерность, которую отображает схема скрещивания растений гороха с жёлтыми гладкими и зелёными морщинистыми семенами
1) сцепленное наследование Р
2) расщепление признаков
3) единообразие гибридов I поколения F1
4) независимое наследование
А5
При моногибридном скрещивании, гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной, в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
1) 3:1 2) 1:2:1 3) 1:1 4) 9:3:3:1
А6
При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с жёлтыми (а) грушевидными (в) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом)
1) 9:3:3:1 2) 3:1 3) 1:2:1 4) 1:1
А7
При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
1) АА х аа; 2) Аа х АА; 3) Аа х Аа; 4) АА х АА.
А8
При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаBb, ааBb, Ааbb, ааbb в соотношении
1) 3 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 4) 1 : 2 : 1
А9
Парные гены гомологичных хромосом называют
1) аллельными 2) сцепленными
3) рецессивными 4) доминантными
А10
Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
1) единообразия 2) расщепления
3) сцепленного наследования 4) независимого наследования
Часть С
С1
Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства F1 и F2, если скрестили гомозиготных норок с фенотипами: самки с коричневыми глазами, чёрной шерстью и самец с чёрными глазами и белой шерстью. Все потомки в F1 были черноглазыми с чёрной шерстью. В F2 получено: 18 черноглазых норок с чёрной шерстью, 6 черноглазых норок с белой шерстью, 6 кареглазых с чёрной шестью и 2 кареглазых с белой шестью.
С2
У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак - h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свёртываемости кров сцеплен с полом.
С3
Определите генотипы родителей и сына, а также генотипы и фенотипы потомства у этих родителей, если у здоровых родителей сын болен дальтонизмом (рецессивный ген -d сцеплен с Х-хромосомой)
С4
У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм - d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
С5
Почему в ряде случаев при скрещивании особей с доминантными и рецессивными признакам в потомстве наблюдается промежуточное наследование признаков?
Ι. ЧАСТЬ В (выбор 3-х правильных ответов из шести)
1.1. РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЯ»
1. Папоротники относятся к царству растений, так как:
-
в процессе дыхания поглощают О2 и выделяют СО2
-
в процессе фотосинтеза поглощают СО2 и выделяют О2
-
их клетки содержат хлоропласты
-
в их развитии происходит чередование поколений.
-
они являются продуцентами в экосистеме
-
их клетки содержат цитоплазму и ядро.
2. Растения семейства Лилейных можно узнать по:
-
цветкам трехчленного типа с простым околоцветником
-
цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
-
видоизмененным побегам в виде луковиц и корневищ
-
видоизмененным побегам в виде усов и лазающих стеблей
-
образованию плодов - ягоды или коробочки
-
образованию плодов - ореха или стручка
3. Растения семейства Розоцветных можно узнать по:
-
цветку пятичленного типа с двойным околоцветником
-
цветку четырехчленного типа с двойным околоцветником
-
разнообразию листьев - простых и сложных
-
нижним листьям, образующим прикорневую розетку
-
плодам - яблоко, ягоды, костянки
-
плодам - стручок или стручочек
4. Грибы в отличие от растений:
-
имеют клеточное строение
-
не имеют в клетках хлорофилл
-
питаются готовыми органическими веществами
-
содержат хитин в оболочках клеток
-
всасывают минеральные вещества и воду из почвы
-
растут всю жизнь
1.2. РАЗДЕЛ «ЖИВОТНЫЕ»
1. Выберите признаки, характерные для земноводных
-
сердце трехкамерное без перегородки в желудочке
-
сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке
-
один круг кровообращения
-
два круга кровообращения
-
дыхание только легочное
-
на стадии взрослого организма дышат легкими и кожей..
2) Какие признаки характерны для животных
-
клетки с хлоропластами и оболочкой из клетчатки
-
питание готовыми органическими веществами
-
синтез органических веществ в процессе фотосинтеза
-
рост в течение всей жизни
-
гетеротрофный способ питания
-
рост до определенного возраста .
3. Какие признаки характерны для животных?
-
по способу питания - автотрофы
-
по способу питания - гетеротрофы
-
большинство активно передвигаются
-
клетки имеют плотную клеточную стенку
-
клетки имеют пластиды
-
запасным углеводом является гликоген
4. По каким признакам грибы можно отличить от животных?
-
гетеротрофное питание
-
имеют клеточное строение
-
растут в течение всей жизни
-
имеют тело, состоящее из нитей - гиф
-
всасывают питательные вещества поверхностью тела
-
имеют ограниченный рост.
5. В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?
-
тело покрыто перьями
-
имеет длинный хвост
-
задние конечности имеют длинную цевку
-
на ногах 4 пальца (3 направлены вперед, 1- назад)
-
на челюстях имеются зубы
-
пальцы с когтями на передних конечностях
1.3. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»
1. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
-
теплокровность
-
наличие вороньих костей
-
правая дуга аорты
-
трехкамерное сердце
-
наличие диафрагмы
-
выкармливание детенышей молоком
2. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих имеет:
-
прямой позвоночник без изгибов
-
грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
-
грудную клетку, сжатую с боков
-
позвоночник S-образной формы
-
сводчатую стопу
-
массивный лицевой отдел черепа.
3.Функции промежуточного мозга:
-
регуляция работы сердца
-
терморегуляция
-
регуляция обмена веществ
-
регуляция мочеиспускания
-
регуляция работы желез внутренней секреции
-
регуляция дыхания.
4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
1. В процессе сперматогенеза:
-
образуются мужские половые клетки
-
образуются женские половые клетки
-
уменьшается вдвое число хромосом
-
образуются четыре половые клетки из одной
-
образуется одна половая клетка
-
образуются клетки с диплоидным набором хромосом
2. Чем зигота отличается от гаметы?
-
содержит двойной набор хромосом
-
содержит одинарный набор хромосом
-
образуется в результате оплодотворения
-
образуется путем мейоза
-
является первой клеткой нового организма
-
это специализированная клетка, участвующая в половом размножении
3. Примерами полового размножения животных являются:
-
почкование гидры
-
нерест рыб
-
деление амебы
-
регенерация дождевого червя
-
партеногенез ящериц
-
развитие рабочего муравья из зиготы
4.6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
1.Симбиотические отношения устанавливаются между:
-
березами и елями
-
березами и грибами-трутовиками
-
тлями и муравьями
-
ежами и насекомоядными птицами
-
березами и подберезовиками
-
черемухой и опыляющими их мухами
2.В биогеоценозе в отличие от агроценоза:
-
длинные цепи питания
-
короткие цепи питания
-
незамкнутый круговорот веществ
-
замкнутый круговорот веществ
-
небольшое число видов
-
большое разнообразие видов
3.Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что:
-
численность деревьев сокращается из-за лесного пожара
-
волки ограничивают рост численности кабанов
-
массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
-
численность белок зависит от урожая семян сосны
-
популяция кабанов полностью уничтожается волками
-
совы и лисицы ограничивают рост численности мышей
4.5. ЭВОЛЮЦИЯ
1. Какие из примеров иллюстрируют общую дегенерацию?
-
сокращение числа пальцев до двух у страусов
-
упрощение нервной системы у ленточных червей
-
превращение корней у растения повилики в присоски
-
развитие детенышей млекопитающих в матке
-
редукция крыльев у вшей
-
отсутствие конечностей у змей
2. Какие из примеров отражают идиоадаптации?
-
появление корней у папоротникообразных
-
появление разных форм опыления цветковых растений
-
появление покровной ткани у мхов
-
появление цветков и плодов у покрытосеменных растений
-
появление многообразия стеблей у цветковых растений
-
появление видоизмененных побегов
3. Какие из примеров относятся к ароморфозам?
-
развитие семян у голосеменных растений
-
развитие большого числа корней у капусты после окучивания
-
образование сочной мякоти в плодах арбуза
-
выделение душистым табаком пахучих веществ
-
двойное оплодотворение у цветковых растений
-
появление у растений механических тканей.