Программа элективного курса на тему Здоровье (6-7 класс)

Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с  учащихся 7-8 классов, а также на основе исследований: «Заболевания  органов дыхания и пути их предупреждения», «Влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата», « Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника», проводимых в условиях МОБУ « СОШ №7»         Данный элективный  курс позволяет не только  обобщить понятие  о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соб...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Росси И.В. Ткаченко» город Тында Амурской области


Рассмотрена Утверждаю:

на методическом совете Директор МОБУ « СОШ №7»

МОБУ « СОШ № 7» -----------Т.Н. Гранкина

Заместитель директора по УВР ---------------------- г.

-.

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЗДОРОВЬЕ»

учащимся 6-7 классов


Срок реализации программы 2 года




Программа составлена

учителем биологии

МОБУ «СОШ №7» г. Тынды

Т.К. Сидоренко







СОДЕРЖАНИЕ

программы



  1. Пояснительная записка


  1. Цели, задачи и обоснование создания

программы


  1. Тематический план


  1. Содержание программы


  1. Рекомендации


  1. Самоконтроль по модулям


  1. Список литературы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к программе элективного курса « Здоровье» и методические рекомендации.


Здоровье - это состояние полного физического, сексуального и социального благополучия, способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, к естественному процессу старения, а также отсутствию болезней и физических дефектов. Разговор о здоровом образе жизни стар как мир. Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985г.) состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственными факторами, на 20%- состоянием окружающей среды и на 40 - 60% образом жизни. В начале 20 века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. У школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В режиме дня школьников преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, чрезмерное увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема программы элективного курса «Здоровье» отражает одну из актуальных проблем современного общества. Укрепление здоровья через формирование отношений школьников к здоровому образу жизни, самопознание, умение анализировать свое состояние, находить пути решения, корректировать свое психическое состояние еще больше усиливает актуальность данной проблемы.

П. Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с учащихся 7-8 классов, а также на основе исследований: «Заболевания органов дыхания и пути их предупреждения», «Влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата», « Влияние учебной нагрузки на здоровье школьника», проводимых в условиях МОБУ « СОШ №7»

Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Обучение осуществляется по модульному принципу, согласно которому каждый раздел - модуль направлен на решение проблем здорового образа жизни, стрессовых ситуаций у детей, суицида и меры их предупреждения.

Программа элективного курса рассчитана на два года:

1-й год обучения - «Здоровый образ жизни» рекомендуется для учащихся 6-х классов 1 час в неделю, всего- 34 часа;

2-й год обучения - «Психология здоровья» рекомендована для учащихся 7-х классов 1 час в неделю, всего- 34 часа.

Программа элективного курса «Здоровье» и методические рекомендации предназначены для учителей школ, педагогов дополнительного образования.

Цель курса:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащимися, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи курса:


  1. Раскрыть сущность здорового образа жизни. Формирование оценочных знаний о режиме дня, воздействии вредных привычек на организм человека.

  1. Сформировать у учащихся положительную мотивацию выработки индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях.


  1. Научиться управлять своим здоровьем, корректировать свое психическое состояние.

Прогнозируемый результат


Создание условий для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни. Здоровый физически, психически и нравственно ученик.


Учебно-тематический план

элективного курса


« ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

1-й год обучения.



класс

Наименование темы ( модуль)

Всего

часов

В том числе

6

теорет.

Практ.

1.

Введение.

3

3

-

2.

Гигиена здоровья.

12

10

2

3.

Экология здоровья.

8

7

1

4.

Физкультура и здоровье.

5

4

1

5.

Народная медицина.

5

4

1

6.

Здоровый образ жизни и профессиональные болезни.

1

1

-

Итого:

34

29

5

Учебно-тематический план

элективного курса

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ» (34 часа)


2-й год обучения.

7

1.

Введение.

3

3

-

2.

Эмоции человека и здоровье.

6

6

-

3.

Стресс и дистресс.

8

6

2

4.

Устранение психического перенапряжения.

8

5

3

5.

Формирование индивидуального способа саморегуляции.

2

2

-

6.

Кризисные состояния у подростков.

4

4

-

7.

Валеология семьи

3

2

1

Итого:

34 28 6


Содержание курса

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Общее количество часов - 34

6-класс


  1. Введение (3ч.)

Определение понятий: здоровье, здоровый образ жизни. Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смерти.


  1. Гигиена здоровья (12ч.)

Курение и здоровье. История открытия табака, как табак завоевал мир. Алкоголь и здоровье подростка. Наркомания. Токсикомания и психическое состояние ребенка. Рациональное питание школьника. Азбука питания. Питание при заболеваниях. Диета. Голод и посты. Витамины. Сокотерапия.

Практические занятия:

  1. Определение калорийности пищевых продуктов-1ч.

  2. Составление меню для школьной столовой -1ч

3. Экология и здоровье (8ч.)

Солнце, воздух и вода - факторы здоровья. Водные процедуры. Основные принципы закаливания. Влияние погоды на здоровье. Годовые, месячные, дневные биоритмы человека, их влияние на здоровье. Факторы , влияющие на работоспособность, утомление. Бытовое облучение.

Практическое занятие:

  1. Приготовление протиевой воды (талой) -1ч.

4.Физкультура и здоровье (5ч.)

Двигательная активность. Физические упражнения и долголетие. Лечебная физическая нагрузка. Плоскостопие и его профилактика. Движение и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Практическое занятие:

  1. Упражнения, предупреждающие плоскостопие (1ч.)


5.Народная медицина (5ч.)

Лекарственные растения, их значение для здоровья человека. Методы очистки организма. Самокоррекция функциональных нарушений. Народные средства и здоровье.

Практическое занятие:

  1. Знакомство с лекарственными растениями окрестности г. Тынды - работа с гербариями (1ч.)

6.Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания. (1ч.)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Дата

Количество часов

Практические занятия

1.Введение 3 часа

1.Определение понятий: здоровье, здоровый образ жизни

2.Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смерти.


1

2


  1. 2.Гигиена здоровья (12ч.)

1.Курение и здоровье

2.История открытия табака, как табак завоевал мир

3.Алкоголь и здоровье подростка

4.Наркомания

5.Токсикомания и психическое состояние ребенка

6-7.Рациональное питание школьника

7-8.Азбука питания

9.Питание при заболеваниях

10. Диета. Голод и посты.

11.Витамины

12.Сокотерапия

1

1

1

1

1

2


2

1

1

1

1





1.Определение калорийности пищевых продуктов

2.Составление меню для школьной столовой

3.Экология и здоровье (8час)

1.Солнце, воздух и вода - факторы здоровья

2.Водные процедуры

3.Основные принципы закаливания

4-5.Влияние погоды на здоровье. Годовые, месячные, дневные биоритмы человека, их влияние на здоровье.

6-7. Факторы, влияющие на работоспособность, утомление.

8. Бытовое облучение

1

1

1

2


2

1




3.Приготовление протиевой (талой) воды

4.Физкультура и здоровье - 5 часов.

1.Двигательная активность. Физические упражнения и долголетие.

2.Лечебная физическая нагрузка.

3-4.Плоскостопие и его профилактика

5.Движение и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.


1

1

2

1



4.Упражнения, предупреждающие плоскостопие

5.Народная медицина - 5часов.

1-2.Лекарственные растения, их значение для здоровья человека

3.Методы очистки организма. Самокоррекция функциональных нарушений.

4-5. Народные средства и здоровье

2


1

2

5.Знакомство с лекарственными растениями окрестности г. Тынды (работа с гербариями)

6. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания - 1час

1

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»


Общее количество часов - 34

7-й класс

1.Введение (3ч.)

Введение в психологию здоровья. Секрет нервной силы. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть.

2.Эмоции человека и здоровье (6ч.)

Эмоции, их классификация: страх- бесстрашие, гнев- стыд, грусть- радость. Методы исследования эмоций. Анализ собственного эмоционального поля. Эмоции человека и здоровье.

3. Стресс и дистресс (8ч.)

Влияние стресса и дистресса на здоровье человека. Причины стресса. Влияние стресса на работу сердца, сосуды, работоспособность. Как вести себя в экстремальных ситуациях. Синдром хронической усталости.

Практические занятия:

  1. Техника медитирования (1ч.)

  2. Антистрессовая программа поведения - рекомендации (1ч.)

4. Устранение психического перенапряжения (8ч.)

Йога. Народные средства. Водные процедуры. Снятие навязчивой мысли. Техника дыхания. Духовное очищение. Дневник. Смехотерапия. Аутотренинг.

Практические занятия:

  1. Смехотерапия (1ч.)

  2. Аутотренинг (1ч.)

  3. Снятие навязчивой мысли (1ч.)

5.Формирование индивидуального способа саморегуляции (2ч.)

Духовно- нравственное здоровье. Роль религии в здоровье человека.

6.Кризисные состояния у подростков (4ч.)

Примеры кризисных состояний и их причины коррекции. Суицид, его причины и предупреждение.

7.Валеология семьи (3ч.)

Здоровье семьи. Генеалогия и генетические консультации. Семейное благополучие.

Практическое занятие:

1.Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций (1ч.)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

дата

кол- во часов

практические занятия

1.Введение

3

Психология здоровья

6.09

1

Секреты нервной системы

13.09

1

Шесть основных страхов (болезнь, бедность, старость, потеря любви, смерть, осуждение)

20.09

1

2.Эмоции человека и здоровье

6

Эмоции, их классификация: страх- бесстрашие, гнев- стыд, грусть- радость.

27.09,

4.10

2

Методы исследования эмоций

11.10

1

Анализ собственного эмоционального поля.

18.10

1

Эмоции человека и здоровье.

25.10

1.11

2

3. Стресс и дистресс (8ч.)

8

Влияние стресса и дистресса на здоровье человека.

8.11

15.11

2

1.Антистрессовая программа поведения - рекомендации

Причины стресса.

22.11

1

Влияние стресса на работу сердца, сосуды, работоспособность.

29.11

6.12

2

Как вести себя в экстремальных

ситуациях

13.12

20.12

2

2.Техника медитирования

Синдром хронической усталости.

27.12

1

4. Устранение психического перенапряжения

8

Йога.

1

Народные средства

2

3.Рецепты народной медицины

Водные процедуры.

1

Снятие навязчивой мысли.

1

4.Снятие навязчивой мысли

Техника дыхания.

1

5.Аутотренинг

Духовное очищение. Дневник

1

Смехотерапия

1

6.Смехотерапия

5.Формирование индивидуального способа саморегуляции

2

Духовно- нравственное здоровье

1

Роль религии в здоровье человека

1

6.Кризисные состояния у подростков

4

Примеры кризисных состояний и их причины коррекции

2

Суицид, его причины и предупреждение.

2

7.Валеология семьи

3

Здоровье семьи.

1

Генеалогия и генетические консультации

1

Семейное благополучие.

1

7.Тренинг по

разрешению конфликтных ситуаций


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Видеоэнциклопедия для народного образования «Анатомия и физиология человека» и видеофрагменты , таблицы и плакаты об отрицательном влиянии вредных привычек на организм человека; учебный видеофильм «Правильное питание - залог здоровья», «Секреты нервной системы»; таблица энергозатраты при разных видах деятельности; таблицы калорийности пищевых продуктов; витамины; нормативные таблицы освещенности помещений; компьютерные презентации учащихся.

Рекомендации по активной релаксации (АР)

К МОДУЛЮ « АНТИСТРЕССОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЕДЕНИЯ»

Значение активной релаксации ( АР):

(АР)- устранение психического перенапряжения

(АР)- комплексный метод формирования и совершенствования жизненной устойчивости организма.

Аутогенная тренировка (метод Шульца)-

самовнушение в состоянии релаксации.

Аутотренинг - синтетический метод психорегуляции, в основе которого лежат находки древнеиндийской системы йогов, психофизиологические исследования нервно- мышечного компонента эмоций.

Первый этап тренировки (4-6 раз в день по 5-10 мин, повторяя каждую формулу 2-6 раз подряд).

Сидя или лежа на спине, мысленно повторить словесные формулы:

« я расслабляюсь и успокаиваюсь…»,

« мои руки расслабляются и теплеют…»,

« мои ноги расслабляются и теплеют…»,

« мое туловище расслабляется и теплеет…»,

« моя шея полностью расслаблена, теплая, неподвижная…»

« мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное...»

« состояние приятного покоя».

Аутотренинг проходит в три этапа. Завершение сеанса аутотренинга на всех этапах рекомендуется следующими формулами:

« я отдохнул и успокоился…»,

« самочувствие хорошее!»,

« с удовольствием перейду к делу!».

Медитация улучшает эмоциональное состояние в тяжелых стрессовых ситуациях, придает силу и энергию. Медитацию проводить по 10-15 минут ежедневно натощак.

Музыкотерапия (Чайковский - «Анданте кантабиле» из струнного квартета).

Фитотерапия - применение лекарственных растений, которые успокаивают нервную систему человека.

САМОКОНТРОЛЬ ПО МОДУЛЯМ

« БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»

Модуль1-2. «Введение», « Гигиена здоровья»


  1. Что такое здоровье, здоровый образ жизни?

2.Какими заболеваниями чаще всего болеют люди осенью, зимой?

3.Какие профилактические мероприятия необходимо соблюдать, чтобы остаться здоровым?

4.Какие вам известны секреты долголетия?

5.Как влияет табакокурение на здоровье человека?

6.Как отказаться от курения?

7.Алкоголь- враг здоровья, почему?

8.Что такое наркомания и кто такой наркоман?

9.Какой вред причиняют наркотики подростку?

10.Как связаны между собой понятия - токсикоман и психически больной человек?

11.Что означает рациональное питание?

12.Что такое витамины?

13.В каких продуктах питания содержатся витамины-А, Б,С,Д? На какие процессы в организме человека они влияют?

Модуль -3. « Экология здоровья»

1.Что такое закаливание? Почему считают, что солнце, воздух и вода- это факторы здоровья?

2.Какие правила закаливания организма необходимо знать?

3.Как влияет погода на здоровье человека?

4. Какая бытовая техника является источником электромагнитного

излучения? Объясните ее вред здоровью человека.

Модуль-4 « Физкультура и здоровье»

1.Верно ли утверждение, что вся мышечная деятельность носит рефлекторный характер? Обоснуйте свой ответ.

2.Что может повлиять на осанку школьника? Почему необходимо соблюдать правила посадки за школьным столом?

3. Что такое плоскостопие? Как определить и предупредить плоскостопие?

4.Какое влияние оказывают физические упражнения на развитие опорно - двигательного аппарата?

5.Какая связь между физкультурой и долголетием?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток.- М.: Просвещение,1991.- 224с.

2.Белов В.И., Рендюк Т.Д., Кондратович А.Н. Энциклопедический справочник медицины и здоровья.- М.: Русское энциклопедическое товарищество; ОЛМА - ПРЕСС,2005. 21с,66с,75с,80с,286с.

3.Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии.- СПб., Водолей, 1998.- 289с, 230с,379с.

4.Брехман И.И. Валеология- наука о здоровье.- 2-е изд. ,- М.: Физкультура и спорт,1990.- 206с.

5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии.- СПб., 1994.- 78с.

6.Ковалев С.В. Психология семейной жизни. Книга для учителя.- М.: Просвещение,1988.-208с.

7. Личко А.К. Психология и акцентуации характера подростка. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 255с.

8. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др., Физическая культура. -М.: Просвещение,2001.- 10с.,40с.,42с.

9. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. - М.: Мнемозина 1996.-33с.,35.

10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. - М.: Просвещение,1988.-216с.


© 2010-2022