План-конспект урока по биологии в 6 классе по теме

План- конспект составлен к уроку биологии в 6 классе по теме "Царство грибы.Общая характеристика,многообразие,значение грибов".    Задачи урока:  познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование их в хозяйственной деятельности человека;       развивать навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, учебником;воспитывать бережное отношение к...     
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Это ни растение, ни животное, но и то и другое»

Урок биологии в 6 классе по теме « Царство Грибы. Общая характеристика, многообразие, значение

грибов».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование их в хозяйственной деятельности человека;

  • развивать навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, учебником;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе, грибам;

Средства обучения:

  • мультимедийный проектор, компьютер;

  • электронная презентация « Царство грибы. Общая характеристика, многообразие»»

  • муляжи шляпочных грибов;

  • микроскопы, микропрепараты « Мукор»;

  • натуральные объекты (плесень мукор, пеницилл, гриб- трутовик),

печатные тесты

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний обучающихся:

  • Закончить схемы « Способы питания бактерий»

« Формы бактерий», (задания у доски)

разгадать кроссворд;

  • Компьютерное тестирование ( тренажер к п. 54)

  • Тестовый контроль по теме « Бактерии» (самопроверка результатов)

  • Устный фронтальный опрос « Найдите ошибки в приведенном тексте» (слайд № 1)

III.Мотивация урока:

Сегодня мы познакомимся с интересной группой живых организмов.

Про них говорят : «это ни растение, ни животное, но и то и другое». Именно они дали человеку хлеб и вино, смерть и целебные лекарства ,без них невозможен круговорот веществ в природе. Что же это за организмы? Можно легко догадаться, угадав загадку: (слайд №2)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть-

Нет головы

(гриб)

А что вы уже знаете о грибах?(беседа)

IY.Изучение нового материала

  1. Среда обитания грибов.

Грибы занимают самые разные места обитания. Они растут в почве, в воде, в пустыне и в горах.

В лесах можно встретить разнообразные шляпочные грибы, хорошо всем известные подберезовики, белые грибы, опята и др. Многочисленные плесени поселяются на различных пищевых продуктах, а грибы- паразиты паразитируют на растениях и животных и даже поселяются в организме человека.

2.Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Давайте объясним, что означает фраза, написанная на доске.

Самостоятельная работа учащихся с п.53.

Цель работы: определить признаки сходства грибов с растениями и животными, заполнить таблицу (слайды №5,6)

Признаки сходства грибов с растениями

Признаки сходства грибов с животными

1.Неподвижны

1.Не имеют хлорофилла

2.Растут постоянно, верхушечной частью

2.Гетеротрофы

3.Имеют прочные клеточные стенки.

3.В клеточных стенках содержится хитин-органическое вещество

4. Способны синтезировать витамины

4.Углеводы запасаются в виде гликогена-животного крахмала

5.Питаются растворенными минеральными и органическими веществами

5.Образуют мочевину

Собственно грибные признаки: (слайд №7)

имеют грибницу- мицелий и плодовое тело.

3.Многообразие грибов ( слайды №8- 14)

Это одна из самых обширных групп живых организмов на земле, насчитывающая более 100 000 тысячи видов, на территории России встречаются свыше 150 видов, пригодных для употребления в пищу. Это так называемые шляпочные грибы, на нижней стороне шляпки созревают споры, с помощью которых грибы могут размножаться. Существует целая наука о грибах - микология. По строению шляпки шляпочные грибы можно разделить на трубчатые ( подберезовики, подосиновики, белый гриб) и пластинчатые ( груздь, лисичка, шампиньон и др.)

Особое место среди грибов занимают плесневые грибы мукор, гриб - пеницилл ( зеленая плесень),Они отличаются от шляпочных по внешнему виду. Познакомимся со строением плесневых грибов на примере гриба-мукора, выполнив лабораторную работу. (слайд №15)

Физминутка.

Лабораторная работа № 21.

« Изучение строения плесневых грибов» ( слайд № 16)

Цель: познакомиться с внешним видом плесневых грибов на примере гриба мукора

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Мукор»

Ход работы

1.Рассмотрите при большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Зарисуйте увиденное.

2. Сделайте вывод, какие признаки строения позволяют отнести гриб мукор к Царству Грибов.

Пеницилл часто встречается в виде сине- зеленого налета на несвежих фруктах

Нет грибницы у дрожжей- одноклеточных грибов, размножающихся почкованием. Эти грибы способны превращать сахар в спирт и углекислый газ. (демонстрация видеофрагмента).

Грибы-паразиты обитают на растениях, животных. ( рассказ о грибе- трутовике, головне, которая поражает хлебные злаки, делая их как бы обугленными; фитофторе-паразите картофеля)

4. Как питаются грибы? Способы питания грибов : (слайд № 17)

Грибы сапрофиты;

Грибы- паразиты;

Грибы- симбионты, ( микориза у шляпочных грибов)

Грибы-хищники (ловят свою добычу петлями- ловушками)

5. Размножение грибов (слайд № 18)

Происходит бесполым и половым путями (рассказ по схеме)

Размножение


Бесполое Половое


Частями мицелия спорами гаметами

(вегетативное)

6.Значение грибов в жизни человека и в природе. (слайды №19- 23)

История открытия лекарства пенициллина: ( сообщение ученика).

В 1928 году известный английский ученый Александр Флеминг обнаружил, что плесневый гриб, случайно попавший в чашку Петри с колонией бактерий стафилококка, вызвал их гибель .Так был получен первый антибиотик в мире- пенициллин, названный по имени грибка, из которого он был выделен. Началась Великая Отечественная война.

В начале войны в нашей стране не было пенициллина, его закупали за границей, платя огромные деньги, лекарства не хватало, тысячи раненых советских воинов умирали от заражения крови. Нужно было много чудесного лекарства и советские ученые в короткое время решили эту задачу . В1943 году профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной получили первый советский пенициллин. Эта была новая победа советской медицины, которая в дни войны приблизила День Победы над фашизмом.

Велико значение в жизни человека шляпочных грибов: (слайд № 24)

По своему химическому составу шляпочные грибы близки к продуктам животного происхождения: в 1 кг сушеных грибов белков в 2 раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе.

Ест в грибах витамины Д, А, много минеральных веществ, особенно фосфора. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья ( слайды № 25- 27)

Вот только один рецепт вкуснейшего грибного блюда « Грибы по- кубански»:

800гр свежих грибов, 6 картофелин,2 луковицы. 50 гр сливочного масла. 1 ст. сметаны или 150 гр майонеза, 40 гр твердого сыра, соль.

Грибы отварить ,мелко нашинковать и обжарить с нарезанным луком. Картофель очистить, Мелко нарезать, посолить и слегка обжарить. Добавить к картофелю грибы, выложить всю массу в глубокую жаропрочную посуду, залить сметаной ( майонезом) и посыпать натертым сыром. Запекать в духовке до золотистой корочки.

Употребляя в пищу грибы, важно помнить, что грибы бывают съедобные и несъедобные, ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы. (слайды № 29-42)

Чтобы не получить грибного отравления, надо строго соблюдать правила сбора грибов: (слайд № 44)

  • Быть внимательными при сборе грибов, собирать в лесу только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны;

  • Не есть грибы в сыром виде;

  • Нельзя собирать грибы вблизи автодорог;

  • Недопустимо вырывать грибы из почвы руками, надо аккуратно срезать ножиком только плодовое тело гриба, не повреждая грибницу;

  • В случае отравления грибами необходимо до прибытия врача прочистить желудок, выпить горячий чай.

  • Грибы- неотъемлемая часть природы: разрушая остатки растений и животных, они участвуют в круговороте веществ в природе, образуют плодородный слой почвы, даже ядовитые грибы приносят пользу. Поэтому не надо просто так срывать грибы, нет в природе ничего лишнего, даже ядовитый мухомор может вылечить больное животное в лесу.

Y. Домашнее задание: выучить п.п 53-54, отвечать на вопросы в конце параграфов. (слайд № 46)

Дополнительное занятие для интересующихся предметом: (воспользоваться для ответа на эти вопросы дополнительной литературой, интернет- ресурсами)

1.Суеверные люди наделяли тесто и его приготовление сверхъестественной силой, а выпечку хлеба сопровождали молитвами, Почему тесто « пыхтит» и « поднимается» при его приготовлении?

(применяемые при приготовлении теста дрожжи, расщепляя сахар, образует спирт и углекислый газ, который выделяясь, делает хлеб пористым и легким)

2.Во многих странах мира любят сыры, в которых есть выращенная плесень. Не вреден ли для здоровья такой сыр? Почему?

( сыр « рокфор» содержит специальные полезные вещества, придающие ему особый вкус и запах)

3.Грибы часто образуют на лужайке замкнутый круг. В народе их называют «ведьмины круги». Почему нет плодовых тел грибов внутри круга?

(Это связано с ростом грибницы от центра к периферии. Внутри грибница разрушается, и поэтому грибы растут по кругу)

YI.Закрепление изученного (слайды 47- 49)

YII. Подведение итогов урока





« Это ни растение, ни животное, но и то и другое»







Урок биологии в 6 классе по теме


« Царство Грибы. Общая характеристика, многообразие, значение

грибов»


Открытый урок для учителей МБОУ СОШ с. Красногор



учитель биологии Юрасова Л.В.

14.04. 2012 г.


© 2010-2022