- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии технический профиль в группах колледжа
Рабочая программа по биологии технический профиль в группах колледжа
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трифоненко Е.В. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАУ КО ПОО КСТ
ГАУ КО ПОО КСТ
_____________Н.Н. Мясникова _____________ Т.А. Бугакова
«_» _____________ 2015 г. «__» _______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины
Биология
технический ПРОФиЛЬ
Калининград
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и профиля профессионального образования.
Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
20.02.04 Пожарная безопасность
Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма».
Разработчик: Трифоненко Е.В., преподаватель биологии ГАУ КО ПОО КСТ
Рекомендована предметно-цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Протокол ПЦК №_________ от «____»__________2015г.
Председатель ПЦК ___________ Цветаева Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
18
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
20.02.04 Пожарная безопасность
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной естественно -научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно -научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать и понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы,
влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в
экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
18
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
- Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)
- Выполнение индивидуального задания (рефераты, сообщения, плакаты с рисунками)
- Создание презентаций по заданной теме
6
6
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология (технический профиль)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Кол-во часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Содержание учебного материала:
1
Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы.
Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.
Раздел 1. Учение о клетке.
8
Тема 1.1. Химическая организация клетки
Содержание учебного материала:
1
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.
1
Тема 1.2. Строение и функции клетки. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | 1 | ||
Практические занятия: | 1 | ||
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. |
| ||
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
| Содержание учебного материала: | 0.5 | |
Пластический и энергетический обмен. |
|
| |
Виды обмена веществ. Фотосинтез. Наследственная информация и реализация ее в клетке. | |||
Практические занятия: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 0.5 |
| |
Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. | Содержание учебного материала: |
|
|
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. | 0.5
|
| |
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов | |||
Практические занятия: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 0.5 |
| |
Контрольные работы: тестирование по теме(по вариантам) |
|
| |
Самостоятельная работа по разделу 1: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика домашних заданий по разделу 1: Химический состав клетки, структура и функции клетки, обеспечение клеток энергией, наследственная информация и реализация ее в клетке. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Органические и неорганические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении».«Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток». | 3 |
| |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
| 7 |
|
Тема 2.1. Размножение организмов. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение |
|
| |
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | |||
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов |
| 1 | |
Организм как единое целое. | |||
Практические занятия: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства: 1. Изучение сходства зародышей разных видов. 2. Изучение влияния наркотических веществ, табака, алкоголя на развитие эмбриона. | 2 | 2 | |
Контрольные работы: тестирование по теме 2.1.,2.2. |
|
| |
| Самостоятельная работа по разделу 2: 1.Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика домашних заданий по разделу 2: Размножение организмов, индивидуальное развитие организмов. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов». «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка». | 3 |
|
Раздел 3. Основы генетики и селекции. |
| 12 |
|
Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Моногибридное скрещивание. |
|
| |
Дигибридное скрещивание. |
|
| |
Практические занятия: 1.Составление простейших схем скрещивания. 2.Решение задач на моногибридное скрещивание. 3.Решение задач на дигибридное скрещивание. | 2 |
| |
Тема 3.2. Закономерности изменчивости. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Виды изменчивости: модификационная и наследственная. |
|
| |
Наследственные заболевания человека. | |||
Практические занятия: Анализ фенотипической изменчивости. | 1 |
| |
Контрольная работа по темам разделов 1,2,3(по вариантам) | 1 | ||
Тема 3.3. Генетика и селекция. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Одомашнивание. Принципы селекции. Труды Вавилова. |
|
| |
Методы селекции. Биотехнология. | |||
Практические занятия: Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | 1 | ||
Самостоятельная работа по разделу 3: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика домашних заданий по разделу 3: Основные закономерности явлений наследственности, закономерности изменчивости. Основные понятия генетики и селекции. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение». «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении». «Центры многообразия и происхождения культурных растений». «Центры многообразия и происхождения домашних животных». | 4 |
| |
Раздел 4. Эволюционное учение. |
| 12 | |
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. |
|
| |
Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира. |
|
| |
Практические занятия: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 2 |
| |
Тема 4.2. История развития эволюционных идей. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Эволюционные теории Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. |
|
| |
Движущие силы эволюции. Виды естественного отбора. Доказательства эволюции. Вид. Популяция. Изменчивость, борьба за существование, адаптации. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | |||
Практические занятия: Выявление приспособлений организмов к среде обитания. | 2 |
| |
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. |
|
| |
Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | |||
Практические работы: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 1 |
| |
| Самостоятельная работа по разделу 4: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика домашних заданий по разделу 4: Развитие эволюционных идей, доказательства эволюции, механизмы эволюционного процесса. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина». «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции». | 4 |
|
Раздел 5.0. Происхождение человека. |
| 4 |
|
Тема 5.1. Происхождение человека | Содержание учебного материала: |
1 |
|
Антропогенез. Эволюция приматов. | |||
Факторы эволюции человека. | |||
Тема 5.2. Происхождение человека.
| Содержание учебного материала: | 1 |
|
Доказательства родства человека с млекопитающими Животными. |
| 1 | |
Этапы эволюции человека. Человеческие расы. | |||
Практические занятия: 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа по разделу 5: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика домашних заданий по разделу 5: Теории возникновения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Принципы и закономерности развития жизни на Земле». «Ранние этапы развития жизни на Земле». «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных». | 1 | 3 | |
Раздел 6. Основы экологии. |
| 9 |
|
Тема 6.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | Содержание учебного материала: |
| |
Экология как наука. Экосистема, ее свойства. Виды экосистем. | 1 | 1 | |
Смена экосистем. Агроценозы. Цепи питания. | |||
Практические занятия: 1.Составление цепей питания.2.Сравнительное описание двух экосистем. | 2 | 2 | |
Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. | 1 | ||
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Состав и функции биосферы. Круговорот веществ. Глобальные экологические проблемы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | |||
Практические занятия: 1.Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). 2.Решение экологических задач. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа по разделу 6: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика домашних заданий по разделу 6: Экосистема, ее структура и свойства; понятие биосферы, охрана биосферы. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение». «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения» | 2 | 3 | |
Раздел 7. Бионика. |
| 2 |
|
Тема 7.1. Бионика. Основные понятия бионики. | Содержание учебного материала: | 0.5 | 1 |
Бионика как наука. Использование знаний о живой природе в технике. |
| 1 | |
Контрольная работа в виде дифференцированного зачета | 0.5 | ||
Самостоятельная работа по разделу 7: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме. 3. Выполнение домашних заданий по разделу 7. Примерная тематика домашних заданий по разделу 7: Основные понятия бионики. Цели и задачи данного направления в науке. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Трубчатые структуры в живой природе и технике», «Аэродинамические и гидродинамические устройства в живом мире и технике» | 1 | 3 | |
Всего: |
| 54 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология»;
- наглядные пособия: таблицы, карточки с заданиями.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -М., 2014.
2.Ионцева А. Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.
3.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.
4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
5.Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
6.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
7.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10- 11 класс. - М., 2014.
Дополнительные источники:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2010.
6.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010. Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.
7.Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.
8.Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,2010.
9.Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.
10.Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010.
11.Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. - М., 2010.
Интернет-ресурсы
sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -
экологии на сервере Воронежского университета).
biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо
танного в Московском государственном открытом университете).
nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического
центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране
Экспертная оценка результатов контрольных, практических работ, дифференцированных самостоятельных работ
экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
-экспертная оценка выполнения домашних заданий.
Химическая организация клетки
Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке
Экспертная оценка результатов: тестирование, устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; экспертная оценка выполнения домашних заданий.
Строение и функции клетки
Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под микро- скопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам
Экспертная оценка результатов:
-тестирование;- оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; дифференцированных самостоятельных работ;
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Жизненный цикл клетки
Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Размножение организмов
Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Индивидуальное развитие организма
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Индивидуальное развитие человека
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.
Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Закономерности изменчивости
Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Основы селекции растений ,животных и микроорганизмов Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот- ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование;
оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ;
оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
История развития эволюционных идей
Изучение наследия человечества на примере зна- комства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно- научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Микроэволюция
и макроэволюция
Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция - структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Антропогенез
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Человеческие расы
Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.
Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных при- родных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Биосфера - глобальная экосистема
Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на при- мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Биосфера и человек
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране
Экспертная оценка результатов:
выполнения домашних заданий,
тестирование;
-оценка контрольных работ;
-устный опрос;
-письменный опрос;
-оценка защиты выполненных самостоятельных работ;
-оценка защиты выполненных работ;
-экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Знакомство с трубчатыми структурами в живой при- роде и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.
Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий, тестирование;
-оценка контрольных работ;
-устный опрос;
-письменный опрос;
-оценка защиты выполненных самостоятельных работ;
-оценка защиты выполненных работ;
-экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;