Рабочая программа по биологии технический профиль в группах колледжа

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР Директор ГАУ КО ПОО КСТ

ГАУ КО ПОО КСТ

_____________Н.Н. Мясникова _____________ Т.А. Бугакова

«_» _____________ 2015 г. «__» _______________ 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины

Биология

технический ПРОФиЛЬ



















Калининград


Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и профиля профессионального образования.

Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля:

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

20.02.04 Пожарная безопасность

Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма».

Разработчик: Трифоненко Е.В., преподаватель биологии ГАУ КО ПОО КСТ

Рекомендована предметно-цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин.

Протокол ПЦК №_________ от «____»__________2015г.

Председатель ПЦК ___________ Цветаева Л.В.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20




















1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля:

29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

20.02.04 Пожарная безопасность

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

• личностных:

сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной естественно -научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• метапредметных:

осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно -научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• предметных:

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать и понимать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы,

влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные

схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в

экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по

морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

- Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)

- Выполнение индивидуального задания (рефераты, сообщения, плакаты с рисунками)

- Создание презентаций по заданной теме


6

6


6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология (технический профиль)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Кол-во часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение



1


Содержание учебного материала:

1

Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы.

Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

Раздел 1. Учение о клетке.


8

Тема 1.1. Химическая организация клетки

Содержание учебного материала:

1

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

1


Тема 1.2. Строение и функции клетки.

Содержание учебного материала:

1


Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

1

Практические занятия:

1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.


Тема 1.3.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.


Содержание учебного материала:

0.5

Пластический и энергетический обмен.



Виды обмена веществ. Фотосинтез. Наследственная

информация и реализация ее в клетке.

Практические занятия:

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

0.5


Тема 1.4. Жизненный цикл клетки.

Содержание учебного материала:



Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

0.5



Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов

Практические занятия: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

0.5


Контрольные работы: тестирование по теме(по вариантам)



Самостоятельная работа по разделу 1:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 1:

Химический состав клетки, структура и функции клетки, обеспечение клеток энергией, наследственная информация и реализация ее в клетке.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Органические и неорганические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении».«Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток».

3


Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.


7


Тема 2.1. Размножение организмов.

Содержание учебного материала:

1


Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение



Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала:

1


Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов


1

Организм как единое целое.

Практические занятия: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства:

1. Изучение сходства зародышей разных видов.

2. Изучение влияния наркотических веществ, табака, алкоголя на развитие эмбриона.

2

2

Контрольные работы: тестирование по теме 2.1.,2.2.




Самостоятельная работа по разделу 2:

1.Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 2:

Размножение организмов, индивидуальное развитие организмов.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов».

«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

3


Раздел 3. Основы генетики и селекции.


12


Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности.

Содержание учебного материала:

1


Моногибридное скрещивание.



Дигибридное скрещивание.



Практические занятия:

1.Составление простейших схем скрещивания.

2.Решение задач на моногибридное скрещивание.

3.Решение задач на дигибридное скрещивание.

2


Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала:

1


Виды изменчивости: модификационная и наследственная.



Наследственные заболевания человека.

Практические занятия: Анализ фенотипической изменчивости.

1


Контрольная работа по темам разделов 1,2,3(по вариантам)

1

Тема 3.3. Генетика и селекция.

Содержание учебного материала:

1

Одомашнивание. Принципы селекции. Труды Вавилова.



Методы селекции. Биотехнология.

Практические занятия: Выявление мутагенов в окружающей

среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

1

Самостоятельная работа по разделу 3:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 3:

Основные закономерности явлений наследственности, закономерности изменчивости. Основные понятия генетики и селекции.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение».

«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

«Центры многообразия и происхождения культурных растений».

«Центры многообразия и происхождения домашних животных».

4


Раздел 4. Эволюционное учение.


12

Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала:

1

Происхождение и начальные этапы развития жизни

на Земле. Гипотезы происхождения жизни.



Изучение основных закономерностей возникновения,

развития и существования жизни на Земле.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Многообразие живого мира.



Практические занятия: Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

2


Тема 4.2. История развития эволюционных идей.

Содержание учебного материала:

1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Эволюционные теории Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.



Движущие силы эволюции. Виды естественного отбора. Доказательства эволюции. Вид. Популяция.

Изменчивость, борьба за существование, адаптации.

Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Практические занятия: Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

2


Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.

Содержание учебного материала:

1


Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.



Современные представления о видообразовании

(С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция.

Доказательства эволюции.

Основные направления эволюционного прогресса.

Биологический прогресс и биологический регресс.

Практические работы: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1



Самостоятельная работа по разделу 4:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 4:

Развитие эволюционных идей, доказательства эволюции, механизмы эволюционного процесса.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина».

«Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».

4


Раздел 5.0. Происхождение человека.


4


Тема 5.1. Происхождение человека

Содержание учебного материала:


1


Антропогенез. Эволюция приматов.

Факторы эволюции человека.

Тема 5.2. Происхождение человека.


Содержание учебного материала:

1


Доказательства родства человека с млекопитающими

Животными.


1

Этапы эволюции человека. Человеческие расы.

Практические занятия:

1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

1

2

Самостоятельная работа по разделу 5:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 5.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 5:

Теории возникновения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Принципы и закономерности развития жизни на Земле».

«Ранние этапы развития жизни на Земле».

«Причины и возможная история выхода на сушу растений и

животных».

1

3

Раздел 6. Основы экологии.


9


Тема 6.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Содержание учебного материала:


Экология как наука. Экосистема, ее свойства.

Виды экосистем.

1

1

Смена экосистем. Агроценозы. Цепи питания.

Практические занятия:

1.Составление цепей питания.2.Сравнительное описание двух

экосистем.

2

2

Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек.

Содержание учебного материала:

1


Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых

организмов в биосфере. Биомасса.

1

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Состав и функции биосферы. Круговорот веществ. Глобальные экологические проблемы.

Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей

природной среде.

Практические занятия: 1.Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

2.Решение экологических задач.

2

2

Самостоятельная работа по разделу 6:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 6:

Экосистема, ее структура и свойства; понятие биосферы, охрана биосферы.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение».

«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

2

3

Раздел 7. Бионика.


2


Тема 7.1. Бионика. Основные понятия бионики.

Содержание учебного материала:

0.5

1

Бионика как наука. Использование знаний о живой природе в технике.


1

Контрольная работа в виде дифференцированного зачета

0.5

Самостоятельная работа по разделу 7:

1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем).

2. Создание презентаций по заданной теме.

3. Выполнение домашних заданий по разделу 7.

Примерная тематика домашних заданий по разделу 7:

Основные понятия бионики. Цели и задачи данного направления в науке.

Примерные темы для презентаций (рефератов):

«Трубчатые структуры в живой природе и технике», «Аэродинамические и гидродинамические устройства в живом мире и технике»

1

3

Всего:


54


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология»;

- наглядные пособия: таблицы, карточки с заданиями.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа-проектор;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -М., 2014.

2.Ионцева А. Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.

3.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.

4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.

5.Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.

6.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.

7.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10- 11 класс. - М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

5.Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2010.

6.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010. Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.

7.Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.

8.Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,2010.

9.Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.

10.Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010.

11.Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. - М., 2010.

Интернет-ресурсы

sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -

экологии на сервере Воронежского университета).

biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо

танного в Московском государственном открытом университете).

nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического

центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

Экспертная оценка результатов контрольных, практических работ, дифференцированных самостоятельных работ

экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

-экспертная оценка выполнения домашних заданий.

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Экспертная оценка результатов: тестирование, устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; экспертная оценка выполнения домашних заданий.

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микро- скопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Экспертная оценка результатов:

-тестирование;- оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; дифференцированных самостоятельных работ;

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Индивидуальное развитие человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Основы селекции растений ,животных и микроорганизмов Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот- ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование;

оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ;

оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере зна- комства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно- научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Микроэволюция

и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция - структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных при- родных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Биосфера - глобальная экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на при- мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

Экспертная оценка результатов:

выполнения домашних заданий,

тестирование;

-оценка контрольных работ;

-устный опрос;

-письменный опрос;

-оценка защиты выполненных самостоятельных работ;

-оценка защиты выполненных работ;

-экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой при- роде и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве

Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий, тестирование;

-оценка контрольных работ;

-устный опрос;

-письменный опрос;

-оценка защиты выполненных самостоятельных работ;

-оценка защиты выполненных работ;

-экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;



© 2010-2022