Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- образовательные: дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть классы сцифоидных, коралловых полипов; показать значение полипов в природных сообществах и для человека;

- развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать особенности организации кишечнополостных как низших многоклеточных, выделять прогрессивные изменения у кишечнополостных, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, работать с тестами, выступать перед аудиторией;

- воспитательные: воспитывать у ребят бережное отношение к природе, сохранение биологического разнообразия..

Ведущие понятия: Класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы, планула,

гидромедуза.

Вид урока: урок - путешествие.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- приветствие;

- подготовка аудитории к работе;

- наличие учащихся.

II.Основная часть урока.

1) Проверка знаний учащихся.

МЕТОД: фронтальный опрос;

работа по карточкам.

• Фронтально: Ответьте на вопросы.

1. Почему тип Кишечнополостные получил такое название? (это двуслойные многоклеточные животные с единственной полостью тела - кишечной). Какие функции выполняет кишечная полость?

  1. Гидра - малоподвижное пресноводное животное, медуза бы­стро плавает в толще морской воды. Почему этих животных отно­сят к одному типу? (кишечная полость).

  2. Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают рас­тения. Какие признаки указывают на то, что это животные? (способ питания).

  3. Общий план строения тела многоклеточного животного оп­ределяется в первую очередь характером симметрии его тела. Объ­ясните, что такое симметрия. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных?

  4. Через ротовое отверстие у кишечнополостных происходит не только прием пищи, но и выведение непереваренных остатков. Чем это можно объяснить? (примитивностью строения).

6.Тело кишечнополостных состоит из многих клеток. Чем сходны клетки кишечнополостных? (дифференцированы). Чем объясняется их различие? (выполнением функций). Почему клетка кишечнополостных не может существовать вне ор­ганизма? (связана с другими клетками).

  1. Нервные клетки у кишечнополостных имеют звездообразную форму. Сообщаясь друг с другом своими отростками, они образуют нервную систему. Почему такую нервную систему считают прими­тивной? (они разбросаны по всему телу).

  2. Простейшие и кишечнополостные по-разному реагируют на раздражения из внешней среды. В чем состоит их отличие? Что та­кое рефлекс? (у простейших тело состоит из одной клетки, а у кишечнополостных есть специальные нервные клетки).

  1. Наличие стрекательных клеток - одна из наиболее харак­терных особенностей кишечнополостных. Какие функции они вы­полняют?

  2. Основная функция энтодермы - пищеварительная. Какие особенности позволяют ей выполнять эту функцию?

  3. Что такое регенерация, какова ее роль в жизни кишечнопо­лостных?

  4. Ученые утверждают, что одноклеточные и многоклеточные животные родственны. Приведите известные вам доказательства этого утверждения.

  5. Медузы живут в толще морской воды. Какие приспособле­ния позволяют им передвигаться в этой среде и защищаться от вра­гов?

  6. Для чего в аквариум с гидрами помещают водные растения?

  7. Почему гидру считают хищным животным?

  8. В чем выражается усложнение организации кишечнополо­стных по сравнению с простейшими?

Работа в карточках:

1. Дайте общую характеристику кишечнополостным. Рассказать о строении гидроидных на примере пресноводной гидры. (С использованием таблицы).

  1. Каково внутреннее строение гидры?

  2. Как размножается и развивается гидра?

2) Изучение нового материала.

Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)Конспект урока по биологии на тему Многообразие кишечнополостных (7 класс)Основные положения урока.

Систематический обзор типа кишечнополостных:

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - COELENTERATA

Класс I. Гидроидные - Hydrozoa

Класс II. Сцифоидные медузы - Scyphozoa

Класс III. Коралловые полипы - Anthozoa

  • Более двух третей земного шара покрыто водой. Поэтому наша планета из космоса видится голубой. Водное пространство Земли делится на пять огромных частей - океанов. В них, в свою очередь, выделяют более мелкие - моря. Под водой океана - совершенно особый мир. Есть там глубокие долины, громадные горы, леса из морских водорослей и много удивительных морских животных. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в подводный мир, где повстречаем множество кишечнополостных животных, рассмотрим представителей разных классов кишечнополостных, изучим черты их сходства и различия, а также особенности их организации и многообразие, образ жизни, практическое значение.

Роль животные в природе и жизни человека

Класс

Представители

Особенности строения

Роль

В природе

В жизни человека

Сцифоидные

Медуза- корнерот,медуза - аурелия, медуза цианея

Похожи на зонтик (колокол), посередине тела на нижней стороне - рот со щупальцами, раздельнополые, развито половое поколение.

Хищники, обитают в морях

Медуза-корнерот вызывает ожоги тела.

Коралловые политы

Актинии, восьмилучевые красные кораллы, мадрепоровые кораллы

Цилиндрическая форма тела, известковый скелет или бесскелетные (актинии)

Образуют коралловые рифы - место обитание животных

Изготовление украшений, источник извести, строительный материал. Создают препятствия для судоходства

Гидроидные

Пресноводная гидра, обелия, тубулярия

Цилиндрическая форма тела, малоподвижна, на верхней стороне - рот со щупальцами

Хищники, входят в цепи питания ( когда одни организмы - это пища для других организмов)

Объект изучения обогащающий Тип Кишечнополостные

Внимательно слушая выступающих, постарайтесь определить особенности организации того или иного класса, и запишите эти особенности в тетрадь

КЛАСС СЦИФОИДНЫЕ

Не все кишечнополостные живут на дне, многие из них способны плавать в толще воды. К ним относятся медузы. Сцифоидные медузы представлены видами, обитающими толь­ко в морях. Они значительно крупнее гидромедуз. Эти удивительные создания населяют морские толщи от поверхности до больших глубин. Тело медузы студенистое, сильно отличается от полипов - напоминает по форме прозрачный купол или колокол или зонтик. Размеры их различны: у цианеи, например, может достигать 2 м в диаметре, а длина щупалец - 30 м. Колокол мо­жет сокращаться; при этом из-под него (не изо рта!) с силой вытал­кивается вода, и животное движется в противоположную сторону. Такой способ движения называется реактивным.

Видеосюжет (движение медуз).

Опасные медузы.

Размножение медуз: (видео)

Медузы раздельнополы. Половые железы образуются из энтодермы в нижней части желудка. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое отверстие. Оплодотворение и развитие происхо­дят в воде. Из яйца выходит личинка - планула, прикрепляющаяся к субстрату. В процессе дальнейшего развития из нее образуется полип, почкование которого приводит к появлению молодых ме­дуз. Таким образом, сцифоидные медузы обладают четко выражен­ным чередованием полового и бесполого поколений, причем наибо­лее развита половая стадия.

Многообразие Сцифоидных.

? До XVIII в. у учёных не было сомнений в том, что эти организмы представляют собой морские растения, микроскопические «цветки», которые тотчас же вянут на воздухе. Как их называют сейчас?


  • Наибольшее значение в природе и для человека имеют корал­ловые полипы. В биоценозах тропических морей они играют средообразующую роль, составляя основу рифов, атоллов, островов.

Класс Коралловые полипы:

Коралловые полипы - самый обширный класс морских кишеч­нополостных, он насчитывает около 6 тыс. видов. Исключительно морские колониальные, реже одиночные формы, представленные только полипами. Это животные, ведущие исключительно прикрепленный образ жизни. Актинии живут отдельно друг от друга. Большинство же видов кораллов - колониальные формы, например восътилучевые красные кораллы, из которых изготавливают украшения. Другие, мадрепоровые корал­лы, разрастаясь, образуют рифы в теплых морях и океанах.

Кораллы живут в тёплых морских мелководьях. Внешне они похожи на причудливые растения, но на самом деле кораллы образованы из тысяч крошечных морских животных. Места большого скопления кораллов называют коралловыми рифами.

Общая площадь современных рифов составляет около 600 тыс. км2.

Основные массивы рифов расположены в морях Юго-Восточной Азии (45% мировой площади рифов).

Около 14% приходится на Атлантику,

17% - на Индийский океан,

18% - на Тихий океан и

6% - на Красное море.

БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ: гряда коралловых рифов и островов, протянувшихся на 2300 км вдоль северо-восточного побережья Австралии. В северной части ширина около 2 км, в южной - 150 км. Большая часть находится под водой. Морской национальный парк. (показ слайдов)

Атолл - коралловое сооружение в виде сплошного или разорванного кольца, остающееся после того, как вулканический остров погружался в океан. Другими словами, это низкие острова, имеющие форму кольца и возвышающиеся над уровнем моря. Внутри кольца расположен мелкий водоём - лагуна, с тихой, чистой водой. Узкие каналы могут соединять лагуну с более глубокими открытыми водами, но из-за того, что кольцо суши почти замкнуто, сильные течения и мощный прибой никогда не достигают лагуны. Более мелкие краевые рифы служат лестницей, соединяя берег с глубоким океанским дном. Более крупные рифы снаружи - барьерные. Когда-то они были краевыми рифами, но дно опустилось ниже в океан, отодвигая их дальше от суши. Коралловые сооружения формируются в результате жизнедеятельности коралловых полипов и состоят главным образом из известковых скелетов кораллов.

Крупнейший атолл Кваджалейн, Маршалловы острова, включающие лагуну размером 2174 км.

Вопросы для обсуждения.

• Ответьте на вопросы.

  1. Какие прогрессивные изменения произошли у кишечнополо­стных в ходе эволюции?

  2. Что значит прогрессивные изменения?

  3. Что значит относительный характер приспособленности?

  4. Что такое симбиоз?

  5. Опасно ли общение с кишечнополостными животными?

III. Закрепление знаний:

• Тест: (с выбором одного верного ответа).

1. Среди перечисленных ниже групп животных найдите ту, в которую включены только кишечнополостные.

А. Обыкновенная амеба, инфузория-туфелька, медуза-аурелия.

Б. Пресноводная гидра, медуза-корнерот, красный коралл.

В. Дизентерийная амеба, лучевик, фораминифера.

Г. Лямблия, зеленая эвглена, сувойка.

2. У какого животного клетка утратила свою самостоятельность и представляет собой составную часть целостного организма?

А. У пресноводной гидры.

Б. У зеленой эвглены.

В. У обыкновенной амебы.

Г. У фораминиферы.

3. Клетки в теле кишечнополостных
А. расположены беспорядочно;

Б. образуют один слой;

В. образуют два слоя;

Г. располагаются в три слоя.

4. По способу питания кишечнополостные животные - это:
А. хищники;

Б. паразиты;

В. растительноядные организмы;

Г. автотрофные организмы.

5. Пресноводная гидра имеет симметрию тела:
А. лучевую;

Б. двустороннюю;

В. на ранних стадиях развития лучевую, а во взрослом со­стоянии - двустороннюю;

Г. на ранних стадиях развития двустороннюю, а во взрослом состоянии - лучевую.

6. Гидра живет:

А. в реках с быстрым течением;

Б. в прудах или реках с медленным течением;

В. на дне морей и океанов;

Г. в толще морской воды.

7. Длина тела пресноводной гидры:
А. 1 мм;

Б. 1 м;

В. 50 см;

Г. 1 см.

8. Гидра может проглотить дафнию, так как:
А. она превосходит дафнию по размерам;
Б. ее тело может сильно растягиваться;

В. она заглатывает добычу постепенно;

Г. у нее длинные щупальца.

9. Какое кишечнополостное передвигается, резко выталкивая воду из-под колокола?

А. Пресноводная гидра.

Б. Актиния.

В. Медуза-корнерот.

Г. Красный коралл.

10. Медленно расслабляя и сокращая подошву, передвигается:
А. пресноводная гидра;

Б. медуза-аурелия;

В. красный коралл;

Г. актиния.

11. При дыхании кишечнополостные поглощают:
А. кислород, растворенный в воде;

Б. кислород воздуха;

В. углекислый газ воздуха;

Г. углекислый газ, растворенный в воде.

12. Покров тела гидры создают клетки:
А. кожно-мускульные;
Б. стрекательные;
В. нервные;
Г. промежуточные.

13. Вытягивание и сокращение тела гидры происходит благо­даря:

А. изменению длины нервных клеток;

Б. выпрямлению стрекательной нити стрекательных клеток;

В. сокращению и расслаблению мускульных волоконец кожно-мускульных клеток;

Г. образованию ложноножек пищеварительно-мускульными клетками.

  1. Стрекательные клетки располагаются в основном:

А. на подошве;

Б. в кишечной полости;

В. во внутреннем слое клеток;

Г. на щупальцах.

  1. Гидра парализует добычу и врагов с помощью клеток:

А. промежуточных;

Б. стрекательных;

В. нервных;

Г. кожно-мускульных.

  1. Какие клетки имеют звездчатую форму?

А. железистые;

Б. стрекательные;

В. пищеварительно-мускульные;

Г. нервные.

  1. Возбуждение возникает в клетках:

А. пищеварительно-мускульных;

Б. стрекательных;

В. нервных;

Г. промежуточных.

18. К свободноплавающим морским кишечнополостным животным относится:

А. пресноводная гидра;

Б. медуза;

В. актинии, мозговик;

(взаимопроверка, выставление оценок).

IV. Домашнее задание: §12.


© 2010-2022