Интегрированный урок по теме Вода

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока :"Вода"

Цели урока: 1.Показать учащимся, что вода- это уникальное соединение, активная среда жизни.

2.Изучить удивительные физические свойства воды, способы очистки воды.

3. Подвести уч-ся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека, к пониманию необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам.

4. Развивать интерес учащихся к химии и биологии, активизировать их познавательную деятельность, формировать у них чувство прекрасного, умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: сосуды с питьевой и чистой водой, таблицы, карточки, плакаты, репродукции картин о воде.

Музыкальное оформление: Фрагменты песен о воде.

Девиз урока: "Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их".

Ход урока:

1. Организационный момент

2.Изучение нового материала.

Учитель(Г.Ф.) Назовите самый известный жидкий оксид на земле, с которым вы встречались ежедневно? Правильно-вода. Кажется вещество самое обыкновенное и знакомое для нас всех.

Роксана. Обратим внимание на высказывание В.И. Вернадского: "Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов. Нет земного вещества"

Учитель(Г.Ф.) В сказаниях народов Древнего Востока вода признавалась первоисточником всего существующего. Подобный взгляд высказывал в 6 веке до н.э. древнегреческий философ Фалес из Милета:" Первое начало и сущность всего-вода."

Илира.

Учитель(Г.Ф.) Вода- эффективное топливо будущего. Об этом писал в своем романе "Таинственный остров" французкий писатель Жюль Верн.

" Какое топливо заменит уголь?

-Вода,- ответил инженер.

-Вода?- переспросил Пенкроф.-

Вода будет гореть в топках пароходов, локомотивов, вода будет нагревать воду?

- Да, это бедет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой, ибо все великие открытия следуют друг за другом и дополняют дру друга.

-Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо,- ответил инженер".

Надпись "Вода-уголь грядущих веков".

Учитель(Ю.В.) Вода-важнейшее соединение водорода Формула H2O знакома всем, даже людям, знающим о химии по наслышке.

Надпись: "Вода-чудо природы"

Динар Дулатов.

Самат.

Учитель (Г.Ф.) До войны на экранах кинотеатров шла веселая кинокомедия "Волга- Волга". И был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстегивая лошадей.

Рауль.

Гульгана.

Надпись на доске"Вода- сама жизнь"

Учитель(Г.Ф.) "сок жизни"- так назвал воду итальянский художник Леонардо да Винчи.Это определение вполне соответствует действительности, Вода- источник питания для растений. В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, вода обновляется полностью в течении 28 лет, у черепахи за 1 год, у верблюда за 3 месяца, у человека за 1 месяц. Без воды человек может прожить т олько 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней. Без воды немыслимы очищение организма то шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Вода поддерживает кислотно-основное равновесие организма. Большинство тканей и органов состоит из воды. Как вы думаете, в каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в каком наименьшее?

Работа с таблицей.

Ришат.

Илира(справочный материал)

Учитель(Г.Ф.) Знаете ли вы,что

..За сутки через ваши почки прогоняется 100 кг жидкости?

..За сутки через ваше сердце походит около 5000 кг крови, т.е. в 150 раз больше массы вашего тела?

....В среднем за свою жизнь при ее продолжительности в 70 лет человек потребляет около 80000 кг воды?

...При потере воды в количестве всего 6% от массы тела у человека повышается температура тела, краснеет кожа, учащаются сердцебиение и дыхание, появляются слабость и головокружение?

....При потере воды в количестве 20-25% от массы тела человек погибает.

В составе тел всех живущих сегодня на Земле людей более 10 в11 степени млрд. тонн воды?

Зилия.

Учитель(Ю.В.) Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению, как получается чистая вода?

Схема. механическая очистка-биохимическая очистка-осветление-обеззараживание-стабилизация-умягчение.

Техническую воду можно дополнительно опреснять, обессоливать,дегазировать. Во всем мире стро стоит проблема пресной воды. Один из путей ее получения- опреснение соленой морской воды. Разрешить проблему получения пресной воды из морской мечтал еще древнегреческий философ Аристотель. В настоящее время в мире построено около ста опреснительных станций.

Чистую воду получают:

1. Путем перегонки(Дистилляции)

2.На перегонных станциях

3. С помощью новых полимеров-ионитов, способных опреснять морскую воду. Иониты, опресняя воду, избавляют котлы от накипи и тем самым экономят топливо.

4. некоторые виды черепах и морских иц имееют железы для опреснения воды.

Музыкальный фрагмент. Море,море...

Люция.

Учитель(Ю.В.) А теперь поговорим о физических свойствах воды. Три агрегатных состояния воды-одно из ее физических свойств. Отгадайте-ка, загадку:

"Темным облаком летела, опустилась белой птицей, превратилась в человечка, постояла у крылечка. покатилась кувырком и запела ручейком."

Ришат

Учитель(Ю.В.) Вода может переходить из одного агрегатного состояния в другое. Эти превращения-таяние, испарение, кипение, конденсация,замерзание- сопровождаются тепловыми явлениями. Агрегатные состояния воды в природе: лед, снег, изморозь, вода, роса, туман, пар, облака.

Изучение физических свойств началось в 17 веке, т.е. задолго до того, как был определен ее химический состав.

Надпись."Вода- самое необыкновенное вещество в мире"

Учитель(Г.Ф.) Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана Сент Экзюпери: "Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, Ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились".

Венер.

Ильдус.

Гульгана.

Энже.

Надпись на доске "Вода-эликсир жизни"

Учитель(Г.Ф.) С темой вода связана актуальная проблема современности- охрана окружающей среды. которая заключается и в защите водоемов от загрязнения, и очистки сточных вод предприятий.

Отрывок из повести Ю. Томилина "Карусели над городом."

Рафис

Финус(показывает рисунок)

Музыкальный фрагмент "Живи, родник!"

Учитель(Г.Ф.)Нельзя допустить, чтобы реки и другие водоемы загрязнялись. Ни один завод или другое промышленное предприятие не должны работать без очистных сооружений, нельзя допускать потерь питьевой воды, С этой целью устанавливаются водосчетчики, строго учитывающие воду. Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) установила, что экономия воды составит 33%.

Учитель(Ю.В.) Знаете ли вы, что.. первый закон об охране вод был написан Петром 1.

Учитель(Г.Ф.)Разбор ситуации. У реки возле воды стоит грязная машина, которую водитель собирается мыть. Ваши действия? почему вы так поступите?

Учитель(Ю.В.)Оценка экологической обстановки. На заводе, производящем аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в закрытый водоем (реку, озеро). Каковы вероятные последствия для обитателей этого водоема и для здоровья жителей этого района.

3. Закрепление.

Мини-игра "Что? Где? Когда?"

Музыка

Вопросы.

1. Почему в зимнее время в водоемах сохраняется жизнеспособность их обитателей?

2.Полезно ли человеку пить абсолютно чистую воду?

3. Почему плавает лед?

4. Почему по воде бегают водомерки?

5.Что такое "синий уголь" (Энергия приливов и отливов)

6. С какой целью в автомобилях и тракторах применяют воду?

7. Кем и когда был устроен первый водомерный пост для наблюдения за уровнем воды в реке?( в 1715 году Петром 1 на реке Неве у Петропавловской крепости).

Зилия.

4. Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Вода в нашей жизни."





Старокуручевская СОШ



Интегрированный урок (химия, биология)

по теме:"Вода"




Разработали и провели:

учитель биологии Шафикова Г.Ф.

учитель химии Зайнетдинова Ю.В.








2015 год.


© 2010-2022