- Преподавателю
- Биология
- Мастер -класс «Применение формативного оценивания в практике учителя биологии»
Мастер -класс «Применение формативного оценивания в практике учителя биологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калиева Б.С. |
Дата | 06.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
мастер-класса
педагога Калиева Б.С.
учителя биологии ГУ «Гимназия»
г. Житикара
по теме
«Применение формативного оценивания в практике учителя биологии»
Цель: Обмен опытом по совершенствованию практики учителя в реализации идей формативного оценивания
1 шаг. Педагог-мастер приветствует участников мастер-класса (2 мин).
Презентация. Слайды 1-2.
2 шаг. Разминка «Говорящие руки» (4 мин).
Смысл упражнения: эмоционально-психологическое сближение участников мастер-класса
Ход упражнения.
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
-
Выразить поддержку с помощью рук.
-
Пожалеть руками.
-
Выразить радость.
-
Пожелать удачи.
-
шаг. Разбивка на группы с использованием стратегии «Пазлы» (1 мин).
4 шаг. Презентация педагогического опыта (10 мин).
Педагог-мастер приступает к теоретическому обоснованию основных идей, которые используются в работе. Презентация. Слайд3 .
Вводное слово педагога-мастера:
Формативное (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.
В современной школе важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться.
Всем нам известно, что существует масса приемов и стратегий, позволяющих дать формативную оценку учебных способностей и возможностей учащихся. Это всем известные «сигналы рукой», «эссе», «светофор», «бассейн» и многое др. Данные стратегии и приемы благополучно используются в учебном процессе, когда необходимо проследить за динамикой учебных навыков здесь и сейчас.
Однако на данном этапе учебного процесса педагогу необходимо помнить о наличии того самого айсберга - концепции познания, большая часть которого скрыта и включает в себя процесс саморегулирования - метапознания. Презентация. Слайд 4.
Далее педагог-мастер демонстрирует, как можно использовать стратегии и инструменты, позволяющие педагогу «измерить» прогресс понимания и усвоения непосредственно учебного материала обучающимися, т.е. дать формативную оценку метапознавательным процессам.
Презентация. Слайд 5. Приложение (ресурс 1).
На этапе самоуправления и саморазвития учащегося, а также демонстрации понимания учебного материала, показывает, как успешно используются такие инструменты, как «доводящая карточка», «листы-анкеты» для учащихся и «листы наблюдений» для учителя, которые позволяют:
-
обеспечить учителю эффективную обратную связь с учащимися
-
активно участвовать учащимся в процессе собственного учения
-
корректировать процесс обучения с учетом результатов оценивания.
-
признать глубокое влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
-
учащимся оценивать свои знания самостоятельно.
Презентация. Слайды 6,7. Приложение (ресурс 2,3).
Педагог-мастер напоминает, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методов формативного оценивания на уроках, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
5 шаг. Моделирование. (20 минут, из них 7 минут на разработку идей и по 3 минуты для выступления каждой группы).
Проведение занятия с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы.
Педагог-мастер знакомит участников с условием задания.
Упражнение для групповой работы участников мастер-класса: продумайте и разработайте инструмент для организации оценивания прогресса понимания учащимися. Как можно измерить степень понимания и усвоения учащимся новой информации, т.е. от первоначальных его представлений до глубокого понимания? Презентация. Слайд 8. Приложение (ресурс 4).
Смысл упражнения: способствует распространению собственного опыта учителя по созданию инструментария по оценке степени понимания и усвоения учащимся новой информации.
Участники мастер-класса: выполняют предложенное упражнение в группах.
Педагог-мастер организует консультирование и координацию работы участников мастер-класса.
Участники мастер-класса: презентуют собственные модели занятия в режиме представленного опыта педагога-мастера.
6 шаг. Рефлексия (3 минуты).
Педагог-мастер предоставляет участникам трехминутную паузу, которая дает им возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать со своими знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Презентация. Слайд 9. Приложение (ресурс 5).
-
дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников;
-
анализ мастер-класса.