- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Столярова И.П. |
Дата | 10.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Нормативно-правовая база
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивным письмами Министерства образования и науки.
Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.
-
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, од организме человека и охране его здоровья.
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся об организме человека.
Задачи обучения:
Образовательные:
-
Сообщение учащимся знаний о системах органов организма человека;
-
Формирование правильного понимания и отношения к своему организму;
-
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
-
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Коррекционно-развивающие:
-
Развитие и коррекция мыслительных процессов через выполнение самостоятельных работ, разгадывание кроссвордов, ребусов и др.
-
Развитие и коррекция устной и письменной речи при беседе и работе в тетрадях.
-
Развитие и коррекция внимания и восприятия при работе с наглядными пособиями, учебником.
-
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством создания доброжелательной атмосферы на уроке.
-
Развитие и коррекция общей и мелкой моторики во время физминуток.
-
Соблюдение здоровьесберегающих технологий.
Воспитывающие:
-
Воспитание интереса к изучению предмета.
-
Воспитание нравственно - экологической культуры учащихся при изучении предмета.
-
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, профилактика ЗОЖ.
-
Воспитание умения работать в паре, команде при выполнении заданий, играх.
-
Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
-
Воспитывать самостоятельность при выполнении работы на карточках.
-
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
-
Содержание программы учебного курса
На изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 70 часов в год.
-
Введение
2
Общий обзор
6
Опорно-двигательная система
14
Кровеносная система
9
Дыхательная система
7
Пищеварительная система
10
Выделительная система
2
Кожа
4
Нервная система
7
Органы чувств
7
Охрана здоровья
1
Заключительный урок
1
-
Учебно-методический комплекс
Литература
Учебник:
Биология. Человек. 9 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, И.Б.Агафонова.-М.: Дрофа, 2008.- 285с.
Дополнительная литература:
-
Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.
-
Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
-
Романов И.В., Агафонов И. Б. Человек, 9 класс.-М.: Дрофа, 2008.
-
Сивоглазов В.И., Естествознание \Человек\ 9 класс. - М. Просвещение, 1994 г.
-
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
-
Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. - 2000. - № 1.
-
Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. - 2002. - № 3.
Интернет-ресурсы:
-
nsportal.ru
-
pedtehno.ru
-
uchportal.ru
-
uroki.net
-
metodisty.ru
-
pedsovet.su
Дидактический материал:
- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;
- материал для аппликации в тетрадь;
- скелет человека;
- «орган слуха» (наглядное пособие);
- «орган зрения» (наглядное пособие);
- аптечка.
Оборудование и приборы:
- микроскоп и микропрепараты;
- учебные презентации;
- оборудование для демонстрации опытов;
- офтальмотренажер Базарного;
- «Шарик-каштан».
6. Календарно-тематическое планирование
9 «А», 9 «Б», 9 «В».
№
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Дата
Примечания
ВВЕДЕНИЕ
1
Науки, изучающие человека
1
2
Место человека в живой природе
1
ОБЩИЙ ОБЗОР
3
Клетка.
1
4
Химический состав клетки.
1
5
Жизнедеятельность клетки.
1
6
Ткани.
1
7
Органы. Системы органов.
1
8
Повторение раздела «Общий обзор»
1
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
9
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.
1
10
Строение и соединение костей.
1
11
Скелет головы.
1
12
Скелет туловища.
1
13
Скелет конечностей.
1
14
Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов и ушибах.
1
15
Первая помощь при переломах костей
1
16
Строение и значение мышц
1
17
Основные группы мышц
1
18
Работа мышц. Утомление.
1
2 четверть
19
Гигиена физического труда
1
20
Осанка и здоровье человека
1
21
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц
1
22
Обобщающий урок: «Опорно-двигательная система»
1
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
23
Значение крови и органы кровообращения
1
24
Состав крови
1
25
Сердце: его строение и работа
1
26
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения
1
27
Движение крови по сосудам
1
28
Первая помощь при кровотечении. Переливание крови.
1
29
Предупреждение заболеваний кровеносной системы.
1
30
Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды
1
31
Повторительно-обобщающий урок «Кровеносная система»
1
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
32
Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
1
33
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
1
34
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
1
35
Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.
1
36
Болезни дыхательной системы и их предупреждение.
1
37
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
1
38
Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.
1
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
39
Значение и состав пищи.
1
40
Значение пищеварения. Система органов пищеварения.
1
41
Строение и значение зубов.
1
42
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
1
43
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
1
44
Гигиена и нормы питания.
1
45
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
1
46
Пищевые отравления
1
47
Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.
1
48
Повторительно-обобщающий урок «Пищеварительная и дыхательная система»
1
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
49
Значение выделения. Строение почек.
1
50
Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.
1
КОЖА
51
Строение и значение кожи.
1
52
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.
1
53
Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.
1
54
Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.
1
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
55
Значение и строение нервной системы
1
56
Спинной мозг
1
57
Головной мозг. Особенности ВНД человека. Речь. Эмоции. Внимание и память.
1
58
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.
1
59
Гигиена нервной деятельности. Режим дня.
1
60
Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.
1
61
Повторительно-обобщающий урок «Нервная система»
1
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
62
Значение органов чувств
1
63
Орган зрения
1
64
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
1
65
Орган слуха.
1
66
Гигиена слуха.
1
67
Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
68
Повторительно-обобщающий урок «Органы чувств».
1
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
69
Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.
1
70
Повторительно-обобщающий урок «Человек»
1
8