Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс "Человек". Рассчитана на преподавание биологии в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа успешно апробирована. Учащиеся по итогам мониторинга показывают хорошее качество знаний. Учащиеся не усвоившие программу отсутствуют. Успевает 100% учащихся. В данной рабочей программе поставлены цель и задачи обучения курса биологии, так же обозначены ма...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивным письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.

  1. Пояснительная записка

Биология как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, од организме человека и охране его здоровья.

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Цель обучения: Формирование представлений учащихся об организме человека.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • Сообщение учащимся знаний о системах органов организма человека;

  • Формирование правильного понимания и отношения к своему организму;

  • Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

  • Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие и коррекция мыслительных процессов через выполнение самостоятельных работ, разгадывание кроссвордов, ребусов и др.

  • Развитие и коррекция устной и письменной речи при беседе и работе в тетрадях.

  • Развитие и коррекция внимания и восприятия при работе с наглядными пособиями, учебником.

  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством создания доброжелательной атмосферы на уроке.

  • Развитие и коррекция общей и мелкой моторики во время физминуток.

  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

Воспитывающие:

  • Воспитание интереса к изучению предмета.

  • Воспитание нравственно - экологической культуры учащихся при изучении предмета.

  • Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, профилактика ЗОЖ.

  • Воспитание умения работать в паре, команде при выполнении заданий, играх.

  • Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

  • Воспитывать самостоятельность при выполнении работы на карточках.

  1. Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

  1. Содержание программы учебного курса

На изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 70 часов в год.

Введение

2

Общий обзор

6

Опорно-двигательная система

14

Кровеносная система

9

Дыхательная система

7

Пищеварительная система

10

Выделительная система

2

Кожа

4

Нервная система

7

Органы чувств

7

Охрана здоровья

1

Заключительный урок

1


  1. Учебно-методический комплекс

Литература

Учебник:

Биология. Человек. 9 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, И.Б.Агафонова.-М.: Дрофа, 2008.- 285с.

Дополнительная литература:

  1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

  2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

  3. Романов И.В., Агафонов И. Б. Человек, 9 класс.-М.: Дрофа, 2008.

  4. Сивоглазов В.И., Естествознание \Человек\ 9 класс. - М. Просвещение, 1994 г.

  5. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

  6. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. - 2000. - № 1.

  7. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. - 2002. - № 3.

Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru

  2. pedtehno.ru

  3. uchportal.ru

  4. uroki.net

  5. metodisty.ru

  6. pedsovet.su

Дидактический материал:

- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;

- материал для аппликации в тетрадь;

- скелет человека;

- «орган слуха» (наглядное пособие);

- «орган зрения» (наглядное пособие);

- аптечка.

Оборудование и приборы:

- микроскоп и микропрепараты;

- учебные презентации;

- оборудование для демонстрации опытов;

- офтальмотренажер Базарного;

- «Шарик-каштан».

6. Календарно-тематическое планирование

9 «А», 9 «Б», 9 «В».

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

Примечания

ВВЕДЕНИЕ

1

Науки, изучающие человека

1

2

Место человека в живой природе

1

ОБЩИЙ ОБЗОР

3

Клетка.

1

4

Химический состав клетки.

1

5

Жизнедеятельность клетки.

1

6

Ткани.

1

7

Органы. Системы органов.

1

8

Повторение раздела «Общий обзор»

1

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

9

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

1

10

Строение и соединение костей.

1

11

Скелет головы.

1

12

Скелет туловища.

1

13

Скелет конечностей.

1

14

Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов и ушибах.

1

15

Первая помощь при переломах костей

1

16

Строение и значение мышц

1

17

Основные группы мышц

1

18

Работа мышц. Утомление.

1

2 четверть

19

Гигиена физического труда

1

20

Осанка и здоровье человека

1

21

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

1

22

Обобщающий урок: «Опорно-двигательная система»

1

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

23

Значение крови и органы кровообращения

1

24

Состав крови

1

25

Сердце: его строение и работа

1

26

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения

1

27

Движение крови по сосудам

1

28

Первая помощь при кровотечении. Переливание крови.

1

29

Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

1

30

Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды

1

31

Повторительно-обобщающий урок «Кровеносная система»

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

32

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

33

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

34

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

35

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1

36

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1

37

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

38

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

39

Значение и состав пищи.

1

40

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

41

Строение и значение зубов.

1

42

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

43

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

44

Гигиена и нормы питания.

1

45

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1

46

Пищевые отравления

1

47

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

1

48

Повторительно-обобщающий урок «Пищеварительная и дыхательная система»

1

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

49

Значение выделения. Строение почек.

1

50

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

1

КОЖА

51

Строение и значение кожи.

1

52

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма.

1

53

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

1

54

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

55

Значение и строение нервной системы

1

56

Спинной мозг

1

57

Головной мозг. Особенности ВНД человека. Речь. Эмоции. Внимание и память.

1

58

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.

1

59

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

1

60

Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

61

Повторительно-обобщающий урок «Нервная система»

1

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

62

Значение органов чувств

1

63

Орган зрения

1

64

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

65

Орган слуха.

1

66

Гигиена слуха.

1

67

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

68

Повторительно-обобщающий урок «Органы чувств».

1

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

69

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1

70

Повторительно-обобщающий урок «Человек»

1

8


© 2010-2022