Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Конспект обобщающего урока по теме "Класс Земноводных". Цель урока: сформировать знания об основных классах Земноводных, о происхождении современных земноводных и их роли в природе и жизни людей; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся; развить работу с опорными схемами; воспитать прогрессивные взгляды на роль естественной науки в сохранении природы и бережного отношения ко всему живому на Земле. Урок разработан по программе профессора Н.И.Пономаревой. При разработке урока были и...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»


Политова Татьяна Владимировна,

учитель биологии МАОУ «ООШ с.Малая Быковка» Балаковского района Саратовской области

Цель урока: сформировать знания об основных классах Земноводных, о происхождении современных земноводных и их роли в природе и жизни людей; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся; развить работу с опорными схемами; воспитать прогрессивные взгляды на роль естественной науки в сохранении природы и бережного отношения ко всему живому на Земле.

Оборудование: таблица «Класс Земноводные», опорные схемы, ребусы, криптограмма, рисунки


  1. Организационный момент.


  1. Сообщение темы, цели и плана урока.

1.Из каких отрядов состоит класс Земноводных?


КОбобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»ласс Земноводные


Отряд Отряд Отряд

Хвостатые Бесхвостые Безногие


3.Воспроизведение.

Давайте совершим первое путешествие. Мы отправляемся в Китай.

- Кто знает географическое положение Китая? Какова его площадь?

(слайд 4) (слайд 5) необходимо найти начало головоломки и по непрерывной непересекающейся линии прочитать, что здесь зашифровано.


Головоломка «Исполинская саламандра»

Х

Т

Е

Л

Ь

О

Т

Р

Я

Ы

И

Н

П

Д

Н

Н

И

Д

Н

В

Ы

У

Р

А

С

Л

А

Д

А

Й

Р

А -

М

К

О

Х

О

Т

П

К

С

А

А

П

В

В

С

Р

Й

А

Л

Я

С

О

О

Д

Е

Ы

М

А

С

И

С

Н

М

Е

З

Х

Ы

Т

А

Т

Ответ: Исполинская саламандра - самый крупный представитель отряда хвостатых земноводных.

- Каковы признаки внешнего строения хвостатых амфибий?

- Расскажите о распространении и размножении хвостатых амфибий? Как они приспособлены к среде обитания? Назовите представителей отряда Хвостатых Земноводных?

-А сколько видов Хвостатых Земноводных известно? С некоторыми видами мы сейчас и познакомимся

(слайд 7) Самой крупной рептилией считается исполинская саламандра, обитающая в горах Восточного Китая. Взрослые исполинские саламандры имеют в среднем длину 160 см.

(слайд 8) Скрытожаберник. Достигает длины до 70 см. Населяет юго-восточную часть Северной Америки.

(слайд 9) Сибирский углозуб обитает от Коми Республики до Камчатки, Курил, Сахалина и Японии.

(слайд 10) Гребенчатый тритон распространен в Америке. Высота гребня может достигать 1,5 см, в районе основания хвоста гребень имеет ярко выраженный перешеек. Самцы гребенчатого тритона достигают 18 см в длину, размеры самок немного меньше - от 11 до 20 см

(слайд 11) Карпатский тритон характеризуется полным отсутствием гребня. Распространен в Карпатах. Длина тела включая хвост до 10 см, чаще около 8 см. Хвост составляет половину общей длины тела.

(слайд 12) Альпийский тритон Общая длина тела альпийского тритона, включая хвост, составляет в среднем около 11 см. Хвост немного короче или равен длине тела с головой. Альпийский тритон распространён на большей территории Центральной Европы.

Мы отправляемся в Гвинею (слайд 13).

- Что вы знаете о острове Новая Гвинея?

Задание (слайд 14): В ребусе зашифровано название самого крупного представителя отряда Хвостатых земноводных, который обитает на этом острове. О ком идет речь?

,,,,

,, В

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

2,3

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

1

Ответ: Самый крупный представитель отряда Хвостатые земноводные - ГОЛИАФ.

Слайд 16 Самой крупной лягушкой является лягушка Голиаф, живущая в реках Камеруна и Рио-Муни: его длина около 25 см, масса до 3,2 кг

- Назовите представителей отряда Хвостатые земноводные, где они обитают?

- Вы знаете сколько видов лягушек известно в настоящее время?

-Какую пользу приносят лягушки?

Слайд 17 Лягушка-бык обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки. В длину достигает 15-25 см,, вес взрослых особей около 450 г., отдельные экземпляры достигают 600 г. Спина окрашена в оливково-бурый цвет с тёмно-бурыми разводами

Слайд 18 Жаба-пипа. Жаба-пипа обитает в Южной Америке. В длину пипа достигает 200 мм, а весит около 1,5 кг.

Слайд 19 У квакши на концах пальцев есть присоски, поэтому они легко лазают по деревьям. Живут долго, до 14 лет. Распространенна по всей территории европейской части страны.

Слайд 20 Озерная лягушка распространена по всей Европе и в пределах нашей страны, проникая в Азию. В длину озерные лягушки могут достигать 17 см.

Слайд 21 Рогатая лягушка обитает на Соломоновых островах. Размеры тела 75-85 мм. У рогатой лягушки маленькая приплюснутая голова треугольной формы

Мы продолжаем свое путешествие и отправляемся в Южную Америку (слайд 22)

- К какому полушарию относится Южная Америка? А какова площадь материка?

А кто из представителей Земноводных здесь обитает, мы узнаем, если выполним задание. Необходимо расшифровать криптограмму. (слайд 23)

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»

Я

Ч

Е

Г

Р

В

А

Ответ: червяга

- Назовите представителей отряда Безногих земноводных?

-Назовите их места обитания

Познакомимся с многообразием безногих земноводных.

Слайд 25 Кольчатая червяга - вид безногих земноводных из семейства червяг. Представители этого вида обитают в тропической области Южной Америки. Длина тела взрослых особей - около 40 см.

Слайд 26 Рыбозмеи распространены в Азии. Размер тела у разных видов достигает 50 см. В коже имеются многочисленные мелкие, незаметные снаружи округлые костные чешуйки.

Слайд 27

Зоошутка. Этого животного в природе не существует, он - плод фантазии учителя. А вам надо ответить, какие части тела и от каких земноводных учитель соединил в одном животном.

Обобщающий урок по теме: «Класс Земноводные»


Ответ: голова и передние конечности- от серой жабы, туловище и задние конечности - от пипы суринамской, хвост - от альпийского тритона.

4. Обобщение

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание: повторить п 40-43

Использованная литература:

1.В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. Животные.Москва: Вентана-Граф, 2011г.

2.С.В.Суматохин, В.С.Кучменко. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. Москва: Вентана-Граф, 2011г.

3.А.Теремов, В.Рохлев. Занимательная зоология. Москва: АСТ-Пресс, 2000г.

4.Б.М.Медников. Биология: формы и уровни жизни. Москва: Просвещение, 2000г.

5.Электронное издание. Биология.1-С

6.Электронное издание. Кирилл и Мефодий. Энциклопедия.


© 2010-2022