• Преподавателю
  • Биология
  • Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС

Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.

Внеурочная воспитательная работа является важнейшим средством воздействия на становление характера и жизненной позиции старшеклассников, помогает им накопить опыт сотрудничества и творчества. Это опыты, наблюдения с последующим составлением гербариев и коллекций, а также подготовка опытов для демонстрации на уроке. Внеурочные работы на участке и в природе доставляют интересные материалы для изучения их на уроках, воспитывают у обучающихся умения и навыки самостоятельно работать, развивают живой интерес к природе и экологии. Именно во внеурочных работах у обучающихся воспитывается потребность в постоянном обращении к книге и ИКТ для руководства и углубления знаний.

Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.

В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. В этих условиях в рамках реализации ФГОС необходимо использовать современные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я широко использую методы проектной технологии.

Главными целями обучения учащихся с использованием проектной деятельности являются:

  • формирование и развитие творческих способностей;

  • развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;

  • создание мотивов к обучению и самообразованию;

  • формирование чувства индивидуальной ответственности и самостоятельности;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • развитие методологических УУД. Работа с ИКТ.

При педагогически правильной организации учебно-опытного участка и работ на нём открываются широкие возможности обучения и воспитания обучающихся. Развитие приобретённых на уроках биологических понятий вступает в особенно важную стадию - их практики, применения в решении практических задач, что способствует прочности знаний. Именно здесь обучающиеся могут по-настоящему научиться не только охранять природу, но и воспроизводить её.

Школьный участок - это лаборатория биологии под открытым небом для уроков, для практических занятий, опытов, наблюдений, многообразное натуральное наглядное пособие и источник демонстрационного и раздаточного материала.

Широкие возможности в формировании универсальных учебных действий открывает проектная и исследовательская деятельность:

1. Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное); 2. Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности); 3. Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах); 4. Учебно-коммуникативные УУД (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).

Я предлагаю детям информационно-поисковые проекты - это написание творческих работ: "Жизнь моей собаки", "О чём поют птицы", "Монолог упавшего листа", "Портрет курильщика" и т.д. Отчёты об экскурсиях, рефераты.

Исследовательские проекты: "Сон и сновидения", "Оценка состояния здоровья учащихся класса по объективным и субъективным показателям", "Влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека". Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез. Тематика зависит от многих факторов, но, прежде всего от интересов детей, профессиональных навыков и личных интересов руководителя, имеющейся материальной базы. Данные проекты дети защищают на научно-практических конференциях, которые проходят на уровне школы.

Практико-ориентировочные проекты я предлагаю детям при изучении темы "Основы экологии" в 11-м классе, это: "Прогноз возможного развития глобальных экологических проблем", "Выработка стратегии выживания человечества", а на одном из уроков мы совместили ролевую игру с проектной методикой. Каждый учащийся выступал в роли руководителя предприятия или учреждения с защитой экологической программы развития. Дети грамотно оформили созданный документ, приготовили в защиту рекламный проспект. Дети защищают на моих уроках модели зимних кормушек для птиц, скворечников, экологический проект школьного двора, меню на день, соответственно своим энергозатратам.

Какие же результаты в обучении были получены, благодаря применению метода проектов: стимулирование учащихся к более глубокому изучению биологии; повышение интереса к предмету; повышение качества обученности по предмету; привлечение более «слабых» учащихся к работе над проблемой в группе. Проектная методика способствует личностному самоопределению, формированию профессионально важных качеств личности. Использование проектной деятельности я практикую как на уроках, так и во внеурочное время. Примером таких проектов являются долгосрочные проекты - это научно-исследовательская работа учащихся, конечным результатом которой является защита проектов на школьной научно-практической конференции.

Использование метода проектов происходит в разной форме: это - ролевые игры, выпуск газет и их защита, написание мини-сказок (например, «путешествие капельки воды», «разговор двух синичек», «путешествие в юрский период», «если бы я смог дышать под водой» и другие), защита проектов-презентаций.

В прошлом учебном году примером исследовательской работы стала наша школьная клумба ( см. презентацию).

МБОУ Бискамжинская СОШ Аскизского района

Учитель биологии Воронина Н.А.



© 2010-2022