- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса по биологии для 10 класса Клетки и ткани
Программа элективного курса по биологии для 10 класса Клетки и ткани
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Н.П. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56»
Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю
заседании методического с научно-методическом советом Директор школы
объединения учителей естественно- Протокол № ___ от «___» ____ 2014г.
географического цикла Руководитель научно методического совета _______________
Протокол № ___ от «___» ____ 2014г. ________________________ А.Н.Зубарева Л.Л.Тамбовцева
Руководитель методического
объединения
________________ Л.С.Корсакова
Рабочая программа
элективного курса по биологии
Клетки и ткани
Для 10 класса
на 34 часа
Разработчик программы
Кузнецова Надежда Петровна
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Клетки и ткани» в 10 классе составлена на основе авторской программы «Клетки и ткани» В.Н. Кириленковой, Д.К. Обухова. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение.
Современная биология - это комплексная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях на различных уровнях организации: от молекулярного до биосферного. Клеточный и тканевый - это те уровни, которые определяют суть живых организмов.Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 10 класса химико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Элективный курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.
Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.
Задачи курса:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;
2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
3. создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Формы работы
-лекционно-семинарская форма занятий
- самостоятельная работа с дополнительной литературой
- выполнение лабораторных работ.
Основные требования к уровню полготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс,
цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипцию и трансляцию
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное
состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в
клетках и тканях нашего организма.
Обучающиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими
процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками кле точных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
№
Тема
Количество
часов
I
Общая цитология (биология клетки)
19
1.
Введение в биологию клетки
1
2.
Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток
2
3.
Основные компоненты и органоиды клеток.
2
4.
Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
4
5.
Ядерный аппарат и репродукция клеток
4
6.
Вирусы как неклеточная форма жизни
3
7.
Происхождение и эволюция клеток
1
8.
Обобщающее занятие
2
II
Гистология наука о тканях
13
9.
Введение в гистологию
1
10.
Эпителиальные ткани
2
11.
Мышечные ткани
2
12.
Ткани внутренней среды (соединительные ткани)
4
13.
Нервная ткань
4
III
Заключение
13
Итого
34
Тематическое планирование
№
Название изучаемой темы
Всего часов
Лабораторныеработы
Общая цитология (биология клетки)
19
1.
Введение в биологию клетки
1
ЛР № 1 «Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата»
Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток
2
Прокариоты. Царство бактерии.
1
ЛР № 2 «Особенности строения клеток прокариот»
3
Эукариоты.. Общий план строения клеток живых организмов
1
ЛР № 3 «Особенности строения клеток эукариот»
Основные компоненты и органоиды клеток
4
Плазматическая мембрана клеток. Надмембранные образования
1
ЛР № 4 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
5
Цитоплазма и органоиды
1
Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
6
Пластический обмен. Синтез белка. Синтез липидов и углеводов
1
7
Аэробный обмен. Фотосинтез в растительных клетках. Фототрофные бактерии
1
8
Энергетический обмен
1
9
Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
1
Ядерный аппарат и репродукция клеток
10
Структура и функции ядра. Структура хромосом
1
11
Современные представления о структуре гена про- и эукариот. Транскрипция.
1
12
Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических и прокариотических клетках
1
13
Митоз. Типы митоза. Мейоз. Развитие половых клеток
1
ЛР № 5 «Митоз в клетках корней лука»
Вирусы как неклеточная форма жизни
14
Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек
1
15
Жизненный цикл вирусов. Способы борьбы с вирусными инфекциями
1
16
Вирусы как неклеточная форма жизни
1
17
Происхождение и эволюция клеток
1
18-19
Обобщающее занятие«Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого»
2
Гистология наука о тканях
13
20
Введение в гистологию
Понятие о тканях многоклеточных организмов
1
Эпителиальные ткани
21
Эпителии - пограничные ткани. Общая характеристика и классификация. Покровные эпителии беспозвоночных и позвоночных животных
1
22
Кишечные эпителии. Типы пищеварения. Железистые эпителии. Секреция - универсальное свойство клеток
1
ЛР № 6 «Изучение эпителиальной ткани»
Мышечные ткани
23
Виды мышечных тканей. Особенности строения
1
ЛР № 7 «Изучение мышечной ткани»
24
Эволюция мышечных тканей
1
Ткани внутренней среды
25
Классификация тканей внутренней среды
1
26
Соединительная ткань
1
ЛР № 8 «Изучение соединительной ткани»
27
Опорно-механические разновидности тканей внутренней среды
1
28
Кровь. Защитная функция крови. Иммунитет
1
Нервная ткань
29
Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты
1
ЛР № 9 «Изучение нервной ткани»
30
Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками
1
31
Нейросекреторные клетки. Глиальные клетки.
1
32
Нервная система - главная интегрирующая система организма животных и человека
1
Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных ичеловека.
2
33-34
Конференция «Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов вживой природе - основа современной молекулярной биологии и медицины»
2
Темы проектных и исследовательских работ учащихся для конференций и семинаров
-
Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» - прорыв в современной биологии и медицине.
-
Рак - самое опасное заболевание человека и других живых существ
-
Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями.
-
Современное состояние проблемы борьбы с бактериальными инфекциями.
-
Вакцинация - достижения и проблемы.
-
Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.
-
Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды.
-
Нематода и пиявка - это модельные объекты для решенияактуальных задач современной биологии и медицины.
-
Дрозофила и крыса - это модельные объекты для решенияактуальных задач современной биологии и медицины.
-
Стволовая клетка и культура тканей - это модельные объекты для решенияактуальных задач современной биологии и медицины.
-
Использование особенностей метаболизма живых организмов в сельском хозяйстве, медицине, микробиологии, биотехнологии.
Список литературы
-
Клетки и ткани: 10-11 классы: методическое пособие /Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.- М.: Дрофа, 2011-2012 гг.
-
Клетки и ткани: 10-11 классы: практикум для обучающихся общеобразовательных учреждений/Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.- М.: Дрофа, 2011-2012 гг.
-
Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. - М.: Мир, 1982.
-
Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. - М.: Знание, 1987.
-
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных - пер. снем. М: Мир, 1986.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 2001г.
-
Заврзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1986.
-
Либерман Е.А. Живая клетка. - М.: Мир, 1985.
-
Лэмб М. Биология старения. - М.: Мир, 1980.
-
Пименов А.В. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2004.
-
Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. - М.: Наука, 1985.
-
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
-
Ройт А. Иммунология - М.: Мир,2000.
-
Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. - М.: Мир, 1984.
-
Шапиро Я.С. Биологическая химия: Элби - СПб, 2004
-
Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. - Ек-г: УрГПУ, 2003
-
Интернет - ресурсы:
obi.img.ras.ru
nature.ru
bio.1september.ru
dralm2.med.uth.tmc.edu
morphology.dp.ua/
otherreferats.allbest.ru/
sbio.info/listchel-o-vek.ru/