Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность 5 класс ФГОС

Занятие «Путешествие в мир невидимок»

Цель: познакомить учащихся с многообразием простейших, с особенностями их строения, питания передвижения, создать условия для эффективного усвоения знаний о животных Типа простейшие.

УУД:

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей)

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Задачи:

- сформировать и закрепить знания об представителях типа простейшие животные; строении и функциях.

- выработать умение распознавать животных.

- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

- продолжить развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Тип занятия: комбинированный.

Оснащение : мультимедиа, презентация, лабораторное оборудование, культура микроорганизмов, пластилин, картон, нитки, фломастеры, р-р крахмала..

Ход занятия

Приветствие в начале занятия

Здравствуйте ребята!

Улыбнитесь друг другу, садитесь

А теперь давайте проверим.
Руки на месте? (На месте)
Ноги на месте? (На месте)
Локти у края? (Да)
Спина прямая? (Да)

Мы собрались на очередное занятие в «Лаборатории юного учёного»

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

На уроках мы уже с вами знакомились с очень необычными существами,. их в природе очень много, но на глаза они нам не попадаются. Сегодня мы попытаемся совершить путешествие в удивительный мир невидимок

Ребята вспомните: - о каких невидимках мы говорили на уроках? ( об одноклеточных)

Правильно. Сегодня мы постараемся побольше узнать об этих удивительных созданиях.

Для этого нам необходимо вернуться к работе в группах.

(Группы созданы в начале года, у каждой есть ответственный.

(Называется имя учащегося) со своей группой, вы занимаете место за первым столом

(Называется имя учащегося) со своей группой - за вторым столом

(Называется имя учащегося) вы с коллегами за третьим столом

Каждая группа сегодня будет выступать в новой для вас роли

  1. теоретики Вы работаете с научным материалом. Представьте себя учёными которые пытаются получить ответы на все вопросы из научных трудов


  1. практики. Беспокойные умы, которые не верят литературе, а пытаются увидеть всё своими глазами. (Работа с микроскопами и приготовление микропрепаратов культуры одноклеточных)


  1. моделисты. Удивительные люди, с хорошей фантазией (изготовление моделей простейших)

У каждой группы на столе есть всё необходимое для работы В помощь есть инструкции. Но в начале поставим перед собой цели. (2 минутки на обсуждение)

(Каждая группа ставит перед собой цели, ставит вопросы на которые хотели бы найти ответ)

Приступают к работе

1 группа Работа с научными данными (приложение 1)

2 группа -Рассмотрение готовых препаратов, а затем приготовление микропрепаратов и нахождение на них простейших (Приложение 2)

3. группа- изготовление моделей простейших, по их описанию (Приложение 3)

А теперь давайте обменяемся информацией

(Каждая группа отчитывается о проделанной работе)

Посмотрите какие ещё одноклеточные встречаются в природе

(Презентация)

Давайте поиграем

Найдите кто здесь лишний и почему Вы так считаете?

1. Амёба - эвглена- инфузория


  1. Эвглена - инфузория- бурсария

3. Сувойки - инфузории - эвглена

Подведение итогов

Что нового Вы узнали?

Чем интересны одноклеточные?

Чтобы Вы ещё хотели узнать о простейших?

Рефлексия

А сейчас заполним анкету «Моё впечатление»

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Занятие для меня показалось

коротким / длинным

4. Мое настроение

стало лучше / стало хуже





Приложение 1. Информация о простейших

Простейшие - очень многочисленная группа живых организмов. В настоящее время их описано более 70 000 видов. Вокруг нас - в воздухе, воде, почве - живет, питается, размножается огромное количество растений и животных. Они настолько малы, что невидимы невооруженным глазом, но в одной луже их может быть больше, чем людей на нашей планете.

Простейшие - микроскопически малые животные различной формы, размеры которых колеблются от 2-3 до 50-150 мкм и даже до 1-3 мм. Наиболее крупные представители этого типа, например раковинные корненожки, обитающие в полярных морях у берегов России достигают в диаметре 2-3 см.

Впервые, рассматривая маленькую капельку воды в собственноручно сконструированный микроскоп, их увидел в 1675 году голландский естествоиспытатель Антонио Ван Левенгук. Он назвал эти существа «мельчайшими зверьками».

Тело простейших, состоит из - наружной мембраны, цитоплазмы, ядра и органоидов (органоиды - это постоянные специальные компоненты в клетках живых организм) .

Единственная клетка, которая представляет собой организм простейших, передвигается, захватывает пищу, размножается, защищается от врагов, т. е. обладает всеми свойствами целого организма

3

5

1

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы



6

2

4


1. Амёба 2. Инфузория - туфелька 3. Эвглена зелёная 4. Инфузория трубач

5. Лучевики 6. Сувойки


ОВнеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмырганоиды передвижения у простейших - ложноножки у амёбы (выпячивание стенок тела),

1. Ложноножки




У инфузории-туфельки - реснички

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы



У эвглены зелёной -жгутик

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы


Питаются почти все простейшие готовыми органическими веществами, однако добывают их разными способами.

Некоторые питаются одноклеточными водорослями с помощью ложноножек

Другие (хищники) - более мелкими простейшими

Простейшие - паразиты живут за счет организма - хозяина

Питание эвглены зеленой немного отличается. В цитоплазме у нее находятся зеленые хлоропласты. Благодаря этому эвглена способна вырабатывать на свету органические вещества из неорганических (как растение). Но, помещенная в темноту, она начинает потреблять растворенные в воде органические вещества, образующиеся при гниении отмерших организмов

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы

Одноклеточные организмы очень подвижны, но только в благоприятных условиях. Например если изменяются условия окружающей среды (становится холодно), одноклеточные впадают в состояние покоя. Покрываются плотной оболочкой и кажется, что они погибли.

Недра Земли содержат скелеты простейших, живших в древние эпохи в древних морях. Среди них особенно значимы морские простейшие - фораминиферы и радиолярии.

Раковины фораминифер содержат особое вещество- кальций. После отмирания животных раковины опускаются на дно и ложатся толстым слоем. Окаменевшие осадки превращаются в известняк и мел.

Интересно отметить, что красота и разнообразие форм простейших была использована как материал для декорации сцены «Сад Черномора» при первой постановке оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в 1842 году. Рисунки были заимствованы из красочного атласа инфузорий Эренберга, изданного в Германии в тридцатых годах прошлого столетия.

Приложение 2

Инструкция по изучению одноклеточных

  1. Подготовить микроскоп к работе

  2. Рассмотреть готовые препараты простейших

  3. Приготовить микропрепараты из пробирки №1 и №2 и рассмотреть их

  4. Провести опыт

На предметное стекло поместить каплю раствора с культурами. С одной стороны капли положить кристалл соли. Накрыть покровным стеклом и рассмотреть под микроскопом.

Приложение 3

Описание простейших

Амеба обыкновенная - организм, состоящий из одной клетки. Тело амебы представляет собой полужидкий комочек Мембрана, покрывающая цитоплазму, очень тонкая и не позволяет сохранять постоянную форму тела. Во время движения цитоплазма постоянно перемещается и амёба меняет свою форму. Вытягиваясь то в одну, то в другую сторону, клетка формирует отростки, благодаря которым передвигается и питается. Так, чтобы двигаться, амеба вытягивает в нужную сторону ложноножку, а затем перетекает в нее.

Эвглена-зелёная. Особенностью эвглены зеленой является то, что в ее строении и жизнедеятельности объединены черты как растения, так и животного.

Внешний слой цитоплазмы уплотнен, благодаря чему форма клетки может изменяться только в определенных пределах - незначительно сжиматься, при этом клетка становится немного короче и шире. В теле особи отчетливо виден красный светочувствительный глазок у ее переднего края. Рядом с ним в углублении расположен жгутик, с помощью вращательных движений которого эвглена зеленая передвигается. К светочувствительному глазку прилегает сократительная вакуоль, основная функция ее осморегуляторная (освобождение организма от избытка воды). Хроматофоры в организме особи овальной формы и расположены радиально.

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы



Инфузория- туфелька

Внеурочная деятельность по биологии ФГОС 5 класс по теме Одноклеточные организмы




Всю поверхность клетки инфузории-туфельки покрывают реснички, число которых колеблется от 10 до 15 тысяч.





© 2010-2022