Конспект урока Влияние психоактивных веществ на организм подростка (9 класс)

Данная разработка урока использовалась на уроке биологии в 9 классе, но возможно применение ее на классном часе. На уроке использовались технологии проблемного обучения, информационные, эвристические. Обучающимся за ранее дано домашнее задание по группам, подготовить информацию по темам и сделать презентацию. Наркомания – болезнь древняя, имеет более чем тысячелетнюю историю, но никогда этот чудовищный молох не проявлял так цинично свою ненасытность. Жертвами наркомании становятся миллионы и м...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

ФИО педагогического работника: Сапунова Ирина Владимировна

Должность, место работы: учитель начальных классов МБОУ Верхнеспасской сош Рассказовского района

Тема урока: «Святость отцовства и материнства»

Предмет, класс: окружающий мир, 3 класс

Целевые установки урока (планируемые результаты).

Предметные результаты:

- знать, как родительская любовь, самоотверженность, жертвенность представлены в народных сказках, пословицах;

- иметь представление о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени, в том числе в культуре народов своего края;

- знать две-три пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям;

Метапредметные результаты:

- творчески выражать представления о родительской любви в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края;

- высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира.

Личностные результаты:

- осознавать важность уважения к своим родителям;

- осознавать почтение к родителям как нравственную норму всех народов России и мира.

Оборудование: куклы-помощники, посуда для угощения кукол кашей.

Предварительная работа: предложить родителям вспомнить с ребёнком, как выбиралось ему имя, как встретили его появление в семье, пересмотреть поздравительные открытки, подарки, фотографии, хранящиеся со дня рождения.

Ход урока

Целеполагание. Учитель в начале урока сажает на стол кукол-помощников. Обращается к классу: «Здравствуйте, ребята! Сегодня для вас приготовлено праздничное угощение. К какому событию, вы узнаете потом. А сейчас угостим наших помощников». Учитель угощает кукол. Куклы жалуются, что каша пересоленная. Учитель: «Так и должно быть. Такую солёную кашу готовили в день, когда родные и близкие приходили поздравить родителей с новорождённым. Как вы думаете, в чём смысл этого обычая? (Дети предлагают свои ответы.)

Актуализация знаний и умений. «Давайте порассуждаем, вспомним, о чём мы говорили на прежних занятиях. С каким временем года сравнивается детство в учебнике для 1 класса? Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом? Почему свадьбу можно назвать рождением для новой жизни?»

Аналитический этап. «Рассмотрите фотографии в учебнике. Вглядитесь в молодых родителей. Похоже, что они поели пересоленной каши? Какие чувства выражают их лица? Расскажите о чувствах, которые испытывают отцы и матери малышей. (Дети описывают чувства.) Что вы уже знаете о том, как выражаются чувства родительской любви и заботы в обрядах и обычаях народов нашего края, связанных с рождением ребёнка? Как даётся имя по обычаям народов нашего края? (Дети делятся своими знаниями или учитель рассказывает то, о чём знает сам.) Скажите, какие из фотографий сделаны сейчас, а какие в старину. Как вы это определили?» После ответов учитель подводит итог: «Различается одежда, причёски, техника исполнения фотографии. Что же общее? Что похоже в чувствах к ребёнку у родителей в старину и сейчас?» Учитель: «Пока ничего не напоминает нам о горьковатом вкусе пересоленного блюда. Правда? Будем разбираться дальше. Сейчас попробуем поискать ответ в учебнике. Прочитайте вдумчиво первую часть параграфа.

Тренировочные упражнения. С помощью текста письменно выполните задание 1 на с. 20 рабочей тетради». Дети самостоятельно работают с текстом, завершая пословицы. Учитель обсуждает с детьми прочитанное при помощи вопросов: «Что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Почему рождение ребёнка в народе сравнивают с приходом весны? Каким было первое купание младенца? Что было первой одеждой у мальчика и девочки сразу после появления на свет? Как выражались пожелания добра и счастья при первом укладывании ребёнка в постель- ку? Какую мысль подтверждают пословицы разных народов об отце и матери? (При обсуждении дети пользуются текстом учебника.) Ребята, в том, о чём мы сейчас говорили, шла речь о соли в кушаньях или о родительском долге?»

Аналитический этап (продолжение). Учитель: «Заглянем в старинный дом. Может быть, там найдётся отгадка, зачем пересаливали угощение при первом знакомстве родных с новорождённым. (Дети открывают учебники на с. 38.) Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку. Как в старину называлась такая кроватка для малышей? С каким словом связано это название? (Колебаться - равномерно, мягко раскачиваться.) Колыбелька качается, убаюкивает младенца. Дитя уснёт, бабушка пойдёт раздавать гостям угощение, а мы тихонько подглядим, как это происходит. Только ведите себя тихо, а то и вам достанется солёной каши». Учитель читает рассказ «Чудная каша», дополняет его текстом из рубрики «Странички Умного Совёнка».

Тренировочные упражнения. После прочтения спрашивает: «В чём же разгадка пересоленной, переперченной каши? В каких словах она открывается?» После ответов детей учитель обращается к классу за разъяснением: «Как вы понимаете выражение: «Солоно достаются детки отцу с матерью»? Можете ли вы привести примеры того, как вашим родителям приходится иногда непросто с вами? Расскажите». Проходит обсуждение.

Выполнение задания 3 на с. 21 рабочей тетради

Региональный компонент: Одним из обрядов, связанных с рождением ребёнка в Тамбовском крае, как и во многих других регионах России, являлось крещение. Детей старались окрестить как можно скорее (обычно в течение первой недели жизни): боялись, что ребенок может умереть некрещеным, и тогда его не примет Бог, ему не найдется места в раю. Детей.

Если ребенок был очень слаб и жизнь его была в опасности, окрестить новорожденного могли сразу после рождения: «Бабка чует, что ребенок слаб, она его в горшке кстила. Наливает в горшок воды, туда святой добавляет, зажигает три свечки и молитвы читает… Потом над ребеночком молитвы читает и в эту воду его три раза кунает, дает ему имя. Если девочка, то материным именем назвала, а мальчика - отцовым»

В тамбовских говорах этот обряд назывался крестить в горшке (кстить в горшке), так как крестили ребенка путем троекратного погружения в горшок с освященной водой. Как правило, это был глиняный большой горшок, который использовался только в особо значимых случаях. В деревнях, расположенных вдалеке от церквей, «крещение в горшке» было распространенным явлением. Такое крещение не замещало церковного, поэтому, если ребенок оставался жив, его следовало при первой же возможности окрестить в церкви по всем правилам.

Праздничный обед в день крещения ребенка в тамбовских говорах назывался крестины, кстины, крезьбины, крестильный обед, обед, веселье.

Сроки проведения такого торжества в тамбовской традиции были не устойчивыми и не всегда совпадали с днем крещения новорожденного. Празднование крестин предполагало шумное застолье, веселье, присутствие близких и дальних родственников, соседей, знакомых. Обычно крестильный обед собирали в ближайшее воскресенье или другой православный праздник. Но во время поста крестины не праздновались. Гостей на крестины приглашал отец ребенка. Приглашенные приносили с собой различные продукты питания, хмельные напитки. Главным действом крестильного обеда повсеместно была совместная трапеза. За стол садились по старшинству, причем самые почетные места (в переднем углу) занимали крестные родители ...

Основными угощениями на крестильном обеде, по воспоминаниям старожилов сел Тамбовской области, были большой круглый хлеб из ситной муки и каша. В селах Бондарского, Уваровского, Сосоновского, Тамбовского, Кирсановского районов Тамбовской области такой хлеб называли караваем, в селах Рассказовского района - ржаником.

Чаще всего центральным блюдом крестильного обеда на многих русских территориях, в том числе и в районах Тамбовской области (например, Бондарском, Мордовском, Кирсановском, Сампурском, Сосновском), была каша (в Гавриловском районе Тамбовской области это были кашники - оладьи из предварительно сваренной на молоке пшенной каши.

Нередко каша на крестильном обеде была предметом многих ритуальных действий, которые сопровождались различными приговорами, пожеланиями. Их целью было обеспечение жизнеспособности и здоровья новорожденного, всего растущего в природе, крестьянском хозяйстве.

Например, в Кирсановском районе Тамбовской области совершались следующие обрядовые действия во время крестильного обеда : в начале обеда свекровь подносила крестному отцу и крестной матери каравай, который те трижды поднимали вверх: «На обед свекровь ржаной пирог пекла. Все садятся за стол, помолятся и пирог поднимают: отец крестный с матерью крестной берут чашку с пирогом и до трех раз поднимают: «Будь, (называют, там) Иван (или еще как), счастливым, здоровым, расти, почитай отца и мать». А потом обед на стол становят».

В селах Инжавинского района Тамбовской области был обычай в конце крестильного обеда разбивать горшок с кашей. О схожем обычае сообщают исследователи народных традиций западных и южных губерний России. Но в каждой местности были свои особенности. На западе Смоленской губернии кум должен был бросить горшок так, чтобы он разбился вдребезги с первого раза и каша «выбросилась на стол» - это считалось хорошим предзнаменованием для будущей жизни ребенка. В Курской губернии все сидящие за столом били горшок по бокам ножом до тех пор, пока он не оббивался, при этом круто сваренная каша оставалась нетронутой. Считалось, что горшок нужно было разбить в присутствии младенца, чтобы приучался быть хлебосольным хозяином.

Повсеместно у русских был распространен обычай кормить отца новорожденного кашей, добавляя в нее малосовместимые компоненты: хрен, лук, соль - в Орловской губернии, соль, вино, хрен - в Пензенской, вино, соль, перец, уксус - в Астраханской, соль - в Рязанской, Курской, Тамбовской губерниях. Перец, вино добавляли в этом случае в кашу у мордвы. Обычай кормить отца новорожденного пересоленной кашей в Тверской, Орловской, Курской, Пензенской, Рязанской областях назывался пересол. Вот как об этом вспоминают крестьянки Кирсановского района Тамбовской области: «Кашу на стол постановят, первую ложку ... отцу дают. Насолит ее и отцу дают: Вот ешь, узнаешь, как детки солно матери достаются».

Ни один крестильный обед повсеместно на русских территориях не обходился без «одаривания». В селах Тамбовской области обычно свекровь или крестная мать ставила на стол две тарелочки и предлагала собравшимся за столом гостям положить в них деньги или подарки для новорожденного. Предлагавший собрать деньги произносил какое-либо присловье, например, «Зародился нагый, много ему надо», «Родился гол сокол, вот ему на разживу», «Ребенку на ботинки, бабушке на лапти», «Ребенку на крест, бабушке на мыло». По негласному правилу больше всего денег должен был положить крестный отец, а крестная мать помимо денег дарила крестнику «на ризку» 3 метра ткани.

У русских был также распространен обычай продажи каши. Гости платили за кашу небольшую сумму, больше всех - крестные родители новорожденного. В Тверской, Рязанской, Пензенской, Костромской, Нижегородской губерниях при сборе денег на кашу клали пирог, в который присутствующие втыкали деньги.

В Тамбовской области подобный обычай был известен в Моршанском районе. Все присутствующие на крестильном обеде должны были воткнуть по монетке в крестильный пирог - «на зубы» новорожденному. Это обрядовое действие называлось «вставлять зубы».

«Разгонным» блюдом на крестильном обеде во многих районах Тамбовской области была соломата, реже пирог под названием бабкин зуб или просто ситник (Гавриловский район): «Каша кончена, и вот подали пирог (ржаной круглый, т. е. ситник) на блюде. Это уже не для еды, а чтобы выразить: все. Этот финал бывает всегда в торжественных столах…».

Всем присутствующим на крестильном обеде полагалось больше разговаривать, чтобы ребенок не был немым, веселиться, чтобы у ребенка была счастливая жизнь, поэтому большое место занимали шуточные моменты, а застолье сопровождалось смехом и всеобщим весельем.

Выводы и обобщения. Учитель: «Ребята, скажите своими словами, какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: в чём святость отцовства и материнства?» После самостоятельных выводов учитель предлагает ученикам прочитать вывод учебника и пересказать его. Учитель продолжает: «Давайте стараться, чтобы нашим родителям доставалось побольше не соли, а мёда родительского счастья! Тогда и мы сами будем намного счастливее!»

Рекомендации для занятий в семье: вспомните всей семьёй, как вам выбирали имя. Вспомните семейные истории о вашем раннем детстве, в которых участвуют все члены семьи. Если есть фотография, иллюстрирующая это событие, подготовьте к ней письменный текст. Подберите фотографию к заданию 4 на с. 21 рабочей тетради.

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Евтихиева Л. Ю., Фурсова С. В., Моисеев Н. Б. Археология, этнография, культура Тамбовского края. Тамбов: ИПКУ, 1998. Вып.1.

  2. Листова Т. А. Ребенок в русской семье. Рождение, крещение // Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. Институт этнологии и анропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 8-59.

  3. Мизис Ю. А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII веках. Тамбов, 1990.

  4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками . 3 класс. /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. - М. Просвещение, 2012 г.


© 2010-2022