Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии

XXIвек – век высоких компьютерных технологий. Какой должна быть школа и учителя в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни в новых условиях? Мы уже не представляем повседневную будничную жизнь без компьютеров. Широкие возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) определяют их применимость в системе образования, отзывчивой к внедрению в учебный процесс новых технологий. Они могут облегчить преподавание и изучение материала. На уроках биологии должно быть много нагля...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванова Н.Н., учитель биологии

МБОУ СОШ №70 г. Воронежа.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель лишь катализатор. Брюс Ли.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Какой должна быть школа и учителя в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни в новых условиях?

Мы уже не представляем повседневную будничную жизнь без компьютеров. Широкие возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) определяют их применимость в системе образования, отзывчивой к внедрению в учебный процесс новых технологий. Они могут облегчить преподавание и изучение материала.

На уроках биологии должно быть много наглядности, чтобы материал лучше усваивался обучающимися. Таблицы, плакаты, учебники, методические пособия не могут иметь такого большого иллюстративного материала, как информационные технологии. Поэтому современный урок невозможен без использования ИКТ.

Применение ИКТ на уроках даёт преподавателю возможность:

  • повысить эффективность уроков, т.к. материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках;

  • использовать на уроке обучающие программы, что позволит сделать учебный материал более насыщенным, повысит интерес учащихся к предмету, привлечёт к активной исследовательской деятельности;

  • осуществлять контроль, самоконтроль;

  • проводить лабораторные и практические работы.

Использование ИКТ способствует достижению следующих педагогических целей:

  • развитие личности обучающегося;

  • формирование у учеников новых навыков в работе с ПК;

  • повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Использование ИКТ позволяет учащимся:

  • развить интеллектуальные, творческие способности;

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания;

  • работать с различными источниками информации, выбирая самое главное;

  • использовать ПК как средство для работы, а не игр.

Существует несколько способов и форм применения информационных технологий на уроках.

Модели ИКТ:

  • Презентация - это демонстрация на большом экране в сопровождении автора основных тезисов темы, содержит иллюстрации разных типов. Для их создания используются программы PowerPoint, Movie Maker.Эти программы удобны тем, что создать презентацию может любой учитель, имеющий доступ к ПК. Для учащихся презентации - это средство проявить свои творческие возможности. Данная модель повышает эффективность учебного процесса.

  • Электронные энциклопедии - аналоги традиционной энциклопедической литературы. Они поддерживают удобную систему поиска по ключевым понятиям; могут включать в себя аудио- и видеофрагменты; дают возможность, сэкономив время, найти нужную информацию.

  • Обучающие программы - дидактические материалы, включающие в себя статьи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, аудио-, видеофрагменты, анимации, много дополнительного материала, а также различные виды тестирования, заданий в форме игры.

ИКТ можно применять на всех типах уроков:

  • Изучение нового материала;

  • Комбинированный урок (актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление);

  • Обобщающий урок.

Рассмотрим каждый тип.

На уроке, когда всё время посвящено новой теме, удобнее всего использовать презентации и обучающие программы. Во время объяснения можно использовать видеофрагменты, анимации с звуковым сопровождением (обучающая программа), в любой момент их можно остановить и прокомментировать, аналогично и с презентацией. Например, при изучении объемной темы по зоологии «Многообразие пресмыкающихся и ареалы их распространения» удобно использовать презентацию, поместив в неё основные тезисы и много иллюстраций.

При комбинированном уроке возможно использование всех моделей ИКТ. При проверке домашнего задания можно дать различные тесты (традиционный тест с выбором ответа, найти верные высказывания, найти пару). К примеру, на уроке по анатомии можно дать тест «Соотнеси орган и систему органов» или «Соотнеси орган и его функцию». Далее идёт изучение нового материала (смотри выше). Во время закрепления можно использовать электронную энциклопедию или обучающие игры (решение кроссвордов, игра «третий лишний»).

На обобщающем уроке эффективнее всего использовать обучающие программы. Компьютерное тестирование даёт возможность проделать работу, проанализировать её, сделать работу над ошибками. Существуют задания с необходимостью ввода ответа с клавиатуры (например, общая характеристика покрытосеменных). Кроссворды, терминологические диктанты, биологические задачи, головоломки подойдут к этому типу урока.

Литература:

1.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.//

Школьные технологии.2004.№3.

2.Булычёва М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии.// Биология в школе. 2008.№16.





© 2010-2022