Урок биологии Семейства класса Двудольные

    Тема урока: Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.   Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ и образовательной технологии проблемно-диалогического обучения.   Цель урока: познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, бобовых, крестоцветных, паслёновых, сложноцветных класса Двудольных; показать хозяйственное значение этих растений.   Задачи: Образовательные: формирование знаний об особенностях растений семейств...   Этапы работы ЭОР  № слайда                    Деятельность учителя             Деятельность ученика Время    в    мин   1. Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся. Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: создание доброжелательного психологического настроя на уроке,  стимуляция деятельности обучающихся; организация внимания обучающихся. Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку. Метод: объяснительно-иллюстративны... 1, 2   -Ребята, я рада приветствовать вас. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, и пусть интерес, жажда знаний не покидает нас во время всего занятия.  Сосредоточьтесь, мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок. - Перед вами на слайде высказывание выдающегося французского писателя Франсуа  де Ларошфуко: « Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и возможности пройти путь до самог...  Приветствуют учителя, быстро  включаются    в деловой ритм урока. Поясняют смысл высказывания, настраиваются на активную познавательную деятельность. 3     2. Актуализация знаний. Цель этапа для учителя: актуализировать знания о признаках классов цветковых растений, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала. Задачи: развитие умения учащихся  сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи группировки признаков растений. Цель этапа для учащихся: показать уровень владения изученным материалом. Задачи: уметь называть признаки классов однодольных и двудольных, отличать растения этих клас...    - Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с признаками растений, относящихся к классам двудольных и однодольных. Эти признаки записаны на листах, закрепленных на магнитной доске. - Распределите эти признаки на две группы: первые относятся к двудольным растениям, а вторые – характеризуют однодольные растения. - Проверьте правильность выполнения задания? Согласны ли вы с отвечающим?   Группируют признаки растений классов Однодольные и Двудольные на магнитной доске (индивидуальный опрос). Объясняют принципы деления цветковых растений на классы.  Коллективная корректируют ошибки, оказывают помощь товарищам. 3 3. Создание проблемной ситуации.  Определение темы и постановка целей урока. Цель этапа для учителя: создать проблемную ситуацию, определить тему, цели и задачи изучения нового материала Задачи: подведение учащихся к формулированию темы и постановки цели урока,  плана учебных  действий; привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового материала. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя  тему, цель урока, наметить план учебных действий. Задачи: проявление активности в форму... 3,4,5,6,7,8,9,10  - Ребята, рассмотрите гербарные экземпляры цветковых растений, растения, изображенные  на слайдах. На прошлом уроке вы научились определять принадлежность цветковых растений к одному из двух классов.                        - Рассмотрев эти гербарные экземпляры вы сможете это сделать? На основании каких признаков? - Имеете ли вы достаточно знаний, чтобы разделить эти же растения на семейства? Как выйти из сложившейся ситуации? - Каким будет план ваших действий? Значит, нужно выделить определенн...  Учащиеся анализируют уровень своих знаний по данному вопросу, осознают  недостаточность прежних знаний.                             Проговаривают тему, цели урока,  осознают и намечают план учебных действий.     Проявляют заинтересованность фактами,  показывают готовность  к активной учебно-познавательной деятельности.                 3 4. Этап открытия нового знания. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании сравнительной характеристики растений семейств класса двудольные. Задачи: обеспечение осмысления полученной информации, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в группах в процессе изучения семейств растений, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом учебника и дополнительной литературой, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемн... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 - Прочитайте пункт 1 часть п.47 и выделите те признаки, которые отличают растения семейства крестоцветные? - Что это за признаки? Вот по этим показателям мы будем сравнивать представителей семейств. Упражнения для глаз. - Перед каждым из вас лежит инструктивная карта. Прочтите в ней алгоритм ваших действий, выполняйте задания в группах и с помощью материала п. 47, 48, 49, 50, 51 заполните таблицу «Сравнительная характеристика растений семейств класса Двудольные». Каждая группа характеризует пр... Определяют признаки сравнения, находят и выделяют нужную информацию в  текстах,  заполняют данные в таблицу, работают в группах, развивают коммуникативные навыки, корректируют работу товарищей. Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями класса двудольные и их хозяйственным значением Высказывают оценочные суждения по поставленной в начале урока проблеме.   Сопереживают в связи с успехом или неудачей товарищей.                       15 5. Применение нового знания. Цель этапа для учителя: проверить успешность усвоения учащимися нового знания  Задачи:установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция. Цель этапа для учащихся:усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий.  Задачи: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения из... 22, 23, 24, 25, 26                 - На слайдах представлены задания по каждому семейству класса двудольные. (Проверяет степень усвоения учебного материала с помощью заданий на слайдах, реагирует на ситуацию, когда часть учащихся не поняли: повторяет еще раз на конкретном примере или предлагает это сделать успешному ученику.) - Каждый из вас получил карточку с 5 тестовыми вопросами. Отметьте один правильный ответ, а затем поменяйтесь тестами с соседом. Проверьте его работу по образцу ответов, представленному на слайде. Оцените в... Выполняют репродуктивные задание по слайдам. Проговаривают вслух, исправляют ошибки товарищей.         Выполняют тестовые задания и проверяют правильность их выполнения в парах. Вырабатывают навыки взаимоконтроляи коммуникативных взаимодействий.               10               6. Рефлексия. Домашнее задание. Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку результатов урока, сообщить учащимся о домашнем задании. Задачи: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа; проведение инструктажа по выполнению домашнего задания,  дифференциация заданий. Цель этапа для учащихся: учиться оценивать свою деятельности на уроке. Задачи: осмысление и оценка своей деятельности на уроке; понима... 27, 28 Рефлексия         - Подведём итоги нашего урока. Продолжите фразы, представленные на слайде: В начале урока я не смог (смогла)… Чтобы решить эту проблему… Теперь я умею… и знаю… Меня удивило….. Я хочу узнать….. -На ваших столах лежат карточки с изображением цветов желтого и синего цвета. Оцените свой эмоциональный настрой и с помощью карточки продемонстрируйте впечатление от этого урока. - У кого были большие затруднения? В чем они заключались? - Запишем домашнее задание: - стандартный уровень:...   Оценивают успешность своего продвижения к цели урока,  анализируют свою деятельность на уроке.                           Понимают способы выполнения домашнего задания. Записывают д / з в дневнике.     6
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ и образовательной технологии проблемно-диалогического обучения.

Цель урока: познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, бобовых, крестоцветных, паслёновых, сложноцветных класса Двудольных; показать хозяйственное значение этих растений.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний об особенностях растений семейств розоцветные, бобовые, крестоцветные, пасленовые и сложноцветные; умений пользоваться дополнительными материалами и алгоритмами решений ситуативных заданий; навыков определения принадлежности растений к семейству.

Развивающие: развитие умения слушать, анализировать, аргументировать свою позицию, создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся по поиску дополнительной информации, по решению проблемных ситуаций.

Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие коммуникативных способностей; повышение познавательного интереса к биологии; обоснование необходимости бережного отношения к природе.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная самостоятельная работа обучающего характера.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, анализ и сравнение, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в инструктивных картах, работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.

Оборудование: учебник Пасечник В.В.Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений.-5-е изд.- М.: Дрофа, 2012 г.- 272 с.:ил., компьютер, проектор, экран, презентация «Характеристика растений семейств класса Двудольные», магнитная доска с заданиями, гербарные экземпляры растений, инструктивные карты, карточки с изображением цветов по количеству человек в классе для проведения рефлексии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы работы

ЭОР

№ слайда


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

в

мин


1.

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;

организация внимания обучающихся.

Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.

1, 2

-Ребята, я рада приветствовать вас. Давайте начнем наш урок с хорошим настроением, и пусть интерес, жажда знаний не покидает нас во время всего занятия. Сосредоточьтесь, мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.

- Перед вами на слайде высказывание выдающегося французского писателя Франсуа де Ларошфуко: « Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и возможности пройти путь до самого конца».

- Объясните смысл этой фразы?

- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала эпиграфом к нашему уроку?

Приветствуют учителя, быстро включаются в деловой ритм урока.

Поясняют смысл высказывания, настраиваются на активную познавательную деятельность.

3

2.

Актуализация знаний.

Цель этапа для учителя: актуализировать знания о признаках классов цветковых растений, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи группировки признаков растений.

Цель этапа для учащихся: показать уровень владения изученным материалом.

Задачи:

уметь называть признаки классов однодольных и двудольных, отличать растения этих классов друг от друга.

Метод контроля: анализ и выделение представленных признаков, самоконтроль.

Предполагаемый итог этапа:

установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.

- Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с признаками растений, относящихся к классам двудольных и однодольных. Эти признаки записаны на листах, закрепленных на магнитной доске.

- Распределите эти признаки на две группы: первые относятся к двудольным растениям, а вторые - характеризуют однодольные растения.

- Проверьте правильность выполнения задания? Согласны ли вы с отвечающим?

Группируют признаки растений классов Однодольные и Двудольные на магнитной доске (индивидуальный опрос).

Объясняют принципы деления цветковых растений на классы.

Коллективная корректируют ошибки, оказывают помощь товарищам.

3

3.

Создание проблемной ситуации. Определение темы и постановка целей урока.

Цель этапа для учителя: создать проблемную ситуацию, определить тему, цели и задачи изучения нового материала

Задачи:

подведение учащихся к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;

привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового материала.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,

наметить план учебных действий.

Задачи:

проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.

Метод: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

3,4,5,6,7,8,9,10

- Ребята, рассмотрите гербарные экземпляры цветковых растений, растения, изображенные на слайдах.

На прошлом уроке вы научились определять принадлежность цветковых растений к одному из двух классов. - Рассмотрев эти гербарные экземпляры вы сможете это сделать? На основании каких признаков?

- Имеете ли вы достаточно знаний, чтобы разделить эти же растения на семейства? Как выйти из сложившейся ситуации?

- Каким будет план ваших действий?

Значит, нужно выделить определенные признаки, которые помогают отличить растения из одного семейства от другого. - Что мы будем изучать на уроке?

(Помогает учащимся сформулировать тему урока.)

- Что мы должны узнать о представителях вышеперечисленных семейств? Каковы цели, стоящие перед нами на уроке?

- Скажите, а много ли вы знаете об истории выращивания картофеля, подсолнечника?

- А растения чемпионы по содержанию витаминов А и С вам известны?

Об этом и многом другом мы узнаем, знакомясь с семействами двудольных растений.

Учащиеся анализируют уровень своих знаний по данному вопросу, осознают недостаточность прежних знаний.




Проговаривают тему, цели урока, осознают и намечают план учебных действий.

Проявляют заинтересованность фактами, показывают готовность к активной учебно-познавательной деятельности.



3

4.

Этап открытия нового знания.

Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании сравнительной характеристики растений семейств класса двудольные.

Задачи:

обеспечение осмысления полученной информации, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в группах в процессе изучения семейств растений, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом учебника и дополнительной литературой, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.
Цель этапа для учащихся:

получить представление об отличительных признаках растений из разных семейств, познакомиться с важнейшими сельскохозяйственными растениями класса двудольные.

Задачи:

умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в группах, находить нужную информацию в различных текстах, давать характеристику семействам растений.

Метод: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, анализ и сравнение, обобщение.

Предполагаемый итог этапа:

активные действия учащихся по поиску новых знаний, формирование коммуникативных навыков.

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

- Прочитайте пункт 1 часть п.47 и выделите те признаки, которые отличают растения семейства крестоцветные?

- Что это за признаки? Вот по этим показателям мы будем сравнивать представителей семейств.

Упражнения для глаз.

- Перед каждым из вас лежит инструктивная карта. Прочтите в ней алгоритм ваших действий, выполняйте задания в группах и с помощью материала п. 47, 48, 49, 50, 51 заполните таблицу «Сравнительная характеристика растений семейств класса Двудольные». Каждая группа характеризует представителей только одного семейства, как написано в вашей инструктивной карте.

(Показывает на примере правила заполнения таблицы. Корректирует работу групп, комментирует правильность выполнения учебных действий.)

- Давайте проверим какие данные вы занесли в таблицу, заслушаем выступления представителей групп.

- Теперь мы сможем определить семейство, к которому принадлежит растение?

- Решили ли мы возникшую в начале урока проблему?

- Заполняя таблицу, мы познакомились с дикорастущими представителями семейств Двудольных. Но важно знать об истории происхождения и хозяйственном значении сельскохозяйственных растений.

- Давайте заслушаем выступления учащихся о капусте, картофеле, яблоне, фасоли, подсолнечнике с демонстрацией презентации.

(Комментирует, акцентирует внимание на важных моментах, оценивает выступления.)

Определяют признаки сравнения, находят и выделяют нужную информацию в текстах, заполняют данные в таблицу, работают в группах, развивают коммуникативные навыки, корректируют работу товарищей.

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями класса двудольные и их хозяйственным значением

Высказывают оценочные суждения по поставленной в начале урока проблеме.

Сопереживают в связи с успехом или неудачей товарищей.



15

5.

Применение нового знания.

Цель этапа для учителя: проверить успешность усвоения учащимися нового знания

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Цель этапа для учащихся: усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий. Задачи: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения изученного материала.

22, 23, 24, 25, 26



- На слайдах представлены задания по каждому семейству класса двудольные.

(Проверяет степень усвоения учебного материала с помощью заданий на слайдах, реагирует на ситуацию, когда часть учащихся не поняли: повторяет еще раз на конкретном примере или предлагает это сделать успешному ученику.)

- Каждый из вас получил карточку с 5 тестовыми вопросами. Отметьте один правильный ответ, а затем поменяйтесь тестами с соседом. Проверьте его работу по образцу ответов, представленному на слайде. Оцените выполнение теста товарищем. (Проводит индивидуальное тестирование и взаимопроверку тестовых работ в парах.)

Выполняют репродуктивные задание по слайдам. Проговаривают вслух, исправляют ошибки товарищей.


Выполняют тестовые задания и проверяют правильность их выполнения в парах.

Вырабатывают навыки взаимоконтроляи коммуникативных взаимодействий.


10


6.

Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку результатов урока, сообщить учащимся о домашнем задании.

Задачи:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;

проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.

Цель этапа для учащихся:

учиться оценивать свою деятельности на уроке.

Задачи:

осмысление и оценка своей деятельности на уроке;

понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;

умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

27, 28

Рефлексия

- Подведём итоги нашего урока.

Продолжите фразы, представленные на слайде:

В начале урока я не смог (смогла)…

Чтобы решить эту проблему…

Теперь я умею… и знаю…

Меня удивило…..

Я хочу узнать…..

-На ваших столах лежат карточки с изображением цветов желтого и синего цвета. Оцените свой эмоциональный настрой и с помощью карточки продемонстрируйте впечатление от этого урока.

- У кого были большие затруднения? В чем они заключались?

- Запишем домашнее задание:

- стандартный уровень: завершить заполнения таблицы по п. 47, 48, 49, 50, 51; выучить таблицу «Сравнительная характеристика растений семейств класса Двудольные», прочитать про сельскохозяйственные растения семейств класса Двудольные;

- творческий уровень: составить кроссворд (10 слов), используя названия сельскохозяйственных растений класса двудольные.

-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.

Оценивают успешность своего продвижения к цели урока, анализируют свою деятельность на уроке.




Понимают способы выполнения домашнего задания.

Записывают д / з в дневнике.

6


© 2010-2022