Конспект урока на тему: Выделение. Строение и работа почек

Конспект урока разработан по технологии развивающего обучения, по программе Н.И. Сапина Человек. Тип данного урока - постановка учебной задачи и отработка открытого способа. В ходе этого урока используются различные формы и методы: работа с тестами. схемами, моделями, рисунками и интерактивной доской. Учитель демонстрирует опыт, доказывающий физиологию работы почек человека, с использованием сипаратора. Учащиеся самостоятельно оценивают себя на уроке на разных этапах и выполняют задания на отдел...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Номинация «Методическая разработка урока»

Тема урока: Выделение. Работа и строение почек.

Учитель биологии Дубинина Наталья Александровна

Тип урока: отработка открытого способа

Учебная задача: изучить особенности строение и функционирования (жизнедеятельности) органов мочевыделения.

Цели: Учащиеся узнают особенности строения почек - как основного органа выделения;

Учащиеся сравнивают строение органов мочевыделительной системы животных;

Учащиеся объясняют разницу химического состава первичной и вторичной мочи;

Учащиеся осознают, что происходит усложнение организации органов выделения в эволюционном процессе.

Партитура урока:

  1. Мотивационно - ориентировочный этап

    1. Актуализация

    2. Постановка УЗ

  2. Исполнительский этап

    1. Конкретизация открытого способа

  3. Рефлексивно - оценочный этап

    1. Домашнее задание

    2. Самооценка участия в учебном сотрудничестве

Ход урока:

  1. Мотивационно - ориентировочный этап

    1. Организационный этап, создание позитивного настроя на деятельность

    2. Актуализация

  • Какие вещества поступают в организм человека из окружающей среды?

  • Какие вещества удаляются из организма человека в окружающую среду?

  • Какие органы осуществляют выделение этих веществ?

  • На доске текст (раздаточный материал). Найдите три ошибки в тексте и исправьте их.

1.Процесс выделения - это непрерывная уборка и чистка всех клеток, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. 2.Углекислый газ удаляется через легкие, а мочевина - через почки. 3.Мочевина образуется в лоханке почки, а затем собирается в мочевом пузыре. 4.Объем мочи человека составляет 2 л в сутки. 5.Органы, участвующие в образовании мочи - почки, нефрон, мочевой пузырь.

  • У нас возникло затруднение, а почему?

  • Что же мы сегодня узнаем на уроке?

    1. Постановка УЗ.

  1. Исполнительский этап.

    1. Конкретизация открытого способа

  • Давайте вспомним, а как эволюционировал процесс выделения у животных (рассказ учителя).

  • Каково же строение органов мочевыделительной системы? На этот вопрос вы сможете ответить, используя материал учебника, стр. 199 - 200. Работа с учебником в парах.

  • Назовите органы мочевыделительной системы человека и определите их. Работа с таблицей, карточками и интерактивной доской

  • На слайде мы видим следующие предметы: лохань, растительная почка, пирамида. Что объединяет эти предметы и органы мочевыделения человека?

  • Рассказ учащихся об особенностях строения органов мочевыделения. Ответ на поставленный вопрос.

  • А причем же пирамида? Объяснение учителя. Работа с раздаточным материалом.

  • Работа с интерактивной доской и карточками. Назовите и определите почки, используя данную модель.

  • Взаимопроверка по ключу.

  • Ребята, а что является структурной и функциональной единицей почек?

  • Какое строение он имеет?

  • А как происходит образование мочи? Фазы образования мочи

  • Работа с учебником. Стр.201(образование первичной мочи)

  • Стр. 202 (образование вторичной мочи)

  • Каково количество первичной мочи, вторичной мочи?

  • Рассказ учащихся.

  • Работа с таблицей «Сравнительная характеристика химического состава плазмы, первичной мочи, вторичной мочи». Чем отличаются составы этих жидкостей?

  • Работа с интерактивной доской и карточками. Используя готовые модели нефрона, закрасьте часть нефрона, в которой образуется первичная моча зеленым цветом, а часть нефрона, в которой образуется вторичная моча - желтым цветом.

  • Рассказ учителя с использованием интерактивного пособия и демонстрацией работы нефрона.

Нефрон действует как сепаратор - прибор, разделяющий жидкости. В капсуле из артериального клубочка отфильтровывается часть плазмы крови. Белки и форменные клетки остаются в кровеносном сосуде. По мере продвижения первичной мочи по канальцу полезные вещества всасываются в кровь оплетающих каналец сосудов, а ненужные вещества остаются в канальцах и в конечном итоге удаляются из организма.

  • Как организм регулирует образование мочи?

  • На доске схема «Механизм регуляции образования мочи»

Найди лишнее. Что лишнее и почему?

Цистит Инфаркт Энурез Нефрит

  • У вас на партах небольшие тексты с заданиями. Предложите решение данной проблемы. Создание мини - проектов. Работа в группах.

  • Выступление каждой группы

  • Заключение учителя

  1. Рефлексивно - оценочный этап.

  • Работа с тестом. Взаимопроверка по ключу.

  • Чему научились на уроке?

  • Давайте вернемся к нашему тексту с ошибками. Сможем мы исправить их? Исправление ошибок.

    1. Домашнее задание. Стр. 199 - 202, биологическая задача: Почему в женский туалет всегда больше очередь, чем в мужской? При сдаче анализа мочи у больного был обнаружен белок. Врач был этим обеспокоен. Почему?

    2. Самооценка участия в учебном сотрудничестве. Выставление оценок. Проверка настроения



© 2010-2022