Программа летнего палаточного экологического лагеря «Поколение»

               Для того чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие профильных летних лагерей - определяющих подчас социально-педагогический потенциал лагеря.  Профильный лагерь является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющего собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника профильного лагеря.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа летнего палаточного экологического лагеря «Поколение» действующего при школе №1 г. Нижние Серги в природном парке «Оленьи ручьи».

Введение

Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения обучающихся с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует развитию гармоничности межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у обучающихся собственные интересы и склонности.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания, поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, укрепление здоровья. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное - рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летние месяцы, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Для того чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие профильных летних лагерей - определяющих подчас социально-педагогический потенциал лагеря. Профильный лагерь является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющего собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника профильного лагеря.

На базе нашего образовательного учреждения работает летний профильный экологический лагерь «Поколение».

Летний лагерь имеет свою особенную специфику - летний палаточный лагерь. В этом есть определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в

том, что обстановка лагеря сильно отличается от привычной «домашней обстановки». Это выражается в следующем:

  • совместное проживание детей;

  • тесное взаимодействие со своими наставниками;

  • возникает «зона доверия»;

  • приобщение к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной среды;

  • активное общение с природой, способствующее укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;

  • отдых, развлечения и занятия всевозможными хобби дают детям возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом;

  • развитие новых умений (вне рамок школьной программы), что раскрывает потенциал личности иначе, чем в школе или дома.

Модель палаточного летнего экологического лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы.

Это

  • временный характер детского объединения (это позволяет решать в силу своих характерных особенностей многие вопросы эффективней, чем в более стабильных, постоянных детских коллективах);

  • разнообразная деятельность (насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают лагерь очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».) В профильном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий;

  • интенсивность освоения детьми различных видов деятельности (заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определенного положительного результата. В этом смысле личностно ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека);

  • изменение позиции ребенка (своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения. Большое значение имеет постлагерный этап работы, который заключается в последующем контактировании педагогов с детьми, оказании им необходимой помощи и поддержки);

  • природно-климатическая база (природное окружение, чистый воздух являются важной составляющей успеха профильного лагеря);

  • четкий режим жизнедеятельности и питания (максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей в лагере, полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил и здоровый, достаточно продолжительный сон);

  • латентный характер помощи и поддержки детей лагеря (в палаточном лагере работа строится не на основе прямого взаимодействия педагогов и обучающихся, а посредством условий совместной деятельности).

Участниками профильного летнего экологического палаточного лагеря «Поколение» являются учащиеся МКОУ СОШ № 1, а также и других образовательных учреждений Нижнесергинского района от 12 до 17 лет. Именно у подростков данной возрастной группы, как отмечают экопсихологи, существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для подростков младшего возраста. Ребята предпочитают использовать природу.

Природа - это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.

За смену лагерь принимает 30 отдыхающих и размещает на территории природного парка «Оленьи Ручьи», площадка №1. За летние месяцы проводим 2-3 смены (зависит от финансирования).

Учредителем летнего палаточного профильного (экологического) лагеря «Поколение» является управление по образованию администрации Нижнесергинского муниципального района. рйона.

При разработке программы учтены возможности природного парка «Оленьи ручьи», являющегося социальным партнерам образовательного учреждения, а также возможности педагогического состава.

Предмет, цели и задачи

Предметом проведения профильного экологического лагеря «Поколение» является организация мероприятий, призванных максимально обеспечить продуктивную занятость и отдых школьников во время летних каникул, инициировать в детях развитие активных личностных природоориентированных способностей.

ЦЕЛЬ: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;

развитие у детей элементов личностного эмоционально-чувственного отношения к явлениям и объектам природы в лагеря, активизация и расширение их способностей к сосредоточению, созерцанию, эмпатии в отношении конкретных природных объектов, то есть развитие личности ребёнка в биоцентрическом направлении, формирование в ней стойкой эмоционально-чувственной мотивации, личной мировоззренческой активности к изучению окружающей природы, поиску адекватных практических путей взаимодействия с ней. К целям проекта также относится:

  • инициирование детского экологического движения в Нижнесергинском районе, повышение координированности и коммуникативности различных детских коллекти­вов через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах в интерактивных играх, фестивалях и др. мероприятиях проекта, путём становления определённого уровня самоуправления в этих группах;

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии, натуралистики, практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и природоохранной деятельности, полученных в учебном году.

  • развитие и реализация в Нижнесергинском районе нового для России психолого- и социально значимого направления в экологическом, ценностном воспитании детей и подростков.

ЗАДАЧИ:

Развивающие:

  • преодоление прагматических и наукообразных стереотипов в восприятии и оценках объектов и явлений окружающей природы;

  • развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюда­емого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

  • стимулирование эмпатии, расширение чувственного опыта и развитие воображения;

  • создание условий для развития элементов личной биоцентрической позиции ребёнка, для проявления активного эмоционально-чувственного отклика участника посредством пластических, изобразительных, литературных форм художественной выразительной деятельности;

  • развитие эмоционально замотивированной готовности и стремления получать, самостоятельно искать и перерабатывать информацию об объектах непосредственного природного окружения;

  • развитие способности видеть «удивительное и необычное» в любом объекте ближайшего природного окружения, вне зависимости от его эстетических характеристик, развиваемых обществом. Воспринимать любой природный объект как объект потенциального научного или (и) художественного открытия;

  • формирование стремления участвовать в природоохранной деятельности.

Методические: создать условия для экологического образования детей, а именно:

  • организовать самостоятельную исследовательскую и художественно-творческую работу - индивидуально и в группах;

  • проводить экскурсии, беседы, мини-конференции, художественно-пси­хологические «эксперименты», конкурсы, викторины, фестивали-празд­ники, игры и др. мероприятия, предусмотренные программой проекта.

Организационные:

  • обеспечить материально-техническую базу для учебного процесса по экологии;

  • информировать обучающихся образовательных учреждений, а также административные органы района о деятельности лагеря;

  • проводить предварительные организационные консультации и собрания среди педагогов и обучающихся перед выездом в лагерь.

Оздоровительные:

  • обеспечить длительное пребывание детей на воздухе, включая проведение целевых экскурсий и др. мероприятий лагеря;

  • ежедневно с учётом погодных условий проводить закаливающие мероприятия.

Содержание деятельности лагеря

Содержание работы летнего палаточного профильного экологического лагеря «Поколение» определяется планом, который включает теоретические занятия, практикумы, экскурсии. Проведение исследовательской работы.

Деятельность лагеря строится на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Устав МКОУ СОШ №1 г. Нижние Серги.

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2688 от 13.07.2001г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

  4. Постановление Главы администрации Нижнесергинского района « Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков района».

  5. Приказ управления по образованию администрации Нижнесергинского района «О реализации городской межведомственной программы «Лето».

  6. Приказ управления по образованию и науке администрации Нижнесергинского района «Об утверждении дислокации летних лагерей в ОУ».

  7. Приказ МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги «Об открытии летнего палаточного профильного (экологического) лагеря круглосуточного пребывания « Поколение».

  8. Программа летнего палаточного профильного (экологического) лагеря круглосуточного пребывания «Поколение».

  9. Договор ГУ «Природный парк «Оленьи ручьи»» с МКОУ СОШ № 1 г. Нижние Серги о сотрудничестве по сохранению и охране природы.

  10. План работы лагеря на смену.

  11. Положение летнего палаточного профильного (экологического) лагеря круглосуточного пребывания « Поколение ».

  12. Договор с торговой организацией о поставке продуктов.

На природе, в условиях палаточного лагеря учителя (воспитатели) и обучающиеся (воспитанники) не стеснены узкими рамками уроков и школьной программой и могут распоряжаться временем по своему усмотрению. Главное, что в условиях палаточного экологического лагеря воспитанники не только самостоятельно отыскивают и усваивают знания, но у них ещё и формируется эмоциональное отношение к любой экологической ситуации. Появляется опыт разрешения различных проблем.

Любая деятельность в лагере должна быть посильной для конкретной личности, направлена на формирование сотрудничества и содружества в детском коллективе, развития чувства толерантности. Она должна быть привлекательной, соответствовать возрастным интересам, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности.

Важной частью работы в летнем палаточном лагере мы отводим самостоятельным исследованиям.

На природе, в палаточном лагере обучающиеся могут познакомиться с тем, о ком и о чём они только слышали, читали и писали. И от того, как произойдет очное знакомство учащихся, зависит дальнейшая судьба и характер этих взаимоотношений, ведь в течение учебного года обучающиеся постоянно получали информацию о жизни природы только опосредованно - от учителей и из книг.

Летний палаточный лагерь - это волна впечатлений, которые не так просто связать с полученными на уроках знаниями в единую картину Природы.

Содержание деятельности палаточного лагеря направлено на создание мостика, переброшенного со страниц учебника (абстрактных понятий) в реальный мир (конкретных фактов) и превращающий знания в силу, способный, по меньшей мере, изменить отношение детей к Природе.

Живописная природа природного парка «Оленьи ручьи» благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, а непосредственное общение с природой дает возможность подростку систематизировать знания, полученные в течение учебного года, обогатить их новыми интересными фактами о тех или иных явлениях, полученных в результате исследовательской деятельности, так и естественного наблюдения за природными объектами.

Круглосуточное нахождение на природе дает возможность ребенку полнее ощутить ее воздействие на организм человека, его чувственно-эмоциональную сферу, что поможет обучающемуся сформировать более глубокое, целостное представление о биогенном и антропогенном факторах, их взаимосвязи и влиянии природы на человека.

Экологический палаточный лагерь «Поколение» не есть стихийное собрание любителей природы и свежего воздуха, это комплексный учебно-воспитательный центр, где в тесной взаимосвязи сочетается программа теоретических знаний, исследовательская деятельность, программа экскурсионно-практических занятий и досуговая деятельность обучающихся.

В условиях палаточного экологического лагеря проверяется уровень теоретической подготовки, его соответствие актуальным экологическим проблемам, а непосредственное участие в общественно-полезной природоохранной деятельности воспитывает у человека осознанную необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Находясь в условиях палаточного лагеря, воспитанник имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и природополезной деятельности.

Программа экологического лагеря включает в себя три части:

  1. образовательная (программа теоретических знаний, исследовательская деятельность);

  2. экскурсионно-практическая;

  3. социально-педагогическая (организация досуговой деятельности).

Программа теоретических знаний построена на учебно-исследовательской работе, главная идея которой показать взаимосвязь всего живого и неживого в природе. Программа направлена на создание «Экологической карты лагеря и окрестностей».

Программа включает теоретические занятия:

- знакомство с уральскими орхидеями;

- лекарственные растения природного парка «Оленьи ручьи»;

- систематика цветковых растений;

- изучение энтомофауны природного парка, и др.

Проведение нескольких научно-практических мастер - классов:

1. Как организовать научные исследования?

2. Как провести экологическую акцию?

3. Как наладить выпуск своей эколого-просветительской газеты?

4. Как предотвращать и тушить пожары?

5. Как «жить» в полевых условиях?

Проведение беседы по охране природы:

1. Закон об охране природы.

2. Правила поведения в лесу.

3. Лекарственные растения.

4. Природа - наш общий дом и т.д.

Ухудшение экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды, рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных проблем формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически компетентного поведения.

Образовательная программа

Экологическая ответственность каждого должна проявляться в активной созидательной деятельности по изучению экологического состояния и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Обработка материалов исследования.

Наиболее эффективным осуществлением поставленных задач является исследовательская деятельность экологического характера, под которой понимается процесс целенаправленного, активного приобретения обучающимися знаний о природных компонентах, взаимодействиях между ними и деятельностью человека; формирование умений и навыков экологически целесообразной деятельности, развития экологического мышления и воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Программа организации экологических исследований является важным звеном образовательной программы лагеря, так как ориентация ее носит образовательный характер. Обучающиеся выполняют исследовательские проекты, самостоятельно изучая объекты живой природы и используя для этого знания, приобретенные на экскурсионно-практических занятиях. Для организации работы воспитанников по выполнению исследовательских проектов воспитатель использует исследовательские и организационно-инструктивные карточки.

Программа организации экологических исследований предполагает следующие виды работ:

- исследование природных объектов во время экскурсий;

- поиск редких видов растений и кустарников, произрастающих на территории природного парка;

- изучение взаимосвязей организмов и среды;

- изучение санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности;

- изучение санитарного состояния реки Серга и её притоков, и т.д.

Исследование можно считать завершенным после публичного или индивидуального обсуждения. С этой целью в программе лагеря предусмотрена работа миниконференций в конце каждого дня, в работе которых принимают участие все работающие микрогруппы.

Осуществляя работу миниконференций, педагог-воспитатель проявляет умение пробуждать в детях исследовательский интерес, однако ни в коем случае не оказывает давление на ребенка, вовлекая его в ту или иную деятельность. Воспитанник волен заниматься какой-либо деятельностью в течение целого дня или даже нескольких дней.

Работа миниконференций основана на том, что с помощью обсуждений и подведения итогов исследовательской (экологической) работы обучающиеся способны определять значимое направление. При этом ребенок приобретает необходимые знания и навыки, благодаря которым может успешно исследовать, наблюдать, описывать, организовывать приобретаемый опыт.

Иными словами, данный вид деятельности создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию ребенка, что, на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям воспитанников.

На этом совете каждая микрогруппа рассказывает о своей работе, знакомит с наиболее интересными моментами пройденного дня. Таким образом, каждый участник в курсе всех исследований в лагере.

Экскурсионно-практическая программа

Программа построена на природоохранной деятельности участников лагеря. Экскурсионно-практической деятельности обучающихся будут уделять внимание ежедневно от 3 до 5 часов.

Воспитанникам предлагаются восстановительные работы на местах кострищ; занятие очисткой берегов рек и ручьёв от мусора; отсыпки дорожно-тропиночной сети. Выполнение этих специфических работ для членов палаточного лагеря является хорошей практикой в учебно-исследовательской работе.

В реализации экскурсионно-практической программы предполагается знакомство обучающихся с местностью, ее растениями, животными, грибами. Знакомство проходит в форме экскурсий в лес, к водоему, на луг, в ходе которых воспитатель рассказывает об экологических особенностях этих местообитаний, а дети выполняют небольшие самостоятельные исследования, используя подготовленные заранее инструктивные карточки.

Содержанием данной программы являются и конкретные природоохранные мероприятия (очистка, сбор и утилизация леса от мусора).

Экскурсионно-практическая программа включает следующие занятия:

- изготовление искусственных гнездовий, кормушек, их развешивание;

- очистка пригородного парка от мусора;

-экскурсия по пещерам реки Серга, а также в музей под открытым небом»Миткинские 0зёра»;

- экскурсия по скалам реки Серга и другое.

Однако процессу закрепления приобретенных знаний теоретической программы, экскурсионно-практической, исследовательской деятельности способствует, на наш взгляд, работа над индивидуальными проектами, которые воспитанники могут выполнять в «Творческих лабораториях».

«Творческая лаборатория» предоставляет возможность реализовать индивидуальные способности на основе приобретенных практических навыков, расширить и углубить знания в сфере личных интересов.

За подготовку и проведение «Творческой лаборатории» отвечает конкретная группа во главе с руководителем. Координирует эту работу начальник лагеря, а информационное содержание обеспечивает заместитель начальника лагеря.

Через «Творческую лабораторию» удовлетворяются потребности воспитанников, связанные с расширением сферы общения, развиваются организаторские способности, выявляется уровень готовности к лидерству и коммуникативности.

Вопросы подготовки и проведения обсуждаются на методическом совете и педагогической планерке.

В лагере возможно создание следующих видов «Творческих лабораторий», обусловленных накопленным опытом экскурсионно-практических занятий:

  1. « Зеленая аптека»

  2. « Экосистема края»

  3. «Палеонтология края»

  4. «Водная растительность»

  5. «Мышевидные грызуны природного парка»

Требования к деятельности педагога - воспитателя, предъявляемые при экскурсионно-практической деятельности.

  1. Обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка.

  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей.

  3. Удовлетворение интересов наибольшего числа участников лагеря через организацию разнообразных пространств деятельности.

  4. Предоставление ребенку свободы в области приложения сил и методов достижения цели.

  5. Одобрение результатов деятельности ребенка, в какой - либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности.

  6. Предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы лагеря, возможности достижения успеха и признания этого успеха, значимыми для ребенка людьми.

  7. Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

  8. Поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми.

  9. Исключение какого - либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости.

  10. Помощь в организации самоанализа, оценивания ребенком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем.

  11. Приоритетность результатов, полученных ребенком.

  12. Стремление к саморазвитию.

Программа досуговой деятельности

Программа досуговой деятельности направлена на решение таких задач, как оздоровление детей, создание детского коллектива, организацию досуговой деятельности. Предлагаемая форма работы лагеря - летний палаточный лагерь - уже сама предполагает оздоровление детей. Проведение ежедневных утренних физических зарядок, проведение турниров лагеря по спортивным играм: шахматы, шашки, мини - футбол, волейбол, бадминтон, соревнования по технике туризма.

В программе данного цикла предусмотрены экоигры, викторины, творческие лаборатории на моделирование различных ситуаций, поиск правильного решения, развитие логического мышления.

Досуговая деятельность включает как индивидуальные, так и командные соревнования, обучающиеся демонстрируют опыт и знания, приобретенные за время пребывания на природе. Участие в этой работе - источник новых впечатлений, который позволяет воспитанникам обсудить друг с другом полученные результаты, поделиться впечатлениями, принять участие в соревнованиях.

Досуговая деятельность - это своеобразное и интересное подведение итогов изучения обучающимися природных особенностей. Большинство конкурсов,

рассчитаны на знание особенностей жизни растений, животных и грибов в изученных в ходе экскурсионно-практической и исследовательской деятельности экологического характера, а также на умение представить окружающим свои знания.

Фестиваль экологических достижений включает разнообразие конкурсов:

1. Экологическая экскурсия.

2. Конкурс экологических сказок.

3. Конкурс проект по охране и восстановлению участков, нарушенных хозяйственной и рекреационной деятельностью людей.

4. Лучший знаток местных видов растений, животных и минералов.

5. Конкурс «Костровой».

6. Конкурс исследовательских проектов и др.

В лагере предусмотрено проведение экологической олимпиады и игровой программы «Эколог-эрудит», включающие блоки вопросов:

1. «Общая экология».

2. «Животный мир».

3. «Растительный мир».

Конкурсы проходят в несколько туров.

1. Конкурс знатоков «Смекалистые».

2. «Знатоки экологии».

3. Экологическая викторина и др.

Программа экологического лагеря, предполагающая образовательную (исследовательская), экскурсионно-практическую и социально-педагогическую деятельность помогает обучающимся ощутить жизнь природы более близкой и понятной.

Главное, что они перестают воспринимать природу как нечто стороннее, абстрактное, лежащее за пределами личных интересов и повседневной жизни. Благополучие природы в сознании обучающихся начинает все теснее и теснее связываться с личным благополучием.

Участие воспитанников в работе палаточного лагеря (осуществление предложенных видов деятельности) помогает детям воспринимать экологический палаточный лагерь как гуманную форму общения с природой, овладевать умением организовывать жизнедеятельность в своеобразных условиях естественной природной среды, разрабатывать стратегию и тактику эколого-сообразного взаимодействия с природой. Это помогает увидеть её величие и могущество, понять, что безопасное взаимодействие с Природой возможно только на основе диалога с ней и только для людей сильных и благородных.

Таким образом, выстраивая участие обучающихся в экологических ситуациях, педагог создает благоприятные условия для формирования такого важного качества личности, как готовность к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Летний палаточный лагерь «Поколение» направлен на создание условий для успешной организации экологического взаимодействия воспитанника с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка. Для успешного достижения поставленных целей и задач летнего лагеря сформирован необходимый перечень мер по обеспечению безопасности здоровья участников палаточного лагеря.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ

«ПОКОЛЕНИЕ»

  1. Предварительное согласование места и сроков экологического лагеря с правоохранительными органами.

  2. Все участники экологического лагеря заранее предоставляют медицинские разрешения на проживание в палаточных условиях.

  3. Наличие штатной единицы (фельдшер) круглосуточно.

  4. Наличие телефона рядом с местом расположения палаточного лагеря.

  5. Соблюдение правил техники безопасности во время движения автобуса к месту лагеря и обратно, обязательный инструктаж всех участников.

  6. Разрешение центра эпидемиологии и гигиены на проведение экологического лагеря в конкретном месте.

  7. Соблюдение правил поведения в лагере.

  8. Ознакомительная экскурсия по окрестностям лагеря, знакомство с картами места лагеря.

  9. Соблюдение правил организации и проведения купания, обязательный инструктаж всех участников.

  10. Соблюдение правил техники безопасности при организации и проведении исследовательских и экскурсионных занятий, обязательный инструктаж всех участников.

  11. Соблюдение правил противопожарной безопасности, обязательный инструктаж всех участников.

  12. Работа палаточного лагеря спланирована так, что на каждом мероприятии дети не остаются без присмотра взрослых.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ПАЛАТОЧНОГО КРУГЛОСУТОЧНОГО ЭКОЛОГИЧСЕКОГО ЛАГЕРЯ «ПОКОЛЕНИЕ»


  1. Безукоснительно соблюдать режим дня.

  2. Не выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых (сотрудников лагеря).

  3. Без сопровождения взрослых не находиться у реки Серга, а также не прогуливаться в лесу.

  4. Соблюдать правила личной гигиены.

  5. Соблюдать правила противопожарной безопасности на территории лагеря и за ее пределами, категорически запрещается разжигать огонь (спичками, свечками, спиртовками, лучинками и т.д.). Без присмотра взрослых в темное время суток в качестве осветительных приборов разрешается пользоваться только электрофонарями.

  6. Находиться на пищеблоке можно только с разрешения взрослых.

  7. Пользоваться колющими и режущими предметами только с разрешения взрослых.

  8. Не находиться в чужих палатках во время отсутствия хозяев.

  9. Не пользоваться чужой одеждой, обувью, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены.

  10. Бегать, устраивать игры разрешается в специально отведенных местах.

  11. Запрещается лазить по деревьям.

  12. Употреблять в пищу грибы и ягоды строго запрещается.

  13. Не заниматься самолечением.

Режим дня летнего палаточного экологического лагеря «Поколение»

8.00 - Подъём.

8.00 - 9.00 - Утренняя зарядка. Водные и гигиенические процедуры.

9.00 - 9.30 - ЗАВТРАК.

9.30 - 10.30 - Час трудовой подготовки

10.30 -11.00 - Теоретическое занятие.

11.00 - 13.30 - Экскурсии, практические занятия, подготовка к конкурсам.

13.30 - 14.00 - Гигиенические процедуры.

14.00 - 14.30 - ОБЕД.

14.30 - 16.00 - Послеобеденный отдых.

16.00 - 19.00 - Экскурсии, практические занятия, подготовка к конкурсам, экологические игры.

19.00 - 20.00 - Отдых, гигиенические процедуры.

20.00 - 20.30 - УЖИН.

20.30 - 22.00 - Экологические игры, конкурсы, массовые мероприятия.

22.00 - 23.30 - Песни у костра, игры.

23.30 - 24.00 - Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.

00.00 - ОТБОЙ.

00.10 - 00.30 - Сбор руководителей, подведение итогов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ « ПОКОЛЕНИЕ»

1 ДЕНЬ.

9.30 - сбор участников экологического лагеря на железнодорожном вокзале, инструктаж по технике безопасности во время проезда по железной дороге. Проезд до разъезда «Бажуково».

10.30 - 13.30 - следование к расположению экологического лагеря, размещение.

14.30 - 16.00 - вводная беседа о программе экологического лагеря, формирование отрядов, инструктаж по ТБ.

16.00 - 19.00 - экскурсия «Знакомство с территорией природного парка «Оленьи ручьи», инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - вечер знакомства

2 ДЕНЬ.

10.00 - 10.30 - методы изучения реки. (Русло, растительный и животный мир, биоиндикация.)

10.30 - 13.30 -Практическая работа «Топографическая съёмка, абрис».

16.00 - 19.00 - Практическая работа по изучению реки «Биотоп №1». (Полное исследование: русло реки, водная растительность, животный мир, промеры моллюсков.), инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - верёвочный курс.

3 ДЕНЬ.

10.00 - 10.30 - методы изучения состояния воздуха. (Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.)

10.30 - 13.30 - Практическая работа по изучению загрязнения воздуха по состоянию сосны.

16.00 - 19.00 - экскурсия на Карстовый мост, инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - интеллектуальное казино.

4 ДЕНЬ.

9.30 - 16.00 - Экскурсия в пещеру «Дружба», «Большой провал», инструктаж по ТБ.

17.00 - 19.00 - экологическая игра.

20.30 - 22.00 - «День аборигена».

5 ДЕНЬ.

10.00 - 10.30 -съедобные дикорастущие растения.

10.30 - 13.30 - практическая работа по изучению реки «Биотоп №2», инструктаж по ТБ.

16.00 - 19.00 - прокладка полосы препятствий, инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - «До Ми Солька».

6 ДЕНЬ.

10.00 - 10.30 - определение чистоты воздуха по лишайникам.

10.30 - 13.30 - практическая работа по изучению чистоты воздуха по лишайникам.

16.00 - 19.00 - практическая работа по изучению реки «Биотоп №3», инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - «Семечник».

7 ДЕНЬ. «ДЕНЬ РОБИНЗОНА».

10.00 - 10.30 - оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузке.

10.30 - 13.30 - практическая работа по изучению автотранспортной нагрузки в районе природного парка «Оленьи ручьи», инструктаж по ТБ.

16.00 - 19.00 - практическая работа по изучению реки «Биотоп №4», инструктаж по ТБ.

20.30 - 22.00 - «Последний Герой»

8 ДЕНЬ. КОНКУРС - ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.

10.00 - 10.30 - туристические узлы.

10.30 - 13.30 - практическая работа по изучению реки «Биотоп №5», инструктаж по ТБ.

16.00 - 19.00 - игра «Судьба Земли в наших руках».

20.30 - 22.00 - «Патриот».

9 ДЕНЬ.

10.00 - 10.30 - «Экологический проект - что это?»

10.30- 13.30 - подготовка к конференции.

16.00 - 19.00 - итоговая конференция.

20.30 - 22.00 - подведение итогов экологического лагеря.

10 ДЕНЬ.

10.00 - 11.40 - сбор и отъезд участников экологического лагеря, инструктаж по ТБ.

ПЛАН СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ

Батищевой И.В, в экологическом лагере « Поколение»

1день - проведение спартакиады между отрядами.

  1. день- проведение весёлых стартов между отрядов.

  2. день- открытие футбольного турнира между отрядами ( мальчики)

  3. день- проведение спортивной эстафеты между отрядами

5 день- проведение игр с мячом:

« Вышибалы по цепочке»,

«Передай мяч»,

« Один в круге»,

«Мяч- перекати поле».

6 день - открытие футбольного турнира между отрядами ( девочки)

7 день - проведение шуточных весёлых стартов по отрядам, с выявлением самого ловкого, быстрого.

8день-проведение игр между отрядами:

« Салочки с подхватом»,

« Эстафета каракатиц»,

«Аисты и цапли»,

« Квинтас».

9день - заключительная спортивная эстафета со скакалкой.

Механизм реализации

Материально - технические условия предусматривают

- финансирование за счет средств бюджета Нижнесергинского муниципального района 30 обучающихся в смену,

- 5 педагогов-воспитателей,

- наличие объектов для лесной практики,

- наличие объектов для исследовательской работы,

- наличие объектов досуга (площадка базы),

- спортплощадки,

- секции питания,

- трудовой и спортивный инвентарь.

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в летнем палаточном лагере работают:

  • Казаков В.Н., начальник палаточного экологического лагеря «Поколение», обеспечивающий общее руководство смены лагеря, разрабатывающий и утверждающий должностные обязанности работников смены лагеря, начальник несет ответственность за организацию питания и финансово - хозяйственную деятельность смены лагеря;


  • Еремеева Т.Л., заместитель начальника лагеря проводит инструктажи по ТБ, составляет график работы, создает безопасные условия для проведения трудовой, досуговой и оздоровительной деятельности;

  • Соколова О.А., педагог-воспитатель обеспечивает выполнение программы лагеря;


  • Гуменникова Ю.В., обеспечивает организацию экскурсий и исследовательской работы;


  • Батищева И.В., инструктор по физкультуре, организовывает спортивно - оздоровительную работу лагеря;


  • Алабушев А.А., обеспечивает безопасность лагеря;


  • Смольникова К.А., медработник следит за соблюдением гигиенических и санитарных норм, как в лагере, так и в пищеблоке.

Особенности педагогических условий.

  1. Цели и задачи реализуются через образовательный цикл (программа теоретических знаний, исследовательская деятельность), экскурсионно-практическую программу, социально-педагогическую.

  2. Соответствие направлений и форм работы целям и задачам экологического лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в досуговой деятельности (викторины, конкурсы, игры и т.д.) и занятия в мастер - классах.

  3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей.

  4. Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов для организации деятельности лагеря.

  5. Единство педагогических требований во взаимоотношениях с подростками.

Методические условия предусматривают

  • наличие документов разрешающих открытие лагеря, программы деятельности и плана работы на смену;

  • проведение инструктивно - методических сборов с педагогами лагерной смены;

  • организацию работы методического совета лагеря.

Прогнозируемые результаты

  1. Качественное эмоционально насыщенное оздоровление в экологически чистом природном парке «Оленьи ручьи».

  2. Углубление практических навыков и умений по организации питания, разжигания костров, устройства защитных навесов, установки палаток в экстремальных условиях.

  3. Овладение детьми конкретными практическими навыками проживания в палаточном лагере, ориентирования, первой медицинской помощи, выживания в экстремальных условиях, доброжелательности.

  4. Приобретение нового социального опыта.

  5. Воспитание отношений, создание атмосферы доверия и чувства защищённости перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах.

  6. Создание положительной мотивации к теоретическим и практическим занятиям.

  7. Устранение противоречий между сведениями и результатами исследовательской деятельности об окружающем мире; ликвидации имеющегося разрыва между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками обучающихся.

  8. Сформированность взгляда воспитанников на взаимоотношения общества и природы в их единстве.

  9. Улучшение здоровья детей, овладение элементарными навыками, необходимыми в жизни воспитанников, сокращение правонарушений среди подростков.

  10. Укрепление материальной базы лагеря.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что уже девять лет мы ищем и апробируем новые формы эколого-валеологической работы, расширяем круг заинтересованных в успехах экологического воспитания и образования в надежде внести посильный вклад в становление природоохранного мировоззрения в Нижнесергинском районе.

Летний палаточный экологический лагерь «Поколение», организованный образовательным учреждением в природном парке «Оленьи ручьи», на наш взгляд, является главным звеном на пути формирования экологически грамотной личности, способной правильно оценить суть происходящих в природе процессов и адекватно на них реагировать. Летний лагерь является подведением итогов экологической работы нашего образовательного учреждения, является начальным этапом в экологической работе нового учебного года.

Также, организация таких видов лагерей способствует профориентационной работе.

Деятельность палаточного лагеря рассчитана на перспективу, включающую дальнейшее развитие системы экологического воспитания подрастающего поколения, детского оздоровления и спортивно-туристической работы с подростками, развитие здорового образа жизни и туризма на территории Нижнесергинского района.

В дальнейшем, охватывая все большее и большее количество детей экологически значимыми видами деятельности, можно предположить, что новое поколение жителей Нижнесергинского района будет поколением экологически культурных людей, которые будут любить и гордиться своей «малой» Родиной, будут беречь ее для себя и своих детей.

Список литературы.


  1. Доброцова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1988.

  2. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. Настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. ИСАР Дальний Восток, 1999

  3. Молоканова Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Психологическое сопровождение. Занятия. Упражнения. Рекомендации. Волгоград.: Учитель, 2008.

  4. Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. Вопросы безопасности. М.:ЦДЮТур, 1997

  5. Поломис Карел. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии. М.: Профиздат, 1990.

  6. Почитаева М.В. На тропах природы. Методическое пособие для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем. Часть 2. Йошкар-Ола, 2004.

  7. Практика организации летнего отдыха детей. Сборник нормативных документов. Екатеринбург.: Дом учителя, 2000.

  8. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  9. Сикорская Г.П. Образовательный проект «Экологический лагерь» (методическое пособие для организаторов экологического образования). Екатеринбург, 1996.

  10. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. Тюмень.: СофтДизайн, 1997.

  11. Творчество педагогов дополнительного образования детей. Выпуск 2. Эколого-биологическая деятельность. Нижний Новгород.: ООО «Педагогические технологии», 2004.

  12. Шмаков С.А. Лето. (вопросы - ответы, подсказки - советы) М.: NB Магистр, 1993.


© 2010-2022