- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа № 13 Решение генетических задач на взаимодействие генов
Практическая работа № 13 Решение генетических задач на взаимодействие генов
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завьялова М.Л. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 78: Практическая работа №13 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».
(10 профильный агротехнологический класс)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания об основных положениях закономерностей (взаимодействия генов и их цитологических основ), сущности биологических процессов и явлений: взаимодействие генов, современной биологической терминологии и символики.
Развивающие: закрепить умения решать задачи разной сложности по биологии, составлять схемы скрещивания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учёбе.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, рисунки к генетическим задачам, схемы родословных человека.
Организационный этап.
Практическая работа № 13
Тема: «Решение генетических задач на взаимодействие генов».
Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания, применяя законы наследственности.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, рисунки к генетическим задачам, схемы родословных человека.
Ход работы:
1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы, повторение основных генетических понятий и законов наследования (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).
2. Инструктивная беседа об особенностях методики составления схем скрещивания, решения задач с демонстрацией приемов работы.
Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике
-
Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
-
В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
-
Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n - число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
-
Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) - от матери.
-
Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
-
Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).
3. Пробное выполнение операций с анализом ошибок. При оформлении задачи необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике:
-
Алгоритм решения задачи
-
Внимательно изучите условие задачи.
-
Определите тип задачи, для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве и их соотношение.
-
Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.
-
Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.
-
Запишите ответ задачи.
-
4. Тренировочные упражнения.
№1. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.
№2. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
№3. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки - черное оперение (А), хохлатость (В).
№4. При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте.
Рефлексия и домашнее задание:
Оцените свой уровень знаний по трех бальной системе оценки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Повторите основные генетические термины.