- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка по биологии Юный исследователь
Программа кружка по биологии Юный исследователь
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каюк И.И. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рассчитана на детей 13-17 лет (7-11 класс).
Срок реализации образовательной программы: 2 года.
Ф.И.О., должность автора программы: Каюк Ирина Ивановна, учитель биологии МБОУ гимназии
Узловая 2015
Пояснительная записка
Окружающая природа крайне сложна и разнообразна. Человечество всегда стремилось познать окружающий мир в меру своих сил и возможностей. Пытливый наблюдатель сможет сделать немало удивительных открытий, им может быть и ребенок, для которого изначально свойственно стремление к любопытству. Для старшего возрастного контингента обучающихся познание окружающей природы приобретает особое значение, ведь им жить в 21 веке, им придется исправлять ошибки их отцов и дедов, изменять современную экологическую ситуацию.
Причиной глобального экологического кризиса является неуклонный рост антропогенной нагрузки на окружающую среду, причем, если не предпринимать решительных шагов к изменению самих основ нашего природопользования и отношению среднего человека к природе, улучшения не предвидится. Развитие цивилизации вызвало данный кризис, но ее же дальнейшее развитие, прогресс науки и внедрение экологической культуры в массы способно дать нам шанс победить.
Основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, содействующего устойчивому развитию общества. Экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания.
Стратегическая задача экологического образования - обеспечение возможности получения населением ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой. Пока, как отмечает ряд авторов (Игнатьев С.Б., 2007), экологическая компетентность населения крайне низка, многие считают, что ответственность за экологическое состояние территории несет ее администрация и только 6% - каждый житель.
В связи с этим особое значение приобретает дополнительное эколого- биологическое образование детей. Однако анализ литературы показывает очень малое количество образовательных программ эколого-биологической направленности, предназначенных для учреждений дополнительного образования.
Именно на основании вышеизложенного была предпринята попытка разработки данной программы.
Направленность программы: эколого-биологическая.
Актуальность программы состоит, прежде всего, в том, что, хотя биология и экология считаются науками 21 века, приток свежих кадров в науку (особенно эколого-биологической направленности) весьма мал. Поэтому столь необходимо заинтересовать школьников, особенно старшего звена, которые уже делают выбор своей дальнейшей жизни и деятельности, проблемами эколого-биологических наук; помочь в саморазвитии экологической культуры, осознания ответственности подрастающего поколения за ситуацию, помочь им научиться самостоятельно мыслить и проводить исследования.
Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, связи с предметами базисного учебного плана в общеобразовательных школах.
Цель программы: развитие интереса учащихся к экологии и биологии, самостоятельной исследовательской деятельности по изучению окружающей природы и живых объектов.
Реализация данной цели в образовательной программе опирается на следующие методологические принципы:
-
принцип научности, обеспечивающий познавательное отношение обучающихся к окружающей среде и включающий рассмотрение ряда современных концепций и теорий, их интеграцию;
-
аксиологический принцип, который формирует нравственное и эстетическое отношение подростка к окружающей среде;
-
деятелъностный принцип, который формирует познавательные и практические умения и навыки обучающихся в эколого-биологической сфере, развивает волевые и творческие качества подростков;
-
междисциплинарный принцип, заключающийся в связи как между различными разделами науки экологии, рассматриваемой, в свою очередь, как часть общего биологического знания, так и в формировании межпредметного взаимодействия в комплексе современных естественнонаучных дисциплин (химия, геология, география и другие науки) и гуманитарного знания;
-
принцип личностно-ориентированного образования, нацеленного на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях современной экологической культуры.
Задачи программы:
Воспитательные:
-
формирование целостной личности, ее социализация;
-
привитие представления о гуманном взаимодействии человека с природой;
-
способствование развитию чувства любви к природе, умения видеть и оценивать ее красоту и неповторимость;
-
воспитание ответственности за все, что происходит на планете.
Обучающие:
-
расширение эколого-биологических познаний обучающихся, дополнение базовых знаний обучающихся материалом, выходящим за рамки школьной программы;
-
обучение навыкам и умениям самостоятельной исследовательской деятельности по изучению природных объектов, конкретным методикам ведения экологического исследования;
-
обучение умению самостоятельно ставить перед собой цель и задачи исследования, последовательно и ответственно их выполнять, вести мониторинговые наблюдения и экспериментальную работу с живыми объектами.
Развивающие:
-
стимуляция развития естественного интереса к окружающей среде, живому миру;
-
формирование представления об окружающем нас мире как единой среде обитания, всеобщей взаимосвязи в природе, экологической культуре и разумном взаимодействии с ней, всеобщей ответственности перед природой;
-
развитие интереса к науке как методу познания окружающей действительности, к самостоятельной исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны окружающей среды.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа разрабатывалась с учетом следующих моментов:
-
необходимость как минимум 2х-летнего срока обучения;
-
очное, непрерывное обучение, включающее самостоятельные занятие учащихся;
-
самостоятельная научно-исследовательская деятельность обучающихся;
-
широкий охват эколого-биологических дисциплин и вопросов, освещаемых на занятиях.
При создании программы и в своей работе с обучающимися я рассчитываю на тесное сотрудничество с Узловским молокозаводом и ТулГУ.
Работы, выполненные во время кружковых занятий позволяют обучающимся к моменту выпуска из школы сформировать значимое портфолио и достичь результатов в своей самостоятельной исследовательской деятельности.
Обучающиеся гимназии, посещающие кружок «Юный исследователь» представят результаты своей работы на школьной конференции. Примут участие во многих областных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Это способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской деятельности, работы с научной литературой, умению правильно оформить результаты своих изысканий. Защита работ на разных уровнях (от школьного до Всероссийского) способствует развитию умения доказывать свою точку зрения, вести научную дискуссию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13-18 лет. Это не случайно, т.к. именно в этом возрасте подросток уже начинает задумываться о своем будущем, формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года непрерывного обучения (первый год обучения - 35 часов, второй - 35 часов).
Формы и режим занятий: программа реализуется в 3 этапа:
-
первый год обучения - курс «Экология как наука»;
-
второй год обучения - курс «Разделы экологии»;
-
третий год - курс «Экологическое исследование».
Занятия по программе проводятся один раз в неделю в учебном помещении.
Широко применяются экскурсии.
Занятия проходят в форме урока с элементами индивидуальной работы с обучающимися.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса обучения обучающиеся должны знать:
-
основные экологические понятия, определения, законы;
-
основные разделы экологии и содержание каждого раздела;
-
основы проектной работы по экологии;
-
конкретные методы ведения исследований эколого-биологического направления с применением современных методик;
-
принципы проведения научного исследования, правила оформления его результатов.
По окончании курса обучения обучающиеся должны уметь:
-
применять на практике знание экологических законов и закономерностей;
-
самостоятельно проводить поэтапную работу над исследованием либо проектом по эколого-биологической тематике;
-
защищать свою точку зрения, доказательно отстаивать свою правоту, вести дискуссию;
-
выражать свою точку зрения в очном выступлении, презентации, тексте работы (статье, тезисах, аннотации);
-
уметь оформить свою исследовательскую работу согласно общепринятым критериям.
Формы подведения итогов реализации программы.
Главной формой проверки реализации программы является участие обучающихся в различных школьных, районных, областных и Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности.
По результативности участия старшеклассников в данных мероприятиях вполне можно судить об уровне их знаний по экологии (и, частично, биологии), умению самостоятельно мыслить, решать поставленную задачу и научности мышления.
Календарно-тематический план
(Первый год обучения)
№
Тема
часов
всего
1
Наука экология.Что изучает экология
1
2
Основные экологические понятия.
1
3
Биосфера. Живое вещество как её компонент.
1
4
Абиотические компоненты биосферы.
2
36
5
Методы экологических исследований
исследований
2
6
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.
1
7
Методы исследования живых объектов
2
8
Методы исследования неживой природы.
2
9
Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования.
1
10
Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы.
исследовательской работы
2
11
Оформление исследовательской работы.
1
12
Экскурсия на р.Любовка
1
13
Искусственные биоценозы.
1
14
Обработка собранного материала.
2
15
Оформление отчёта «Экологическое состояние Любовского луга»
1
16
Оформление отчёта «Искусственные биоценозы».
1
17
Защита презентаций на тему «Растительный покров различных биоценозов»
2
18
Защита презентаций на тему «Искусственные биоценозы».
1
19
Экскурсия в парк железнодорожников.
1
20
Обработка экскурсионного материала
1
21
Защита презентаций «Парк моего города»
1
22
Экскурсия на Любовкий родник
1
23
Обработка материала.
2
24
Оформление исследовательской работы по роднику.
2
25
Защита исследовательской работы
1
26
Итоговое занятие.
1
(Второй год обучения)
№
Тема
часов
всего
1
Вводное занятие
1
2
Экология растений
3
3
Экология животных
3
4
Методы исследования живых организмов
объектов
6
5
Методы исследования окружающей среды
5
6
Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы
1
7
Обработка результатов
1
8
Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы
1
9
Обработка результатов
1
10
Отбор проб воды и определение общих показателей воды различных источников (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).
3
11
Обработка материала.
2
12
Экскурсия на молокозавод. Знакомство с работой микролаборатории.
1
13
Защита исследовательских работ.
2
14
Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
2
15
Экологический мониторинг. Методы исследования
1
16
Экстремальные воздействия на биосферу.
1
17
Итоговое занятие
1
Литература
Для педагогов
-
Алексеев С.В. Вопросы экологической культуры в спецкурсе «Экология и культура» для учреждений дополнительного образования. // Экология. Культура. Образование. Выпуск 10-11, 2003.
-
Глазачев С.Н., Грехова Л.Н., Сотникова Н.Н. Эколого-биологическое дополнительное образование: опыт теоретического анализа, диагностики и коррекции. - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 192 с.
-
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного обр.: учебное пособие для студентов. - М.: гуманит. изд. Центр Владос, 2004. - 239 с.
-
Овдиенко Н.И. Рекомендации научным руководителям по методике выполнения научно-исследовательской работы школьников на олимпиадах и
научно-практических конференциях // письмо Министерства Образования Ставропольского края, 2007.
-
Стелянова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
-
Терминологический словарь-справочник методиста. / ред. Н. С. Дервоед.
- М.: ЦСЮН, 200. - 40 с.
-
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4.
-
Экология. Элективные курсы. 9 класс // авт.-сост. Высоцкая М.В. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.
Для совместной работы педагога и обучающихся
-
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984.
-
Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 831 с.
-
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Изд. 2-е, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576 с.: ил.
-
Гайденко А.В. Прикладная экология. // Экология. Культура. Образование. Выпуск восьмой, 2002.
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.
-
Кузнецова М.А. и др. Полевой практикум по экологии. - М.: Наука, 1994.
учебного курса для Краевой заочной экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 23 с.
-
Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 24 с.
-
Райков Б.Е., Римский-Карсанов М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Толикал, 1994. - 640 с., ил.
-
Федорова А.Н., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Владос, 2003. - 288 с.: ил.
-
Ярошенко П.Д. Геоботаника. Пособие для студентов педвузов. - М.: Просвещение, 1969. - 200 с., ил.
Для обучающихся
-
Агроклиматические ресурсы Ставропольского края. - Л.: Гидрометеоиздат, 1971. - 238 с.
-
Белозеров В.С., Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ст. края. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. - Ставрополь: СКИПКРО, 1996. - 224 с.
-
Бюрюкова Н.А. Основы экологии: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.... - М.: Владос, 2004. - 238 с.: ил.
-
Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону: издат. Феникс, 1996. - 521 с.
-
Годзевич Б.Л. Географическая экология. Программа основного учебного Курса для Краевой заочной экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 29 с.
-
Годзевич Б.Л. Основы рационального природопользования. Программа для краевой экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2001. - 18 с.
-
Дударь Ю.А. Ботаника с основами экологии. Программа для образовательных учреждений, реализующих эколого-биологическое дополнительное образование детей. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 22 с.
-
Жигаров И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. К учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2002. - 208 с.: ил.
-
Энциклопедия туриста // Редколл.: Тамм Е.И. (гл. ред.), Абуков А.Х., Александров Ю.Н. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607с., ил.