Программа кружка по биологии Юный исследователь

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ






ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»



Рассчитана на детей 13-17 лет (7-11 класс).

Срок реализации образовательной программы: 2 года.

Ф.И.О., должность автора программы: Каюк Ирина Ивановна, учитель биологии МБОУ гимназии






Узловая 2015

Пояснительная записка

Окружающая природа крайне сложна и разнообразна. Человечество всегда стремилось познать окружающий мир в меру своих сил и возможностей. Пытливый наблюдатель сможет сделать немало удивительных открытий, им может быть и ребенок, для которого изначально свойственно стремление к любопытству. Для старшего возрастного контингента обучающихся познание окружающей природы приобретает особое значение, ведь им жить в 21 веке, им придется исправлять ошибки их отцов и дедов, изменять современную экологическую ситуацию.

Причиной глобального экологического кризиса является неуклонный рост антропогенной нагрузки на окружающую среду, причем, если не предпринимать решительных шагов к изменению самих основ нашего природопользования и отношению среднего человека к природе, улучшения не предвидится. Развитие цивилизации вызвало данный кризис, но ее же дальнейшее развитие, прогресс науки и внедрение экологической культуры в массы способно дать нам шанс победить.

Основной целью экологического образования является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, содействующего устойчивому развитию общества. Экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания.

Стратегическая задача экологического образования - обеспечение возможности получения населением ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой. Пока, как отмечает ряд авторов (Игнатьев С.Б., 2007), экологическая компетентность населения крайне низка, многие считают, что ответственность за экологическое состояние территории несет ее администрация и только 6% - каждый житель.

В связи с этим особое значение приобретает дополнительное эколого- биологическое образование детей. Однако анализ литературы показывает очень малое количество образовательных программ эколого-биологической направленности, предназначенных для учреждений дополнительного образования.

Именно на основании вышеизложенного была предпринята попытка разработки данной программы.

Направленность программы: эколого-биологическая.

Актуальность программы состоит, прежде всего, в том, что, хотя биология и экология считаются науками 21 века, приток свежих кадров в науку (особенно эколого-биологической направленности) весьма мал. Поэтому столь необходимо заинтересовать школьников, особенно старшего звена, которые уже делают выбор своей дальнейшей жизни и деятельности, проблемами эколого-биологических наук; помочь в саморазвитии экологической культуры, осознания ответственности подрастающего поколения за ситуацию, помочь им научиться самостоятельно мыслить и проводить исследования.

Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, связи с предметами базисного учебного плана в общеобразовательных школах.

Цель программы: развитие интереса учащихся к экологии и биологии, самостоятельной исследовательской деятельности по изучению окружающей природы и живых объектов.

Реализация данной цели в образовательной программе опирается на следующие методологические принципы:

  • принцип научности, обеспечивающий познавательное отношение обучающихся к окружающей среде и включающий рассмотрение ряда современных концепций и теорий, их интеграцию;

  • аксиологический принцип, который формирует нравственное и эстетическое отношение подростка к окружающей среде;

  • деятелъностный принцип, который формирует познавательные и практические умения и навыки обучающихся в эколого-биологической сфере, развивает волевые и творческие качества подростков;

  • междисциплинарный принцип, заключающийся в связи как между различными разделами науки экологии, рассматриваемой, в свою очередь, как часть общего биологического знания, так и в формировании межпредметного взаимодействия в комплексе современных естественнонаучных дисциплин (химия, геология, география и другие науки) и гуманитарного знания;

  • принцип личностно-ориентированного образования, нацеленного на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях современной экологической культуры.

Задачи программы:


 Воспитательные:


  • формирование целостной личности, ее социализация;


  • привитие представления о гуманном взаимодействии человека с природой;

  • способствование развитию чувства любви к природе, умения видеть и оценивать ее красоту и неповторимость;

  • воспитание ответственности за все, что происходит на планете.

 Обучающие:


  • расширение эколого-биологических познаний обучающихся, дополнение базовых знаний обучающихся материалом, выходящим за рамки школьной программы;

  • обучение навыкам и умениям самостоятельной исследовательской деятельности по изучению природных объектов, конкретным методикам ведения экологического исследования;

  • обучение умению самостоятельно ставить перед собой цель и задачи исследования, последовательно и ответственно их выполнять, вести мониторинговые наблюдения и экспериментальную работу с живыми объектами.

 Развивающие:


  • стимуляция развития естественного интереса к окружающей среде, живому миру;

  • формирование представления об окружающем нас мире как единой среде обитания, всеобщей взаимосвязи в природе, экологической культуре и разумном взаимодействии с ней, всеобщей ответственности перед природой;

  • развитие интереса к науке как методу познания окружающей действительности, к самостоятельной исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны окружающей среды.


Отличительные особенности данной программы:

Данная программа разрабатывалась с учетом следующих моментов:


  • необходимость как минимум 2х-летнего срока обучения;


  • очное, непрерывное обучение, включающее самостоятельные занятие учащихся;

  • самостоятельная научно-исследовательская деятельность обучающихся;


  • широкий охват эколого-биологических дисциплин и вопросов, освещаемых на занятиях.

При создании программы и в своей работе с обучающимися я рассчитываю на тесное сотрудничество с Узловским молокозаводом и ТулГУ.

Работы, выполненные во время кружковых занятий позволяют обучающимся к моменту выпуска из школы сформировать значимое портфолио и достичь результатов в своей самостоятельной исследовательской деятельности.

Обучающиеся гимназии, посещающие кружок «Юный исследователь» представят результаты своей работы на школьной конференции. Примут участие во многих областных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Это способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской деятельности, работы с научной литературой, умению правильно оформить результаты своих изысканий. Защита работ на разных уровнях (от школьного до Всероссийского) способствует развитию умения доказывать свою точку зрения, вести научную дискуссию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 13-18 лет. Это не случайно, т.к. именно в этом возрасте подросток уже начинает задумываться о своем будущем, формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года непрерывного обучения (первый год обучения - 35 часов, второй - 35 часов).

Формы и режим занятий: программа реализуется в 3 этапа:


  1. первый год обучения - курс «Экология как наука»;


  1. второй год обучения - курс «Разделы экологии»;


  1. третий год - курс «Экологическое исследование».

Занятия по программе проводятся один раз в неделю в учебном помещении.

Широко применяются экскурсии.

Занятия проходят в форме урока с элементами индивидуальной работы с обучающимися.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании курса обучения обучающиеся должны знать:


  • основные экологические понятия, определения, законы;


  • основные разделы экологии и содержание каждого раздела;


  • основы проектной работы по экологии;


  • конкретные методы ведения исследований эколого-биологического направления с применением современных методик;

  • принципы проведения научного исследования, правила оформления его результатов.

По окончании курса обучения обучающиеся должны уметь:


  • применять на практике знание экологических законов и закономерностей;


  • самостоятельно проводить поэтапную работу над исследованием либо проектом по эколого-биологической тематике;

  • защищать свою точку зрения, доказательно отстаивать свою правоту, вести дискуссию;

  • выражать свою точку зрения в очном выступлении, презентации, тексте работы (статье, тезисах, аннотации);

  • уметь оформить свою исследовательскую работу согласно общепринятым критериям.

Формы подведения итогов реализации программы.

Главной формой проверки реализации программы является участие обучающихся в различных школьных, районных, областных и Всероссийских мероприятиях эколого-биологической направленности.

По результативности участия старшеклассников в данных мероприятиях вполне можно судить об уровне их знаний по экологии (и, частично, биологии), умению самостоятельно мыслить, решать поставленную задачу и научности мышления.










Календарно-тематический план

(Первый год обучения)

Тема

часов

всего

1

Наука экология.Что изучает экология

1

2

Основные экологические понятия.

1

3

Биосфера. Живое вещество как её компонент.

1

4

Абиотические компоненты биосферы.

2


36

5

Методы экологических исследований

исследований

2

6

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы.

1

7

Методы исследования живых объектов

2

8

Методы исследования неживой природы.








2

9

Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования.

1

10

Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы.

исследовательской работы

2

11

Оформление исследовательской работы.

1

12

Экскурсия на р.Любовка

1

13

Искусственные биоценозы.

1

14

Обработка собранного материала.

2

15

Оформление отчёта «Экологическое состояние Любовского луга»

1

16

Оформление отчёта «Искусственные биоценозы».

1

17

Защита презентаций на тему «Растительный покров различных биоценозов»

2

18

Защита презентаций на тему «Искусственные биоценозы».

1

19

Экскурсия в парк железнодорожников.

1

20

Обработка экскурсионного материала

1

21

Защита презентаций «Парк моего города»

1

22

Экскурсия на Любовкий родник

1

23

Обработка материала.

2

24

Оформление исследовательской работы по роднику.

2

25

Защита исследовательской работы

1

26

Итоговое занятие.

1

(Второй год обучения)

Тема

часов

всего

1

Вводное занятие

1

2

Экология растений

3

3

Экология животных

3

4

Методы исследования живых организмов

объектов

6

5

Методы исследования окружающей среды

5

6

Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы

1

7

Обработка результатов

1

8

Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы

1

9

Обработка результатов

1

10

Отбор проб воды и определение общих показателей воды различных источников (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

3

11

Обработка материала.

2

12

Экскурсия на молокозавод. Знакомство с работой микролаборатории.

1

13

Защита исследовательских работ.

2

14

Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

2

15

Экологический мониторинг. Методы исследования

1

16

Экстремальные воздействия на биосферу.

1

17

Итоговое занятие

1















Литература

Для педагогов


  1. Алексеев С.В. Вопросы экологической культуры в спецкурсе «Экология и культура» для учреждений дополнительного образования. // Экология. Культура. Образование. Выпуск 10-11, 2003.

  2. Глазачев С.Н., Грехова Л.Н., Сотникова Н.Н. Эколого-биологическое дополнительное образование: опыт теоретического анализа, диагностики и коррекции. - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 192 с.

  3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного обр.: учебное пособие для студентов. - М.: гуманит. изд. Центр Владос, 2004. - 239 с.


  1. Овдиенко Н.И. Рекомендации научным руководителям по методике выполнения научно-исследовательской работы школьников на олимпиадах и

научно-практических конференциях // письмо Министерства Образования Ставропольского края, 2007.

  1. Стелянова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.

  2. Терминологический словарь-справочник методиста. / ред. Н. С. Дервоед.

- М.: ЦСЮН, 200. - 40 с.


  1. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4.

  2. Экология. Элективные курсы. 9 класс // авт.-сост. Высоцкая М.В. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.

Для совместной работы педагога и обучающихся


  1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984.

  2. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 831 с.

  3. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Изд. 2-е, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576 с.: ил.

  4. Гайденко А.В. Прикладная экология. // Экология. Культура. Образование. Выпуск восьмой, 2002.

  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.

  6. Кузнецова М.А. и др. Полевой практикум по экологии. - М.: Наука, 1994.

учебного курса для Краевой заочной экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 23 с.

  1. Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 24 с.

  2. Райков Б.Е., Римский-Карсанов М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Толикал, 1994. - 640 с., ил.


  1. Федорова А.Н., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Владос, 2003. - 288 с.: ил.

  2. Ярошенко П.Д. Геоботаника. Пособие для студентов педвузов. - М.: Просвещение, 1969. - 200 с., ил.

Для обучающихся


  1. Агроклиматические ресурсы Ставропольского края. - Л.: Гидрометеоиздат, 1971. - 238 с.

  2. Белозеров В.С., Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ст. края. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. - Ставрополь: СКИПКРО, 1996. - 224 с.

  3. Бюрюкова Н.А. Основы экологии: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.... - М.: Владос, 2004. - 238 с.: ил.

  4. Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону: издат. Феникс, 1996. - 521 с.

  5. Годзевич Б.Л. Географическая экология. Программа основного учебного Курса для Краевой заочной экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 29 с.

  6. Годзевич Б.Л. Основы рационального природопользования. Программа для краевой экологической школы. - Ставрополь: КЭБЦ, 2001. - 18 с.

  7. Дударь Ю.А. Ботаника с основами экологии. Программа для образовательных учреждений, реализующих эколого-биологическое дополнительное образование детей. - Ставрополь: КЭБЦ, 2003. - 22 с.

  8. Жигаров И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. К учебнику под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2002. - 208 с.: ил.

  9. Энциклопедия туриста // Редколл.: Тамм Е.И. (гл. ред.), Абуков А.Х., Александров Ю.Н. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607с., ил.




© 2010-2022