Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО













Экскурсии для школьников

по биологии и экологии

(Методические рекомендации)














Составитель: Кочергина Ирина Петровна,

методист, педагог дополнительного образования

«ЦТ Заводского района» г. Кемерово










КЕМЕРОВО 2016






Кочергина, И.П. «Экскурсии для школьников по биологии и экологии»: Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей ОО/ И.П. Кочергина. - Кемерово МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово, 2016. - 38с.








Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного, учителей ОО, классных руководителей, ведущих внеклассную деятельность с целью оказания методической помощи при организации экскурсионной работы с обучающимися. В методических рекомендациях предложены темы экскурсий и заданий на закрепление для разновозрастных категорий, учащихся.








Содержание


Пояснительная записка …………………………………………………….

3

1. Экскурсия 1. Грибы ………………………………………………………….

8

2. Экскурсия 2. Видовое разнообразие растений смешанного леса ………

10

3.Экскурсия 3. Осенняя экскурсия в парк ……………………………………

13

4.Экскурсия 4. Растения суходольного луга ……………………………….

15

5.Экскурсия 5. Ядовитые растения …………………………………………..

17

6.Экскурсия 6. Лекарственные растения ……………………………………

20

7. Экскурсия 7. Птицы смешанного леса ……………………………………

23

8. Экскурсия 8. Зимующие птицы Кузбасса ………………………………….

25

9. Экскурсия 9. Обитатели береговой зоны ………………………………….

30

10. Почва как среда обитания ………………………………………………..

33

Заключение ……………………………………………………………………..

36

Список используемой и рекомендуемой литературы ……………………

37









Пояснительная записка

Экскурсионная работа используется образовательными учреждениями в учебно-воспитательных целях как важнейшее средство работы с учащимися. Вовлечение учащихся в экскурсионную деятельность является актуальным, так как в Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726- р указывается на актуализацию следующих аспектов:

- тесная связь с практикой;

- возможность на практике применять полученные знания и навыки.

Данные аспекты могут реализовываться в экскурсионной деятельности. Так же в Концепции развития дополнительного образования детей четко прописаны основные проблемы: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии, формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Специальные методики использования экскурсий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоение разносторонних практических навыков, воспитания патриотизма и нравственности, любви к малой Родине помогут решить проблемы, указанные в развитии дополнительного образования детей. Нельзя научить понимать и любить природу на расстоянии от нее.

Именно поэтому ведущее место в обучении должны занимать экскурсии на природу, а также многодневные полевые экскурсии и экспедиции. Во время этих поездок, походов ребята знакомятся с окружающей природой, выявляют существующие взаимосвязи между элементами природного комплекса.

Цели методических рекомендаций:

  1. оказание методической помощи руководителям в организации экскурсий с учащимися в природу.

  2. создание условий для развития познавательных, интеллектуальных, творческих качеств у учащихся, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

  3. научить руководителя планировать экскурсионную деятельность с учащимися.

Работа в природе - важный и трудоемкий этап, чему предшествует большая организационная подготовка. Она немыслима без знаний общих норм поведения в природе, экскурсионных навыков и любви к родному краю.

Первым проводником экскурсионной деятельности был замечательный педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский. Постоянно ратуя в своих статьях за использование в воспитательном процессе прогулок и экскурсий, Ушинский видел в таких путешествиях главным образом пользу от общения учеников с миром живой природы. Фактор воспитывающего влияния природы он ставил высоко и в упомянутой статье так оценил его: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью».

Уже в начале XIX века экскурсии стали входить в систему образовательных занятий. Благодаря экскурсиям устанавливается самая тесная связь между детьми и педагогами. Известный русский деятель народного образования В.Т.Вахтеров впервые указал на всесторонность, комплексность воздействия экскурсий на ребенка. Впервые обозначил 6 отдельных элементов, составляющих педагогический потенциал экскурсионной работы. Кроме известных уже «трех воспитаний» - чувств, ума и тела, на которые всегда оказывает положительное действие прогулка человека на природе, Вахтеров раскрывает еще три важных «технологических» элемента.

Во-первых, возможность легче, чем, когда бы то ни было изучить воспитанников, увидеть их в «совершенно новом освещении».

Во-вторых, такой важный для успеха всей работы элемент, как взаимопонимание и доверие детей к педагогу, возникающий между ними в результате естественной походной близости людей, совместных переживаний, общего труда.

И в-третьих - это, говоря современным языком, педагогика совместных творческих дел, самостоятельность детей как основа организации прогулок и походов.

Основное внимание во время экскурсий уделялось у дошкольников и младшего школьного возраста чувственному, визуальному восприятию объекта и явлений природы, а в среднем звене - изучению видового разнообразия растений, животных того или иного сообщества.

Перед проведением конкретной экскурсии педагог должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.

Предварительные экскурсии проводят в начале изучаемого материала. В число заданий входит: расширение и накопление знаний, наблюдение за объектами, которые в дальнейшем будут использоваться на занятиях. И конечно, эффективность экскурсий зависит от качества ее организации преподавателем. Представленная ниже классификация экскурсий И.Я.Ланиной и В.П.Соломина поможет педагогам выстроить для себя схему действий для проведения разного уровня экскурсий с детьми на природу.

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологииМетодические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии

Методические рекомендации Экскурсии для школьников по биологии и экологии


Правила поведения, учащихся в природе во время проведения обзорных, познавательных экскурсий, полевых практик является важной составляющей частью экологического воспитания учащихся.

Основные правила поведения в природе во время экскурсий дает автор-составитель Благосклонов Александр Сергеевич, кандидат биологических наук в своем методическом пособии для руководителей экскурсий, экспедиций.

Правила поведения участников экскурсии:

1. Участники экскурсии должны быть одеты в соответствии с погодными условиями и должны иметь прочную, непромокаемую обувь.

2. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.

3. Все движение экскурсантов по возможности бесшумны - ведь необходимо послушать голоса природы.

4. Громкие разговоры во время экскурсии недопустимы.

5. Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Мы должны помнить и о красоте растений, которую мы можем нарушить, обламывая растения.

6. Осматривая и запоминая растения не следует их собирать. Лучше записывать их название и отличительные признаки, зарисовать внешний вид объекта. Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными, пресмыкающимися) не следует ловить их без разрешения руководителя.

7. Во время выполнения самостоятельных наблюдений участники (или малые группы) расходятся на небольшие расстояния, в пределах видимости и слышимости голоса руководителя и работают в соответствии с полученными заданиями, разговаривая при этом в полголоса.

8. Во время экскурсии детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый участник экскурсии должен взять питьевую воду в бутылке из дома.

9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.

10. Запрещается снимать обувь во время экскурсии и ходить босиком.

11. Воизбежании лесных пожаров и ожогов запрещается разводить костры во время экскурсии.

12. Не повреждайте кору деревьев и не оставляйте надписей.

В данных методических рекомендациях собраны экскурсии, которые подойдут как педагогам дополнительного образования, так и учителям, классным руководителям ОО, не имея специального образования. Все экскурсии апробированы и использовались на занятиях дополнительной общеразвивающей программы «Лесная школа» в разделе региональный компонент Кемеровской области.

Экскурсия 1

Тема: Грибы

Методические приемы: прием показа, прием предварительного осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Возраст: 12-14 лет.

Время проведения: июль-сентябрь.

Оборудование: блокнот, карандаш, лупа, фотоаппарат.

Цель: Знакомство с видовым разнообразием грибов.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с многообразием различных видов грибов, в том числе: съедобные и несъедобные.

2. Развивать наблюдательность во время экскурсии.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход экскурсии

Грибы - это низшие растения, лишенные хлорофилла и способные синтезировать органические вещества. Каждый гриб представляет собой плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. Плодовые тела образуются на грибнице - мицелии. Грибница состоит из множества переплетенных нитей - гифов и может разрастаться на большой площади. Если все нити грибницы получают равноценное питание, она радиально распространяется на площади и рост грибов иногда происходит в форме правильных кругов.

Грибы обнаруживаются только тогда, когда на грибнице появляются их плодовые тела. Грибы делят на условно съедобные, несъедобные и ядовитые. К съедобным относятся почти все трубчатые (белые, подберезовики, подосиновики, маслята и др.), а также некоторые пластинчатые (рыжики, опята настоящие, шампиньоны и др.). Обратив внимание, что при ее разрушении гибнет грибной организм, демонстрируем правильные приемы сбора грибов, объясняя, что для этого нужно осторожно подрезать плодовое тело ножом или открутить его, т.е потянуть вверх. Образовавшуюся ямку слегка присыпать землей и притоптать немного.

Затем учащимся предлагается записать в блокноты примерный план характеристики гриба:

  1. высота гриба;

2. характеристика шляпки (ее диаметр, форма, окраска, нет ли в ней млечного сока, какого цвета мякоть, не изменяет ли свой первоначальный цвет, есть ли запах, каково строение шляпки);

3. характеристика ножки (высота и толщина, форма, наличие кольца, полая она или с мякотью);

4. место произрастания (в каком лесу, под каким деревом, на каком месте);

5. время нахождения (указание даты сбора).

Далее знакомим учащихся с разнообразием грибов. В первую очередь показываем ядовитые грибы.

На следующем этапе экскурсии, разбившись на группы по 3-5 человек, обследуем окрестность, с целью сбора грибов. В зависимости от биотопа, где проводится экскурсия, встречаются различные виды грибов. Через 20-30 минут учащиеся собираются в назначенном месте и выполняют работу по определению грибов. Для каждого гриба заполняется этикетка с указанием его полного названия, местонахождения, даты сбора. На обратной стороне этикетки записываются основные сведения о грибе, его внешнем виде.

Во время экскурсии нередко можно обнаружить так называемые «ведьмины кольца». Объясняя их происхождение, отмечаем, что гифы гриба растут равномерно во все стороны по радиусу, если не встречаются каких-либо препятствий. По окончанию экскурсии заполняем дневники наблюдений по разделу «Грибы».

Методические рекомендации при проведении:

  1. во время экскурсии соблюдать меры предосторожности при рассмотрения грибов, особенно ядовитых;

  2. по возможности сделать зарисовку «грибного семейства».

Экскурсия 2

Тема: Видовое разнообразие растений смешанного леса

Методические приемы: прием показа, прием предварительного осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: май-сентябрь.

Возраст: 12-14 лет.

Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, гербарные сетки

Цель: Изучение видового разнообразия смешанного леса.

Задачи:

1. Дополнить знания учащихся о разнообразии растительного мира в смешанном лесу.

2. Развивать наблюдательность, умение анализировать во время экскурсии.

3. Формировать ответственное отношение к природным объектам.

Ход экскурсии

Для проведения экскурсии лучше всего использовать лето или осень. Во время экскурсии следует выбрать несколько модельных взрослых деревьев и кустарников. Также отмечается педагогом, что в смешанных лесах произрастает богатый травяной покров. Здесь можно встретить до 300 видов растений.

Травянистые растения:

Герань лесная Geranium sylvaticum - многолетнее растение. Растет на лесных полянах, опушках. В народе это растение получило название «егорье копье». Цветки у герани одиночные синие, фиолетовые, белые.

Душица обыкновенная Oríganum vulgáre- многолетнее растение. Душицу издавна в народе назвали духовным цветком, лесной мятой за приятный пряный аромат. Произрастает душица преимущественно на полянах, холмах, опушках. Цветки у душицы мелкие, сине-фиолетовые.

Папоротник Орляк Pterídium aquilínum - многолетнее травянистое растение с огромными вайи до 1-1,5 м. в длину. Папоротники появились на планете 100 млн. лет тому назад. В настоящее время папоротник мужской встречается редко, по большей части в сырых, смешанных лесах. Всем известна легенда о папоротнике, который яко бы зацветает в ночь на Ивана Купалу. Хотя он размножается корневищем и семенами.

Хвощ лесной Equisetum arvense - получил название за сходство с конским хвостом. Его стебель тонкий, поэтому нередко хвощ вынужден опираться на другие растения. Обычно хвощи поселяются на территории с нарушением растительного покрова.

Иван чай узколистный Chamérion angustifólium - высокое многолетнее растение с прямостоячим густолиственным стеблем. Растение неприхотливое, его можно встретить в лесах, в зарослях кустарников, вырубках. Цветки у него довольно крупные, пурпурно-розового цвета. В лечебных целях иван-чай используется давно. Так же свое применение он нашел и в кулинарии. Кроме того, иван-чай является хорошим медоносным растением.

Древесные растения:

Сосна обыкновенная Pínus sylvéstris - хвойное растение. На территории Кемеровской области является самым распространенным древесным растением. Дерево невероятно чувствительное к загрязнению воздуха. Высота дерева может достигать 35 метров, иногда до 50 метров.

Береза повислая Bétula péndula - невысокое лиственное дерево с белым стволом. Это растение выносит различные климатические условия и поэтому ее можно встретить и в тундре, и в степной зоне. Листья, почки и сок березы широко применяют в народной медицине.

Осина обыкновенная Pópulus trémula - все осины лесные деревья. Они образуют чистые древостой или смешанные с другими породами. Живут осины не долго, лишь некоторые экземпляры доживают до 100 лет.

Калина обыкновенная Viburnum opulus- небольшое дерево или кустарник. Ягоды калины красные, мясистые, богатые пектиновыми веществами, особенно сахарами. Цветет калина с мая по июнь. Это растение разводят в культуре.

Рябина обыкновенная Sorbus aucuparia L.- красивое дерево с кружевными листьями. Плохо переносит тень, поэтому чаще всего встречается в смешанном лесу. Рябина способна доживать до 100 лет. Приносит много пользы человеку. Ягоды рябины используют для приготовления варенья и прочих продуктов. Ее плодами охотно лакомятся дрозды, свиристели, сойки и лесные куницы.

Пихта сибирская Ábies sibírica- хвойное, очень красивое дерево с темно-зеленой или синеватой кроной. Как и многие хвойные, пихта живет долго, 600-700 лет. По легенде, из древесины именно этого дерева был построен знаменитый троянский конь. Хвою, смолу, кору используют в медицине, а плодами - шишками любят лакомиться белки, сойки, кедровки и другие обитатели смешанного леса.

Методические рекомендации:

  1. Обратить внимание учащихся на количество хвоинок у хвойных растений.

  2. Почему разделили древесные растения на хвойные и лиственные.

  3. Отличительные особенности растений смешанного леса от других растений, например, лугов, полей.

  4. Предложить учащимся разделить все растения смешанного леса по ярусам.


Экскурсия 3

Тема: Осенняя экскурсия в парк

Методические приемы: прием показа.

Продолжение экскурсии: 45 мин.

Время проведения: сентябрь-октябрь.

Возраст: 8-12 лет.

Оборудование: папки для растений, коробочки для сбора семян, листьев.

Цель: Наблюдение признаков наступающей осени.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с лиственными деревьями в осенний период.

2. Развивать мышление, наблюдательность.

3.Формировать у учащихся бережное отношение к природе.

Ход экскурсии

Подготовка к экскурсии: перед экскурсией педагог проводит беседу по следующим вопросам:

  • какой парк осенью?

  • какие деревья в парке вы знаете?

  • какого цвета были листья на деревьях летом?

  • какого цвета была летом трава?

  • какое сейчас время года?

Вначале экскурсии дети наблюдают состояние погоды. Они отмечают, тепло или холодно на улице, какая облачность на небе. Затем педагог обращает внимание детей на красоту осеннего парка, отмечает разнообразие красок, показывает в траве, на дорожках опавшие листья, которые шуршат под ногами, спрашивает, какие деревья растут в парке. Он предлагает найти березу и рассказать о ней: Какого цвета ствол у березы? Какие листья у березы? Какой они формы? Какого цвета? Педагог обращает внимание детей на «сережки» у березы и говорит, что в них находятся семена, если они упадут на землю, то может вырасти новое дерево.

Педагог дает новое задание - найти тополь и ответить на вопросы: Какое дерево выше тополь или береза? У какого дерева ствол толще? У какого дерева толще ветки? Крупнее листья? Какого они цвета? (учащиеся рассматривают листья тополя и березы).

Педагог просит ответить на вопрос: черемуха дерево или кустарник? После вопроса учитель рассказывает о кустарниках, их отличии от дерева. (У дерева один ствол, у кустарника - много; у дерева ствол толстый, у кустарника тонкий; дерево высокое, а кустарник низкий).

Заострить внимание учащихся на то, какие еще кустарники растут в парке? Какие деревья? Дать задание, чтобы учащиеся назвали еще кустарники и деревья, которых нет в парке. Затем провести игру на закрепление различий деревьев и кустарников. Педагог называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Например: береза, тополь, черемуха, рябина, карагач. Объектами наблюдений могут быть и животные. Учащиеся могут увидеть насекомых (мух, жуков, пауков и т. д.), отметить, что пение птиц не такое громкое, как летом.

Методические рекомендации:

Учащимся можно предложить загадки об осени. После этого учащиеся по желанию могут собрать листья и семена тех деревьев и кустарников, с которыми они познакомились на экскурсии.

В конце экскурсии можно прочитать стихотворение об осени:

Вымостила осень на лесной тропинке

Листьями дорогу. Скоро ляжет стужа

В глушь уходят лоси, Золотая осень

Лег медведь в берлогу Землю наряжает

Листья как чаинки, Начался в колхозе

Кружит ветер в лужах. Праздник урожая.

После чтения стихотворения учитель задает вопросы:

"О каком времени года пишет автор? Какие признаки осени он называет?

Экскурсия 4


Тема: Растения суходольного луга

Методические приемы: прием показа, прием предварительного осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Возраст: 12-14 лет.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, складной метр или рулетка, лупа, лопатка, ножницы.

Цель: Знакомство учащихся со своеобразием растительного покрова

и экологическими особенностями жизни растений в условиях луга.

Задачи:

  1. Расширять знания учащихся о растениях луга.

  2. Развивать мышление, наблюдательность.

  3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход экскурсии

Сегодня наша экскурсия посвящена растениям луга. Совсем не обязательно знать «в лицо» всех обитателей луга. Однако наиболее часто встречающиеся растения мы постараемся запомнить.

Давайте рассмотрим экологические особенности существования растения в условиях лугов. Рассмотрим, какие экологические условия луга зависят от его месторасположения.

Давайте, ребята выберем место, с которого можно увидеть весь луг и прилегающие к нему лесные, водные и другие экосистемы. На основании всех данных и личных наблюдений сделаем вывод о происхождении и типе луга. В видовой состав луга могут входить следующие растения:

Чина луговая Láthyrus praténsis - многолетнее растение семейства бобовых. Высота колеблется от 30 см до метра в зависимости от условий освещенности и богатства почвы. У чины лазающий четырехгранный ветвящийся стебель с легким опушением, В период цветения, которое продолжается с июня по август, растения чины легко обнаружить по желтым не пахнущим цветкам, собранным в небольшие кисти.

Горошек мышиный Vícia crácca - также относится к многолетним растениям семейства бобовых. Высота его колеблется от 30 см до метра и обусловлена комплексом экологических условий в месте обитания. Период цветения продолжается все лето. Сине-фиолетовые цветки горошка собраны в многоцветковые кисти на длинных цветоносах.

Овсяница луговая Festuca pratensis - многолетний злак до 1,5 м высотой, который используют не только как кормовое, но и как газонное растение. Овсяница - обычный вид на лугах с хорошим увлажнением.

Тимофеевка луговая Phléum pratense L- род однолетних или многолетних трав семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae), широко распространённых в Евразии и Африке, интродуцированных за океаном в Америке и Австралии. Тимофеевка луговая влаголюбива, но избыточное увлажнение не переносит. Засухоустойчивость невысокая. Очень зимостойка и холодостойка.

Методические рекомендации:


  1. Предложить учащимся записать внешние признаки луговых растений, сделать зарисовку.

  2. Какое хозяйственное значение имеют растения луга.

  3. Обратить внимание учащихся на корневую систему луговых растений и почву где они произрастают. Определить взаимосвязь почвы и лугового растения.



Экскурсия 5

Тема: Ядовитые растения

Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: май-август

Возраст: 10-12 лет.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаши, фотоаппарат,

складной метр или рулетка.

Цель: Знакомство учащихся с ядовитыми растениями Кемеровской

области.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.

  2. Развивать наблюдательность во время экскурсии.

  3. Показать актуальность изучения ядовитых растений.


Ход экскурсии

Как известно, ядовитость универсальное, широко распространенное явление в живой природе. Ядовиты очень многие растения. Но нужно взять во внимание, что целый ряд растений относится к редким и исчезающим видам, и нуждается в охране. В тоже время учитывается, что многие яды растений обладают высокой токсичностью и представляют реальную опасность для человека и домашних животных. При этом в ряд ядовитых растений попадает сравнительно большое количество растений, относящихся к лекарственным.

Растительные токсины могут концентрироваться, как во всех частях растений, так и в специализированных органах. Ядовитые растения являются причиной большинства случаев отравления человека и животных. При этом особенно следует выделить отравление детей, поедающих привлекательные плоды, сочные корешки, луковицы, стебли.

Это обстоятельство ставит вопрос о проведении широкой разъяснительной работы среди населения и особенно детей.

Экскурсия проводится или в парке, или в лесополосе. Педагог предлагает подойти к находящимся на территории ядовитым растениям. Заостряет внимание ребят на том, что трогать руками, нюхать нельзя. Рассказывает о внешнем виде и отличительных чертах данного растения. Так же опасно долго находиться вблизи цветущего растения (устраивать пикник, играть и т.д.). Ни в коем случаи нельзя есть их плоды. И, тем не менее, ядовитые растения являются лекарственными. Содержащиеся в них токсические вещества (азотистые соединения, смолы, углеводороды и т. д.) в малых дозах могут оказывать целебное действие. Но не стоит обольщаться. У этих растений могут быть ядовиты как все части растения (вороний глаз), так и их отдельные органы (чемерица Лобеля).

Ядовитые растения могут быть травянистыми, кустарниками, деревьями.

1.Волчье лыко Dáphne mezéreum - кустарник, цветет в марте - апреле до появления листьев, плоды созревают в июне - августе. Ядовиты все части, особенно ягоды. Симптомы: судороги, кровавый понос, может привести к смерти.

2. Вороний глаз Paris quadrifolia L - травянистое растение. Плод - ягода. Растение имеет характерный вид, его трудно спутать с другими. Ядовито все растение.

3. Вех ядовитый Cicuta virosa L. -растет в заболоченных местах. Цветет с июня по сентябрь. Сильно ядовитое растение. Особенно опасны корневища. Отравление наступает быстро, в течение одного часа. Симптомы: судороги, головокружение, сонливость, затрудненное дыхание, что может привести к смерти.

4. Чистотел большой Chelidonium мajus - травянистое растение, при сломе выделяет оранжевый сок. Ядовиты все части растения.

5. Дурман обыкновенный Datūra stramoniumi - Растение с неприятным запахом, ядовито все растение.

6. Ландыш майский Convallaria majalis L.- травянистое растение. Цветет май-июнь. Цветки очень приятно пахнут, на цветочной стрелке расположена однобокая кисть, с белоснежными колокольчиками, которые на краях имеют зубцы. Плод является сочной красной ягодой, которая содержит до девяти семян. Цвести начинает в конце апреля, заканчивает в начале лета. Ядовиты плоды (ягода), надземная часть.

Вьюнок полевой Convōlvulus arvēnsis - многолетнее травянистое растение из семейства вьюнковых. Широко распространен в Европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Во всех частях вьюнка обнаружено смолистое вещество глюкозидного типа - конвальвулин, являющийся сильным ядом, вызывающим тошноту, рвоту, жжение во рту и носоглотке, боли в животе и понос, обезвоживание организма.

Методические рекомендации:

В заключение экскурсии учащимися обязательно рассказывается о первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

  • Промывание желудка раствором перманганатом калия или водной смесью активированного угля.

  • Обильное питье.

* При необходимости - искусственное дыхание.

Игровые моменты:

  1. Растение находится на своем месте. Экскурсовод предлагает кому-либо из ребят выбрать одно ядовитое растение на местности и описать его так, чтобы другие его узнали, не срывая и не трогая его.

  2. Учащимся предлагается разбиться на группы. Одна из групп предлагает другой группе ребят назвать ядовитое растение, симптомы отравления, оказать первую помощь.

Экскурсия 6

Тема: Лекарственные растения


Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: май-август.

Возраст: 12-14 лет.

Оборудование: сетки для гербария, дневники наблюдений, карандаши,

сантиметр, лопатку для выкапывания.

Цель: Знакомство учащихся с лекарственными растениями своего

края.

Задачи:

  1. Дополнить знания детей о лекарственных растениях лесной зоны.

2. Научить в ходе экскурсии, учащихся различать по внешнему виду лекарственные растения.

3. Формировать ответственное отношение к природным объектам.

Ход экскурсии

Лечение лекарственными травами всегда привлекало к себе внимание человека. Когда мы гуляем по лесу, по полю, лугу, вокруг реки, нас постоянно окружает растительный мир. Каждое из растущих видов растений обладает лечебными свойствами. Собирая и правильно делая обработку лекарственного сырья, мы можем получить лекарство от той или иной болезни. Необходимым условием для этого служат знания о лечебных свойствах каждого растения индивидуально.

Мать и мачеха Tussilago farfara L. - многолетнее травянистое растение с ползучим длинным корневищем, от которого отходят ранней весной стебли с корзинками желтых цветков на концах. Цветоносные стебли покрыты паутинистым пушком и пленчатыми, узкими, чешуйчатыми буроватыми листьями. Растение обладает противовоспалительным действием, усиливающим секрецию бронхиальных желез, оказывает смягчающие, антисептические, отхаркивающие, спазмолитическое и потогонные действие;

Земляника лесная Fragária vésca - хорошо известное многолетнее растение. Растет в лесах между кустарниками, на лесных полянах. Цветет в мае-июне, плоды созревают в июне-июле. Земляника является одной из первых ягод, которой пользовалось человечество, и которую применяли многие народы с лечебной целью. Используется для лечения печеночных и почечных камней, улучшает аппетит, противовоспалительное.

Кровохлебка лекарственная Sanguisórba officinális Распространена по всей территории страны. Растет в зарослях кустарников, на опушках, заливных лугах. Используют корневища с корнями. Экстракт из корней при местном применении обладает противовоспалительным свойством. Широко применяют в виде отваров для лечения головных болей, ангины и при различных кровотечениях.

Пижма обыкновенная Tanacétum vulgáre - многолетнее растение с прямостоячим стеблем и листьями, при растирании пахучими. Цветки желтые, мелкие, собранные в корзинки. Используют цветочные корзинки. Соцветия в виде порошков или водных настоев применяют при заболевании печени, гастрите, как антисептическое.

Тысячелистник обыкновенный Achilléa millefólium - многолетнее растение, медонос. Цветет с июня по сентябрь. Растение собирают в период цветения. Запах своеобразный, ароматный, вкус горький, вяжущий. Применяют растение как кровоостанавливающее, при гастритах, как обезболивающее и успокаивающее.

Крапива двудомная Urtica dioica L - многолетнее жгучее травянистое растение высотой 30-150 см с прямостоячими, четырехгранными, покрытыми жесткими волосками стеблями. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетовидные. Цветки зеленоватые, мелкие, однополые, с простым околоцветником, собраны в ветвистые колосовидные соцветия, сидящие в пазухах верхних листьев. Плоды - яйцевидные орешки. Цветет в июне - сентябре Препараты из листьев крапивы двудомной обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным действием, эстрогенными свойствами.

Подорожник большой Plantago major L. - многолетнее травянистое растение из семейства подорожниковых высотой до 35 см с вертикальным коротким корневищем и многочисленными мочковатыми нитевидными корнями. Листья яйцевидные или широкоовальные, цельнокрайние, длинночерешковые, собраны в прикорневую розетку, из которой выходят одна или несколько цветочных стрелок. Цветки невзрачные, буроватые, пленчатые в густом колосовидном соцветии.

Отвар из листьев подорожника назначают при бронхите, туберкулёзе лёгких, коклюше и других заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся выделением густого секрета, острых желудочно-кишечных заболеваниях (энтерите, энтероколите), острых и хронических колитах и хронических нефритах.

Методические рекомендации:

Задания на закрепление:

  • разбить на микрогруппы на территории лесной зоны и попытаться обнаружить лекарственные растения, описанные выше педагогом.

  • одна из групп задает другой группе наводящие вопросы о внешнем виде, какого-либо из лекарственных растений. Нужно его отыскать.

Экскурсия 7

Тема: Птицы смешанного леса

Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: в течении года

Возраст: 10-14 лет.

Оборудование: блокнот, карандаш, рулетка, фотоаппарат, бинокль.

Цель: Знакомство с видовым разнообразием птиц, определение их

численности на обследуемой территории.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц

различных видов.

2.Развивать наблюдательность во время экскурсии.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход экскурсии

Птицы - наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных. Они отличаются сложным разнообразным поведением. Значение птиц в природе велико, они поедают вредителей сельского и лесного хозяйства, разносят семена. Давайте зададим себе вопрос. Какие птицы обитают в лесу? (синица, зяблик, трясогузка, овсянка, зеленушка, славка и другие). Попытаться вместе с учащимися по определителю их определить. На каком дереве они предпочитают строить гнезда? Встречаются в лесах и хищные птицы. Каких хищных птиц вы знаете? Какие из них являются дневными хищниками, а какие ночными? Каково их значение?

Трясогузка Motacilla alba - окраска ее оперения и гнезда сливается с окружающей средой, делает ее незаметной. Хвост у нее буро-черный, с белыми полосками по бокам.

Дятел пестрый большой Dendrocopos major- в лесах смешанного типа можно часто увидеть и услышать санитара леса - дятла. Почему его называют санитаром леса? Какое влияние оказывают дятлы на жизнь других обитателей лесного сообщества (дятлы гнездятся в дуплах, которые обычно повторно не используют, поэтому их дупло занимают другие дуплогнездники).

Щегол Carduelis carduelis - размер воробья, длина тела составляет примерно 12 см, вес около 20 г. У взрослых птиц яркая окраска, хотя верх головы, хвост и крылья черные. Лоб, щеки, брюшко и надхвостье белого цвета. Вокруг клюва расположено широкое красное кольцо, на крыльях присутствует поперечная ярко-желтая полоса. Молодые представители этого вида без красного кольца, у них продольные мелкие пестринки на груди и спине. Отличить самку от самца бывает довольно сложно, хотя при внимательном рассмотрении видно, что самка щегла имеет более тусклое оперение и меньше по размеру. Разнообразное пение щеглов состоит из более чем 20 вариантов громких трелей и жизнерадостного звонкого «пить-пиль-пить».

Кедровка (ореховка) Nucifraga caryocatactes - Основной пищей ореховки служат семена кедровой сосны, ели и насекомые. Она поедает и семена различных других растений, птенцов и яйца мелких птиц, ящериц, лягушек. Интересной биологической особенностью кедровок является массовая миграция, вызываемая неурожаем кормов. В годы с хорошим урожаем семян хвойных деревьев сезонные кочевки кедровок небольшие и носят местный характер. При неурожае кедровых орехов в одних местах птицы перемещаются в другие, где есть урожай. Замечательна и другая черта этой птицы - заготовка на зиму кормов. Кладовые из кедровых орешков она устраивает на земле, подо мхом, лишайниками, в каменных россыпях, под корой и в дуплах деревьев. В нем находили до 120 орешков кедра. Часть запасов кедровки не используют, семена в них прорастают. Тем самым ореховка играет большую роль в расселении кедровой сосны. Возобновление кедровой сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы. Полезна она и истреблением вредных для леса насекомых.

Славка завирушка Sylvia curruca- род птиц семейства славковых отряда воробьиных. Длина тела 12-15 см. В окраске у славки сочетаются серый, белый, чёрный и рыжеватый тона. У некоторых видов самцы славки окрашены иначе, чем самки. Насчитывается 17 видов славок. Гнёзда у славки открытые, на кустах. В кладке обычно 4-5 пятнистых яиц. Насиживают 10-15 суток. Питаются славки насекомыми, пауками, ягодами. Некоторые славки (славка-черноголовка, певчая славка и ряд других) хорошо поют.

Кукушка обыкновенная Cuculus canorus - Птицы средних размеров. Характерен довольно длинный хвост и крылья. Ноги короткие, удлинённые перья. Клюв небольшой, выпуклый по хребту надклювья. Окраска сверху темно-серая или рыжая, снизу и по бокам светлая с хорошо заметными тёмными поперечными полосками. В полете полосатость видна снизу и на внутренней поверхности крыльев. Голос самца - многократно повторяющийся слог «ку-ку».

Кобчик Falco vespertinus - Мелкий сокол, длина птицы 28-33 см, длина крыла 23-35 см, размах крыльев 65--77 см. Клюв короткий, относительно слабый. Самец тёмно-сизый (почти чёрный) с кирпично-красным низом брюха, подхвостьем и «штанами». Самка охристая с серыми с поперечной полоской спиной, крыльями и хвостом, продольными пестринками на брюхе, чёрными усами.

Методические рекомендации:

По окончанию экскурсии, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие виды птиц можно встретить в лесу смешанного типа?

  2. Места наиболее частых встреч с птицами того или иного вида?

3. Поведение встречаемых птиц (кормятся, перемещаются по воздуху, издают звуки, отдыхают)?

4. Число встреченных птиц: одиночные или стайки?

5. Выводы о видовом составе, численности и особенностям распространения птиц?

Экскурсия 8


Тема: Зимующие птицы Кузбасса

Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: декабрь-февраль

Возраст: 10-12 лет.

Оборудование: блокнот, карандаш, рулетка, фотоаппарат, бинокль.

Цель: Знакомство учащихся с зимующими птицами Кемеровской

области.

Задачи:

  1. Дополнить знания детей о зимующих птицах

2. Развивать исследовательские навыки учащихся во время экскурсии.

3. Воспитывать чувство сопереживания к пернатым друзьям в зимний

период.

Ход экскурсии

Среда, в которой существуют птицы, постоянно изменяется. Среди этих изменений особенно значительны и заметны сезонные колебания климата. Под влиянием этих колебаний в процессе исторического развития у птиц возникли различные приспособления к успешному существованию. У каждого вида сложился определенный специфичный для него годовой цикл жизни: размножение, линька, зимовка и т.д. Одни виды птиц (например, один из видов аистов) перелетают из северного полушария в южный. Другие виды птиц, которые, гнездятся в южном полушарии, улетают зимовать в северное полушарие. К некоторым из птиц, которые зимуют в зоне холодных зим. относятся: воробей, свиристель, снегирь, синица, клест-еловик.

Воробей домовой Passer domesticus

Класс: Птиц

Отряд: Воробьиные

Вид: Домовой воробей

Одна из самых известных птиц, живущая по соседству с человеком. Длина тела до 16 см, масса 23-35 г. Общая окраска оперения у воробья коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.

Воробей полевой Passer montanus

Класс: Птиц

Отряд: Воробьиные

Вид: Полевой воробей

Широко распространённая птица семейства воробьиных, близкий родственник обитателя городов домового воробья. В отличие от последнего, в меньшей степени зависим от человека. Встречается на окраинах населённых пунктов. Несколько мельче домового воробья, отличается от него в первую очередь коричневой шапочкой на голове, отчётливыми чёрными пятнами на белых щеках, значительно меньшим по размеру чёрным «нагрудником» на горле и воротничком белых перьев по бокам шеи

Синица большая Parus major

Класс: Птиц

Отряд: Воробьиные

Вид: Синица большая

Самая крупная из синиц. Грудь и брюшко, желтые с широкой черной полосой посередине. Спина зеленого цвета. «Песня» - звонкая, мелодичная. Населяет различные типы лесов, часто поселяется в населенных пунктах. Устраивает гнезда в дуплах деревьев, искусственных гнездовьях. В гнездовой период часто объединяется в крупные стайки.

Снегирь Pyrrhula pyrrhula

Класс: Птицы

Отряд: Воробьиные

Вид: Снегирь

Еще наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Самцы с черной шапкой на голове, серо-голубой спинкой, черными крыльями и широким белым подхвостьем, и черным хвостом. У самок верхняя часть темно-серая. Нижняя красновато-серая. До зимы снегири держатся в основном парами, а зимой стаями. Питаются эти птицы почками, ягодами, семенами. Толстым клювом они разгрызают семена ягод или небольшие орешки. Из ягод выбирают семена, а мякоть выбрасывают. Снегири обитают в хвойных и смешанных лесах с богатыми подлесками, в садах и парках. Гнезда строят из веток, мха, перьев.

Свиристель обыкновенный Bombycilla garrulus

Класс: Птицы

Отряд: Воробьиные

Вид: Свиристель

Со свистом перелетая с дерева на дерево, кочует стая свиристелей. В стае на момент зимовки может быть до 50 особей. Голубовато - серое оперение, горлышко черное, на голове хохолок, крылья желто-красные, хвост оканчивается желтой полосой. Питаются птицы плодами и ягодами. Питаются свиристели в светлых хвойных и березовых лесах.



Клест-еловик Loxia curvirostra Linnaeus

Класс: Птицы

Отряд: Воробьиные

Вид: Клест-еловик

Люди называют клеста - еловика попугаем хвойных лесов. На деревьях он ведет себя очень ловко: повиснет вниз головой, держась за шишку, иногда откусывает ее и уносит на другое дерево, не вытаскивая семян. Голос у него громкий. На земле птица передвигается неуклюже и с трудом. В отличие от всех других птиц, клест выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Учитывая холодное время года, клест строит свое гнездо основательно. Его стенки достигают 3 см. Гнездо всегда находится высоко на хвойных деревьях. Строит его только самка из веточек хвойных пород, мха, лишайника. Самец сопровождает самку, когда она собирает строительный материал. В гнезде обычно появляются 3-4 зеленоватых яйца. Выкармливают они своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами.

Методические рекомендации:

По окончанию экскурсии, учащимся предлагается домашнее задание: изготовить кормушку, составить листовку «Помоги, зимующим птицам» и приготовить подкормку с учетом особенностей питания зимующих птиц.


Экскурсия 9

Тема: Обитатели береговой зоны

Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: июнь-август.

Возраст: 10-14 лет.

Оборудование: дневник наблюдений, карандаш, складной метр,

водный сачок, банки и кюветы

Цель: Знакомство учащихся с видовым разнообразием растений и

животных береговой зоны водоема.

Задачи:

1. Показать основных представителей береговой зоны.

  1. Развивать исследовательские навыки учащихся через экскурсию.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе своего края.

Ход экскурсии

Обитатели пресноводных водоемов различаются не только по видовому составу, но и по принадлежностям к разным экологическим группам. Среди обитателей водной среды выделяются несколько отличных друг от друга жизненных форм:

  1. обитатели прибрежной зоны;

  2. обитатели дна водоема;

  3. обитатели водной поверхности.

Всех учащихся нужно разделить на группы. Каждая группа должна разместиться на расстоянии друг от друга, иначе потревоженные животные-обитатели береговой зоны могут уйти в глубь берега или спрятаться в водоеме. Для извлечения обитателей водоема необходимо опустить сачок ребром обруча в воду и сделать несколько шагов вдоль берега. Затем сачок слегка приподнять над водой, располагая обруч горизонтально, отверстием мешка вверх. Содержимое сачка аккуратно перенести в наполненную водой емкость. Также с детьми рассматривается условие существования растений на берегу водоема. Отмечается избыточное увлажнение, регулярное затопление.1 достаточное освещение и адаптация растений (сильное развитие воздушной ткани в стеблях корнях, преобладание вегетативного размножения и т.д.).

Животные:

1. Стрекозы Libellulidae - обитают по берегам водоемов, в хорошую погоду их можно увидеть над водой. Их чаще всего можно увидеть на водных растениях в стоячей или медленно текучей воде. Яйца стрекозы откладывают в ткани водных растений или прямо в воду. Основная пища личинок - дафнии, личинки комаров и другие. Через несколько линек из личинок вылупляются молодые стрекозы.

  1. Большая водомерка Gerridae - тело насекомого до 2 см. в длину, узкое вытянутое, покрыто волосками сверху и снизу.

  2. Вертячка - пловец Gyrinus - черный жук, боковые части надкрылий желтые. Живет в стоячих и медленно текущих водоемах. Стайки жуков быстро плавают по поверхности воды кругами, при опасности ныряют в воду. Передние ноги вертячек длинные. Они служат для захвата добычи и ее удержания. Средние и задние ноги короткие, похожи на ласты, служат для плавания. Питаются жуки живыми и мертвыми животными останками, в основном насекомыми.

Утки Anatidae - распространены утки широко, в России более 30 видов. Это водоплавающие птицы. Самец утки называется селезень, отличается от самки. Селезень не имеет пестрины совсем либо только на небольших участках. Основной окрас бурый, серый и черный. Голова и шея имеют темно-зеленую окраску, на солнце отливает фиолетово-синим цветом. Лапы птицы имеют яркий оранжевый цвет. Утки - это птицы средних и небольших размеров с относительно короткой шеей.

Растения:

  1. Сусак зонтичный Bútomus umbellátus - растение до 1,5 метра высотой с мечевидными листьями. Сусак зонтичный растет в канавах и по берегам водоемов, на илистых, иногда песчаных почвах. Цветет розовыми цветками с июня по август.

  2. Камыш озерный Scirpus lacustris - можно встретить на мелководьях рек, озер, прудов. Корневище длинное, стелющееся по илистому дну. Цветение начинается в мае и может продолжиться до середины июля.

  3. Ряска малая Lemna minor - растение представлено маленькими зелеными листочками листовидной формы. От основания отходит один или много неветвящихся корешков, плавающих в воде. Ряски - индикаторы чистой воды. Большое скопление этого растения на поверхности свидетельствует о загрязнения водоема. Расселению ряски способствуют водоплавающие птицы, которые переносят их из одного водоема в другой.

  4. Тростник обыкновенный Phrágmites austráli - многолетний злак, достигающий высоты 4 метра. Растет по заболоченным берегам рек, озер, прудов. Имеет длинное корневище.

  5. Кубышка желтая Nuphar lutea - поверхность листовой пластинки у кубышки покрыта слоем жироподобного вещества, от чего она становится глянцевой и плохо смачивается водой. Кубышка желтая имеет очень длинное корневище, которым она цепляется за дно. Тоже является индикатором чистоты водоема.

Методические рекомендации:

  1. При проведении экскурсии, с учащимися провести инструктаж по Т.Б о нахождении в близи водоемов.

  2. Определить по обитателям береговой зоны экологическое состояние водоема.

  3. Предложить учащимся сформулировать тему исследовательской или проектной деятельности, исходя из наблюдений за обитателями береговой зоны и экологического состояния водоема.

Экскурсия 10

Тема: «Почва как среда обитания организмов»


Методические приемы: прием показа, прием предварительного

осмотра.

Продолжение экскурсии: 1 час.

Время проведения: май-сентябрь

Возраст: 12-14 лет.

Оборудование: лопаты, копалки, целлофановые мешки, определитель

беспозвоночных животных, карандаши, блокноты

Цель: Знакомство учащихся с почвой как средой обитания организмов,

с многообразием ее обитателей.

Задачи:

  1. Дополнить знания учащихся о многообразии обитателей почвы, с их признаками приспособленности.

2. Развивать у учащихся наблюдательность, умение анализировать.

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к обитателям почвы.

Ход экскурсии

Из курса природоведения, зоологии, учащиеся знают, что почва - это система, которая представлена элементами живой и неживой природы. Педагог акцентирует внимание на то, что представители почвенной фауны ведут скрытый образ жизни, и поэтому для их добычи могут быть использованы следующие методы:

- копание ям;

- рыхление и перекопка поверхностных слоев почвы лопатой;

- выкапывание отдельных растений с корнем для обнаружения животных, живущих около корней;

- осмотр почвы на откосах у берегов рек, оврагов, склонов.

Рассказ педагога сопровождается демонстрацией всех приемов. При этом подчеркивается необходимость бережного отношения к осматриваемым животным и недопустимости их гибели во время отлова при наблюдении. Затем учащимся предлагается исследовать участки сильно и малоуплотненной почвы одним из предложенных способов:

  • копание ямы 25 на 25 см;

  • перекопка участка почвы размеров 50x50;

  • подкапывание корней одного хвойного и одного лиственного дерева.

В ходе выполнения заданий, учащиеся под руководством педагога выделяют различные группы организмов, встречающихся в почве. Беспозвоночные животные могут подразделяться на следующие группы:

  • животные, проводящие в почве большую часть жизни;

  • животные, определенная стадия развития которых проходит в почве;

животные, устраивающие в почве свои жилища.

О насыщенности почвы животными, учащиеся могут судить по следам их жизнедеятельности.

Приспособленность животных разных групп к условиям жизни в почве

учащиеся выявляют в ходе работы в группах (по 3 человека).

Дождевой червь Lumbricus terrestris - Дождевые черви рыхлят почву, проникая в отличие от других почвенных организмов, способных проживать лишь в одном почвенном слое, в разные слои почвы. Через проделанные червями отверстия к корням растений проникают воздух и вода. Дождевые черви способствуют обогащению почвы кислородом, что предотвращает процессы гниения органического материала.

Щелкун полевой Elateridae sputator L- Лучшей средой их обитания являются кислые почвы, которые можно сделать слабокислыми высадкой бобовых. Общая форма тела щелкунов удлиненная, более или менее приплюснутая. Усики 11 -12-члениковые, пильчатые, зубчатые или гребенчатые.

Медведка обыкновенная - Gryllotalpa gryllotalpa -насекомое из семейства сверчковых Брюшко пример нов 3 раза больше головогруди, мягкое, веретенообразной формы, диаметром у взрослых особей около 1 см. На голове хорошо заметны два больших сложных глаза, длинные усы-антенны и две пары щупалец.

Методические рекомендации:

1.Предлагается учащимся выполнить задания следующего содержания.

Задание №1.

Название животного

Название группы животных

Местообитание

Признаки приспособленности

Примечание


Задание №2

  • Соберите животных каждой из названных групп и определите их название. Для каждой группы отметьте черты приспособленности к обитанию в почве.

  • Данные наблюдения занесите в таблицу.

  • Более подробно рассмотрите дождевого червя

  • Почему дождевые черви свободно передвигаются в почве?

  • Тело дождевого червя несет щетинки. Какое значение они имеют?

  • Обратить внимание на окраску дождевого червя. Какое значение оно имеет?

По окончанию экскурсии, учащиеся делают выводы о некоторых чертах приспособленности животных, обитающих в почве, их многообразии и жизнедеятельности.

Заключение


Экскурсия - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне учреждения. Экскурсия включается в систему занятий и является важной частью учебного процесса.

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно повысить, познать и углубить полученные на занятиях знания, превратить их в стойкие убеждения.

Методические рекомендации «Экскурсии для школьников по биологии и экологии» имеют практическую значимость, так как предлагаемые экскурсии организованы с выходом в природу, где учащиеся смогут увидеть и ощутить весь мир не теоретически, а именно практически. Это помогает воспитывать интерес к окружающему миру, желание к учебной деятельности, развивать наблюдательность, творческий потенциал и умения работать в команде.

Предлагаемый методический материал интересен для практиков, актуален в связи с реализацией методов проектной и исследовательской деятельности с учащимися в образовании. Все экскурсии прошли апробирование с учащимися по дополнительной общеразвивающей программе «Лесная школа». Во время экскурсий, как уже говорилось, можно проводить не только настоящие исследования, а также мини исследования и проекты.

Методические рекомендации «Экскурсии для школьников по биологии и экологии» составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, безусловно, интересен, реалистичен и будет результативен при их использовании образовательном процессе.

Список используемой и рекомендуемой литературы


  1. Белянкин, А.Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области [Текст]/ авт.-сост.: А.Ф.Белянкин. - Екатеринбург: Академиздат. 2010. - С. 14-43

  2. Боголюбов, А.С. Методическое пособие: Правила поведения в природе [Текст]/ авт.-сост:А.С.Боголюбов. - М: «Экосистема», 2004. - 420с.

  3. Васильченко, А.А. Птицы Кемеровской области [Текст]/авт.-сост.: А.А. Васильченко. - Кемерово: Кузбассиздат, 2014. - 488с.

  4. Вахтеров, В.Т. Внешкольное образование народа. [Текст]/ авт.-сост.: В.Т. Вахтеров. - М., 1896. С.159.

  5. Жизнь растений. Травянистые растения. Т.6. - Москва: ООО «Мир книги», 2012. - 192с. (Большая энциклопедия природы).

  6. Жизнь природы. Древесные и кустарниковые растения. Т.5. - Москва: ООО «Мир книги», 2013, - 197с.

  7. Михеев, А.В. Перелеты птиц [Текст]/ авт.-сост.: А.В. Михеев. - Москва: «Лесная промышленность», 2011. -2014с.

  8. Марина, А.В. Почва как среда обитания [Текст]/авт.-сост.: А.В. Марина // Биология в школе. - 2011.- №8.- С. 32-35

  9. Скляревский, Л.Я. Ядовитые растения [Текст]/авт.-сост.: Л.Я. Скляревский. - Москва: «Медицина», 2006. - 187с.

10.Токин, Б.П. Целебные яды растений [Текст]/авт.-сост.: Б.П. Токин. - Ленинград: Издательство ЛГУ, 2015. - 128с.

11.Теплов, Д.Л. Обитатели поверхностного водоема[Текст] /авт. - сост:Д.Л. Теплов// Биологи в школе. - 2010.- №7.- С. 61-65

12.Теплов, Д.Л. Обитатели береговой зоны[Текст]/ авт.-сост.: Д.Л. Теплов// Биология в школе. - 2010.- №2.-С. 62-65

13.Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики[Текст]/авт.-сост.: К.Д.Ушинский. - М: Дрофа, 2005. -155с.

16


© 2010-2022