• Преподавателю
  • Биология
  • Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока»

Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока».

Кириченко Ирина Георгиевна,

Учитель биологии ШЛ №1, г. Костанай,

«Отличник образования РК».

Раб тел. 56-77-28, дом. 50 -95-70

[email protected]

Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве, спорте. Современный этап развития общеобразовательной школы связан с решением проблемы создания условий для повышения интеллектуального уровня учащихся и реализации их познавательного творческого потенциала. Значимость данной проблемы усиливается ввиду того, что образование является одним из важнейших элементов социальной инфраструктуры, а школа, как его базовое звено, закладывает основы культурно-образовательного потенциала страны и вносит свой вклад в развитие национальной интеллигенции. Практика последних лет работы с одаренными детьми показывает, что среди множества направлений совершенствования системы казахстанского образования одной из самых важных является обучение и развитие талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети - высочайший потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие нашей родины в будущем, именно они становятся передовым авангардом отечественной и международной элиты уже сегодня. В связи с этим в Казахстане в последние годы активизировалась работа по стимулированию образованности личности, поддержке и развитию одаренных детей как основы наращивания интеллектуального и творческого потенциала страны. Создана государственная программа «Дарын», обеспечивающая государственную поддержку и социальную защиту одаренных детей и молодежи. Она включает в себя различные формы работы с семьей, детскими дошкольными учреждениями, средними, высшими учебными заведениями, послевузовское образование.

Роль творческого потенциала человека в ходе становления личности и в процессе ее самореализации трудно переоценить. От образованности личности во многом зависит жизненная успешность человека. Анализ научных исследований показывает, что творческую активность учащихся можно стимулировать путем создания специальных условий в процессе обучения, которые позволят развивать субъектные проявления личности, лежащие в основе активного творческого отношения к познаваемому, в учебном процессе.

Мониторинг современных психолого-педагогических исследований позволяет заключить, что творческая активность учащихся, характеризуется созидательной, продуктивной направленностью их деятельности.

Современные педагогические технологии направлены на развитие и проявление различных сторон творческого потенциала учащихся: стимулирование их учебно-познавательной мотивации и познавательного интереса, выбор вариативных творческих заданий, разрешение проблемных ситуаций, использование субъектного опыта, инициацию субъект - субъектных отношений на уроках, расширение сферы проявления их творческой активности.

Заинтересованные педагоги используют обширный арсенал технологий, средств, приемов, развивающих личность и творчество.

Однако зачастую эти возможности не реализуются как система. Между тем, успешность стимулирования образованности учащихся достигается в том случае, если рассматриваемые возможности осуществляются на уроках, факультативах, курсах по выбору и внеурочной деятельности в системном единстве.

Стимулирование образованности личности предстает как особая стратегия деятельности учителя. Она включает индивидуальную ориентированность образовательного процесса, проектирование нестандартных форм организации обучения, нестандартную (проблемную) интерпретацию учебного материала, уникальные приемы преподавания и общения, свойственные учителю-мастеру, который влияет на процесс превращения потенциально одаренного ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой.

Современная школа позволяет создать особую среду, в которой ребенок формирует определенные способности к собственному развитию, позволяет ученику занять позицию человека, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию. Чем шире у ребенка круг возможностей для самовыражения, тем реальнее осуществление программы его личностного и индивидуального развития.

Актуальность работы по поддержке и развитию одаренных детей обуславливается необходимостью создания условий для осуществления идеи приоритета личности в школьном образовании. Многопланово и толкование понятия «одаренность». Так, одни рассматривают одаренность как «некую исключительность», другие как «потенциальный дар, имеющийся у каждого». Поэтому цель школы - развитие креативности личности, которая проявляет свою жизненную энергию и активность вне зависимости от условий, т.к. ребенок, получивший в дар яркие способности, может, как обратить их в фундамент творчества, так и разменять их с возрастом.

Многие школы используют следующую модель:

  • разработка и внедрение целостной системы педагогического управления деятельностью школьного коллектива, направленная на развитие одаренности и образованности личности;

  • деятельность педагогического коллектива строится на основе системного, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного, парадигмального подходов, которые обеспечивают системность, координацию деятельности всех подструктур школы в развитии детской одаренности;

  • включение учащихся в разнообразные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов, способствует формированию школьников как субъектов собственного развития.

Рассматривая одаренность как сложное и многомерное явление, на уровне школьного образования, должны быть, созданы наиболее благоприятные условия для «стимулирования образованности личности и одаренности детей». Они должны коснуться, как содержательной, так и процессуальной сторон обучения и воспитания одаренных детей в школе, в Вузе, внешкольных организациях.

Проблема развития детской одарённости в Республике Казахстан решается на государственном уровне. В Законе РК «Об образовании», в качестве главного принципа государственной политики в области образования выделяется «стимулирование образованности личности и развитие одарённости».

Государством и МОН РК ведется активная работа по выявлению, поддержке и обучению одаренных детей. На сегодня в Казахстане функционируют 107 организаций для одаренных детей, в которых обучается более 50 тыс. учащихся, действуют экспериментальные площадки по разработке новых технологий для работы с одаренными детьми. В Костанайской области, городе Костанае ведется планомерная работа по развитию и поддержке одаренности школьников. Осмысление личных возможностей, овладение уверенностью в себе, обогащение интеллекта, обретение жизненного опыта, происходит через олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы, городские, областные, республиканские научно - практические конференции. Это несомненная заслуга городского центра «Дарын», областного центра «Костанай Дарыны», которые предоставляют возможность пробиться нашим талантам на различных уровнях. У ребят открываются новые перспективы, обозначаются ценностные приоритеты, возникает возможность получения престижного образования.

Развитие интеллектуальной одаренности школьников считается приоритетным направлением, задача школы состоит в предоставлении каждому ребенку возможности развивать свои природные способности и задатки, не только в интеллектуальной сфере.

Вопрос о развитии одаренности рассматривают многие документы: Закон РК «Об образовании», Концепция развития образования РК, Распоряжение Президента РК Н.А.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей», программа «Болашак».

Фактором биографии казахстанского образования является появление специализированных школ для одаренных детей, которые обобщенно можно именовать «школами повышенного уровня обучения». Эти организации образования реализуют образовательные программы по различным направлениям: гуманитарному, естественно - научному, техническому, эстетическому, спортивному и д.р. Существует, так называемое элитарное образование, понимается оно не просто как очень дорогое, доступное узкому слою граждан, а как высококачественное, углубленное образование для одаренной молодежи, независимо от социального положения. Это образование самого высокого уровня, единственным критерием для получения, которого являются особые способности и таланты.

Деятельность по развитию одарённости школьников в первую очередь охватывает развитие интеллектуальных способностей и дарований детей в учебном процессе. Она включает в себя педагогические меры по развитию детской одарённости: психологическое обеспечение развития одарённости, использование возможностей учебного процесса, научно - исследовательскую работу со школьниками, внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одарённости и т.д. Создание и развитие такой системы рассматривается как реализация гарантий Конституции РК на право личности, на полноценное развитие, полное раскрытие ее способностей и талантов, а общество имеет право на «отдачу» взращенного интеллекта.

Если мы признаем, что «талант - это единственная точка отсчета для общества, которое не стоит на месте…», то проблему одаренных детей необходимо рассматривать именно как проблему будущего страны. В нашем стремлении построить демократическое государство мы опираемся на убеждение, что образование и молодежь - две главные опоры будущего и основные гарантии демократии, поскольку знание делает людей свободными, а юность свободна по своей природе.

Молодые дарования большинством ученых отнесены к главным ресурсам и богатствам страны.

Наши дети имеют возможность участвовать в Международных играх: «Кенгуру», «Русский медвежонок», республиканский марафон «Ак бота», конкурс «Золотое руно», интеллектуальная викторина «Лидер 21 века», игра «Эрудит», «Умники и умницы» и многие другие.

По словам Н.Назарбаева, «В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи, а знания и творческий потенциал мышления, т.е. креативность!»

Литература:

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы;

  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании»

  3. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года;

  4. Государственные стандарты 12- летнего среднего образования;

  5. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК;

  6. Распоряжение Президента РК Н.А.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей»;

  7. Программа «Болашак».


Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока».Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока».

Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока».Статья «Стимулирование образованности личности школьников, поддержка и развитие одаренности в условиях современной школы и урока».

7


© 2010-2022