- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Атапина Н.Ю. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков
«___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г
Руководитель
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
9 класс
Учитель :Атапина Наталия Юрьевна
Балашов
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273
-
Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р « Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
3. Приказ Министерства образования РФ № 127 от 11.05.1999 г. « О проблемах и перспективах развития естественно- математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
4. Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. « об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
5.Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. « Об образовании обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
6. Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. « Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология»
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:
-
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
-
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
-
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены на странице «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Программа ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Содержание компетенций представлено в приложении.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.
Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.
Система оценивания результатов обучения по биологии
Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ.
Оцениваются следующие элементы:
• знания по предмету, указанные в программе;
• умение пользоваться биологическими терминами;
• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и её оценка;
• умение делать из пройденного материала выводы;
• умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни);
• умение самостоятельно работать с учебными материалами;
• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;
• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;
• умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;
• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;
• умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;
• умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.
1. Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия.Биологическое разнообразие вокруг нас.
2. Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа.Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа.Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы.Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (N ч)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Экскурсии.Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (12ч)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
10. Заключение (1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
· общие признаки живых организмов;
· признаки царств живой природы;
· причины и результаты эволюции;
приводить примеры
· усложнения растений и животных в процессе эволюции;
· природных и искусственных сообществ;
· изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
· наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
· строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
· деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
· обмен веществ и превращение энергии;
· роль ферментов и витаминов в организме;
· особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
· дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
· иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
· размножение, рост и развитие организмов;
· вирусы как неклеточные формы жизни;
· среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
· природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
· искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
· взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
· родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
· влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
· меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
· влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
· роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
· организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
· клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
• строение и функции клеток растений и животных;
• организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
• о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
• о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
• о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
• о клеточном строении организмов всех царств;
• о родстве и единстве органического мира;
• об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
• соблюдать правила
• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
• здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Тематический план
№
Тема раздела
Кол-во часов
лабораторные
работы
1
Введение в основы общей биологии
4
2
Основы учения о клетке
10
1
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
1
4
Основы учения о наследственности и изменчивости
11
2
5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
5
6
Происхождение жизни и развитие органического мира
5
7
Учение об эволюции
11
1
8
Происхождение человека (антропогенез)
6
9
Основы экологии
9
1
10
Повторение. Подготовка к ГИА.
3
Итого
68
6
Темы и содержание лабораторных работ:
№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;
№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»;
№3 «Решение генетических задач»;
№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»;
№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;
№6 «Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места».
Дополнительная литература для учителя
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А. и др. Биология : большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2010
-
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы.
-
Козлова Т.А., кучменкоВ.с. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: дрофа,2009.
-
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: « Аквариум», 2011
Дополнительная литература для ученика
-
Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
-
Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000./ (Сер.«Школьнику, абитуриенту, студенту»).
-
Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 2000.
-
Пономарева И.Н., Чернова Н.М., « основы общей биологии» 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 1,2.- М.: Вентана-граф,2011
Медиаресурсы:
1. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
2. Биология. 1С: Репетитор.
3 Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику.
4 Интернет- ресурсы: bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№ урока п/п | Кол-во час. | Тема урока Тип урока | Дата |
Элементы содержания | Средства наглядности | Вид контроля | Домашнее задание | ||||||
9 «А» | 9 «Б» | ||||||||||||
пл | фк | пл | фк | ||||||||||
ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 4 часа | |||||||||||||
1. | 1 | Биология - наука о живом мире Урок изучения нового материала |
|
|
|
| познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках и кратко охарактеризовать их | таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп, портрет Ж.Б. Ламарка | Повторение знаний курса « Человек», ТБ | §1, стр. 3-5 | |||
2. | 1 | Общие свойства живых организмов комбинированный |
|
|
|
| систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы | таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения; | Фронтальная беседа | §2, стр.5-8 | |||
3. | 1 | Многообразие форм живых организмов
|
|
|
|
| расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни | таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные»
| Вводное контрольное тестирование Фронтальная беседа | §3, стр.8-13 | |||
ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов | |||||||||||||
4. | 1. | Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. урок изучения нового материала; лабораторное занятие |
|
|
|
| кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте; сформировать знания о разнообразии клеток и тканей эукариотических организмов | табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток» | Фронтальная беседа | §4, стр.13-16 подготовитсообщения | |||
5. | 1. | Химический состав клетки комбинированный |
|
|
|
| познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток; показать их значение | табл. «Строение клетки» и «Содержание химических элементов в клетке», презентация | Фронтальная беседа | §5, стр.16-20 | |||
6. | 1. | Белки и нуклеиновые кислоты комбинированный |
|
|
|
| раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке - белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот | табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК», презентация | Фронтальная беседа | §6, стр.20-24 | |||
7. | 1. | Строение клетки. комбинированный
|
|
|
|
| расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму | табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты, презентация
| Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» | §7, стр.28-29 | |||
8. | 1. | Органоиды клетки и их функции комбинированный
|
|
|
|
| сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки | табл. «Строение растительной и животной клеток» | Фронтальная беседа | §8, стр.29-30,заполнить таблицу | |||
9. | 1. | Обмен веществ и энергии в клетке комбинированный
|
|
|
|
| систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке | табл. «Стадии энергетического обмена», презентация | Биологический диктант | §9, стр.30-32 | |||
10. | 1. | Биосинтез белков в живой клетке комбинированный
|
|
|
|
| сформировать знания об основном процессе метаболизма - биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка - транскрипцию и трансляцию | табл. «Биосинтез белка», презентация | Фронтальная беседа | §10, стр.32-35 | |||
11. | 1. | Биосинтез углеводов - фотосинтез комбинированный
|
|
|
|
| сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза; | табл. «Фотосинтез», презентация | Фронтальная беседа, работа с учебником | §11, стр.35-39 | |||
12. | 1. | Обеспечение клетки энергией комбинированный
|
|
|
|
| углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена | табл. «Энергетический обмен», презентация | Фронтальная беседа | §12, Стр.39-44 | |||
13. | 1. | Обобщающий урок «Подведем итоги». Тестирование урок проверки и оценки знаний |
|
|
|
| систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки | Тест (в форме ГИА) | тестирование | Работа с тестами | |||
ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов | |||||||||||||
14. | 1. | Размножение организмов Урок изучения нового материала |
|
|
|
| сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов | табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов, презентация | Фронтальная беседа | §13, стр.44-47 | |||
15. | 1. | Деление клетки. Митоз. комбинированный
|
|
|
|
| раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза
| табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты | Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» | §14, стр. 47-52, заполнить таблицу | |||
16. | 1. | Образование половых клеток. Мейоз комбинированный
|
|
|
|
| углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза
| табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера», презентация | Индивидуальный опрос | §15, стр.52-55 | |||
17. | 1. | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. комбинированный
|
|
|
|
| углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов | табл. «Периоды зародышевого развития» | Фронтальный опрос, работа по карточкам | §16, стр.55-60 | |||
18. | 1. | Обобщающий урок «Основы учения по клетке». Тестирование. урок проверки и оценки знаний |
|
|
|
| систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения | Тест | тестирование | Работа с тестами, подготов. сообщения | |||
ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов | |||||||||||||
19. | 1. | Наука генетика. Из истории развития генетики Урок изучения нового материала |
|
|
|
| познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов;
| портреты ученых-генетиков, презентация | Фронтальный опрос | §17, стр.60-61 | |||
20. | 1. | Основные понятия генетики комбинированный
|
|
|
|
| раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики | табл. «Строение и функционирование гена», презентация | Фронтальный опрос | §18, стр.61-63, подгот. к словарному диктанту | |||
21. | 1. | Генетические опыты Г.Менделя комбинированный
|
|
|
|
| раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков; раскрыть сущность первого и второго законов Менделя и дать их формулировку; | табл. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа», презентация | Фронтальный опрос, словарный диктант | §19, стр. 66-71, решение задач
| |||
22. | 1. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. комбинированный
|
|
|
|
| формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку
|
| Л/р №3 «Решение генетических задач» | §20, стр. 71-75, решение задач | |||
23. | 1. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер комбинированный
|
|
|
|
| формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов | табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера» | Решение генетических задач | §21, стр.76-78, решение задач | |||
24. | 1. | Взаимодействие аллельных и их множественное действие комбинированный
|
|
|
|
| формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов; | табл. «Взаимодействие аллельных генов» | Решение генетических задач | §22, стр.78-82, решение задач | |||
25. | 1. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом комбинированный
|
|
|
|
| познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола | табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом» | Решение генетических задач | §23, стр.82-84, решение задач | |||
26. | 1. | Наследственная (генотипическая) изменчивость комбинированный
|
|
|
|
| углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости | табл. «Мутации» | Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий» | §24-25, стр.84-92 | |||
27. | 1. | Другие типы изменчивости. комбинированный
|
|
|
|
| расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления | табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости» | Фронтальный опрос | §25, стр. 90-92 | |||
28. | 1. | Наследственные болезни человека комбинированный
|
|
|
|
| расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах |
| самоконтроль | §26, стр.92-99 | |||
29 | 1. | Обобщающий урок «Подведем итоги» урок проверки и оценки знаний |
|
|
|
| проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Тест ( в форме ГИА) | тестирование | Работа с тестами | |||
ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов | |||||||||||||
30. | 1. | Генетические основы селекции организмов урок изучения нового материала |
|
|
|
| расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов | табл. «Методы селекции», «Породы животных» | Работа с учебником | §27, стр. 105-109 подготовит сообщения | |||
31. | 1. | Особенности селекции растений комбинированный
|
|
|
|
| углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений | гербарий культурных растений; | Работа с учебником | §28, стр.109-112 подготовитсообщения | |||
32. | 1. | Центры многообразия происхождения культурных растений комбинированный
|
|
|
|
| углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции | географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений», презентация | Фронтальный опрос | §29, стр.112-116 подготовитсообщения | |||
33. | 1. | Особенности селекции животных комбинированный
|
|
|
|
| углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных | табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных | Фронтальный опрос | §30, стр.116-120 подготовитсообщения | |||
34. | 1. | Основные направления селекции микроорганизмов комбинированный
|
|
|
|
| расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов | табл. «Многообразие микроорганизмов», | Фронтальный опрос | §31, стр.120-125, подгот. сообщения | |||
ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие органического мира, 5 часов | |||||||||||||
35. | 1. | Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания урок изучения нового материала |
|
|
|
| показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни | табл. по общей биологии | Фронтальный опрос | §32, стр.125-128 | |||
36. | 1. | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Теория А. П. Опарина комбинированный
|
|
|
|
| начать формирование системы знаний о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли | табл. «Схемы возникновения протобиополимеров»презентация | Фронтальный опрос | §33, стр.128-132 | |||
37. | 1. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни комбинированный
|
|
|
|
| формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле | табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез» | Работа с учебником | §34, стр.132-135 | |||
38. | 1. | Этапы развития жизни на Земле комбинированный
|
|
|
|
| познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли и развития жизни на ней на эры и периоды | табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных» | Индивидуальная беседа | §35, стр.135-141 подготовитсообщения | |||
39. | 1. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни комбинированный
|
|
|
|
| выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни | Рисунки в учебнике | Фронтальный опрос | §35, стр.139-141, работа с тестами | |||
ТЕМА 7. Учение об эволюции, 12 часов | |||||||||||||
40. | 1. | Идеи развития органического мира в биологии комбинированный
|
|
|
|
| познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение; сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка | портреты ученых | Фронтальный опрос, заполнение таблицы | §36, стр.141-144 | |||
41. | 1. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина комбинированный
|
|
|
|
| познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции | табл. «Естественный отбор» | Фронтальный опрос | §37, стр.144-148, подгот.сообщени | |||
42. | 1. | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор комбинированный
|
|
|
|
| систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов; расширить знания о естественном отборе, его формах | табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор», «Борьба за существование, презентация | Работа по карточкам | §37, стр.144-148 подготовитсообщения | |||
43. | 1. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания комбинированный
|
|
|
|
| углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде обитания; формировать умение использовать знания закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе | табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых
| Фронтальный опрос | §37, стр.146-148 подготовитсообщения | |||
44. | 1. | Современные представления об эволюции органического мира комбинированный
|
|
|
|
| познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции | табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений, презентация | Фронтальный опрос | §38, стр.148-151 | |||
45. | 1. | Вид, его структура и особенности комбинированный
|
|
|
|
| углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида | табл. «Критерии вида», презентация | Фронтальный опрос, работа с учебником | §39, стр. 151-154 | |||
46. | 1. | Процесс образования новых видов - Видообразование комбинированный
|
|
|
|
| формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический | табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование» | Работа с рисунками, таблицами | §40, стр.154-157 | |||
47. | 1. | Макроэволюция - результат микроэволюций комбинированный
|
|
|
|
| уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидовогоэволюционного процесса | табл. «Современная система органического мира» | Работа с учебником | §41, стр.157-161
| |||
48. | 1. | Основные направления эволюции комбинированный
|
|
|
|
| охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса; | табл. «Современная система органического мира» | Фронтальный опрос | §42, стр.161-165 | |||
49 | 1. | Основные закономерности эволюции комбинированный
|
|
|
|
| закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе»; | табл. «Современная система органического мира» | . Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | §43, стр.165-171 | |||
50. | 1. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов комбинированный
|
|
|
|
| систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов | табл. «Биологический круговорот в биосфере», презентация | Индивидуальный опрос, работа с докладами | §повторить материалы главы «Учение об эволюции» | |||
ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов | |||||||||||||
51. | 1. | Место и особенности человека в системе органического мира комбинированный |
|
|
|
| формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком | табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и человекообразных обезьян» | Фронтальный опрос | Записи в тетради | |||
52. | 1 | Доказательства эволюционного происхождения человека комбинированный |
|
|
|
| познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека | табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами» | Фронтальный опрос | §44, стр.171-175 | |||
53. | 1. | Эволюция приматов. комбинированный |
|
|
|
| углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека; | табл. «Стадии эволюции человека» | Работа с карточками | §45, стр.175-179 | |||
54. | 1. | Этапы эволюции человека. комбинированный |
|
|
|
| углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека | табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди» | Фронтальный опрос | §46, стр.179-182 | |||
55. | 1. | Человеческие расы, их родство и происхождение комбинированный |
|
|
|
| углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека | табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас, презентация | Фронтальный опрос | §48, стр. 185-189 подготовитсообщения | |||
56. | 1. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли комбинированный |
|
|
|
| проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции
| табл. «Биосфера», презентация | Фронтальный опрос | §49, стр.189-195, работа с тестами | |||
ТЕМА 9. Основы экологии, 9 часов | |||||||||||||
57. | 1. | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы комбинированный |
|
|
|
| формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле | табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма | Работа с учебником по заполнению таблицы | §50, стр.195-199, заполнить таблицу | |||
58. | 1. | Законы действия факторов среды на организмы комбинированный |
|
|
|
| познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора | табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца» | Фронтальный опрос | §51, стр.199-200 | |||
59. | 1 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды комбинированный |
|
|
|
| систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа» | табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп | Фронтальный опрос | §52, стр.200-202, сообщения | |||
60. | 1. | Биотические связи в природе. комбинированный |
|
|
|
| сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами; | табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды» | Работа с таблицами, рисунками | §53, стр.202-209 | |||
61. | 1. | Популяции как форма существования видов в природе комбинированный |
|
|
|
| формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций | табл. «Биологический вид и его структура» | Фронтальный опрос | §54, стр.209-213 | |||
62 | 1 | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе комбинированный
|
|
|
|
| рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции» | табл. «Биологический вид и его структура» | Фронтальный опрос | §55, стр.213-217 | |||
63. | 1. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Смена биогеоценозов. комбинированный |
|
|
|
| углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов | табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др. | Работа с таблицами, заполнение таблицы в рабочей тетради | §56-57, стр.217-226 | |||
64. | 1. | Рациональное использование природы и ее охрана комбинированный |
|
|
|
| систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях; ознакомит с важнейшими глобальными экологическими проблемами | табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе»,презентация | Л.р. №6
| §60, стр.233-237 | |||
65 | 1 | Заключение по курсу «Основы общей экологии» Итоговое тестирование урок проверки и оценки знаний |
|
|
|
|
| Итоговый тест ( в форме ГИА) | Тестирование, подведение итогов за год | Работа с тестами | |||
66-68. | 3 | Повторение курса «Общая биология» Подготовка к ГИА урок проверки и оценки знаний |
|
|
|
| систематизировать знания об органическом мире. | Работа с тестами ( в форме ГИА) | Тестирование, самопроверка | Работа с тестами |
21