- Преподавателю
- Биология
- Методическое описание проекта Может ли робот стать человеком?
Методическое описание проекта Может ли робот стать человеком?
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухарева И.И. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическое описание
проекта с использованием
интерактивной доски
Сухарева И.И.
учитель биологии, Родионово-Несветайский район Ростовской области, МОУ Веселовская средняя общеобразовательная школа
Баева Н.Г.
Методист РМК МУ «Управление образования Родионово-Несветайского района»
Использование на уроке интерактивной доски позволило:
-
Увеличить темп занятия.
-
Использовать большее количество разнообразных заданий; на этом же уроке появилась возможность проверить изученный материал в виде теста и тут же узнать результат (обратная связь).
-
Достичь положительного эмоционального настроя (сдвинь подсказку, составь таблицу).
-
Достичь высокого уровня наглядности. Все задания красочные, аккуратно выполненные, хорошо видны с любого места.
-
Увеличить степень самостоятельности работы учеников.
Тема: Анализаторы. Высшая нервная деятельность.
Предмет: биология
Класс: 8
Тема проекта: « Значение анализаторов для целостного функционирования организма человека»
Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний о целостности человеческого организма, влияния состояния анализаторов на высшую нервную деятельность.
Дидактические цели проекта
-
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
-
Формирование критического мышления, навыков работы в команде.
-
Расширить кругозор знаний
Методические задачи:
Закрепление понятия о высшей нервной деятельности, значении работы анализаторов для нормального функционирования человеческого организма,
Закрепление понятия второй сигнальной системы, значение речи и отдельного слова для абстрактного мышления.
Более широкое использование учащимися цифровых образовательных ресурсов в самостоятельной подготовке.
Использование умений обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных творческих работ и исследований.
Воспитательные задачи:
Формирование познавательного интереса к предмету,
Развитие коммуникативных умений учащихся,
Развитие социальной адаптированности учащихся
Методы:
Словесно-наглядный
Проблемно-поисковый
Проектный
Оборудование:
Таблицы «Строение анализаторов», »Рефлекторная дуга», модели глазного и слухового анализаторов, интерактивная доска, раздаточный материал, ЦОР «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы».
Основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы
-
Может ли робот стать человеком?
-
Что должен уметь искусственный человек для самостоятельного существования?
-
Существует ли искусственный интеллект?
-
Что должен предусмотреть творец андроида ?
Структура проекта: 1 урок.
-
Актуализация знаний. Воспроизведение видеоотрывка, вводящего в мир образов и ощущений человека, позволяющий в ходе урока актуализировать знания по теме и использовать в процессе постановки проблемного вопроса проекта. - 4 мин.
Постановка цели и учебных задач, озвучивание темы урока. Фронтальная проверка строения нервной системы, ее составных частей, анализаторов (при необходимости по таблицам) - 22 минуты. Вопросы о свойствах живой клетки и нейрона, сущности нервной регуляции организма (слайд 1), выполнение заданий на доске по указанию основных частей анализаторов, рефлекторной дуги, головного мозга - слайды со 2 по 13 и15.
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Слайд 12 Слайд 13 Слайд 15
Слайд 14 акцентирует внимание на вопросе тестового типа на отражение последовательности событий, слайд 16 - вопросе на установление соответствия. Сравнение строения анализатора и рефлекторной дуги в виде таблицы - Слайд 17.
Слайд 14 Слайд 16 Слайд 17
Выполнение теста по теме « Строение анализаторов».
Проверка теста в парах. - 7 мин.
-
Постановка проблемы, формирование групп, завершение 1 урока, домашнее задание. - 7 мин.
Фронтальная беседа по вопросам:
- способы регуляции функций организма;
- отличительные особенности нервной регуляции;
- роль отделов мозга в регуляции;
- отличительные особенности условных и безусловных рефлексов;
- отличительные особенности разумного поведения животных и ВНД человека;
-возможности замены суперкомпьютером человека.
Формулирование основополагающего вопроса
Может ли робот стать человеком?
Проблемные вопросы учебной темы:
-
Что должен уметь искусственный человек для самостоятельного существования?
-
Существует ли искусственный интеллект?
-
Что должен предусмотреть творец андроида?
Домашнее задание. Повторение вопросов для подготовки ответов на проблемные вопросы:
-
Механизм формирования условного рефлекса (на примере работ И.П. Павлова) фистульная методика - введение в исследование
-
Вторая сигнальная система и особенности ее работы
-
Связь речи и абстрактного мышления - повторение особенности строения предшественников человека и связь с образом жизни.
-
Психика человека. Сон и сновидения. Эмоции и другие особенности ВНД человека.
Слайд 18
2 урок-3 урок.
1. Беседа по вопросам повторения: - 4 мин.
-
Механизм формирования условного рефлекса.
-
Вторая сигнальная система и особенности ее работы.
-
Связь речи и абстрактного мышления.
-
Особенности ВНД человека.
-
Работа в группах по решению проблемных вопросов, подготовка визуального ряда подтверждения решения. Слайд 18, 19, 20. - 4 мин.
-
Выдвижение гипотез решения проблем
Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования : " Что должен уметь искусственный человек для самостоятельного существования?", гипотезой может служить следующее размышление: "он должен уметь обрабатывать информацию из окружающего мира таким образом, чтобы адекватно реагировать, общаться, учиться " и т. д. Время проведения: - 4 минут.
-
Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. Например, для данного исследования можно подготовить проект "Фантастика и жизнь", «Лучший ученик Ирины Ивановны - андроид Паша». Время проведения: - 3 минуты.
-
Подтверждение состава групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. - 4 мин.
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования. Время проведения: 6 минут. Учитель обсуждает с учениками вопрос о том, как найти источники информации по теме исследования. Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: - 5 минут.
6. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
7. Защита полученных результатов и выводов Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Время проведения: 10 минут.
8.Обобщение и закрепление.
Выполнение задания «Виртуальное путешествие в психику». Впишите пропущенные термины (при недостатке времени дается на дом).
Домашнее задание. Завершение исследования (индивидуальная работа), ответ на вопрос »Отношения общества к инвалидам по зрению, слуху». При необходимости работа в группах выносится на дополнительный урок и на внеурочную работу.