Урок биологии в 9 классе по теме Взаимоотношения между организмами в экосистеме

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический проект

Учебное заведение: районный теоретический лицей им. М.Губогло

Ф. И. учителя: Врагалева Т. И.

Класс: 9-ый

Предмет: биология (продолжительность 45 минут)

Тема: Взаимоотношения организмов в экосистеме.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Специальные компетенции учебного предмета «Биология»:

    1. Компетенция использования в различных ситуациях знания из области биологии, связанных с морфо - анатомическими структурами, жизненными процессами и явлениями, биологическими закономерностями и их роль в выживании организмов.

    2. Компетенция исследования биологических процессов с помощью лабораторных аппаратов и оборудования.

    3. Компетенция применения интерактивных методов сбора, регистрации, презентации, обработки и представления информации об организмах, процессах, биологических явлениях и связи между ними.

    4. Компетенция проектирования действия по охране биологического разнообразия и экосистем.

    Компетенция самостоятельного вовлечения в поддержании собственного здоровья и здоровья окружающих.

Субкомпетенции:


  1. Идентификация факторов, определяющих состояние равновесия и приводящих к нарушению равновесия в экосистеме

  2. Аргументация роли различных категорий организмов и человека в поддержании равновесия в экосистеме

Операциональные цели:


  1. Различать типы взаимоотношений между организмами одной экосистемы

  2. Графически изображать сложную схему разнообразия взаимоотношений между организмами в экосистеме

  3. Классифицировать типы взаимоотношений по характеру влияния на организм

  4. Формулировать определения взаимоотношений : протокооперация, симбиоз, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция

  5. Обосновывать необходимость существования отношений сотрудничества между организмами для их выживания

  6. Раскрывать механизм, обеспечивающий равновесие в естественных экосистемах, на примере равновесия систем «хищник - жертва», «паразит - хозяин»

  7. Объяснять роль хищничества и паразитизма в природных сообществах

  8. Распознавать факторы, определяющие исход конкурентной борьбы

  9. Раскрывать роль конкуренции в регулировании видового состава

Методы урока: эвристическая беседа, обсуждение, проблематизация, изложение,объяснение, запись в рабочих карточках, аргументирование, анализ, синтез, сравнение, мыслительные операции, рефлексия, оценивание, , просмотр презентации и flash-ролика.

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация, тестовые задания swf, Flash - ролик.

Библиография и используемые ресурсы: Учебник «Биология 9» Т. Козарь; «Поурочные разработки по биологии» Пепеляева, Сунцова; «Биология» Л.Денчиков, Е.Калак; рисунках Н.Л. Галева «Сто приёмов учебного успеха ученика на уроках биологии»; Реймерс Н. Ф. Экология, Реймерс Н. Ф. Популярный биологический словарь, Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 т.,Гольдфейн М. Д., Кожевников Н. В. и др. Проблемы жизни в окружающей среде, pedmir.ru ; it-n.ru ; collection.edu.ru

Этапы урока

Операциональные цели

Основное содержание

Деят-сть учителя

Деят-сть учащихся

Дидактичес

кие технологии

Оценивание

I. ВЫЗОВ.

(Организационный момент).

1 мин

Выявление отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Учитель приветствует учеников. Мобилизация учащихся, настрой на урок.

Сообщают об отсутствующих

Мобилизация

Концентрация внимания

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

2-3 мин

С3

Что такое экосистема? Из каких компонентов она состоит?

Связаны ли между собой организмы в экосистеме?

Иногда нам кажется, что связей между видами или популяциями нет, но это не соответствует действительности. Взаимодействия могут быть опосредованными и не проявляться достаточно явно. Кроме того, ученым часто может просто не хватать знаний для выявления этих взаимодействий. Сказанное выше можно проиллюстрировать примером, в свое время рассмотренным еще Ч. Дарвином.(слайд №3)

Ученый сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной урожая клевера в данной местности?». На первый взгляд, вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако, как пока­зывают дальнейшие рассуждения, эта абсурдность - лишь иллюзия. (слайд №3)

Предложите схему решения этой проблемы

Выслушивает ответы

Проводит корректировку





.Обсуждение предполагаемых схем и корректировка ответов

Дают определение экосистемы, перечисляют её компоненты




Высказывают предположения


Эвристическая беседа

Фронтальный опрос

Проблематизация

Аргументация


Рассказ



Обсуждение

Повторение ранее полученных знаний об экосистеме и её компонентах

Проверка правильности ответов определяется фронтальным оцениванием



Оценивание оригинальности подхода к решению предложенной проблемы

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ. (приобретение новых знаний)

20-25 мин

С1








С1

С2

О1





О3



О1



О2

В природе каждый организм живёт не изолированно (слайд 4). Его окружает множество других представителей живой природы. Все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды.

В сообществах организмы одной популяции могут питаться особями другой, могут использовать их как среду обитания, один из видов может испытывать на себе влияние продуктов жизнедеятельности другого. Всё это непосредственные взаимоотношения: их исход решается в ходе прямого контакта между особями. Разные виды могут использовать один и тот же ресурс, один вид может быть передающим звеном в цепи развития паразита, живущего за счёт второго вида. Такие взаимоотношения, осуществляющиеся через промежуточные звенья, называются опосредованными, или косвенными. (слайд 5)

Цель нашего урока изучит многообразие типов и видов взаимоотношений между организмами экосистемы.

Основу возникновения и существования биоценозов представляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп (место обитания биоценоза, от латинского bios жизнь, top место). Эти связи определяют основное условие жизни в сообществе, возможность добывания пищи и завоевывания нового пространства. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. По направленности действия на организм все взаимодействия подразделяются на:

  • Положительное (+) - один организм получает пользу за счёт другого.

  • Отрицательное (-) - организму причиняется вред из-за другого.

  • Нейтральное (0) - другой никак не влияет на организм.

(слайд 5)

Взаимоотношения между организмами можно поделить на 4 типа:

  1. Нейтральные

  2. Сотрудничество

  3. Антагонизм

  4. Конкуренция

Опишите особенности каждого типа взаимоотношений. Сравните ваши ответы с описанием в рабочей карточке ( слайд 6).

К какому виду взаимоотношений можно отнести каждый перечисленный тип?

Между какими из предложенных организмов существуют нейтральные отношения? ( слайды 7-8).

Вводное слово








Знакомит с темой и совместно с учащимися формулирует цели урока. ( слайды 1-2)




Совместно классифицируют отношения по характеру воздействия на организм,






Корректирует ответы, дополняет





Классифицируют взаимоотношения на прямые и косвенные


Записывают тему урока, формулируют совместно с учителем цели





Записывают классификацию отношений в тетрадях




Сравнивают ответы

Аргументируют ответы

Описывают особенности отношения, сравнивая ответами в рабочей карточке

Приводят примеры

Рассказ

Аудирование






Классификация

Объяснение

Запись в тетрадях







Классификация

Запись в тетрадях

Использование

условных обозначений

Классификация



Описание

Сравнение

Проблематизация

Мыслительные операции














Оценивание устных ответов




Оценивание индивидуальных устных ответов

О5


О3



О5

О4


О4


О4



О5


О4

О5







С2

А теперь изучим подробнее непосредственные взаимоотношения между организмами. По ходу урока будем заполнять примерами таблицу в рабочей карточке (см приложение).

Отношения сотрудничества можно поделить на две группы:

I.Взаимополезные

1. Протокооперация

2. Симбиоз

3. Мутуализм

II. Полезнонейтральные

  1. Комменсализм

А) Нахлебничество

Б) Сотрапезничество

В) Квартирантство ( слайд 9)

I Взаимополезные отношения - отношения, при которых оба организма извлекают пользу.

( слайд 10).

1.Протокооперация - совместное существование, выгодное для обоих видов, но не обязательное для них. Например: цветковые растения-насекомые-опылители, муравьи-семена растений. (слайд 11).

2.Симбиоз - отношения, при которых присутствие каждого из видов становится обязательным. Например: лишайники, бобовые растения и азотфиксирующие бактерии, шляпочные грибы и деревья (слайды 12-13).

3.Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из видов становится обязательным. Примеры: узкоспециализированные

к опылению растения (инжир, купальница, дурман, орхидейные) и насекомые; носорог и птицы; кедровки и семена кедровой сосны; сойки и дубы; шмели и клевер; бабочки-бражники и душистый табак (слайды 14-15).

IIПолезнонейтральные отношения - отношения, при которых один вид извлекает пользу, другой не получает ни пользы, ни вреда.

1. Комменсализм - один вид извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду (слайд 16).

А) Нахлебничество - потребление остатков пищи хозяина. Пример: львы и гиены; дельфины, акулы и рыбы-прилипалы (слайд 17).

Б) Сотрапезничество - потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса. Пример: различные виды почвенных бактерий-сапрофитов и высшие растения; грибы, почвенные черви, жуки-могильщики (слайд 18).

В) Квартирантство - использование одними видами других в качестве убежища или жилища. Пример: лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи); гнезда птиц, норы грызунов и членистоногие; рыбы и медузы, рыба горчак и двустворчатый моллюск (слайд 19).

ВЫВОД:
Такие приспособления помогают выживать живым организмам в природе без нанесения вреда другим организмам (слайд 20).

Объясняет принципы классификации

Приводит примеры взаимоотношений разного вида



Объясняет принципы классификации

Приводит примеры взаимоотношений разного вида






Объясняет принципы классификации

Приводит примеры взаимоотношений разного вида




Совместно формулируют выводы о роли отношений сотрудничества в жизни организмов и их необходимости для выживания отдельных видов

Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами




Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами







Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами




Формулируют вывод

Работа с индивидуальными рабочими карточками





Мыслительные операции

Анализ








Мыслительные операции


Заполнение таблицы




Анализ

Рефлексивная пауза



















Оценивание индивидуальных устных ответов


О3






О4



О6

О7

С2



О4


О6


О7











О6

О7

Антагонистические отношения можно поделить на две группы:

I Полезновредные (+-):

  1. Паразитизм

  2. Хищничество

II Взаимовредные (--):

  1. Конкуренция

  • межвидовая

  • внутривидовая

(слайд 21)

I Полезновредные (+-) -
отношения, при которых один из видов получает пользу, другой испытывает угнетение. (слайд 22)

  1. Хищничество

  2. Паразитизм

Просмотр фрагмента видеофильма «антибиотические отношения» часть 1 «Хищничество»

Хищничество - вид взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого (слайд 23). Пример: божьи коровки и тля, щуки и караси, волки и зайцы, травоядные животные и растения.

ПОДУМАЙТЕ:

Что произойдёт, если исчезнут хищники?

Почему длительный контакт хищник-жертва не приводит к исчезновению жертвы? (слайд 24).

ВЫВОД:

Хищники в природе сдерживают чрезмерное размножение растительноядных или всеядных животных и одновременно уменьшают опасность распространения среди них различных болезней. Бактерии-паразиты вызывают различные инфекционные заболевания.

(слайд 25).

Просмотр фрагмента видеофильма «антибиотические отношения» часть 2 «Паразитизм».

Паразитизм - отношения, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ другого вида в течение определенного времени ( слайд 26).

Например: свиной цепень, аскарида, вши, блохи, фитофтора, гриб-трутовик, насекомое-наездник, бактерии.

Паразиты могут быть временными, когда организм-хозяин подвергается нападению на короткий срок, лишь на время питания. Таковы слепни, клопы, блохи, мухи-жигалки.

Организмы способны длительное время использовать хозяина, не приводя его к слишком ранней гибели и обеспечивая себе тем самым наилучшее существование. К числу постоянных паразитов относятся: простейшие (дизентерийная амеба, малярийный плазмодий), плоские черви (цепни, сосальщики), круглые черви (власоглав, аскарида), членистоногие (чесоточный зудень). С гибелью хозяина погибает и паразит.

Гнездовой паразитизм свойственен позвоночным животным. Обыкновенная кукушка откладывает свои яйца в гнезда более 100 видов птиц, преимущественно мелких воробьиных. Птенцы паразитического вида появляются на свет быстрее, чем птенцы хозяина. Вылупившийся кукушонок выталкивает яйца и птенцов своих хозяев и получает всю пищу от приемных родителей.

Паразитические отношения встречаются и у растений. Особенно распространены паразитические бактерии и грибы. Один из самых процветающих паразитов высших растений - гриб рода фитофтора. Некоторые виды этого рода поражают любые растения.

ПОДУМАЙТЕ:

К чему бы привело отсутствие паразитов?

Почему паразит не убивает хозяина?

( слайд 27).

Объясняет принципы классификации

Приводит примеры взаимоотношений разного вида






Формулирует проблему

Выслушивает ответы

Корректирует

Совместно с учащимися формулирует вывод о роли хищников в поддержании равновесия в экосистемах



Рассказывает о многообразии паразитов и вреде наносимом ими организму-хозяину




Рассказывает о многообразии паразитов и вреде, наносимом ими организму-хозяину





Формулирует проблему, корректирует ответы

Формулируют вывод

Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами




Просматривают фрагмент, занося примеры в таблицу


Высказывают предположения

Аргументируют собственное мнение

Формулируют вывод



Просматривают фрагмент

Делают соответствующие записи в таблице


Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами









Высказывают предположения

Аргументируют собственное мнение


Мыслительные операции




Анализ фрагмента видеофильма

Заполнение таблицы


Обсуждение

Аргументация


Рефлексивная пауза



Заполнение таблицы


Рассказ






Рассказ

Аудирование






Проблематизация

Аргументация







Оценивание устных ответов при обсуждении вопросов

















Оценивание устных ответов при обсуждении вопросов

О3

О4



О3

О8




О9


С1

С2

II Взаимовредные отношения:
1.Конкуренция (--) -
это отношения организмов, которые близки по своим потребностям.

Организмы со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа (слайд 28).

Существует два вида конкуренции:(слайд 29)

Просмотр фрагмента видеофильма «антибиотические отношения» часть 3 «Конкуренция».

  • Внутривидовая - это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида ( слайд 30)

  • Межвидовая - это взаимоотрицательные отношения видов, занимающих сходную экологическую нишу.

Например: культурные растения и растения-сорняки, волк и лиса, щука и окунь (слайд 31).

ПОДУМАЙТЕ:

Какую роль играет конкуренция в регулировании видового состава сообщества?

Почему конкурентные отношения существуют на одном трофическом уровне? ( слайд 32)

ВЫВОД:

В ходе эволюции, на основе конкуренции в живой природе развились приспособления к выживанию (слайд 33).

Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя степень его устойчивости; при этом чем больше видовой состав биоценоза, тем устойчивее сообщество в целом.

Видовой состав входящих в сообщество организмов и количественное соотношение видовых популяций является одним из важнейших показателей структуры сообщества.

Беседа о необходимости конкурентных для регулирования численности особей

Выявление факторов, определяющих исход взаимоотношений




Анализирует совместно с учащимися факторы, определяющие исход конкурентной борьбы


Формулирует совместно с учащимися вывод о роли конкуренции в регулировании видового состава

Заполняют рабочие карточки соответствующими определениями и примерами

Смотрят фрагмент фильма

Делают записи в таблице и рабочих карточках




Анализируют факторы, определяющие исход конкурентной борьбы

карточках

формулируют вывод

Формулировка определений

Беседа


Просмотр фрагмента видеофильма




Анализ

Синтез

Обобщение

Рефлексивная пауза








Оценивание устных ответов при совместном обсуждении вопросов

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ и обобщение изученного материала.

10-12 мин.

О1




О1




О1

Определите тип и вид взаимоотношений между следующими видами:

А) рак отшельник - актиния, мурена - рыба-чистильщик, буйвол - воловьи птицы, человек-аскарида, львы - антилопы, овцы - козы, волки в стае ( слайды 34-36)

Б) задание в формате swf (слайд 37)

Классифицируйте типы взаимоотношений:

Пчела-волк стрекоза-кувшинка

Клещ-собака волк-рысь синица-синица

Берёза-подберёзовик лиса-волк

Заяц-бабочка бабочка-ласточка

Бычий цепень-корова пчела-шмель (слайд 38)

Какие пищевые отношения существуют между львами и шакалами. Когда пищи достаточно?

Какие отношения установятся между белым медведем и полярной лисицой, если медведю не будет хватать пищи?

Почему волки не изгоняют своих более слабых сородичей, когда пищи достаточно? (слайд 39)

ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЫЧНО ИМЕЮТ СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ И ПО-РАЗНОМУ ПРОТЕКАЮТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ. (слайд 40)

Объясняет как выполнять задания

Проверяет правильность выполнения

Корректирует ответы

Исправляет ошибки




Выслушивает ответы

Корректирует



Аргументируют выбор

Выполняют интерактивное задание, выбирая правильное название типа взаимоотношений

Классифицируют типы отношений по группам, аргументируя выбор


Высказывают собственное мнение

Аргументируют ответы

Обсуждают


Формулируют вывод и записывают его в карточках

Упражнение

Индивидуальная работа

Беседа

Анализ

Мыслительные операции

Аргументирование


Упражнение

Индивидуальная работа

Беседа

Анализ

аргументирование

Мыслительные операции

Обсуждение

Проблематизация

Анализ

Синтез

Рефлексивная пауза

Индивидуальное оценивание

Проверка решения через устное оценивание ответов


Индивидуальное оценивание

Проверка решения через устное оценивание ответов

Оценивание устных ответов фронтального опроса

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1-2 мин

Параграф 3.2, заполнить таблицу в рабочей карточке.

*придумать эмблемы для различных типов и видов взаимоотношений организмов.

(слайд 41)

Проводит инструктаж

Объясняет характер заданий и особенности их выполнения

Записывают домашнее задание в дневниках

Задают вопросы по домашнему заданию

Инструктаж

Объяснение

Запись в дневниках

VI. РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНИВАНИЕ.

1-2 мин

1.Свою работу на уроке я оцениваю на…

2. Сегодня на уроке мне…

3. На уроке мне больше всего понравилось…

4. Особенно сложным для меня было…

(слайд 42)

Выставляет оценки ученикам и комментирует их

Проводит рефлексию. Благодарит всех за урок

Отвечают на вопросы

Высказывают свои мнения и впечатления от урока

Синтез

Анализ

Обсуждение

Аргументация


Оценивание активности на уроке, правильности, корректности и полноты ответов

3

© 2010-2022